Информация как новый экономический ресурс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация как новый экономический ресурс



Информация является одной из составляющих экономической системы. Более того, ни одна система не может существовать без информационных потоков. Нарушения в информационных потоках, их недостаточность приводят к сбоям в системах и к потерям в эффективности и прибыльности, к снижению экономической динамики. Информация становится неотъемлемым элементом в процедуре принятия решений, в особенности в менеджменте и маркетинге. Ее наличие или отсутствие является фактором, определяющим свободу выбора в принятии решений наряду со свободой предпринимательства и свободой выбора как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.

В информации заключаются определенные знания. Поэтому сегодня она стала одним из видов ресурсов, важнейшим условием производства. Известный специалист по менеджменту П. Дракер отмечает: «Традиционные «факторы производства» — земля (т. е. природные ресурсы), рабочая сила и капитал — не исчезли, но приобрели второстепенное значение. Эти ресурсы можно получать, причем без особого труда, если есть необходимые знания. Знание в новом его понимании означает реальную полезную силу, средство достижения социальных и экономических результатов»[6].

Нанотехнологическая революция

Намечается новый технологический сдвиг, который способен полностью преобразовать ныне существующие экономические системы. Он уже получил название «нанотехнологическая революция».

Инновационный тип экономического развития

Характерной чертой современного экономического развития в рыночных системах является выдвижение инновационного процесса на первый план. Идет постоянное обновление технологий во всех сферах экономики, а не только непосредственно в производстве. Инновации становятся важнейшим фактором экономического роста.

Развитие экономики всегда зависело от внедрения новых технологий, но в течение длительного времени этот процесс проходил крайне медленно. В современных условиях и, особенно на рубеже веков, экономическое развитие приобрело качественно новый характер.

Определяющие его черты представляются следующими:

во-первых, инновационный процесс как процесс создания, распространения и использования инноваций оказался в центре качественных, количественных и структурных изменений в экономике;

во-вторых, инновационный процесс превращается в постоянно действующий фактор экономического роста;

в-третьих, скорость изменений в экономике беспрецедентно высокая.

В целом рыночная экономика развитых стран перешла к инновационному типу развития. Следует особо обратить внимание на значение сближения процессов получения знаний, технического прогресса и внедрения новшеств.

Понятие инноваций

Инновации представляют собой внедренные в производство или в сферу услуг новшества в форме объектов, технологий, продуктов, являющихся результатом научных исследований, изобретений и открытий, и которые качественно отличаются от своих аналогов (или не имеют аналогов).

Понятие инноваций (новаторства) впервые ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Его понимание инноваций более широкое, чем приведенное выше определение. Он писал: «Форма и содержание развития в нашем понимании в таком случае задаются понятием «осуществление новых комбинаций».

Это понятие охватывает следующие пять случаев:

  1. 1) изготовление нового, т. е. еще не известного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
  2. 2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически не известного, метода (способа) производства, в основе которого необязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
  3. 3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
  4. 4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
  5. 5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия»[7].

Человек-новатор

Й. Шумпетер считал, что предпринимательские способности — это фактор экономического роста, отмечая при этом, что они становятся источником нестандартных решений, которые обеспечивают своевременную переструктуризацию производства, корректировку его масштабов, исходя из меняющихся требований рынка. Тем самым предприниматель выступает как новатор и ускоряет экономическое развитие.

Инновационный тип экономического развития требует особых качеств у работников самого разного уровня. Для осуществления инноваций необходим человек-новатор, способный к такого рода деятельности. Дж. Н. Ландрам на основе исследования деятельности ряда выдающихся предпринимателей-новаторов (Т. Эдисона, Б. Гейтса, Т. Тернера, А. Мориты, С. Хонды и других) выделяет черты, присущие им:

  • стремление к изменениям, к «созидательному разрушению»;
  • бунт против традиций;
  • любознательность;
  • «работа превыше всего»;
  • непоколебимый оптимизм;
  • харизматическое лидерство, умение влиять на людей;
  • стремление к риску в работе и в жизни;
  • предприимчивость;
  • новаторское предвидение[8].

Новаторство требует и особого типа мышления, способности видеть проблемы по-новому. Э. Боно в связи с этим сравнивает творческое и новаторское (креативное) мышление: «Взгляд с разных сторон значительно отличается от творческого мышления. Я довольно много работал с деятелями искусства. Творческие работники оказались не слишком способными смотреть на проблему художественного плана «с разных сторон». Мастера искусств, несомненно, необходимы для общества, так как их манера восприятия отличается от образа мышления других людей, однако художник тоже может быть ограничен рамками своего канала восприятия. Он не обладает гибкостью мышления, характерной для человека, который способен взглянуть на проблему с разных сторон, постоянно изменяя методики мышления и по-новому анализируя ситуацию»[9].

Парадоксы новаторства

Инновационная деятельность содержит «парадоксы новаторства в бизнесе», которые, по Ландраму, состоят в следующем. Во-первых, «наиболее вероятно создать такую инновацию, которая имеет тенденцию к застою. И наименее вероятно создать такую концепцию, которая действительно имеет тенденцию к новизне». Во-вторых, «те, кто лучше всего оснащен для осуществления изобретений и внедрения инноваций, имеют тенденцию к застою; те же, у кого меньше возможностей, становятся самыми известными инноваторами в мире». Такое положение связано с тем, что крупные, уже состоявшиеся компании заинтересованы в сохранении статус-кво, т. е. в защите существующих продуктов, услуг и технологий, а не в переменах.

Препятствием на пути перемен являются традиционные руководители, которым присущи соответствующие черты:

  • самонадеянность как обратная сторона уверенности;
  • мышление категориями сегодняшнего дня;
  • уверенность в собственной непогрешимости и правильности суждений;
  • количественное мышление как результат работы с крупными объектами и большими контингентами людей;
  • нетерпимость к проявлению индивидуализма, самостоятельности;
  • боязнь риска;
  • нетерпимость к инновациям.

Чтобы оказаться на гребне развития в условиях инновационного типа экономики, передовые компании мира на ближайшие 10–15 лет ставят перед собой следующие задачи:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.79.135 (0.03 с.)