Тема 1 предмет и метод экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 предмет и метод экономики



Вопросы семинарского занятия

1. Развитие предмета экономической теории.

2. Метод экономической теории.

3. Функции экономической науки.

 

Вопросы для повторения

 

 

1. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение?

2. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов в экономике? В каких случаях предпочтительнее нормативный, а в каких позитивный подход?

3. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией лучше исследовать на микроуровне, а какие – на макроэкономическом уровне? Почему?

4. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?

5. Охарактеризуйте разницу между концепцией человека как субъекта экономики в марксистской и неоклассической теориях.

6. Перечислите и коротко охарактеризуйте основные известные вам современные школы и направления в экономической науке. Покажите особенности предмета и метода каждой из них.

7. «Для свободной конкуренции характерны наличие неограниченного числа участников, полная свобода входа на рынок и выхода с него, однородность товаров и услуг, абсолютная полнота информации и неспособность ни одного агента рынка влиять на цену». Является ли это высказывание позитивным или нормативным?

 

Литература к теме 1

 

1. Добрынин, А.И. Общая экономическая теория: учебное пособие / А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева.– СПб.: Питер, 2003. – 282с.

2. Нуреев, Р.М Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М.Нуреев – М.: Норма, 2004. – 576с.

3. Курс экономической теории: учебник для вузов /под общ. ред. М.Н Чепурина., Е.А Киселевой. – Киров: АСА, 2001. – 740с.

4. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 896с.

5. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: вопросы и ответы. Ключевые понятия. Логика курса: учебное пособие /Е.Ф. Борисов.– М.:ИНФРА-М, 2001. – 192с.

6. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2005. – 640с.

 

 

ТЕМА 2 БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Вопросы семинарского занятия

 

1. Потребности, блага, ресурсы. Ограниченность ресурсов.

2. Товар и его свойства. Теории стоимости товара.

3. Производственные возможности. Экономический выбор. Альтернативные издержки. Эффективность.

4. Типы организации экономических систем. Собственность как основа экономической системы (экономическое содержание собственности).

 

Вопросы для повторения

 

1. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов?

2. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите собственные примеры.

3. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии технологии?

4. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?

5. Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриальной экономике? Индустриальном и постиндустриальном обществе?

6. Каким образом традиционное общество, рыночная и командная экономика решали проблему редкости ресурсов?

7. Перерисуйте и заполните на отдельном листе следующую таблицу:

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

Таблица 1

  ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВСЕОБЩИЕ
       
Природная среда      
Научные знания      

Продолжение табл. 1

       
Орудия труда      
Полезные ископаемые      
Трудовая квалификация      
Плодородие почвы      
Кооперация труда      
Внутрипроизводс твенное Разделение труда      
Общественное разделение труда      

 

Если данный элемент производительных сил соответствует какой-либо форме их развития, то в месте пересечения соответствующих строки и колонки поставьте знак «+».

 

ЗАДАЧИ

 

1. Программист Петрова зарабатывает в час 10 рублей. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 8 рублей за килограмм нужно стоять час, за говядиной по 12 рублей очереди нет. При каком объеме покупок рационально потребление более дешевой говядины для программиста Петровой? Ее матери?

 

2. В Казахстане один работник производит 1 т мяса или 20 ц пшеницы в год, в Кыргыстане - 2 т мяса или 10 ц пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируются 400 тыс., а в Кыргыстане – 100 тыс. человек. Президенты обеих стран подписывают соглашение об экономическом сотрудничестве, включая эффективное разделение труда в производстве хлеба и мяса. Как будет выглядеть совокупная кривая производственных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы?

 

Литература к теме 2

 

1. Добрынин, А.И. Общая экономическая теория: учебное пособие / А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева.– СПб.: Питер, 2003. – 282с.

2. Нуреев, Р.М Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М.Нуреев – М.: Норма, 2004. – 576с.

3. Курс экономической теории: учебник для вузов /под общ. ред. М.Н Чепурина., Е.А Киселевой. – Киров: АСА, 2001. – 740с.

4. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 896с.

5. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2005. – 640с.

 

ТЕМА 3 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Вопросы семинарского занятия

 

Сущность и функции рынка. Условия появления рынка.

Спрос и величина спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

3. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.

4. Предложение и величина предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

5. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.

6. Рыночное равновесие. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах времени. Паутинообразная модель.

 

Вопросы для повторения

 

1. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Обоснуйте ответ.

2. В каких единицах измеряется выигрыш потребителя – в денежных или в полезностных?

3. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по цене, по доходу; пары товаров с высокой и низкой перекрестной эластичностью. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплементов?

4. Покажите как отразится на модели спроса и предложения молока следующие события:

а) придя в магазин, пенсионерка обнаружила, что молоко по новой цене ей не доступно;

б) после повышения зарплаты госслужащих молоко перешло в разряд дефицитных товаров;

в) в результате рекламной кампании население стало предпочитать молоку кока-колу;

г) сокращение сельскохозяйственного производства в России сильно ударило по молочной промышленности;

д) экстренный импорт молочного концентрата из-за границы нормализовал ситуацию с молоком в Москве;

е) весной многие фермеры обнаружили, что по существующей цене производство молока для них невыгодно.

5. «Равновесие на рынке устанавливается, когда наибольший объем продукции находит сбыт. Неудовлетворенный спрос, как и затоваривание, служит признаком нарушения равновесия». Прокомментируйте эти утверждения.

6. Приведите примеры товаров, равновесие на конкурентных рынках которых не будет установлено. Проиллюстрируйте это на графиках спроса и предложения.

7. Для увеличения доходов госбюджета предлагается ввести налог на продажи. Его можно взимать с покупателей или продавцов. Какой вариант предпочтительнее для населения?

8. В 1973 г. страны–нефтеэкспортеры, объединенные в организацию ОПЕК, согласованно повысили цены на нефтепродукты. Какая связь между возможностью осуществлять такую политику и степенью эластичности спроса на нефть? Могут ли принять подобные меры страны, экспортирующие: а) бананы, б) алмазы?

 

ЗАДАЧИ

 

1. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями:

QD=2400-100P

QS = 1000+250P

Где Q - количество обедов в день, P- цена обедов.

А) вычислите равновесную цену и количество обедов, проданных по такой цене.

Б) Заботясь о студентах, администрация установила цену в з у.е. за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.

 

2. Функция предложения QS=3P-60, спроса QD=360-3P. Правительство устанавливает налог t=10 руб. на каждую единицу продаж. Определить равновесную цену, равновесный объем продаж до налогообложения, равновесную цену и равновесный объем продаж после налогообложения и объем собранных налогов.

 

3. Функция предложения QS=3P-300, спроса QD=900-3P. Правительство устанавливает налог t=10% к цене. Определить равновесную цену, равновесный объем продаж до налогообложения, равновесную цену и равновесный объем продаж после налогообложения и объем собранных налогов.

 

4. Чашка кофе в буфете стоила 10 руб., булочка – 5 рублей, бутерброд – 3 рубля. Когда цена кофе выросла до 15 рублей, продажи булочек увеличились на 5%, чая – на 50%, а продажи бутербродов упали на 10%. Определить коэффициенты эластичности спроса на булочки, чай и бутерброды по цене кофе, а также характер связи между этими товарами.

 

Литература к теме 3

 

1. Нуреев, Р.М Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М.Нуреев – М.: Норма, 2004. – 576с.

2. Курс экономической теории: учебник для вузов /под общ. ред. М.Н Чепурина., Е.А Киселевой. – Киров: АСА, 2001. – 740с.

3. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 896с.

4. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2005. – 640с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.014 с.)