Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие детей младшей группы (6—8 лет)

Поиск

§ высокий уровень активности

§ стремление к общению вне семьи

§ стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо

§ понимание различий пола

§ стремление получить время на самостоятельные занятия

§ ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным

Развитие детей средней группы (9—11 лет)

§ стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек

§ энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны

§ часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности

§ стремятся к большой мускульной активности

§ любят коллективные игры

§ шумны, спорят

§ влюбчивы

§ боятся поражения, чувствительны к критике

§ интересы постоянно меняются

§ мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству

§ начинают осознавать нравственные нормы

§ пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг

Развитие детей старшей группы (12—14 лет)

§ мальчики склонны к групповому поведению

§ дети испытывают внутреннее беспокойство

§ антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга

§ мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых

§ дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета

§ стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды

§ сопротивление критике

§ появляется интерес к заработку

Развитие подростков (15-16 лет)

§ девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками

§ наблюдается беспокойство о своей внешности

§ растет социальная активность

§ стремление к достижению независимости от своей семьи

§ поиск себя

§ происходит выбор будущей профессии

§ возникновение первой любви

§ проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»

СОВЕТЫ ВОЖАТЫМ

Дети младшей группы (6—8 лет)

§ организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега

§ развивайте умение лазать и пользоваться качелями

§ используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки

§ обучайте правильным навыкам труда

§ обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении

§ предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)

Дети средней группы (9—11 лет)

§ учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале

§ используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности

§ организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам

§ организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру;

§ стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей

Дети старшей группы (12—14 лет)

§ организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)

§ отдавайте предпочтение спортивным играм

§ используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий

Подростки (15-16 лет)

§ оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками

§ руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых

§ создавайте необходимые условия для отдыха

§ учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу

§ учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.

СОВЕТЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Младший возраст (6—8 лет)

§ Раздражительность, тоска по домашним, слезы. - Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.

§ Множество вопросов. - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.

§ Быстрая утомляемость. – Чередовать задания, игры и чем чаще, тем лучше.

§ Неуверенность в себе. - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.

§ Готовы пробовать все на вкус. - Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.

§ Опасность травматизма. - Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.

§ Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. - Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.

§ Слезы и страхи в темноте. - Не оставлять одного в темноте.

§ Желание играть со сверстниками. - Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.

§ Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. - Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.

§ Постоянные опоздания. - Не давать поручений (связанных с учетом времени.

§ Впечатлительность. - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».

Средний возраст (9—11 лет)

§ Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. - Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.

§ Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. - Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня.

§ ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество. - Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.

§ Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры. - Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.

§ Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. - Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.

Старший и подростковый возраст (12—16 лет)

§ Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. - Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.

§ Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли. - Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.

§ Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе. - В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.

§ Проявление чрезмерной самостоятельности. - Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.

§ Несбывающиеся мечты подростков. - Поразмышлять вместе с подростками о будущем.

 

Самоуправление в отряде

Под самоуправлением в отряде имеется в виду соуправление (совместное управление), в виде участия детей в управлении отрядом под руководством вожатых.

Как организовать самоуправление в отряде?

Одно из обязательных дел в отряде – организация органов самоуправления. Это дает возможность вожатому не отвлекаться на работу, которую могут выполнить дети и заняться другими проблемами формирования детского коллектива, а детям предоставляется самостоятельность в деятельности. Основа самоуправления в отряде – ЧТП – чередование творческих поручений. Собирайте весь отряд.

Говорите ребятам, что для интересной жизни в отряде вы предлагаете им разбиться на группы, которые будут помогать в отрядной работе. Говорите, что группы будут сменные, т.е. каждый ребенок побывает во всех группах. Смену групп удобней всего проводить раз в три дня.

Перечисляете ребятам группы и их функции. Пускаете листочки по количеству групп с названием группы и числом человек, которые могут туда записаться. Чтобы ЧТП работало, поместите списки ЧТП в отрядный уголок. И первые 5-6 дней строго следите за выполнением функций, анализируйте их деятельность на анализе дня.

Как определить лидеров?

Лидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. На первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде.

Лидеров можно определять разными способами. Один из них – это социометрия. Но в первые дни смены на ее проведение и обработку нет времени и групповая динамика очень велика, результаты всегда будут запоздалыми. Поэтому вожатый чаще всего использует свою интуицию и наблюдение. Вот основные признаки, которые отличают лидера в коллективе:

§ определенный авторитет в коллективе (к мнению этого человека прислушиваются, с ним советуются);

§ достаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция;

§ мнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам.

Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир отряда).

Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в отряде.

Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т.д. Ваша задача определить для себя лидеров в каждой деятельности.

Лидер отряда становится первым дежурным командиром.

Как провести отрядное планирование?

Ребятам выдается задание придумать название дел, которые они хотели бы провести в отряде. Минуты 2-3 даете на размышление, затем каждый по кругу предлагает свои варианты. Последними вы предлагаете свои варианты дел. Вы все фиксируете, потом пускаете листочек по кругу, и каждый ставит отметку напротив понравившегося ему дела. Зачитываете результаты и расставляете вместе с детьми дела в план-сетку отряда. При составлении необходимо учитывать дружинные дела, бытовые вопросы, родительский день, экскурсии т. д. Затем вы формируете творческие группы, которые будут отвечать за подготовку данных дел. Дети могут объединяться по симпатиям, единственное ограничение – количество человек в группе. Списки творческих групп вносите в отрядный уголок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.122 (0.009 с.)