Организации. Структура организации.
Типы организаций по взаимодействию с внешней средой:
- Механистический тип характеризуется - экстенсивным использованием формальных правил и норм. Централизованным принятием решений. Узко определенной ответственностью в работе. Жесткой иерархией власти в организации. Характеристики бюрократии М. Вебера:
1) организация действует с правилами и процедурами, специально установленными высшим руководством для контроля поведения рабочих. 2) руководители при принятии решений должны следовать формальным правилам, а не личностным предпочтениям. 3) работник подчиняется управленческой должности, а не личности ее занимающей. 4) каждый работник узко специализируется в работе, имеет четко сформулированные обязанности, необходимые права и власть для принуждения. 5) организация построена по строго иерархическому принципу, где каждый нижестоящий уровень под контролем вышестоящего. 6) кадры подбираются по квалификационным требованиям. На должность назначают, а не выбирают. 7) продвижение осуществляется по служебной лестнице по принципу старшинства или достижений. Решения принимает вышестоящий руководитель. 8) в организации исключается совмещение руководителя и собственника. Руководитель подчиняется тем же правилам и нормам. - Органический тип характеризуется - слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализации и участии в принятии решений, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.
Типы организации по взаимодействию подразделений:
Департаментизация- процесс организационного обособления.
- Линейная департаментизация - директор - начальники отделов - подчиненные. Простота и одномерность связей возможность самоуправления.
- Функциональная департаментизация. При функциональной департаментизации организация делится на части вокруг ресурсов.
- Департаментизация по продукту.
- Матричная департаментизация. Формирование структуры для временного проекта.
Технология перехода к матричной департаментизации
- Создается временная целевая группа формируемая из различных частей организации. Формально эти представители остаются в подчинении начальников отделов, выдвинувших их в целевую группу, в тоже время должны подчиняться руководителю временной группы.
- Такие группы должны получить статус постоянных. Однако их участники по прежнему представляют интересы направивших их групп.
- Этой постоянной группе назначается формальный руководитель ответственный за выполнение всех работ группы.).
Типы организаций по взаимодействию с человеком:
- Корпоративная организация представляет собой замкнутую группу людей с ограниченным доступом, максимальной централизации и авторитарностью руководства, противопоставляющее себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов.
Объединение людей в корпоративные организации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, классовым и других критериям.
- Индивидуалистическая организация или свободное объединение – для этого характерно сочетание конкуренции и кооперации. Принцип увязки интересов. Свободный поиск возможностей. Роль личности.
Лекция №5
Мотивация деятельности.
Мотивация - комплекс мероприятий по стимулированию деятельности человека или коллектива, направленные на достижение индивидуальных или общих целей организации.
Потребность – то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в тоже время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека.
Выделяют потребности:
- Первичные (физиологические)
- Вторичные (психологические и социальные)
Потребность можно удовлетворить дав человеку вознаграждение.
Вознаграждения бывают:
- Внутренние
- Внешние
Процесс мотивации.
7 этапов процесса мотивации:
- Возникновение потребности.
- Поиск путей устранения потребности.
- Определение направления действия.
- Осуществление действия.
- Корректировка цели.
- Получение вознаграждения за осуществленные действия.
- Устранение потребности.
Теории мотивации.
Теория иерархии потребности Маслоу.
Маслоу разделил все потребности на 5 групп:
- Физиологические потребности.
- Потребность в безопасности.
- Потребность в принадлежности и причастности.
- Потребности в самоутверждении.
- Потребность в самоуважении.
Вывод по Маслоу:
1. Наиболее сильная потребность определяет поведение человека до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше не влияет на поведение, то есть не действует как фактор мотивации.
2. При возникновении двух одинаково сильных потребностей доминирует потребность более низкого уровня.
Теория двух факторов Герцберга.
Процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности с точки зрения обуславливающих их факторов являются двумя различными процессами. То есть факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении необязательно приводят к увеличению удовлетворенности и наоборот.
Все факторы, влияющие на поведение человека с токи зрения мотивации Герцберг разделил на две группы:
Мотиваторы – факторы, влияющие на рост удовлетворенности:
- Интерес к работе;
- Достижение признания;
- Ответственность;
- Продвижение по службе;
- др.
Демотиваторы – факторы, влияющие на рост неудовлетворенности:
- Условия труда;
- Влияние работы на личную жизнь;
- Межличностные отношения;
- Способы управления;
- др.
Теории процесса мотивации.
Теория ожиданий.
То, что человек ценит, зависит от его потребностей. Чтобы человек был мотивирован на определенную деятельность, нужно его достижения в этой деятельности вознаграждать тем, что он ценит. Вознаграждение должно быть связано с достижением целей так чтобы человек заметил.
С другой стороны не всегда даже настойчивые усилия гарантируют достижение цели. На основе ранее полученного опыта формируется представление (ожидание) о том, насколько реальным является возможность достижения цели. Если ожидания высоки - сила побудительной мотивации повышается...
Если ожидание не осуществляется, появляется ощущение тщетности усилий. Сила мотивации ослабевает.
Теория справедливости.
За одинаково выполненную работу исполнители должны получать одинаковое вознаграждение.
Лекция №6
Контроль.
Контроль - процесс обеспечения достижения организации своих целей.
Виды контроля:
- Предварительный - обычно реализация в форме определенной политики процедуры и правил.
- Текущий - осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственный руководителем. Этот контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей.
- Заключительный – сравнение фактических результатов с целями. Необходим для сбора информации.
Процесс контроля:
- Установление стандартов. Стандарты - конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели имеют 2 отличительные особенности:
1) Временные рамки. 2) Конкретные критерии, по отношению к которым можно оценить выполнение работ. - Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе определяют насколько достигнутые результаты соответствуют ожиданиям.
Действия. Реализуется в зависимости от анализа результатов. На этом этапе выбираем одну из линий поведения: 1) Ничего не предпринимать. 2) Устранить отклонения. 3) Пересмотреть стандарты.
Лекция №7
Маркетинг.
Маркетинг - вид человеческой деятельности направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредствам обмена.
Этапы развития маркетинга.
1 этап:
середина 1970 гг.
Анализировались подходы и возможности использования маркетинга во внешне экономической деятельности.
2 этап:
середина 1980 гг
Начинают анализироваться не только внешние, но и внутренние рынки (но веутренний рынок изучен слабо).
3 этап:
середина 1990гг до нынешнего времени.
Исследование всех рынков.
Способы стимулирования сбыта:
- Совершенствование производства сокращение издержек рост производительности труда. Что приведет к сокращению себестоимости и снижению цены товара.
- Совершенствование основных характеристик товара.
- Реклама товара. Стимулирование сбыта совершенствованием дизайна рекомендуемые акции.
Маркетинговые исследования.
Принципиальной особенностью маркетинговых исследований, отличающих их от сбора и анализа внутренней и внешней информации, является его целевая направленность на решение определенной проблем. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
Основные принципы проведения маркетинговых исследований:
- Объективность. Учет всех факторов недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа.
- Точность. Четкая поставка задач исследования. Однозначность их трактовки.
- Тщательность.
Порядок проведения маркетинговых исследований:
- Выявление проблем и формулирование целей исследования.
- Отбор источников сбор и анализ вторичной маркетинговой информации.
- Планирование и организация сбора первичной информации.
Методы сбора первичной маркетинговой информации: 1) Наблюдение. 2) Эксперимент. 3) Имитация. 4) Опрос.
- Систематизация и анализ собранной информации.
- Получение результатов исследования.
Маркетинговые функции:
- Анализ и прогнозирование состояния и развития товарного рынка и, в итоге, изучения нужд потребителя.
- Определение потребность общества в новых товарах и услугах что позволяет сформировать ассортиментную политику предприятия.
- Создание и обеспечение гибкого маневрирования в сфере ценовой и конкурентной политике предприятия.
- Организация каналов сбыта.
- Реклама в средствах массовой информации. Маркетинг должен свести к минимуму риск производителя продукции заинтересованного в конечном результате своей деятельности получении прибыль при разумной организации сбыта.
Маркетинговая работа в компании делится на 2 части:
- Аналитическая – исследовательская часть. Основная его задача сбор информации для принятия управленческих решений. На основе полученных данных формируется маркетинговый отчет, который становится частью процедур стратегического и бизнес планирования. Именно после этих процедур аналитический маркетинг становится коммерческим.
- Коммерческая.
Конкуренция.
Конкуренция - соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Виды конкуренции:
- Внутриотраслевая - соперничество между предприятиями занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать "место под солнцем". Т.е. склонить покупателя к приобретению продукции данной фирмы.
- Межотраслевая конкуренция(соперничество между предприятиями выпускающими различные виды продукции.).
- Совершенная (чистая) конкуренция.
Возникает при следующих условиях:
1) существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом, потребителю безразлично у кого он будет приобретать эту продукцию.
2) доля каждой фирмы в полном объеме рыночного предложения данной продукции на столько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия.
3) вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Вход и выход из отрасли абсолютно свободен.
4) нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка ценах на только и ресурсы и т.д.
- Несовершенная конкуренция – конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства.
Для этого вида конкуренции характерно: 1) незначительное количество фирм в предпринимательской деятельности. 2) возможность какой-либо группы предпринимателей влиять на конъюнктуру рынка. 3) существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей. 4) отсутствуют близкие заменители продукции выпускаемые привилегированными производителями.
- Ценовая конкуренция - ведется по путем маневрирования ценами.
- Неценовая конкуренция - используются средства не имеющие непосредственного отношения к ценам. Сюда можно отнести: улучшение качества, реклама, ярмарки и т.д.
- Добросовестная конкуренция – конкуренция, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами.
- Недобросовестная конкуренция - технический шпионаж, переманивание специалистов, подкуп работников конкурентов, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего вида чужого товара
Виды конкуренции как типы рыночных структур:
- Чистая конкуренция - это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят одинаковую продукцию, но ни размер фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену.
- Чистая абсолютная монополия - рынок считается абсолютно монопольным если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях.
- Монополистическая - данная рыночная структура имеет сходство с совершенной конкуренцией за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качество товара как такого. (Покупатели могут отдавать предпочтения товару из-за более удобного расположения магазина красивой обертки и т.д.)
- Монопсония – на рынке имеется только один покупатель.
- Монополия практикующая дискриминацию - понимается практика компании состоящая в назначении разных цен для разных клиентов.
- Двусторонняя монополия - рынок на котором один покупатель и один продавец.
- Дуополия - рыночная структура, в которой действуют две фирмы (частный случай олигополии).
- Олигополия - ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость продаж объемов производства инвестиций и рекламной деятельности.
Лекция №8
|