Проблема рока, судьбы, фатума (что такое Судьба. И можем ли мы изменить ее. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема рока, судьбы, фатума (что такое Судьба. И можем ли мы изменить ее. )



Проблема рока, судьбы, фатума (Что такое судьба? И можем ли мы изменить ее?)

Тезисы

- Судьба помогает лишь смелым.

- Судьба никогда не принимает оправданий.

- В несчастье судьба всегда оставляет дверцу для выхода.

Цитаты

- «Наша судьба – в наших руках» (В. Суворов).

- «Каждый кузнец своей судьбы» (Юлий Цезарь).

Литературные аргументы

М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» Повесть «Фаталист» занимает важное место в романе «Герой нашего времени». Фаталист – человек, верящий в предопределенность всех событий в жизни, в неотвратимость судьбы, рока, фатума. В споре о предопределении, с которого начинается глава «Фаталист», заключен главный вопрос жизни для Печорина. Он ясно и недвусмысленно сформулирован: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» Вот что мучит Печорина, вот что заставляет его превращать жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими.

Л. Андреев «Жизнь Василия Фивейского». Драма Василия Фивейского — еще одно страшноедоказательство бесплодности попыток человека противостоять Року. За всеми действиями героя следила «зловещая маска» идиота — символ «злой преднамеренности жизни».

Проблема веры (безверия).

Тезисы

- Деньги потерял - ничего не потерял, друга потерял - половину потерял, веру потерял - все потерял.

- Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие - что бога нет.

Цитаты

- «Худшее из преступлений — вероломство» (Б. Акунин).

- «Вера не начало, а конец всякой мудрости» (И. Гёте).

- «Неверие в человеке — есть несчастье, есть болезнь роковая» (М.М. Пришвин).

- «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью» (Л.Н. Толстой).

Литературные аргументы

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание». Наивысшим воплощением беззаветной веры в Бога является Соня Мармеладова. Раскольников удивляется, как она с такой незавидной долей продолжает верить, любить, «излучать» свет? И герой видит, как счастлива Соня, как она прекрасна, когда читает в Евангелии притчу о воскрешении Лазаря. Соня дарит ему луч надежды, к Раскольникову приходит понимание истинного пути духовных исканий, нравственного совершенствования.

В пьесе М. Горького «На дне» к каждому, с кем Лука заводит разговор, старичок умеет подобрать ключ, вселить в человека надежду, веру в лучшее, утешить и успокоить. Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна выражается по-своему. Основной девиз Луки — «во что веришь, то и есть» — можно понимать двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они верят, потому что их желания реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь».

www.ctege.infoВ рассказе Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского» герой пытается сохранить веру, несмотря на выпавшие на его долю несчастья: гибель сына, рождение другого – идиота, гибель в пожаре жены. В самые напряженные моменты он громко и отчетливо повторял: «Я — верю!» В своём упорстве отец Василий доходит до мессианского чувства, даже пытается воскресить мёртвого. Однако его ждёт поражение. Сокрушённый неудачей, он сходит с ума и гибнет. По мнению автора, вера не спасла героя этого рассказа.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вопросы веры сильнее всего затронули Мастера, Ивана Бездомного и Берлиоза. Все трое – литераторы, и то, что и как они пишут, и есть выражение трех взглядов на одну и ту же проблему. Так, Мастер, безусловно, верит в Бога, хотя вряд ли посещает церковь или регулярно молится. Бездомного трудно обвинить в полном неверии: ведь в «антирелигиозной поэме» «Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой». А вот Берлиоз – идеологически подкованный человек, то есть полный атеист. Для него «главное в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете.

Проблема совести.

Тезисы

- Совесть – самый страшный суд.

Цитаты

- У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» (А. Солженицын, «Матренин двор»).

- «Совесть - лучшая нравоучительная книга» (Б. Паскаль).

- «Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце» (А. Пушкин).

Литературные аргументы

Проблему беспокойной совести поднимает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Раскольников, решив проверить, «тварь он дрожащая» или «право имеет», не учел того, что не сможет справиться с собственной совестью. «Так вот он все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях», - говорит Родиону Порфирий Порфирьевич.

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Муки совести терзают Понтия Пилата с первых строк ершалаимских глав. Головная боль, раздражение – все это симптомы неуспокоенной совести, отягченной сотнями нераскрытых преступлений, среди которых самая страшная – казнь ни в чем не повинного философа. Нет покоя Понтию Пилату, единственным спасением для него становится сон, где все закончилось иным: казни не было, и Понтий Пилат не струсил, не запятнал себя в крови неповинного человека. Но сон кончается, и снова герой погружается в пучину стыда раскаяния за содеянное.

Проблема добра и зла.

Тезисы

- Добро и зло – две стороны одной медали.

- Закон достойных — творить добро.

Цитаты

- «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (И. Гете «Фауст).

- «Что делало бы твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита).

- «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни» (Л.Н. Толстой).

- «Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра» (Б. Паскаль).

Вступление

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, справедливость, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

Литературные аргументы

В романе М. А Булгаков «Мастер и Маргарита» Воланд - воплощение зла, Иешуа –носитель идеи добра, он никому не причиняет зла. Но главное он не видит зла и в других людях. «Злых людей нет на свете», - утверждает бродячий проповедник. Но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол, говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников все свои преступления совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой. В романе Раскольников и Соня - это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.

Сюжет трагедии Гёте «Фауст» составляет борьба добра и зла, возвышенного и низменного, великого и ничтожного. Герой проходит испытание страстной любовью, славой, богатством, стремится служить людям, при этом жертвуя самими людьми.Особое место в творчестве и духовной жизни Лермонтова занимал образ Демона, падшего ангела, изгнанного из рая за неповиновение, за жажду познания и сеющего «зло без наслаждения». Этот образ олицетворяет вечную борьбу добра и зла.

Проблема выбора профессии.

Цитаты

- Детские мечты редко сбываются. Хочешь быть дворником, а становишься академиком» (М. Веллер).

А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

Герой рассказа Михаила Веллера «Хочу быть дворником» рассуждает о том, что «детские мечты редко сбываются». И приходится вместо того, чтобы вдыхать чистый воздух, «таскаться со скрипкой в музыкальную школу», «трястись перед выпускными экзаменами», «защищать кандидатскую»… Кто-то смеряется с этим, кто-то, как герой рассказа, протестует и идёт в ЖЭК, чтобы гонять метлой осенние листья, улыбаться прохожим и в надежде думать, что, может быть, не нужно делать «круг длиной в жизнь», чтобы прийти к тому, чего хотел.

Проблема рока, судьбы, фатума (Что такое судьба? И можем ли мы изменить ее?)

Тезисы

- Судьба помогает лишь смелым.

- Судьба никогда не принимает оправданий.

- В несчастье судьба всегда оставляет дверцу для выхода.

Цитаты

- «Наша судьба – в наших руках» (В. Суворов).

- «Каждый кузнец своей судьбы» (Юлий Цезарь).

Литературные аргументы

М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» Повесть «Фаталист» занимает важное место в романе «Герой нашего времени». Фаталист – человек, верящий в предопределенность всех событий в жизни, в неотвратимость судьбы, рока, фатума. В споре о предопределении, с которого начинается глава «Фаталист», заключен главный вопрос жизни для Печорина. Он ясно и недвусмысленно сформулирован: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» Вот что мучит Печорина, вот что заставляет его превращать жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими.

Л. Андреев «Жизнь Василия Фивейского». Драма Василия Фивейского — еще одно страшноедоказательство бесплодности попыток человека противостоять Року. За всеми действиями героя следила «зловещая маска» идиота — символ «злой преднамеренности жизни».

Проблема веры (безверия).

Тезисы

- Деньги потерял - ничего не потерял, друга потерял - половину потерял, веру потерял - все потерял.

- Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие - что бога нет.

Цитаты

- «Худшее из преступлений — вероломство» (Б. Акунин).

- «Вера не начало, а конец всякой мудрости» (И. Гёте).

- «Неверие в человеке — есть несчастье, есть болезнь роковая» (М.М. Пришвин).

- «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью» (Л.Н. Толстой).

Литературные аргументы

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание». Наивысшим воплощением беззаветной веры в Бога является Соня Мармеладова. Раскольников удивляется, как она с такой незавидной долей продолжает верить, любить, «излучать» свет? И герой видит, как счастлива Соня, как она прекрасна, когда читает в Евангелии притчу о воскрешении Лазаря. Соня дарит ему луч надежды, к Раскольникову приходит понимание истинного пути духовных исканий, нравственного совершенствования.

В пьесе М. Горького «На дне» к каждому, с кем Лука заводит разговор, старичок умеет подобрать ключ, вселить в человека надежду, веру в лучшее, утешить и успокоить. Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна выражается по-своему. Основной девиз Луки — «во что веришь, то и есть» — можно понимать двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они верят, потому что их желания реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь».

www.ctege.infoВ рассказе Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского» герой пытается сохранить веру, несмотря на выпавшие на его долю несчастья: гибель сына, рождение другого – идиота, гибель в пожаре жены. В самые напряженные моменты он громко и отчетливо повторял: «Я — верю!» В своём упорстве отец Василий доходит до мессианского чувства, даже пытается воскресить мёртвого. Однако его ждёт поражение. Сокрушённый неудачей, он сходит с ума и гибнет. По мнению автора, вера не спасла героя этого рассказа.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вопросы веры сильнее всего затронули Мастера, Ивана Бездомного и Берлиоза. Все трое – литераторы, и то, что и как они пишут, и есть выражение трех взглядов на одну и ту же проблему. Так, Мастер, безусловно, верит в Бога, хотя вряд ли посещает церковь или регулярно молится. Бездомного трудно обвинить в полном неверии: ведь в «антирелигиозной поэме» «Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой». А вот Берлиоз – идеологически подкованный человек, то есть полный атеист. Для него «главное в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете.

Проблема совести.

Тезисы

- Совесть – самый страшный суд.

Цитаты

- У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» (А. Солженицын, «Матренин двор»).

- «Совесть - лучшая нравоучительная книга» (Б. Паскаль).

- «Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце» (А. Пушкин).

Литературные аргументы

Проблему беспокойной совести поднимает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Раскольников, решив проверить, «тварь он дрожащая» или «право имеет», не учел того, что не сможет справиться с собственной совестью. «Так вот он все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях», - говорит Родиону Порфирий Порфирьевич.

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Муки совести терзают Понтия Пилата с первых строк ершалаимских глав. Головная боль, раздражение – все это симптомы неуспокоенной совести, отягченной сотнями нераскрытых преступлений, среди которых самая страшная – казнь ни в чем не повинного философа. Нет покоя Понтию Пилату, единственным спасением для него становится сон, где все закончилось иным: казни не было, и Понтий Пилат не струсил, не запятнал себя в крови неповинного человека. Но сон кончается, и снова герой погружается в пучину стыда раскаяния за содеянное.

Проблема добра и зла.

Тезисы

- Добро и зло – две стороны одной медали.

- Закон достойных — творить добро.

Цитаты

- «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (И. Гете «Фауст).

- «Что делало бы твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита).

- «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни» (Л.Н. Толстой).

- «Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра» (Б. Паскаль).

Вступление

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, справедливость, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

Литературные аргументы

В романе М. А Булгаков «Мастер и Маргарита» Воланд - воплощение зла, Иешуа –носитель идеи добра, он никому не причиняет зла. Но главное он не видит зла и в других людях. «Злых людей нет на свете», - утверждает бродячий проповедник. Но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол, говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников все свои преступления совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой. В романе Раскольников и Соня - это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.

Сюжет трагедии Гёте «Фауст» составляет борьба добра и зла, возвышенного и низменного, великого и ничтожного. Герой проходит испытание страстной любовью, славой, богатством, стремится служить людям, при этом жертвуя самими людьми.Особое место в творчестве и духовной жизни Лермонтова занимал образ Демона, падшего ангела, изгнанного из рая за неповиновение, за жажду познания и сеющего «зло без наслаждения». Этот образ олицетворяет вечную борьбу добра и зла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.046 с.)