Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реалистическое искусство в странах Западной Европы и Америки
Тема 3 Лекция 13 Реалистическое искусство в странах Западной Европы и Америки Реализм – свойство искусства воспроизводить истину действительности не посредством научного анализа, не посредством интеллектуального понятийного аппарата, а путем воспроизведения чувственных форм, в каких идея существует в реальности. При этом произведения высокого реализма демонстрируют огромную силу фантазии, ибо соревнуются в творческой силе с созидательной мощью природы и человеческого общества. Функция воспроизведения действительности в реализме предполагает единство художественного обобщения и индивидуализации, свойственное художественному образу.
Реализм, понимаемый как тенденция развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие наскальных изображений древнейших человеческих обществ, идеализация античного искусства, одухотворенность и одновременно «натурализм» поздней готики и т.д. Особенно интенсивен и продуктивен реализм в искусстве Ренессанса, от которого (через стадии голландской живописи XVII века, «просветительского» реализма) тянутся нити к реализму XIX века, когда возникло само понятие реализма (сформулировано в литературе Шанфлери, в изобразительном искусстве – Гюставом Курбе).
Реализм искусства XIX – XX веков отмечен социальной направленностью, многомерным изображением существенных сторон общественного бытия, правдивостью в деталях наряду с типическими обобщениями. Вместе с тем, наряду с несомненными достижениями, реализм второй половины XIX и XX веков имеет и свои слабые стороны – например, иллюстративность, свойственная некоторым передвижникам и особенно их последователям в XX веке.
В истории искусства существуют переходные художественные явления, которые отличает противоречивое единство как реалистических, так и нереалистических черт. Так например, в конце XIX и в XX веке реализм не всегда успешно дистанцировался от натурализма, хотя по самому своему понятию он во многом противоположен ему.
В современной эстетике и искусствознании отсутствует окончательно установленное определение реализма и его хронологических рамок. В западном искусствознании реализм нередко соотносится или даже отождествляется с натурализмом. Всю эту пеструю и бескрайнюю охранительно - коммерческую сферу художественной культуры, стремящуюся к сохранению и поддержанию жизни классики путем подражания традициям художественной культуры прошлого с включением каких-то новаторских элементов, часто механически заимствованных у авангарда и модернизма, можно определять как консервативную линию развития художественной культуры в ХХ веке.
Вместе с тем, среди представителей этого движения немало профессиональных мастеров, стремившихся работать в лучших традициях искусства прошлого, боровшихся за сохранение классических ценностей культуры, как в духовном, так и в художественно-эстетическом плане. Творчество Э.Барлаха, К.Кольвиц, Г.Грундига (Германия), А.Бурделя, Ш.Деспио, Ф.Сальмона и А.Фужерона (Франция), Ф.Мазереля (Бельгия). Р.Гуттузо и Дж.Манцу (Италия), А.Рефрежье, Э.Хоппера, Р.Кента, Э.Уайеса (США).
Тема 4. Советская художественная культура 1917 – 1955 годов Лекция 14 Судьбы русского авангарда в годы Советской власти
Первые послереволюционные годы в развитии советской художественной культуры характеризовались активной деятельностью и многообразием творческих объединений и групп. Представители всех видов искусств: литературы, театра, кинематографа, изобразительного искусства, - свою главную задачу видели в необходимости создания новой культуры нового социалистического общества.
Мировое значение приобрели успехи конструктивистской архитектуры (братья Веснины, М.Гинзбург, Б.Иофан, К.Мельников и др.) и конструктивистского («производственного») искусства (В.Татлин, А.Родченко, Л.Попова, В.Степанова, братья В. и Г.Стенберги и др.). Конструктивизм возник как логическое продолжение экспериментов кубистов и русских кубофутуристовв области исследования формы, пространства, объема, структуры в пластических искусствах. Родоначальником конструктивизма считается В.Татлин, который в 1913-1914 годах создал ряд так называемых «Угловых рельефов», выведя поиски пластической выразительности из плоскости картины в «реальное» пространство экспонирования с использованием «реальных» материалов (жести, дерева, бумаги и т.п.), окрашенных в соответствующие цвета.
Создатели конструктивизма основными его принципами считали рационализм, технологичность, функциональность, практицизм и выступали за распространение этих принципов во всех видах художественной деятельности, внедрение их в любое производство. «Превратить производство в искусство, а искусство – в производство» - таким был лозунг авангардных творческих поисков конструктивистов. Вторая фаза конструктивизма приходится уже на послереволюционный период в России, и она также связана с именем Татлина. Ее знаменует созданный им проект Монумента III Интернационалу (так называемая «Башня» Татлина, 1919-1920 гг.). Здесь уже создание «конструкции» подчинено конкретной утилитарной цели — воплощению идеи прогрессивной социально-политической роли в истории III (коммунистического) Интернационала. Русский конструктивизм добровольно встает на службу революционной идеологии большевиков, и уже до конца своего существования в России (середина— конец 1920-х) сохраняет свою привязанность к этой идеологии.
Большое внимание в эти годы уделялось реформированию художественного образования. В Москве были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС, 1920 – 1926), деятельность которых сыграла важнейшую роль в формировании теории и практики дизайна и производственного искусства. Близкие задачи в подготовке творческих кадров ставили перед собой М.Шагал и К.Малевич, усилиями которых в Витебске (1918 – 1921) было организовано Народное художественное училище, впоследствии преобразованное в Художественный институт.
Со второй половины 1920-х годов многие радикально-техницистские принципы и проекты конструктивистов, как и деятельность других авангардных объединений и групп, стали все больше расходиться с идеологическими установками большевиков. Власти стали резко отмежевываться от авангарда, а позже и вовсе заклеймили его представителей формалистами, лишив возможности заниматься творчеством или существенно ограничив его рамки. Некоторые авангардисты еще в начале 1920-х годов покинули Россию, не находя в ней применения своим силам. В 1922 году по распоряжению Ленина из страны насильственно был высланы многие представители научной и творческой интеллигенции, ориентированные на авангардные установки в своей деятельности. Русский авангард завершил свое существование на родине. Его идеи, теоретические и практические достижения получили продолжение и развитие в западноевропейском и американском искусстве, архитектуре, дизайне.
Лекция 15 Художественная культура 2-ой половины ХХ века Тема 5. Поп-арт Лекция 16 Тема 6. Модернизм. Образы, концепции, традиции Лекция 17 Гиперреализм Гиперреализ - художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности. Как в своей практике, так и в эстетических ориентациях на натурализм и прагматизм гиперреализм близок поп-арту: их прежде всего объединяет возврат к фигуративности. Выступает антитезой концептуализму, не только порвавшему с репрпрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип материальной реализации художественного концепта. Магистральным для гиперреализма является точное, бесстрастное, внеэмоциональное воспроизведение действительности, имитирующее специфику фотографии. Гипререализм акцентирует механический характер изображения, добиваясь впечатления гладкописи при помощи лессировки, аэрографии, эмульсионных покрытий. Цвета, объемы, фактурность упрощаются. И хотя излюбленная проблематика гиперреализма – реалии повседневной жизни, городская среда, реклама, портреты людей, создается впечатление статичной, холодной, отстраненной, отчужденной от зрителя сверхреальности. В гиперреализме присутствует и поисковый, экспериментальный пласт, связанный с усвоением наиболее передовых технологий и приемов фотографии и киноискусства: крупный план, детализация, оптические эффекты, монтаж, съемка с высокой точки и т.д.
Гиперреализм возник в США во второй половине 1960-х годов. Творчество его адептов в области живописи и скульптуры (М.Морли, Р.Эстес, Ч.Клоуз, Г.Рихтер, Д.де Эндреа и др.) посвящено достаточно определенной тематике: портретные изображения своих современников, рекламные щиты, брошенные автомобили, витрины с отражающейся в них городской жизнью, конные бега, и т.д.
Художественный опыт гиперреализма явился предтечей постмодернизма в живописи и скульптуре. Ряд его приемов стал органической частью постмодернистстского художественного языка. В произведениях сочетается традиционная натуралистическая техника с современными кино-, фото -, видеоприемами воздействия на зрителя, эффектами виртуальной реальности: гипнотически жизнеподобные детали в сочетании с нулевым градусом интерпретации создают атмосферу замкнутости личности на фоне самодостаточной вещности мира.
Лекция 18 Концептуализм Концептуализм - последнее по времени возникновения (1960-е — 1980-е) крупное движение авангардаи одновременно одно из главных направлений модернизма.Один из его основателей Джозеф Кошут в своей программной статье «Искусство после философии» (1969) назвал концептуализм «постфилософской деятельностью», выражая тем самым суть концептуализма как некоего культурного феномена, пришедшего на смену традиционному искусству и философии, «смерть» которых западная наука констатировала именно в 1960-е годы. Среди основателей и главных представителей концептуализма называют, прежде всего, имена американцев Р.Берри, Д.Хюблера, Л.Вейнера, Д.Грехэма, Е.Хессе, Б.Шумана, Оно Кавары, членов английской группы «Искусство и язык» и др. Первые манифестарно-теоретические статьи о концептуализме были написаны самими его создателями Солом Ле Витом и Дж.Кошутом. Концептуализм претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки — эстетику,искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность, артефакт ). На первый план в концептуализме выдвигается концепт — замысел произведения, выраженный в виде формализованной идеи, его вербализованной концепции; документально зафиксированный проект. Суть арт-деятельности усматривается концептуализмом не в выражении или изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой «идее», в ее конкретной презентации, прежде всего, в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, фоно-записей. Сам артефакт в виде картины, объекта, инсталляции, перформансаили любой иной акции является приложением к документальному описанию. Главное в концептуализме — именно документальная фиксация концепта и процесса его материализации; его реализация (или варианты реализации) желательна, но не обязательна. Акцент в визуальных искусствах, таким образом, переносится из чисто визуальной сферы в концептуально-визуальную, то есть с конкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление.
Под влиянием структурализмав сфере визуальных искусств главную роль начинает играть язык человеческой коммуникации, а на все поле визуальной презентации распространяется понятие «текста». Классическим образцом начального концептуализма является композиция Дж.Кошута из Музея современного искусства в Нью-Йорке «Один и три стула» (1965), представляющая собой три «ипостаси» стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из Энциклопедического словаря. Концептуализм, таким образом, принципиально меняет установку на восприятие искусства. С художественно-эстетического созерцания произведения она переносится на возбуждение аналитико-интеллектуалистской деятельности сознания реципиента, лишь косвенно связанной с собственно воспринимаемым артефактом. При этом концептуалисты достаточно регулярно играютна предельно тривиальных, банальных, общеизвестных вроде бы в обыденном контексте «концепциях» и «идеях», вынося их из этого контекста в заново созданное концептуальное пространство функционирования (в музейную или выставочную среду, например).
В художественно-презентативной сфере концептуализм продолжает и развивает многие находки конструктивизма, реди-мейд Дюшана, дадаизма,конкретной поэзии, поп-арта.Важное место в его «поэтике» занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, которое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста), изображения и самого объекта. Концептуализм стремится к дематериализации арт-творчества. Концептуалисты фиксируют внимание реципиента не столько на артефакте, сколько на самом процессе формирования его идеи, функционировании произведения в концептуальном пространстве, на ассоциативно-интеллектуальном восприятии артефакта. Контекст играет в концептуализме, может быть, даже большее значение, чем сам артефакт.
Большинство произведений концептуализма рассчитано только на единоразовую презентацию (или актуализацию в поле культуры); они не претендуют на вечность, на непреходящую значимость, ибо принципиально не создают каких-либо объективно существующих ценностей. Поэтому они и собираются, как правило, из подсобных, быстро разрушающихся материалов (чаще всего из предметов утилитарного обихода, подобранных на свалке) или реализуются в бессмысленных (с позиции обыденной логики) действиях. Как, например, проведенная К.Ольденбургом акция по вырыванию специально нанятыми могильщиками большой прямоугольной ямы в парке у Метрополитен-музея в Нью-Йорке и последующим засыпанием ее; или похороны С.Ле Витом металлического куба в Нидерландах. Акции тщательно документировались в фотографиях. В историю (в музей) должен войти не сам артефакт, а его «идея», зафиксированная в соответствующей документации и отражающая не столько произведение, сколько его функционирование в ситуации презентации или акции; жест, произведенный им и его создателями в момент его актуализации. Концептуализм, с одной стороны, выдвигает на первый план логически продуманную и прописанную концепцию, просчитанный до мелких деталей проект; с другой же, — его артефакты, перформансы, жесты пронизаны алогизмом, парадоксальностью, абсурдом. Изначальный дотошный «логоцентризм» концепции как бы снимается иррационализмом всего целостного концептуального пространства, в котором живет его создатель и в которое он приглашает избранных зрителей.
Адекватное восприятие большинства артефактов концептуализма доступно только «посвященным», то есть зрителям, освоившим алогичную логику концептуального мышления и стратегию поведения в концептуальном пространстве. Концептуализм отделен глухой стеной от обывателя или даже любителя искусства, не искушенных в его «правилах игры». Являясь, таким образом, практически элитарным и почти эзотерическим феноменом, то есть предельно замкнутым в себе, концептуализм на практике как бы активно размывает границу между искусством (в традиционном понимании) и жизнью, вроде бы вторгается в эту жизнь; и одновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического. Одной из своих целей концептуализм ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в сферу искусства.
Отрицая и в теории, и на практике традиционные законы эстетики, концептуализм, тем не менее, фактически вовлекает в сферу эстетического (то есть неутилитарного) массу вне-эстетических и даже антиэстетических элементов и явлений. Концептуализм ориентирует сознание реципиента на принципиальный антипсихологизм. Доведенная до абсурда простота, тривиальность, монотонность, приземленность многих артефактов концептуализма провоцирует импульсивное возмущение реципиента, взрыв его эмоций.
Лекция 19 Акционизм Акция (или искусство акции) - обобщенное понятие для обозначения динамических, процессуальных практик современного искусства (арт-практик), в которых акцент переносится с результата арт-деятельности на ее процесс. Первые акции проводились дадаистамии сюрреалистамиеще в 1910-1925 годах и носили, как правило, демонстративно эпатажный и деконструктивный характер. Следующим этапом сознательного перенесения внимания художника (а в какой-то мере и зрителя) с произведения на процесс его создания стала живопись действия,крупнейшим представителем которой был Джексон Поллок. Спонтанный процесс разливания или разбрызгивания красок по холсту, которым управляли исключительно глубинные подсознательные импульсы художника, выходил здесь на первый план. Сама возникшая картина рассматривалась лишь как документ, подтверждающий факт совершения акции, как уникальная психограмма творчества. Развитием этих акций стали знаменитые «Антропометрические» перформансы Ива Клайна, проходившие в Галерее современного искусства в Париже в 1960 году. В акции «Антропометрия синей эпохи» три обнаженные модели обмазывались с помощью Клайна синей краской и прижимались своими телами к развешанным по стенам чистым холстам. В процессе перформанса струнный оркестр исполнял «Монотонную симфонию», состоявшую из одного непрерывного тона, длившегося 20 мин. Художник был в черном смокинге, приглашенные зрители — в вечерних туалетах. Сразу же после акции прошла сорокаминутная дискуссия о значении мифа и ритуала в искусстве между Клайном и ташистомЖоржем Матье. Документальные отпечатки на холсте, полученные в результате «Антропометрических» акций Клайна, составили его знаменитую серию ANT, отдельные полотна которой экспонируются сегодня во многих музеях мира.
В 1950-е — 1960-е годы искусство акциивыходит на новый уровень, превращаясь в некое театрализованное действо, совершавшееся как в специальных помещениях, так и на природе или на городских улицах и площадях, и включавшее в свой состав элементы многих видов искусства и арт-практик (как статических, так и процессуальных). Это явление можно рассматривать как своеобразную реакцию на ставшую к середине столетия традиционной тенденцию многих искусств к некоему синтетическому объединению, к выходу искусства из музейных и выставочных залов в окружающую среду. Создатели подобных акций тяготели к все более активному включению зрителей в процесс творчества.
С середины столетия регулярно появляются художественные манифесты и декларации приверженцев акционизма (в частности, «Белый манифест» Л.Фонтана, призывы композитора Дж.Кейджаи т.п.). В них декларируется необходимость в соответствии с новыми жизненными условиями создавать четырехмерное искусство, развивающееся в пространстве и времени, концентрирующее внимание на конкретной жизнедеятельности, использующее все новейшие достижения техники и технологии, чтобы идти в ногу со временем. В отличие от традиционного театрального или музыкального искусства акции (перформансы ) носят, как правило, иррациональный, парадоксально-абсурдный характер и обращены непосредственно к внесознательным уровням психики реципиента. Большое значение в акции играют жест, мимика, паузы между действиями и жестами. Существенное влияние на становление акционизма оказало увлеченность его создателей восточными и первобытными культами, шаманскими обрядами, восточными философско-религиозными учениями, доктринами, практиками медитации и т. п.
Среди акций этого типа можно выделить хэппенингии перформансы. Первые совершаются, как правило, в местах обычного пребывания публики (на улицах, площадях, набережных, в парках, скверах), носят более или менее импровизационный характер, и их организаторы стремятся вовлечь в действо оказавшихся на месте проведения зрителей. Наибольшее распространение хэппенинги получили в Америке. В Европе более популярными стали перформансы — акции, совершающиеся или в специальных помещениях, или на открытом воздухе на специальных площадках по заранее разработанному сценарию. Здесь существует большая дистанция между исполнителями и зрителями, чем в хэппенинге. Особой формой акций стал лэнд-арт, в котором деятельность художника выносится на природу, а материалом для арт-объектов служат или чистые природные материалы, или их сочетание с минимальным количеством искусственных элементов. Жест художника переорганизовывает окружающую среду в огромное художественное пространство, где природа предстает не пассивным фоном, а активным созидающим началом (работы Р.Смитсона, Кристо и Жан-Клод).
Значительный вклад в развитие акционизма был сделан движением «Флуксус» (Fluxus — существует с начала 1960-х годов), в котором акции назывались «концертами» и для них писались специальные «партитуры». Представители этого движения выдвигали в качестве программных принципов стирание личностного начала в акциях (авторская корпоративность); гибридность акций, включающих в свой состав элементы различных видов искусств; принципиальную несерьезность, игривость, преходящий характер акции. Напротив, другие создатели (они же и исполнители) акций (например, Й.Бойс,Г.Нитч) воспринимали их крайне серьезно и почти сакрально — как некие современные магические или шаманские действа. Принципиальная абсурдность, недоступность рассудочного прочтения этих акций способствуют созданию вокруг них ореола некой первозданной, наивной (изначальной, доцивилизационной, то есть «чистой») сакральности.
Хэппенинг, как вид современных арт-практик, оказал значительное влияние на развитие театра и танцевального искусства. (Театр «Офф-Бродвей» – творческая многоплановость, присущая хэппенингу. Нью-Йоркская танцевальная группа Мерса Каннингема – тесное сотрудничество с Дж.Кейджем, музыкантом-авангардистом и членом группы «Флуксус», которое привело к более свободной интерпретации взаимоотношений тела и пространственно-музыкального контекста.)
Тема 7. Постмодернизм Лекция 20 Лекция 21 Лекция 22 Лекция 23 Лекция 24 Лекция 25 Лекция 26 Лекция 27 Лекция 28 Тема 3 Лекция 13 Реалистическое искусство в странах Западной Европы и Америки Реализм – свойство искусства воспроизводить истину действительности не посредством научного анализа, не посредством интеллектуального понятийного аппарата, а путем воспроизведения чувственных форм, в каких идея существует в реальности. При этом произведения высокого реализма демонстрируют огромную силу фантазии, ибо соревнуются в творческой силе с созидательной мощью природы и человеческого общества. Функция воспроизведения действительности в реализме предполагает единство художественного обобщения и индивидуализации, свойственное художественному образу.
Реализм, понимаемый как тенденция развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие наскальных изображений древнейших человеческих обществ, идеализация античного искусства, одухотворенность и одновременно «натурализм» поздней готики и т.д. Особенно интенсивен и продуктивен реализм в искусстве Ренессанса, от которого (через стадии голландской живописи XVII века, «просветительского» реализма) тянутся нити к реализму XIX века, когда возникло само понятие реализма (сформулировано в литературе Шанфлери, в изобразительном искусстве – Гюставом Курбе).
Реализм искусства XIX – XX веков отмечен социальной направленностью, многомерным изображением существенных сторон общественного бытия, правдивостью в деталях наряду с типическими обобщениями. Вместе с тем, наряду с несомненными достижениями, реализм второй половины XIX и XX веков имеет и свои слабые стороны – например, иллюстративность, свойственная некоторым передвижникам и особенно их последователям в XX веке.
В истории искусства существуют переходные художественные явления, которые отличает противоречивое единство как реалистических, так и нереалистических черт. Так например, в конце XIX и в XX веке реализм не всегда успешно дистанцировался от натурализма, хотя по самому своему понятию он во многом противоположен ему.
В современной эстетике и искусствознании отсутствует окончательно установленное определение реализма и его хронологических рамок. В западном искусствознании реализм нередко соотносится или даже отождествляется с натурализмом. Всю эту пеструю и бескрайнюю охранительно - коммерческую сферу художественной культуры, стремящуюся к сохранению и поддержанию жизни классики путем подражания традициям художественной культуры прошлого с включением каких-то новаторских элементов, часто механически заимствованных у авангарда и модернизма, можно определять как консервативную линию развития художественной культуры в ХХ веке.
Вместе с тем, среди представителей этого движения немало профессиональных мастеров, стремившихся работать в лучших традициях искусства прошлого, боровшихся за сохранение классических ценностей культуры, как в духовном, так и в художественно-эстетическом плане. Творчество Э.Барлаха, К.Кольвиц, Г.Грундига (Германия), А.Бурделя, Ш.Деспио, Ф.Сальмона и А.Фужерона (Франция), Ф.Мазереля (Бельгия). Р.Гуттузо и Дж.Манцу (Италия), А.Рефрежье, Э.Хоппера, Р.Кента, Э.Уайеса (США).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.144 (0.011 с.) |