Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стандартная библиотека языка си. Ввод, вывод данныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для обмена данными между компьютером и пользователем в стандартной библиотеке языка Си есть специальные функции – это printf и scanf. Первая выводит данные в стандартный консольный вывод, вторая получает данные и записывает их в переменные. Так же есть функции putc и getc, которые проделывают это с одним символом. Функции – это подпрограммы в Си, выполняющие определённые операции. Есть функции в стандартной библиотеке, но можно добавить в программу свои. Функция может возвращать значение, которое может быть использовано в программе. Например, функция printf возвращает количество выведенных символов, а scanf – количество распознанных элементов. Функции принимают аргументы, которые являются параметрами для выполнения. Аргументы перечисляются через запятую. В функции printf первым аргументом является выводимая строка, в которую вставляются, а вторым и последующими аргументами – эти самые переменные. Спецификаторы формата в первом аргументе определяют типы переменных и их форматирование. 1-му спецификатору формата соответствует 2-й аргумент, второму – 3-ий, и т.д. Общий вид спецификаций формата: %[флаг][ширина][.точность][h|l|L]тип Т.к. знак процента явл управляющим, то чтобы вывезти его, нужно прописать его дважды. Подробнее форматирование рассмотрим позже, данные могут выводиться и при отсутствии элементов, условно поставленных в квадратные скобки. Поэтому минимальный вид спецификаторов формата таков: %тип. Рассмотрим некоторые их типы: c Символ s Строка символов d, i Целое десятичное со знаком o Целое восьмеричное u Целое десятичное без знака x, X Целое шестнадцатеричное f Дробное число в фиксированном формате e, E Дробное число в научном формате g, G Дробное число в научном или фиксированном формате p Указатель (в шестнадцатеричном виде). Пример спецификаторов формата: %d – целое число %s - строка Аналогичные спецификаторы применяются и в scanf, первый аргумент определяет вид поступающих данных, только второй и последующий аргументы функции – указатели на переменные. Это необходимо для того, чтобы функция получила доступ к самим данным, а не к копии переменной, как это делается в случае передачи переменной в функцию. Чтобы получить указатель на переменную, необходимо добавить перед ней знак &. Итак, перейдём к практике. Рассмотрим следующий пример: // так обозначаются комментарии, они не учитываются компилятором #include int main() // главная функция { int i; printf("Enter integer number: ", i); scanf("%d", &i); // получение числа из стандартного ввода в переменную i i = i*i+3; // действия над переменной printf("Result: %d\n", i); // вывод результата, \n означает перевод строки return 0; } Данная программа получает число, возводит его в квадрат и прибавляет 3.
fprintf(name,“<управляющая строка>”[, <список аргументов>]) fscanf (name,“<управляющая строка>”[, <список аргументов>]) Управляющая строка содержит обычные символы, которые выводятся на экран, спецификации преобразования и управляющие символы константы. Каждая спецификация начинается с символа % и заканчивается символом преобразования. Между ними могут записываться “ – ”,”. ”,” l ”, указываться размер поля или максимальное число символов или цифр для вывода. Символы преобразования: d- аргумент преобразуется в десятичное целое со знаком u- аргумент преобразуется в десятичное целое без знака o- аргумент преобразуется в восьмеричное целое без знака x- аргумент преобразуется в шестнадцатеричное целое без знака c- значением аргумента является одиночный символ s- значением аргумента является строка символов g- значением аргумента является вещественное: либо f, либо e e- значением аргумента является вещественное типа float или double в форме с плавающей точкой f- значением аргумента является вещественное типа float или double в форме с фиксированной точкой p- значением аргумента является указатель. Для произвольного перемещения по файлу и прямого доступа к его компонентам используется функция fseek(name, long offset, int point), которая устанавливает указатель текущей позиции в файле на offset байт относительно точки отсчета, определенной значением point (0- от начала файла, 1- от текущей позиции, 2- от конца файла). Функция возвращает значение 0, если операция выполнена правильно, и –1, если есть ошибка. Для закрытия файла используется функция fclose(name). 41 Файловый ввод-вывод с использованием потоков. Для осуществления операций с файлами предусмотрено три класса: ifstream, ofstream и fstream. Эти классы являются производными, соответственно, от классов istream, ostream и iostream. Поскольку эти последние классы, в свою очередь, являются производными от класса ios, классы файловых потоков наследуют все функциональные возможности своих родителей (перегруженные операции << и >> для встроенных типов, функции и флаги форматирования, манипуляторы и пр.). Для реализации файлового ввода-вывода нужно включить в программу заголовочный файл fstream.h. Существует небольшое отличие между использованием предопределенных и файловых потоков. Файловый поток должен быть связан с файлом прежде, чем его можно будет использовать. С другой стороны, предопределенные потоки могут использоваться сразу после запуска программы, даже в конструкторах статических классов, которые выполняются даже раньше вызова функции main(). Можно позиционировать файловый поток в произвольную позицию в файле, в то время как для предопределенных потоков это обычно не имеет смысла. Для создания файлового потока эти классы предусматривают следующие формы конструктора: создать поток, не связывая его с файлом: ifstream(); // ofstream(); // fstream(); создать поток, открыть файл и связать поток с файлом: ifstream(const char *name, ios::openmode mode = ios::in); ofstream(const char* name, ios::openmode mode=ios::out | ios::trunc); fstream(const char * name, ios::openmode mode = ios::in | ios::out); Чтобы открыть файл для ввода или вывода, можно использовать вторую форму нужного конструктора fstream fs("FileName.dat"); или вначале создать поток с помощью первой формы конструктора, а затем открыть файл и связать поток с открытым файлом, вызвав функцию-член open(). Эта функция определена в каждом из классов потокового ввода-вывода и имеет следующие прототипы: void ifstream::open(const char *name, ios::openmode mode = ios::in); void ofstream::open (const char * name, ios::openmode mode = ios::out | ios::trunc); void fstream::open (const char * name, ios::openmode mode = ios::in | ios::out); Здесь name - имя файла, mode - режим открытия файла. Параметр mode является перечислением. Режимы открытия файла представляют собой битовые маски, поэтому можно задавать два или более режима, объединяя их побитовой операцией ИЛИ. В следующем фрагменте кода файл открывается для вывода с помощью функции open(): ofstream ofs; ofs.open("FileName.dat"); Обратим внимание, что по умолчанию режим открытия файла соответствует типу файлового потока. У потока ввода или вывода флаг режима всегда установлен неявно. Например, для потока вывода в режиме добавления файла можно вместо оператора ofstream ofs("FName.txt", ios::out | ios::app); написать ofstream ofs("FName.txt", ios::app); Между режимами открытия файла ios::ate и ios::app имеется небольшая разница. Если файл открывается в режиме добавления, весь вывод в файл будет осуществляться в позицию, начинающуюся с текущего конца файла, безотносительно к операциям позиционирования в файле. В режиме открытия ios::ate (от английского "at end") можно изменить позицию вывода в файл и осуществлять запись, начиная с нее. Для потоков вывода режим открытия эквивалентен ios::out | ios::trunc, то есть можно опустить режим усечения файла. Однако для потоков ввода-вывода его нужно указывать явно. Файлы, которые открываются для вывода, создаются, если они еще не существуют. Если открытие файла завершилось неудачей, объект, соответствующий потоку, будет возвращать 0: if (!ofs){ cout << "Файл не открыт\n";} Проверить успешность открытия файла можно также с помощью функции-члена is_open(), имеющей следующий прототип: int is_open() const; Функция возвращает 1, если поток удалось связать с открытым файлом. Например, if (!ofs.is_open()){ cout << "Файл не открыт\n"; return; } Если при открытии файла не указан режим ios::binary, файл открывается в текстовом режиме и после того, как файл успешно открыт, для выполнения операций ввода-вывода можно использовать операторы извлечения и вставки в поток. Для проверки, достигнут ли конец файла, можно использовать функцию ios::eof(), имеющую прототип int eof(); Завершив операции ввода-вывода, необходимо закрыть файл, вызвав функцию-член close() с прототипом void close(): ofs.close(); Закрытие файла происходит автоматически при выходе потокового объекта из области существования, когда вызывается деструктор потока.
42 Препроцессор. Директивы #include, #define, #if… Во всех компиляторах с языков C/C++ есть некая фаза, называемая препроцессированием. Фаза эта запускается автоматически и по большому счёту является прозрачной для пользователя (программиста). Т.е. пользователь в большинстве случаев препроцессор самостоятельно НЕ запускает. Препроцессирование - это процесс, на вход которого подаётся текст (текстовый файл) и на выходе формируется текст. Во время работы препроцессор занимается тем, что видоизменяет исходный текстовый файл. Команды препроцессора (их наз директивами) начинаются на символ #, который должен первым непробельным символом в строке. Первыми директивами препроцессора, с которыми сталкиваются начинающие, являются директивы #include и #define Директива include включает в текст программы содержимое указанного файла и имеет две формы: #include"имя файла" #include <имя файла> Имя файла должно соответствовать соглашениям ОС и может состоять только из имени файла, либо из имени файла с указанием пути к этому файлу. Способ поиска файла зависит от того, заключено ли его имя в двойные кавычки или в угловые скобки. Если имя файла задано в угловых скобках, поиск файла проводится в специальном каталоге. Обычно таким каталогом является каталог INCLUDE интегрированной среды разработки (IDE). Если имя файла указано в кавычках, то поиск файла начинается с текущего каталога, а если файл не найден, поиск продолжается в каталоге INCLUDE. Заголовочный файл (объект-заголовок) снабжает компилятор необходимой информацией о данных и функциях, которые могут использоваться в программе, имеет расширение.h (header) и представляет собой текстовый файл. Заголовочный файл может содержать определение типов, прототипы функций, объявление внешних переменных (extern), директивы препроцессора и комментарии. Любая C-программа должна содержать хотя бы одну директиву. Так, для реализации ввода/вывода должна присутствовать директива: #include <stdio.h> Файл stdio.h (standard input/output header) содержит необходимую информацию о средствах ввода/вывода информации. Директива define служит для замены часто использующихся констант, ключевых слов, операторов или выражений некоторыми идентификаторами - макросами. Идентификаторы, заменяющие текстовые или числовые константы, называют именованными или символическими константами. Идентификаторы, заменяющие фрагменты программ, называют макроопределениями, причем макроопределения могут иметь аргументы. Директива define имеет две синтаксические формы: #define идентификатор текст #define идентификатор (список параметров) текст Эта директива заменяет все последующие вхождения идентификатора текстом. Такой процесс называется макроподстановкой. Текст может представлять собой любой фрагмент программы на C, а может и отсутствовать вовсе. В последнем случае все экземпляры идентификатора удаляются из программы. Директива препроцессора #if во многом похожа на оператор if. Ее синтаксис имеет вид: #if условие фрагмент кода #endif В этой записи условие является целочисленным выражением. Если это выражение возвращает не нуль (истинно), то фрагмент кода, заключенный между директивой #if и директивой #endif, компилируется. Если же выражение возвращает нуль (ложно), то этот фрагмент игнорируется и препроцессором, и компилятором. 43 Одномерные массивы. Инициализация одномерных массивов. Ввод и инициализация массива символов. С++ позволяет инициализировать глобальные и локальные массивы на этапе объявления. Стандартный вид инициализации массива аналогичен инициализации переменных, как показано ниже: спецификатор типа имя_массива [размерN]... [размер1] = {список значений}; Список значений - это разделенный запятыми список констант, совместимых по типу со спецификатором типа. Первая константа помещается в первый элемент массива, вторая - во второй и так далее. За последней константой списка нет запятой. Обратим внимание, что точка с запятой следует за }. В следующем примере 10-элементный целочисленный массив инициализируется числами от 1 до 10: int i [10] = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10}; Это означает, что i[0] получит значение 1, i[9] - 10. Массивы символов, содержащие строки, допускают удобную инициализацию в виде char имя_массива [размер] = "строка"; При данной инициализации нулевой терминатор автоматически добавляется к концу строки. Нижеприведенный фрагмент кода инициализирует строку str фразой «hello»: char str[6] = "hello"; Это можно также записать: char str [ 6 ] = {'h', 'е', 'l', 'l', 'o', '\0'}; Обратим внимание, что в данной версии следует явным образом указать нулевой символ. Поскольку все строки в С оканчиваются нулевым символом, следует убедиться, что массив достаточно длинный для его вмещения. Именно поэтому str состоит из 6 символов, хотя «hello» имеет только 5 символов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.85.170 (0.007 с.) |