С древнейших времён IX-XVII век 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С древнейших времён IX-XVII век



Даты по истории России

С древнейших времён IX-XVII век

IX в. – Образование Древнерусского государства.
862 г. – «Призвание варягов» на Русь.
862–879 гг. – Княжение Рюрика в Новгороде.
879–912 гг. – Княжение Олега в Киеве.
882 г. – Объединение Новгорода и Киева в единое государство при князе Олеге.
907, 911 гг. – Походы Олега на Царьград. Договоры с греками.
912–945 гг. – Княжение Игоря в Киеве.
945 г. – Восстание древлян.
945–962 гг. – Правление княгини Ольги в малолетстве ее сына князя Святослава.
957 г. – Крещение княгини Ольги в Константинополе.
962–972 гг. – Княжение Святослава Игоревича.
964–972 гг. – Военные походы князя Святослава.
980–1015 гг. – Княжение Владимира I Святославича Святого.
988 г. – Принятие христианства на Руси.


1019–1054 гг. – Княжение Ярослава Мудрого.

1036 г. -Ярослав нанёс поражение печенегов, от которого они не смогли оправиться.
1037 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Киеве.
1045 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Новгороде Великом.

1057 г. -Образование Киево-Печерского маныстыря.
Ок. 1072 г. – Окончательное оформление «Русской Правды» («Правда Ярославичей»).
1097 г. – Съезд князей в Любече. Закрепление раздробленности Древнерусского государства.

1113 г. – Нестор создал «Повесть временных лет».
1113–1125 гг. – Великое княжение Владимира Мономаха.
1125–1157 г. – Княжение Юрия Владимировича Долгорукого во Владимире.
1136 г. – Установление республики в Новгороде.
1147 г. – Первое упоминание о Москве в летописи.
1157–1174 гг. – Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского.
1165 г. – Постройка храма Покрова на Нерли.
1185 г. – Поход князя Игоря Новгород Северского на половцев. «Слово о полку Игореве».
1199 г. – Объединение Волынского и Галицкого княжеств.
1202 г. – Образование Ордена меченосцев.
1223 г., 31 мая. – Битва на реке Калке.
1237–1240 гг. – Нашествие монголо татар во главе с ханом Батыем на Русь.
1237 г. – Объединение Тевтонского ордена с Орденом меченосцев. Образование Ливонского ордена.
1238 г., 4 марта. – Битва на реке Сити.
1240 г., 15 июля. – Невская битва. Разгром князем Александром Ярославичем шведских рыцарей на реке Неве. Прозван Невским.
1240 г. – Разгром монголо-татарами Киева.
1242 г., 5 апреля. – Ледовое побоище. Разгром князем Александром Ярославичем Невским крестоносцев на Чудском озере.
1243 г. – Образование государства Золотая Орда.
1252–1263 гг. – Княжение Александра Невского на великокняжеском владимирском престоле.
1264 г. – Распад Галицко Волынского княжества под ударами Орды.
1276 г. – Образование самостоятельного Московского княжества.
1325–1340 гг. – Правление князя Ивана Калиты в Москве.
1326 г. – Перенесение резиденции главы Русской православной церкви – митрополита – из Владимира в Москву, превращение Москвы в общерусский религиозный центр.
1327 г. – Восстание в Твери против золотоордынцев.
1359–1389 гг. – Правление князя (с 1362 г. – великого князя) Дмитрия Ивановича (после 1380 г. – Донского) в Москве.
Ок. 1360–1430 гг. – Жизнь и деятельность Андрея Рублева.
1378 г. – Битва на реке Воже.
1380 г., 8 сентября. – Куликовская битва.
1382 г. – Разгром Москвы Тохтамышем.
1389–1425 гг. – Княжение Василия I Дмитриевича.
1410 г., 15 июля. – Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена.

1410-1420-е гг. - Андрей Рублёв пишет «Троицу».
1425–1453 гг. – Династическая война между сыновьями и внуками Дмитрия Донского.
1439 г. – Флорентийская церковная уния об объединении католической и православной церквей под главенством Папы Римского. Акт об унии подписан русским митрополитом Исидором, за что он был низложен.
1448 г. – Избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Русской православной церкви и вся Руси. Установление автокефалии (самостоятельности) Русской православной церкви от Византии.
1453 г. – Падение Византийской империи.
1462–1505 гг. – Княжение Ивана III.
1463 г. – Присоединение к Москве Ярославля.
1469–1472 гг. – Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
1471 г. – Сражение на реке Шелони московских и новгородских войск.
1478 г. – Присоединение Новгорода Великого к Москве.
1480 г. – «Стояние на реке Угре». Ликвидация ордынского ига.
1484–1508 гг. – Строительство нынешнего Московского Кремля. Сооружение соборов и Грановитой палаты, кирпичных стен.
1485 г. – Присоединение Твери к Москве.
1497 г. – Составление «Судебника» Ивана III. Установление единых норм уголовной ответственности и судебно процессуальных норм для всей страны, ограничение права крестьянского перехода от одного феодала к другому – неделя до и неделя после 26 ноября (Юрьева дня осеннего).
Конец XV – начало XVI в. – Завершение процесса складывания Российского централизованного государства.
1503 г. – Спор между Нилом Сорским (лидером нестяжателей, проповедовавших отказ церкви от всякого имущества) и игуменом Иосифом Волоцким (лидером стяжателей, сторонника сохранения церковного землевладения). Осуждение взглядов нестяжателей на церковном Cоборе.
1503 г. – Присоединение к Москве Юго Западных русских земель.
1505–1533 гг. – Правление Василия III.
1510 г. – Присоединение Пскова к Москве.
1514 г. – Присоединение Смоленска к Москве.
1521 г. – Присоединение Рязани к Москве.
1533–1584 гг. – Правление великого князя Ивана IV Грозного.
1547 г. – Венчание Ивана IV Грозного на царство.
1549 г. – Начало созыва Земских соборов.
1550 г. – Принятие «Судебника» Ивана IV Грозного.
1551 г. – «Стоглавый собор» Русской православной церкви.
1552 г. – Присоединение Казани к Москве.
1555–1560 гг. – Строительство Покровского собора в Москве (храма Василия Блаженного).
1556 г. – Присоединение Астрахани к Москве.
1556 г. – Принятие «Уложения о службе».
1558–1583 гг. – Ливонская война.
1561 г. – Разгром Ливонского ордена.
1564 г. – Начало книгопечатания на Руси. Издание Иваном Федоровым «Апостола» – первой печатной книги, имеющей установленную дату.
1565–1572 гг. – Опричнина Ивана IV Грозного.
1569 г. – Заключение Люблинской унии об объединении Польши с Великим княжеством Литовским в одно государство – Речь Посполитую.
1581 г. – Первое упоминание о «заповедных летах».
1581 г. – Поход Ермака в Сибирь.
1582 г. – Подписание Ям Запольского перемирия России с Речью Посполитой.
1583 г. – Заключение Плюсского перемирия со Швецией.
1584–1598 гг. – Царствование Федора Иоанновича.
1589 г. – Учреждение патриаршества на Руси. Патриарх Иов.
1597 г. – Указ об «урочных летах» (пятилетнем сроке сыска беглых крестьян).
1598–1605 гг. – Правление Бориса Годунова.

1601-1603 гг. - голод в России.
1603 г.
– Восстание крестьян и холопов под предводительством Хлопка.
1605–1606 гг. – Правление Лжедмитрия I.
1606–1607 гг. – Восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова.
1606–1610 гг. – Правление царя Василия Шуйского.
1607–1610 гг. – Попытка Лжедмитрия II захватить власть в России. Существование «Тушинского лагеря».

1608 г. -Появление Лжедмитрия II.
1609–1611 гг. – Оборона Смоленска.
1610–1613 гг. – «Семибоярщина».
1611 г., март – июнь. – Первое ополчение против польских войск во главе с П. Ляпуновым.
1612 г. – Второе ополчение под руководством Д. Пожарского и К. Минина.
1612 г., 26 октября. – Освобождение Москвы от польских интервентов Вторым ополчением.
1613 г. – Избрание Земским собором Михаила Романова на царство. Начало династии Романовых. 1613–1645 гг. – Царствование Михаила Федоровича Романова.
1617 г. – Заключение Столбовского «вечного мира» со Швецией.
1618 г. – Деулинское перемирие с Польшей.
1632–1634 гг. – Смоленская война между Россией и Речью Посполитой.

 

Термины по истории России

С VI-XVII век

Армяк – кафтан из толстого сукна.

 

Бархатная книга. Составлена в правление Софьи. В ней перечислено до 930 служилых фамилий, которые составили основной корпус московского служилого класса, тот слой, что позднее стали называть столбовым дворянством. Книга дает представление о дворянском происхождении фамилий. Так, фамилий великорусских - 33%, польско-литовского происхождения (западнорусского) - 24%, происхождения немецкого, западно-европейского - 25%, татарского и вообще восточного - 17% и неопределим - 1%.

Барщина - форма феодальной земельной ренты за предоставляемую в аренду землю. Заключалась в работе на полях и в хозяйстве барина без оплаты и собственным инвентарем. Появилась в Киевской Руси, укрепилась во 2 пол. XVI в. и была широко распространена до 1 пол. XIX в. Юридически отменена в 1882 г.

Баскак – представитель ордынцев, специальный чиновник для сбора дани и учета населения на русских землях. После Тверского восстания 1327 года посылка баскаков на Русь прекратилась. Дань стали собирать русские князья, которые отвозили ее в Орду.

Белая Русь - название белорусских земель в XIV-XVII вв.

Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.

Бояре - в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

Боярская Дума - сословно-представительный орган княжеско-боярской аристократии. Активно функционировал в XV-XVI вв. В 1613 г. в Боярской Думе было 40 чел., в 1679 - 97 чел. С образованием Сената в 1711 г. Боярская Дума была ликвидирована.

Боярская республика – тип государственного устройства, сложившийся в Новгороде и Пскове в период политической раздробленности. Предполагает широкое участие населения в делах управления посредством веча, однако реальная власть все равно находится в руках знати (которая занимает основные выборные должности, контролирует деятельность веча).

"Бунташный век" - так называли современники XVII в. в истории России - время различных народных движений: двух крестьянских войн (И.Болотникова и С.Разина), Соляного бунта 1648 г., городских восстаний 1648-1650 гг., Медного бунта 1662 г. в Москве, восстания 1682 г. (Хованщина) в Москве.

Варяги – древнерусское название жителей Скандинавии (викинги, норманны), которые сыграли заметную роль в истории Древнерусского государства. Активно осуществляли экспансию на восток, юг и запад. На протяжении X - начала XI века некоторая часть варягов - воинов-дружинников - оседала на Руси, вливаясь в слой военной знати, происходил процесс их ассимиляции. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимающихся торговлей на пути "из варяг в греки", т.е. между Скандинавией и Византией.

Великая Россия - официальное название со 2-й пол. XVII в. европейской части Русского государства. В царском титуле употреблялось с XVI в., как географическое понятие возникло в связи с присоединением Левобережной Украины (Малой России).

Великая Яса – свод постановлений, обнародованных Чингисханом. Основной памятник права монгольского средневековья. Текст полностью не сохранился и известен нам фрагментарно в переводах персидских, арабских и армянских авторов XIII века.

Великороссия - официальное название в XIX - нач. XX вв. территории европейской части Российской империи, входившей в состав Русского государства до сер. XVII в. с преобладающим русским населением (ранее - Великая Россия). 30 губерний.

Великое посольство - русская дипломатическая миссия в 1697-1698 гг. Западную Европу, которая имела целью укрепление и расширение союза для борьбы с Турцией, приглашение на русскую службу специалистов, закупку и заказ вооружений. Миссия официально возглавлялась Ф.Лефортом, Ф.Головиным, а фактически во главе ее стоял Петр, который путешествовал под именем десятника Петра Михайлова. Для учения Великое посольство привезло в Европу 35 юношей. Прямой цели - союза против Турции - достигнуто не было, но миссия разведала обстановку в Европе и подготовила почву для борьбы за Прибалтику.

Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.

Вече - народное собрание на Руси X-XIV вв. Наибольшее развитие получило в городах XI-XII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове, Вятке сохранилось до нач. XVI в. Исполнительными органами вече были 2 выборных сановника - посадский и тысяцкий.

Вира – крупный штраф, присуждаемый по законам “Русской правды” за убийство свободного человека.

Воевода - военноначальник, правитель у славянских народов. На Руси появились в X в. В Российском государстве стояли во главе полка, отряда (конец XV - нач. XVIII вв.); города (сер. XVI в. - 1775 г.); провинции (1719-1775 гг.).

Волостель - должностное лицо XI-XVI в. От имени великого или удельного князя управлял волостью, ведал административными и судебными делами. Не получая жалованья от правительства, "кормился" за счет тяглого населения волости.

Вотчина - древнейший вид феодальной земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. - господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась по характеру в XVI-XVII вв., в нач. XVIII в. окончательно слилась в один вид. С этого времени вотчина, поместье, имение - полные синонимы. В пределах вотчины ее собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов.

В более широком смысле вотчина - это собственность и полномочия, унаследованные от отца. Вотчиной было: поместье, рабы, ценности, право на рыболовство и разработку недр, родословная, политическая власть. Именно это, расширительное толкование термина, дает ключ к пониманию вотчинного уклада и вотчинного характера русского государства.

Глаголица – одна из первых славянских азбук, по предположению, созданная славянским просветителем Кириллом. В отличие от кириллицы не получила широкого распространения.

Город - экономический, политический и культурный центр. Немецкий социолог, историк, исследователь западноевропейской цивилизации, Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) считал, что городу присущи 5 составляющих: 1) крепость с гарнизоном; 2) рыночная площадь; 3) резиденция автономного суда; 4) корпорация с юридическим статусом; 5) самоуправление.

Первые два элемента есть везде, но только в Западной Европе и в областях, ею колонизованных, можно встретить города, обслуживающие своих обитателей юридически и административно. Таким образом, город как общность людей, обладающих правами, которых нет у сельского населения, характерен лишь для западноевропейской цивилизации. Он возник в средние века. Горожане имеют юридическую, финансовую и административную автономию. В России городами западноевропейского типа были Новгород и Псков.

С точки зрения российской монархии, город - это любой населенный пункт, вне зависимости от размера и хозяйственной функции, в котором сидел воевода. Город - это военно-административная единица. По своей внутренней структуре города Московской Руси ничем не отличались от сельских населенных пунктов, были немногочисленны и редконаселены.

При Иване III - 63 города, Иване IV - 68, в 1610 г. - 138. Типичный город середины XVII в. - примерно 2 000 жителей.

Гривна - денежная и весовая единица Древней Руси, слиток серебра в 1/2 фунта (XII в.). В XV в. вытеснена рублем.

Десятина – налог в пользу церкви.

Дворцовые (удельные) земли - земли, принадлежавшие на Руси лично великому князю, а позднее царю по праву феодальной собственности. Они обеспечивали продовольствием и сельскохозяйственным сырьем царский дворец и дворцовое хозяйство.

Дворянство - господствующее привилегированное сословие в эпоху феодализма. В России возникло в XII-XIII вв. как низшая часть феодального военно-служилого сословия, с XIV в. стали получать за службу земли (поместья). В сер. XVI в. усиливается роль дворянства, оформляются его права и участие в государственном управлении. В XVII в. дворянство вносится в специальные разрядные списки, а родословные записываются в Государев родословец. Петровская Табель о рангах расширила возможности получения дворянства, при Екатерине II расширяются права и привилегии дворянства, завершается юридическое оформление их прав. К концу XVIII в. бояре и дворяне сливаются в одно дворянское (помещичье) сословие, а вотчины и поместья уравниваются в правах. Существует термин "столбовые дворяне" - это потомки знатных родов, занесенных в столбцы - разрядные списки.

Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая “старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и “младшая”, в которую входили недавно набранные воины.

Древняя Киевская Русь (IX - сер. XII вв.) - сложилась в результате объединения земель полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и др. Столица - Киев. Междоусобицы князей, нападения половцев и другие причины привели в сер. XII в. к ее раздробленности.

Думные чины - в Русском государстве XV-XVII вв. члены Боярской думы: бояре, окольничие, думные дворяне (3-й чин членов Боярской думы - после бояр и окольничих), думные дьяки (4-й, низший членов Боярской думы).

Дьяк – чиновник центрального аппарата в Российском государстве.

Духовенство - люди, занимающиеся религиозными обрядами и службами. Делится на черное (монашество) и белое (священники и дьяконы).

Ересь – религиозное учение, вступающее в противоречие с официальным вероучением.

Евразийство - одно из направлений русской исторической мысли, делающее акцент на разностороннем своеобразии России, вытекающем из ее расположения сразу на двух континентах - Европе и Азии, т.е. на самом крупном материке Земли - Евразии.

Основано в 20-х гг. XX в. философом и богословом Т.В.Флоровским, лингвистом и культурологом Н.С.Трубецким, политологом П.Н.Савицким, философом Л.П.Карсавиным, ученым Г.В.Вернадским, музыковедом и публицистом П.П.Сувчинским.

Ядро их теории - в объективном характере единства страны, возникшей на огромной территории, единства суперэтноса. Россия - это великая евразийская держава, которая представляет собой не задворки европейской цивилизации, а особую, самостоятельную цивилизацию. Евразийство было направлено против однобокой ориентации России на Запад, явной недооценки ее самобытности и роли. Продолжил исследование евразийской истории Л.Н.Гумилев (Древняя Русь и Великая степь; От Руси к России и др. труды).

Бурное возрождение идей евразийства произошло в 90-е гг. XX в. в связи с изменением геополитической ситуации.

Евразия - континент с суперэтносом в центре. За историю своего существования объединялась три раза. Сначала это были тюрки, создавшие каганат, который объединил земли от Желтого моря на Востоке до Черного. На смену тюркам пришли из Сибири монголы. Затем после периода полного распада инициативу взяла на себя Россия: с XV в. русские двигались на восток и вышли к Тихому океану. Новая держава выступила таким образом "наследницей" тюркского каганата и монгольского улуса.

Законодательная деятельность при Алексее Михайловиче.

1) Указ о таможенных пошлинах с товаров - упорядочивание пошлин и сведение их к минимуму.

2) Новоторговый устав 1667 г. - законодательство о торговле. Все торговые сборы заменены одним - десяти денег с рубля. Установлены правила торговли русских купцов за границей и иностранцев в России.

3) Кормчая книга, или Новоканон - постановление относительно церковного управления и суда. Способствовала взаимодействию и разграничению церковного и светского законодательства.

4) Соборное уложение 1649 г.

Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, “купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.

Западное влияние. В XV-XVI вв. отношения России и Западной Европы можно определить как общение. Влияние наступает, когда общество, его воспринимающее, начинает сознавать превосходство среды или культуры влияющей и необходимость у нее учиться, нравственно ей подчиняться, заимствуя у нее основы житейского порядка, взгляды, понятия, обычаи, общественные отношения. Таким образом, начало западного влияния на Россию относится к XVII в. Создание централизованных государств и буржуазная индустриализация Западной Европы в XVI-XVII вв. вели за собой успехи в развитии техники, финансов, армии, флота, промышленности, духовной и научной мысли, быта. Россия не участвовала в этих успехах, тратя свои силы и средства на оборону, кормление двора, правительства и привилегированных классов, ничего не делавших для духовного и экономического развития народа. Так, в нач. XVII в. Россия оказалась более отсталой от Запада, чем в XVI в. Западное влияние вышло из чувства национального бессилия, а его источником была скудость собственных материальных и духовных средств перед западноевропейскими.

Западное влияние столкнулось в России с восточным (греческим). Греческое влияние было церковным и захватывало все общество, но не всего человека. Восточное влияние не лишало русских самобытности, охватывало все общество снизу доверху, проникало с одинаковой силой во все его классы. Оно сообщало духовную цельность древнерусскому обществу. Западное влияние было государственным и охватывало всего человека, но не все общество. Оно проникало во все сферы жизни, изменяя понятия и отношения, государственный порядок, общественный и буржуазный быт, внося новые политические идеи, гражданские требования, переделывая костюм, нравы, привычки, верования, наружный вид и духовный склад русских. однако оно затронуло самый подвижный верхний слой общества.

Встречей и борьбой этих двух влияний порождены два направления в умственной жизни русского общества, позднее в нач. XIX в. их назвали западниками и славянофилами. Зарождение западного влияния в его незатейливом виде произошло в XVII в. среди людей, переживших Смуту. Первое проявление коснулось военной сферы. Это покупка пушек, ружей, машин, кораблей, затем приглашение военных специалистов и наемников. В 30-е годы XVII в. начинается с помощью западных специалистов освоение руд железных, медных, строительство заводов (наем для них мастеров и инженеров с запада), обучение мастерству за границей. В 1632 г. голландец А.Винниус получил концессию на устройство железоделательных заводов близ Тулы. В 1652 г. в Москве строится новая Немецкая или Иноземная слобода, где проживало до 1 тыс. иностранцев. Постепенно москвичами заимствуются элементы западного комфорта и быта. Наши предки, заимствуя в XVII в. комфорт, думали, что им не понадобятся чужие знания и понятия. Однако, в высших московских кругах пробуждается умственная любознательность, интерес к научному образованию. При дворе образуется влиятельный кружок любителей западного комфорта и образования: дядя царя, Никита Иванович Романов; воспитатель и свояк царя - Борис Иванович Морозов; окольничий - Федор Михайлович Ртищев, ревнитель наук и школьного образования; начальник Посольского приказа, дипломат - Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин; Артамон Сергеевич Матвеев. Западноевропейская цивилизация в XVII в. приходила в Москву зачастую не напрямую, а в польской обработке.

Школьного образования, как такового, не было. Знания передавались в индивидуальном порядке. Известен в Москве воспитанник Киевской академии Симеон Полоцкий, обучавший старших детей царя Алексея. Однако, западному влиянию противились широкие круги высших слоев. Во второй пол. XVII в. в духовной жизни русского общества возник конгломерат проблем: это и значение западного влияния, и взаимодействие западного и русского, и сложные взаимоотношения церкви и государства, церковные реформы и раскол церкви. Многие из них были решены или отсрочены в правление Петра I.

Заповедные лета – годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому (“заповедь” – запрет). Первоначально были введены Иваном IV в 1581 г. и планировались как временная мера. Однако потом неоднократно продлевались.

Земщина – часть территории Русского государства, не включенная Иваном IV в свой личный удел – опричнину. В земщине сохранялись традиционные для того времени органы власти: Боярская дума, приказы, местное управление. Имелась также своя армия.

Зернь – узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI - конца XVII вв. В состав Земских соборов входили представители высшего духовенства, Боярская Дума, представители провинциального дворянства и горожан. На них рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Всего состоялось более 50 Земских соборов. Это период сословно-представительной монархии в России.

Золотая Орда – государство, основанное в 40-х годах XIII века Бату-ханом, или Батыем (внуком Чингис-хана, сыном Джучи) в низовьях Волги, на территории Северного Кавказа, части Средней Азии. Русские земли формально не входили в Золотую Орду, но находились под ее протекторатом. Государство просуществовало два века. Сепаратистские тенденции, смуты, неудачи в столкновениях с войсками Тимура, а затем с войсками русских князей предопределили распад Золотой Орды на несколько ханств.

Иерарх (греч.) - высший священнослужитель, в православии - архиерей.

Избранная рада – круг приближенных царя Ивана IV Васильевича, фактически неофициальное правительство России в 50-х гг. XVI в. Активные члены Избранной рады: протопоп Сильвестр, А. Ф. Адашев, князь А. М. Курбский, И. М. Висковатый, митрополит Макарий. “Рада” – польский термин, происходит от немецкого rat – “совет”. Термин “рада” впервые употреблен А. М. Курбским, писавшим свое сочинение в Литве, куда он бежал в 1564 г.

Иосифляне – идейное направление в среде русского духовенства XV-XVI вв., последователи игумена Иосифа Волоцкого, сторонники сохранения церковно-монастырского землевладения и расправы с еретиками.

Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа “кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии. Купол или барабан опирается на 4 столба в центре здания, расчленяющие внутреннее пространство храм.

Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.

Князь - руководитель политического образования, удела. Представитель феодальной аристократии IX-XVI вв. До XVIII в. звание "князь" было только родовым, позже титул стал жаловаться царем высшим сановникам. Изменение княжеского владетельного права происходило при Всеволоде Большое Гнездо и Всеволодовичах. Раньше порядок княжеского владения в Киевской Руси держался на очереди старшинства. Владения (в т.ч. киевский престол) переходили по ломаной: от старшего брата к младшему, от младшего дяди к старшему племяннику. Князья были временными владельцами по очереди и не имели права собственности на землю. Они не могли продать, заложить, завещать, отдать в приданое землю.

Князь А. Боголюбский впервые отделил старшинство от места (став великим князем, он не переехал в Киев, а остался во Владимире). Таким образом, княжеское старшинство получило личное значение. При Всеволоде порядок по старшинству был заменен удельным порядком владения. Теперь князья имели постоянную отдельную собственность (удел), которая являлась личным достоянием и передавалась от отца к сыну по личному распоряжению владельца. В удельном порядке носитель власти - лицо, а не род. После установления удельного порядка наблюдается дробление уделов, обеднение и взаимное отчуждение князей, падение их политического значения. "Поэтому удельный порядок стал переходной политической формой, посредством которой Русская земля от единства национального перешла к единству политическому" (В.О.Ключевский).

Конюший - высшая придворная должность в русском государстве XV-XVII вв., глава Боярской Думы.

Кормления. Местное управление в XV - сер. XVI вв. было представлено наместниками (уезды) и волостелями (волости, станы), которые получали территорию в "кормление". В пользу кормленщика взимались судебные пошлины и часть налогов. Так он получал налоги въездные и выездные, свадебные и др. Система кормления не была эффективной в рамках централизованного государства, вызывала недовольство населения. Отмена кормлений в 1556 г. была важным шагом в укреплении самодержавной власти. Кормления постепенно заменились воеводским управлением, означавшим более высокую степень централизации.

Крепостное право - форма внеэкономической зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.

Сельское население России превратилось из арендаторов в крепостных между 1550 г. и 1650 г.

Судебником 1497 г. Москва ограничила время перехода крестьян от помещика к помещику 2 неделями (Юрьев день).

События 2-й пол. XVI в. (завоевание Казани и Астрахани и открытие целинных земель; опричнина и преследования) заставили правительство принять решительные меры для остановки крестьянского переселения. Начиная с 1550 г. издавались указы, запрещавшие "черным крестьянам" сниматься с места. Одновременно были прикреплены к месту крестьяне-торговцы и ремесленники, тоже считавшиеся "черными". Были закрепощены также крестьяне, живущие в вотчинах и поместьях - совокупностью хозяйственного давления и законодательных актов.

В 1580 г. правительство временно отменило выход крестьян в Юрьев день, а с 1603 г. вообще запретило выход (введение "заповедных лет"). С 1581 по 1592 гг. правительство составило кадастр, официально зарегистрировавший место жительства крестьян.

Следующим этапом закрепощения стало введение "урочных лет". В 1597 г. правительство постановило, что крестьяне, бежавшие после 1592 г., подлежат поимке и возвращению помещику. Позднее срок давности поимки беглых крестьян всегда отталкивался от 1592 г. Фактически это уже было полновесное крепостное право.

Уложение 1649 г. отменило все ограничения во времени на возврат беглых крестьян.

Первые шаги к раскрепощению населения России предпринял Александр I, в 1861 г. Александр II отменил крепостное право.

Крестьяне - податное население России. В дореформенной России делились на 3 основные категории: помещичьи (крепостные), государственные, удельные. Свободное сельское население России в XVI-XVII вв., зависимое непосредственно от государства, называлось черносошными крестьянами. Впоследствии, в XVIII-XIX вв. они стали называться государственными крестьянами. Они несли повинности в пользу государства, но считались лично свободными. В XII-XIII вв. появляются зависимые крестьяне, которые с развитием крепостного права полностью теряют экономическую и личную свободу и становятся помещичьими (или крепостными). Они работают на помещика и не имеют права уйти от него. Лишь в 1861 г. они получили личную свободу, дарованную императором. Однако некоторые помещики и раньше отпускали своих крестьян на свободу. Обязанные крестьяне - это крепостные, получившие по указу 1842 г. по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за выплату повинностей.

С развитием промышленности появляется необходимость в рабочих руках. С XVIII в. в России появляются посессионные крестьяне - т.е. крепостные, закрепленные за мануфактурами. Они не могли продаваться отдельно от предприятий, переводиться на сельскохозяйственные работы. Отменена в 1861 г. Несколько отличались от них приписные крестьяне - категория зависимого населения в XVII-XIX вв., которые были обязаны вместо подушной и оброчной подати работать на казенных или частных заводах; ликвидированы в 1861 г. Часть крестьян принадлежала непосредственно царской фамилии, работала на царское хозяйство и называлась удельными крестьянами. существовала и категория церковных крестьян (до 1864 г.) - т.е. крестьян, принадлежащих церкви.

Курултай – в монгольской державе съезд монгольской знати во главе с членами правящей династии.

Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.

Малая Русь - историческое название Галицко-Волынской земли в XIV-XV в. и территории Поднепровья в XV-XVI вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.08 с.)