Современная культура и проблема ее дегуманизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная культура и проблема ее дегуманизации.



Дегуманизация появилась недавно. Говорили авторы начала 20 века (Бердяев, Блок, Шпенглер).

Суть: культура имеет свой смысл, главное предназначение – воспроизводство человека. Когда не справляется, не воспроизводит, тогда происходит ее дегуманизация. Это регрессия культуры, ее кризис, связано с регрессом развития чел-а. Исчезает человек как современный тип, из-за того, что культура ноходится в упадке. Культура становится все более массовой, агрессивной, классическая культура вытесняется. Вместо силы – насилие(подмена ценностей). Показателем силы становится право исполнения насилия, если отказались от того, что занчит слабый. Появляется культ «насилия».

Искусство. (Вальтер Баньямин). Деструктивное воздействие на человека, утрачивает духовную ценность. Появляется с момента тиражирования. Опошление, профанация искусства. Когда кто-то считает, что это и есть культура, появляется вульгарная культура. (бульварная лит-ра, сериалы). Развлекает, приносит удовольствие, но не развивает человека. Дегуманизация связана коммерционализацией искусства. Происходит в самых разных направлениях. Дополняется глобализ, этнические различия стираются(культура поддерживалась народом). Меняется человек, человек меняет культуру и наоборот. Культура утрачивает свой национальный образ. «Если культура утрачивает свою основную особенность (дегуманнизируется), можно ли ее назвать культурой?» - Шпенглер.

 

Одномерный человек (Маркузе)

Не в смысле гармоничный, соблюдающий меру(древность), под мерой имеется в виду некие качественный характеристики, которые выражают стандартную, усредненную природу. Воспроизводимость с пом. индустрии, общественные каноны (мера быть как все), с заниженными требованиями.

Вальтер Беньямин: «эпоха воспроизводимости». Маркузе написал в 60-е годы. Воспроизводить соц параметр чел-а в постиндустриальном обществе.

Насыщенность позитив, творческ характеристиками менее интенсивна. Мера видется различной у разных обществ. Противоречие между цивилизацией и культурой. Цивилизация – нечто усредненное, человек технологический, по своей эконом природе связан с индустрией, с технологиями. Чем выше технологии, тем больше возможностей воспроиз-я одномерного чел-ка. Попытки преодолеть одномерность, появление постмодернизма (стремление быть непохожими). Стремление непохожести, еще один элемент одномерности. Мера меняет свой характе, современная мера отличается от меры Маркузе. Человек «одной меры» был известен в истории и в разных областях(сословия,касты и т.д.). Социальная воспроизводимость не обязательно связана с индустрией, но и с появлением традиций, запретов. Мера имела культурный характер, сейчас воспроизведение с появлением технологий (СМИ, образование, полит регуляторы и т.д.). Утрачивается критерий, согласно которому сформировался человек. (В СССР – характеристики советского человека). Сейчас стандарта как такового нет.

Итог: в современной культуре приобретает необычное значение, необходимы усилия для воспроизводства (раньше традиции, теперь технологии). Раньше не задумывались. Жили внутри традиций. Система образования – мы включены в воспроизводство. Насыщенность разная(ментальность). В СССР – коллективистская культура, сейчас – индивидуальная.

Массовый человек (Артего-и-Гассет)

«Восстание масс». Более ста лет назад написала, уже сформировался к тому временп.

Масса-

1. Толпа;

2. Чернь (противопоставляется знати), низкие сословия;

3. Работы Маркса, рассматривается как люди, которые заняты трудом, трудящиеся, народные массы; кого относить к ним зависит от полит идеологии;

4. Связь с СМИ, на основе СМИ взникает коммуникация между массами, всеми жителями, всем населением.

Масса – аудитория, которая создается на основе того или иного источника информации. Масса измеряема и имеет масштаб, продукт технологии. Неопределенность присутствует (говорим, что смотря много человек, а кто на самом деле смотрит?). Нечто динамичное, основа – сетевая, инфа, а не политическая, социальная и т.д.

Должны иметь в виду все понятия толпы, учитывать все аспекты. В каждый конкретный случай масс человек меняет свой характер. В СССР – трудящийся, не чернь, занимаются общественной деятельностью. Соврем. – человек, который осваивает массовую культуру, под стереотип рекламы, отличается снижение, полит активности. Формируется как некий антипод советскому типу, «перевертыш». Воспризводится массовой коммуникацией (не путать со СМИ) – общение, товарно денежные отношения и т.д.

 

Нарцисс (Фрейд, Фромм)

Социокультурный – нарцисс –человек, для которого важны эстетические ценности, а главной ценностью выступает он сам. Нарциссизм – антропологический эстетизм, любовь к самому себе. Тип человека, который имеет определенные биологические корни (Дж.Локк). Тождественность я и снова я рассматривает Готлиф Фихте. Локк рассматривает проблему самоидентификации впервые. Гегель –анализ проблемы господина и раба, также в лекциях по эстетике (проблемы искусства в связи с соц. идеями). Фихте: философия самосознания.

Тип нарцисса имеет исторические корни(метался по Европе в поисках – Ницше). С эпохи Возрождения, с Платона (человек-нарцисс). Лосев относит Платона не только исследователям искусства, но и к человеку, влюбленного в свое тело с эстетической стороны. Эстетическое – все прекрасное, выявленное наружу, когда человек пытается выделиться, «выплеснуться». Ницш говорил, что человек по природе эстет. Нужно развивать дионисийское, стихийное начало. Нге искуственная красота(холодная), а естественная (живая).

Для романтиков главная ценность в человеке – красота (Гедерлин, Шлегель, Карамзин). Писали о прошлом красивом мире, считали, что такой мир возможен, возможно гед-то уже и существует. Романизм – исток нарциссизма (Липовецки, Манхейм, Фромм). С детства ориентирован на прекрасное, на удовольствие от созерцания прекрасного ребенок тянется к красивым вещам. Человек –нарцисс может быть разных типов. Все зависит от чувства прекрасного, человек может тянуться и к безобразному. Эта линия также имеет свою разветвленность в прошлом. Сейчас имеет приоритет (Фромм «некрофилия»), безобразное доминирует в СМИ, СМИ отражает то, что существует реально в обществе (массовое психическое отклонение). Созерцание страданиями других людей (Шопенгауэр). Нарцисс внутренне противоречив, тянется к прекрасному и к безобразному, разные виды, разные привязанности.

Виртуальный человек (Кастельс), «медиа человек»

Почему не возникло раньше? Есть причины, социальные причины. Должны появиться потребности, чтобы стать полезным, популярным. Выртуальный тип всегда существовал, но в разных типах, с разными системами коммуникаций. В современной культуре стал доминировать, определять другие сферы, системы. Не могут развиваться другие системы, общество без технологий.

Суть: истоком является духовная культура(считалась долгое время эфемерной). В современной культуре получило пространственное измерение, стала опредмеченной, осязаемой. Подкрепляется технически, технологически, рассеянная по всему обществу. Можем видеть, динамичная коммуникация, ориентир на массы людей. Виртульный человек ориентирован на духовные ценности. Универсальный носитель информации – интернет. Виртуальный человек – нормальный человек с духовной культурой, сейчас получил новое пространство, через новые технологии. Раньше непосредственно общались, теперь в новом пространстве. Если делает из этого культ – психич заболевание, особенно страдают дети, воспринимают за норму. Подконтролен в большей мере чем обычный человек. Больше возможностей контролировать, манипулировать. Несколько мистифицирован, но на самом деле он подвластен, контролируемый.

Интернет не только СМИ, но и система коммуникаций, ее запретить нельзя. Государство запрещая, подталкивает создание новых каналов передачи информации для нормального виртуального человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.005 с.)