Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие изокванты, изокосты. Равновесие производителя.

Поиск

Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы.

Совершенно конкурентная фирма – фирма, принимающая цены на свою продукцию, независимо от реализуемого ею объема продукции.

Основные черты рынка совершенной конкуренции:

1. Исключается возможность участников рынка влиять на цены, цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. Это означает, что фирма является чистым конкурентом и цены принимает.

2. Продукция является однородной. Низкий уровень концентрации производства в отрасли.

3. Наличие свободных ресурсов для начала и расширения производства, барьеров на пути их продвижения нет.

4. Свободный доступ к рыночной информации всех субъектов рынка.

5. На решение отдельного субъекта не оказывается никакого давления ни со стороны другой фирмы, ни со стороны государства.

6. Главный метод борьбы в условиях совершенной конкуренции – ценовая конкуренция.

Долгосрочный период отличается тем, что производитель может увеличить свои возможности, поэтому все издержки становятся переменными, и число фирм на рынке может изменяться, т.е. фирма может выйти из дела или начать производить новую продукцию. Число издержек может увеличиться или сократиться. Равновесие на рынке будет достигнуто тогда, когда для фирм не будет стимула для входа и выхода из отрасли.

 

 

8. Проблема эффективности в экономике
Проблема эффективности — важнейшая проблема экономи­ки. Хозяйственная деятельность как на микро-, так и на макро­уровне предполагает постоянное соизмерение результатов и за­трат, определение наиболее эффективного варианта действий. В общем виде эффективность означает осуществление како­го-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и поте­рями.

Экономическая эффективность — результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики.

На микроэкономическом уровне — это отношение произведённого продукта (объём продаж компании) к затратам (труд, сырьё, капитал) минус единица.

На макроэкономическом уровне, экономическая эффективность равна отношению произведённого продукта (ВВП) к затратам (труд, капитал, земля) минус единица. Можно отдельно оценивать эффективность капитала, эффективность труда и эффективность земли (недр). Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества, и прежде всего потребностей, связанных с развитием человеческой личности. Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни. Основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальной экономики.

Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей.

Экономическая эффективность отдельного предприятия оце­нивается по ряду показателей. Экономический аспект эффективности оценивается через эффективность использования ресурсов (ресурсная или факторная эффективность) и показатели общей эффективности. Ресурсная эффективность определяется соотношением результа­та с одним из факторов производства (трудом, капиталом, мате­риалами и т. д.). Примерами показателей ресурсной эффектив­ности являются производительность труда, материалоотдача, ма­териалоемкость. Общая эффективность рассматривается как соотношение ре­зультата с общими текущими затратами и рассчитывается сле­дующим образом: Экономическая эффективность = Результат/Затраты

 

 

Проблема редкости и выбора в экономике. Граница производственных возможностей.


Перед любой экономической системой стоит проблема удовлетворения потребностей членов общества. Удовлетворение потребностей является целью любого производства, в этом заключается смысл экономики и деятельности людей. При этом необходимо учитывать два момента:

1. Экономические потребности людей безграничны.

2. Производственные ресурсы ограничены. Ограниченность ресурсов предполагает необходимость выбора направлений их использования. Общество стремится расходовать свои ресурсы наилучшим образом, то есть эффективно. Чтобы добиться подобной цели общество стремиться обеспечить:

o полную занятость, то есть использование всех пригодных ресурсов;

o полный объем производства, то есть использование ресурсов более рациональным способом.

Экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила; к природным — земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным — средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен.

В каждый определенный момент времени экономика должна жертвовать часть одного продукта, чтобы получить большее количество другого продукта. Ограниченность ресурсов означает, что общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди. «Ограниченность ресурсов» часто называют редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. 1)Проблема выбора в экономике заключается в необходимости выбирать альтернативный вариант использования ограниченных ресурсов, так как, если в экономике производиться два вида продуктов, то одновременно увеличить производство этих двух продуктов невозможно. 2)Суть проблемы выбора в том, что, если каждый используемый для удовлетворении многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

 

 

Виды инфляции.

  • Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).
  • Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
  • Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.
  • Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
  • Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
  • Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
  • В зависимости от темпов роста различают: Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков.

№ 52. Финансовая система: принципы построения и структура.

Финансовая система – совокупность финансовых звеньев, предназначенных для выполнения политических и экономических функций государства. Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Финансы – это совокупность экономических отношений или обязательств денежного порядка, существующих между государством, хозяйственными субъектами по поводу формирования, распределения и использования денежных средств.

Финансы выполняют распределительную, контролирующую, стимулирующую и фискальную функции.

Выделяют два основных принципа построения финансовых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Демократический централизм: значительная часть финансовых ресурсов (более 50%) сосредотачивалась в руках государства, остальная принадлежала предприятиям, которым предоставлялись определенные права и самостоятельность. Фискальный федерализм: разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти.

Структура: 1. Финансы домашних хозяйств. 2. Финансы предприятий и предпринимательских структур. 3. Финансы государства.

Государственные финансы – это система экономических отношений, связанных с образованием государством денежных ресурсов, мобилизованных в соответствии с действующим законодательством.

№ 48. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. 2. Инфляция перераспределяет доход, и богатства за счет тех, кто даёт деньги, исходя из нормальной и долгосрочной финансовой договорённости (ставка процента за кредит), в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества. Поэтому семьи и фирмы, имеющие значительную долю недвижимости в своей собственности (здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче.

3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросомна рынке. 4. Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делатьдолгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой покупательной способности. 5. Инфляция приводит также к обесцениванию амортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. 6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги.

Обычно выделяют два основных направления антиинфляци­онной политики государства: адаптивную политику, предпола­гающую приспособление к инфляции, смягчение ее последствий, и активную политику, направленную на ликвидацию причин ин­фляции. Суть адаптивной политики сводится к тому, что прави­тельство с определенной периодичностью индексирует основные виды фиксированных доходов населения (минимальная заработ­ная плата, пенсии, стипендии и т.п.). Обычно индексация со­ставляет 60—70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а с другой стороны, за счет разницы в 30—40 % постепенно, за полтора-два года, снизить спрос на на­циональном рынке и тем самым погасить инфляцию.

Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находя­щихся в обращении. Это предполагает, проведение денежной ре­формы конфискационного типа; контроль за денежной эмисси­ей; недопущение эмиссионного финансирования государствен­ного бюджета; текущий контроль за состоянием денежной массы в рамках осуществления кредитно-денежной политики.

Кроме указанных мероприятий предпринимается ряд других шагов, направленных против инфляции спроса и инфляции предложения: увеличение налогов и сокращение государственных расходов; сокращение дефицита госбюджета; стабилизация валютного курса; сдерживание роста факторных доходов (доходы владельцев факторов производства — плата за экономические ресурсы); борьба с монополизмом в экономике и прочие меры.

№ 14. Предложение, закон предложения. Факторы предложения и кривая предложения

 

Предложение —это количество товара, которое производители могут и хотят произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода.

Закон предложения — с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.

Факторы, приводящие к изменению предложения: неценовые факторы: 1)изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения) 2)изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары 3)перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение (экономика) снижается; ожидание снижения цен — предложение (экономика) увеличивается) 4)количество товаропроизводителей; 5) изменение в технологии производства; 6) налоги и субстидии.

Кривая предложения показывает движение предложения товара по мере изменения цены. Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).

 

№ 49.Совокупные расходы как выражение совокупного спроса. Кривая совокупного спроса.

Совокупным спросом называется общая сумма расходов па покупку всех конечных товаров и услуг в экономике в течение определенного промежутка времени. Иначе - это спрос на реальный национальный продукт, который мо­жет быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупный спрос (AD) включает в себя следующие виды расхо­дов: на потребление домашних хозяйств (С); фирм и предприятий на инвестирование (I); государства (правительства) па покупку ресур­сов, товаров и услуг (G); разницу между экспортом и импортом (чистый экспорт) (Nx). Таким образом, совокупный спрос может быть выражен формулой Простая макроэкономическая модель спроса представляет собой график, па оси ординат которого откладывается уровень цен, а на оси абсцисс - национальный реальный ВВП (рис. 4.1).

Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон под вли­янием трех факторов:1) эффекта процентной ставки. С повышением уровня цен фир­мам и домашним хозяйствам требуется больше денег для покупок потребительских товаров и услуг, на выдачу заработной платы и при­обретения ресурсов, поэтому в стране увеличивается спрос на деньги. 2) эффекта богатства {эффекта реальных кассовых остатков, или эффекта Лигу1). При росте цен в стране происходит обесцени­вание денег (инфляция). Население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои активы от обесценения. В результате объем сбережений в стране сокращается, растет ажиотажный текущий спрос;3) эффект импортных закупок. При росте внутренних цен на национальном рынке относительно мировых цен население страны будет приобретать больше импортных товаров. В то же время иност­ранные покупатели уменьшат объем закупок отечественных товаров, что также приведет к падению спроса на них. Снижение внутренних цен относительно мировых, наоборот, стимулирует рост совокупного спроса па национальный продукт.

.Под влиянием неценовых факторов происходят изменения в со­вокупном спросе, проявляющиеся в сдвиге его кривой право или вле­во. К таким факторам относятся:1) изменения в потребительских расходах (С). Снижение по­требительских расходов приводит к уменьшению совокупного спроса и сдвигает кривую совокупного спроса влево, и наоборот; 2) изменения в инвестиционных расходах (I). Снижение расхо­дов на инвестиционные товары уменьшает совокупный спрос и пото­му сдвигает его кривую влево, и наоборот;3) государственные расходы (G). Увеличение государственных закупок национального продукта ведет к возрастанию совокупного спроса, и наоборот; 4) расходы на чистый экспорт (Nx). Чистый экспорт — это раз­ница между величиной экспорта и импорта страны. Увеличение заку­пок отечественных товаров иностранными покупателями ведет к увеличению чистого экспорта и смещает кривую совокупного спроса вправо, так как растет спрос на продукцию экспорто-производящих предпри­ятий, и наоборот.

 

 

№ 50.Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения.

Совокупное предложение - это тот объем реального национального продукта (ре­альный ВВП), который производится и предлагается на националь­ном рынке при определенном уровне цен. Между совокупным пред­ложением и уровнем цен существует прямая связь. Кривая совокупного предложения (AS) о тражает изменения из­держек производства на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. В современной эко­номической литературе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения (рис. 4.3).Первый — горизонтальный или кейнсианский отрезок, отражает состояние спада, депрессии экономики, когда имеются избыточные мощности и ресурсы, наблюдается значительная безработица, так как предприятия полностью не загружены. Рост национального производ­ства происходит в результате загрузки простаивающих производствен­ных мощностей. Объем производства растет при сохранении суще­ствующего уровня цен, так как производители приобретают ресурсы по прежним твердым ценам. При расширении объема производства его издержки не увеличиваются, и цепы на товары остаются на том, же уровне. Второй отрезок - промежуточный, или восходящий, соответствует периоду оживления производства, выходу экономики из кризиса. Здесь увеличение реального объема производства национального про­дукта связано с ростом цен. Третий отрезок — вертикальный, или классический, отражает раз­витие экономики в условиях полной загрузки мощностей, полной за­нятости. Любое увеличение уровня цен не может изменить объем про­изводства и предложения национального продукта.

На величину предложения национального продукта влияют цено­вые и неценовые факторы. Прямая связь между уровнем цен и вели­чиной совокупного предложения выражается в движении вдоль кри­вой совокупного предложения. Нецеповые факторы сдвигают кривую предложения вправо вниз (для упрощения — вправо), или влево вверх (для упрощения — влево). Основным неценовым фактором являются издержки. Рост издержек уменьшает объем выпуска национального продукта и ведет к снижению объема предложения, и наоборот. На величину издержек, в свою очередь, влияют: цены на ресурсы (капи­тальные, трудовые, земельные); производительность факторов произ­водства; новая технология, налоги и субсидии.

 

 

№ 51. Макроэкономическое равновесие.

Макроэкономическое равновесие – состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Равновесие спроса и предло­жения в национальной экономике достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. В зависимо­сти от состояния экономики возможны различные варианты пересе­чения кривой совокупного спроса с каждым из трех отрезков кривой совокупного предложения, в связи с чем различают три вида макро­экономического равновесия. На рис. 4.4 пересечение кривых AD и AS происходит на восходя­щем отрезке совокупного предложения. Здесь отражена ситуация мак­роэкономического равновесия на стадии подъема, оживления эконо­мики, выхода ее из состояния спада. Предположим, что уровень цен равен Р1, При таком уровне предложение составит Q1, а спрос Q2. Поскольку спрос превышает предложение, между покупателями нач­нется конкуренция, и она поднимет цену до уровня Р. Повышение цен будет стимулировать производство национального продукта, и его предложение повысится до уровня Qe. В свою очередь, потребите­ли снизят спрос до величины Qe. Наступит макроэкономическое рав­новесие в точке Е. Пересечение совокупного спроса и совокупного предложения в точке Е определяет равновесный уровень цен в эконо­мике - Рe и равновесный реальный объем национального производ­ства — Qe.

Возможен случай, когда кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на горизонтальном (кейнсианском) отрезке (рис. 4.5).Макроэкономическое равновесие здесь наступит в точке Е. Ему соответствует предложение Qe и уровень цен Ре. Предположим, что экономика произвела национальный продукт в количестве Q2, а спрос равен Qe. Он меньше предложения и не позволяет скупить весь наци­ональный продукт. Образуется избыток продукта, и предприятия со­кращают выпуск до равновесного размера Qe. Если же предприятия выпускают национальный продукт в объеме Qv то совокупный спрос Ое превышает предложение, и поэтому производство национального продукта увеличивается до О,.Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предло­жения иа вертикальном участке кривой AS характерно для случая макроэкономического равновесия в условиях полной загрузки произ­водственных мощностей, наименьшего уровня безработицы (рис. 4.6). Если платежеспособный спрос увеличится с AD, до ADy то совокуп­ное предложение не может измениться, поэтому новое равновесие ус­тановится путем изменения уровня цен с Рх до Рт.

Если спрос вырастет, то на разных участках кривой совокупного предложе­ния макроэкономическое равновесие будет иметь следующий вид (рис. 4.7).На горизонтальном участке увеличение совокупного спроса с AD, до AD2 приведет к увеличению занятости и росту объема националь­ного продукта с Qt до Q 2 без увеличения цен. На восходящем отрезке увеличение совокупного спроса c AD2 до AD3 приведет к росту произ­водства национального продукта с Q2 до Q3 и увеличению цен до Р3, так как растет занятость и начинают использоваться незагруженные мощности. Увеличение же спроса на классическом (вертикальном) от­резке с AD3 до AD4 окажет влияние только на уровень цен, повысив их с Р4 до Р5, так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью. Что произойдет на разных отрезках совокупного предложения при снижении совокупного спроса? На кейнсианском отрезке объем про­изведенного национального продукта уменьшится, а уровень цен оста­нется постоянным. На вертикальном (классическом) отрезке цены снизятся, а объем национального продукта не изменится. На восходя­щем отрезке и уровень цен, и уровень национального продукта сни­зятся (см. рис. 4.7).Однако если спрос уменьшится с AD5 до AD4 и с AD3 до AD2, то первоначальное равновесие не восстановится. Это связано с неадек­ватной реакцией уровня цен на изменение спроса: уменьшение спро­са до прежнего уровня не сопровождается таким же снижением цен, они остаются на более высоком уровне, чем раньше.

 

№ 53. Государственный бюджет. Основные тенденции формирования и расходования.

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. По экономической сущности государственный бюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использова­ния общегосударственного фонда денежных средств. То есть государственный бюджет – это роспись государственных расходов и доходов на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (че­рез госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохо­да); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финан­совом состоянии экономики и позволяет его контролировать) и ре­гулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы ин­фляции, т.е. стабилизировать экономику).

Доходы и расходы бюджета. Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направ­ления бюджетных ассигнований. В бюджетах стран с переходной экономикой (в том числе и в бюджете Республики Беларусь) можно выделить следующие основ­ные группы расходов: затраты на содержание органов государствен­ного управления, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; расходы на национальную оборону; затраты на между­народную деятельность; расходы па финансирование национальной экономики (капитальные вложения, субсидии, дотации государствен­ным предприятиям и т.д.); затраты на науку; расходы на здравоох­ранение, образование, социальную политику (социальные пособия, пен­сии и т.д.); расходы на обслуживание государственного долга и т.д. Доходы государственного бюджета традиционно классифициру­ются по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоход­ный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). Наиболее часто применяется классификация доходов по источникам. Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В центральном бюджете они составляют от 80 до 90 % всех доходов. В местных на их долю приходится до 50 % всех поступлений. Источниками доходов могут быть неналоговые поступления: до­ходы от государственной торговли, от продажи государственной соб­ственности, золотовалютных резервов страны, отчисления прибыли центрального банка страны и т.д. Подавляющая часть текущих дохо­дов республиканского бюджета Беларуси формируется за счет таких налогов, как налог на добавленную стоимость, прямых налогов на до­ходы и прибыль, акцизов, доходов от внешней торговли и внешнеэко­номических операций.

 

№ 54. Дефицит бюджета и государственный долг.

Бюджетный дефицит представляет собою ту сумму денежных средств, на которую в данном финансовом году расходы бюджета превышают его доход. Он может быть вызван следующими причинами: необхо­димостью осуществления крупных государственных программ разви­тия экономики, милитаризацией страны, стихийными бедствиями, экономическими кризисами и т.д. Существует несколько способов финансирования бюджетного де­фицита. Один из них - повышение налоговых ставок. Другой способ -долговое финансирование. Оно имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государ­ственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке. Третий способ покрытия бюджетного дефицита - денежное финансирование. Источником покрытия бюджетного дефицита могут служить вне­шние займы. В странах с переходной экономикой для финансирова­ния дефицита могут быть использованы средства, полученные от при­ватизации государственной собственности.

Существуют разные точки зрения по поводу регулирования бюд­жетного дефицита. Можно выделить три основные концепции. Пред­ставители первой считают, что бюджет должен балансироваться еже­годно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Третья концепция - концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных фи­нансов является обеспечение макроэкономического равновесия, поэто­му можно не обращать внимания на бюджетный дефицит.

Финансовое положение стра­ны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от валового внутреннего продукта, 8—10 % расходной части госбюджета.

Государственный долг. Бюджетные дефициты порождают госу­дарственный долг. Государственный долг —это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Вне­шний - задолженность физическим, юридическим лицам, правитель­ствам других стран. Внутренний долг появляется при финансировании бюджетного дефицита путем выпуска государственных ценных бумаг. Чтобы последствия внутреннего долга не стали тяжелыми для экономики, правительство предпринимает определенные меры по уп­равлению долгом. Это могут быть: введение специальных налогов или повышение налоговых ставок; сокращение ассигнований по отдель­ным статьям госбюджета; секвестирование бюджета (равномерное уменьшение расходов по всем статьям государственного бюджета).Внешний долг может появиться по двумя основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным физическим и юридическим лицам, государствам. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внут­реннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим стра­нам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения..В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит.

 

№ 12. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели

1) Модели рыночной экономики зависят от исторических особенностей развития конкретной страны. Обычно выделяют 4 модели: американскую, японскую, немецкую и шведскую. В американской модели активно поощряется предпринимательская деятельность. Социальная политика строится на том, что каждый трудоспособный человек должен зарабатывать сам на себя и свою семью, а так же на обеспечение своей старости. Японская модель основывается на исторических традициях этой страны, на природе интересов нации над личными интересами, высокой труд. Дисциплине и ответственности работников, сильно развитой восприимчивости ко всему новому. В немецкой модели значительный удельный вес имеет гос. собственность, развитые гос. структуры управления, активная рационализация производственного аппарата. Для шведской модели характерна сильная соц. направленность и мощное гос. регулирование. Налоговая система позвл государству сосред в своих руках значительные средства и направлять из на реш-е соц проблем.

2) Экономика нашей страны относится к переходному типу. У нас нет развитой рын сист, мы создаём собств.национальную модель, модель соц.-ориентированной рыночной экономики с действенными механизмами гос. и рын.регулир-я, которые обеспечат восприимчивость экономики к НТП. Её основными особенностями явл: 1)сильная и эффективная власть, обеспечивающая политическую стабильность, 2) частный сектор развив наряду с государственным 3)приватизация не явл самоцелью, а средством создания эффективности собственника и заинтересованности инвестора, приватизация носит персональный х-р,4) ориентация на крупнотоварное с\х производство,5) интеграционные процессы со стр СНГ, и в 1 очередь с Россией, 6) сильная соц политика.

 

 

55. Налоговая система. Виды и функции налогов.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимае­мые государством с юридических и физических лиц с целью удовлет­ворения общественных потребностей. Налоги также - один из глав­ных инструментов воздействия государства на развитие экономики, поэтому создание эффективной системы налогообложения является важнейшей задачей любой страны. Налоги в экономике выполняют фискальную, регулирующую и социальную функции. Фискальная функция обеспечивает получение средств в государственный бюджет, внебюджетные фонды. Регулиру­ющая заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок, льгот можно влиять на процесс воспроизводства: стимулировать, развитие отдельных отраслей и видов производств, сдерживать развитие других, тем самым изменяя структуру нацио­нальной экономики; воздействовать, на совокупный спрос и предло­жение и т.д. Социальная функция позволяет государству с помощью прогрессивного налогообложения смягчать дифференциацию доходов в обществе.

Налоговая система и ее принципы. Закрепленная законодатель­но совокупность налогов, платежей, принципов их построения и спо­собов взимания образует налоговую систему. В основе построения совеменной налоговой системы лежат следующие принципы: всеоб­щность, обязательность, равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта обложения); однократность (недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимал­ся более одного раза); стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться); простота и доступность для восприятия; гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики); спра ведливость.

Виды налогов. По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые - это налоги на доходы физических и юридических лиц или па объекты имущества. Основными среди прямых налогов являются налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, поимуществен­ные налоги. К косвенным относятся налоги, которые включают в цену товара или услуги, увеличивая ее.. К косвенным налогам относятся налог па добавленную стоимость, на­лог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. По принципам построения различают пропорциональные (ставка налога остается постоянной при изменении дохода налогоплатель­щика), регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода) и прогрессивные (ставки возрастают с увеличением дохода нало­гоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги. В зависимости от цели использования налоги делятся на общие и специальные (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд. Специальные налоги имеют строго целевое назначение. Различают налоги государственные и местные. Существует классификация налогов и по объектам обложения. В соответствии с данным критерием выделяют следующие группы: налоги на имущество, ресурсные налоги, налоги на доходы или при­быль, налоги на действия и т.д. В зависимости от вида плательщи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.64 (0.018 с.)