Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития и применения социометрических методов

Соц.психология

Вопрос №1

Методы социометрии

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (например бригады, небольшие участки, малые предприятия различных форм собственности). Далее -- процессы налаживания взаимоотношения в семье или объединении нескольких семей, участвующих в общем бизнесе. В рамках социологии малых групп традиционно изучаются явления, события, характерные для жизнедеятельности постоянных и временных учебных коллективов: класс в школе, студенческая группа, слушатели курсов, лица, объединенные по интересам в различных кружках, и т. д. Если говорить о внепроизводственных социальных образованиях, при исследовании которых могут успешно применяться логика, процедуры, методы познания механизмов создания и функционирования малых групп, то отметим общественные движения, неформальные группы. Правда, в отдельных ситуациях они объединяют под своими знаменами большое количество людей. Однако в центре или центрах подобных движений стоят относительно небольшие группы, которые в значительной мере определяют лицо всего объединения, разрабатывают всю стратегию его поведения.

При изучении малых групп используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии. Термин "социометрия» образован от двух латинских корней: socius-- товарищ, компаньон, соучастник и тetrum -- измерение. В конце XIX века он впервые был употреблен в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Основная заслуга в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.

Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах микросоциологии, позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработке, принятию групповых, коллективных решений. Методологически оправданное и грамотное использование арсенала социометрических методов позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности.

Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии в прикладных социологических исследованиях прежде всего связаны с логически верным пониманием такого сложного социального образования, как малая группа. Далее под ней будет пониматься реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, например, совместной деятельностью или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Отправным моментом для понимания законов функционирования, жизнедеятельности такой группы является то, что она выступает как субъект деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. Характеристической, критериальной чертой группы является чувство общности, которое цементирует отношения членов группы и отличает одну группу от другой, "замыкает" ее на себя. В одних случаях это чувство ~ понимание цели совместных действий, в других -- определенное эмоциональное тяготение, притяжение людей, в третьих -- временное согласие на использование конкретных средств, методов, инструментов деятельности. Оправданно также говорить о групповых интересах, потребностях, нормах и пр.

К элементарным и вместе с тем обязательным параметрам, или чертам, группы относят: ее композицию (состав), структуру и процессы, происходящие в ней.

Состав группы зависит от численности и основных признаков ее членов: пола, возраста, образования, профессии, национальности и т. д.; структура группы -- прежде всего от функций, обязанностей каждого члена группы в их совместной деятельности. Это так называемые признаки формальной структуры. Такая структура, например, трудового коллектива включает в себя мастера и его заместителя, двух-трех бригадиров, рабочих; студенческой группы -- координатора, старосту и самих студентов. Одновременно с формальной структурой группы существует и неформальная, базирующаяся на межличностных отношениях. Их определяют степень уважения, уровень стремления к совместному труду, желание посоветоваться при решении трудных личных вопросов или, напротив, стремления к избежанию контактов, мера напряженности в личном отношении и т. д.

Групповые процессы -- это в первую очередь такие процессы, которые организуют деятельность группы. С одной стороны, это совокупность предписаний, правил, которыми обязаны руководствоваться ее члены в сфере их формальных, служебных контактов, с другой -- "неписаные" нормы, отношения, добровольно принятые и разделяемые членами сообщества.

Малая группа имеет одно основополагающее качество: в ней общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, поскольку се численность ограничена. В настоящее время рад исследователей полагают, что "нижняя" граница "размера" малой группы равна трем человекам, а не двум. В диаде практически не складывается тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью. В контактах между людьми в этом случае крайне сильно выступает эмоциональный (неформальный) фактор. Взаимодействие, по сути, становится дружбой, оно часто простирается за рамки службы, функциональных обязанностей. Наличие третьего человека переносит общение из сферы личностного в межличностное "пространство"; в триаде система взаимодействия становится пронизанной "деятельностным" началом. Пожалуй, еще более острым является спор о "верхней" границе численности малой группы. Продолжительным было представление о "магическом" числе 7+2, отражающем некоторые особенности оперативной памяти человека. Теперь, исходя из практики исследований, оптимальным принято считать численный состав малой группы в 10--20 человек. В некоторых случаях, когда речь вдет о производственной бригаде, участке, учебном коллективе, этот предел увеличивается до 40 человек. При таких условиях методы социометрии еще применимы.

Существует около 50 различных оснований для классификации малых групп. Такие группы различаются по времени существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контактов, по особенностям целей, объединяющих людей, по специфике социально-демографических признаков членов малых групп (одно- и разнополые группы, молодежь или люди пожилого возраста, рабочие или театральная группа) и т. д. Широко распространено разделение групп на формальные и неформальные. Однако вычленить их в чистом виде затруднительно. Поэтому предпочтительнее говорить о формальной и неформальной структурах организации групп.

Для анализа, интерпретации результатов социометрии принципиальное значение имеют такие понятия, как "группа членства" и "референтная грунта". Первая включает в себя всех людей, формально входящих в нее, это своего рода "геометрическая", пространственная характеристика сообщества. Вторая -- тех, кто в совокупности создает "значимый круг общения", нашел и признал друг друга. Признак референтное отношений во многих прикладных разработках становится ведущим для объяснения процессов, протекающих в группах. Ориентация на тот или иной "круг общения" объясняет, почему некоторые люди, формально принадлежащие к группе членства, не связывают себя с нею, проявляют отклоняющееся, конфликтное по отношению к ней поведение и, наоборот, люди, формально стоящие вне этой группы, на деле близки ей, принимаются ею.

По степени развития межличностных отношений, несущих в себе групповые интересы и ценности, выделяются четыре типа групп. Диффузная группа, в которой взаимоотношения опосредуются прежде всего симпатиями -- антипатиями, но не характером деятельности. Ассоциация, для которой "цементирующим составом" отношений выступают преимущественно личностные цели. Корпорация, в которой эти личностно значимые цели антисоциальны по своей направленности. Наконец, коллектив, объединяющий людей, связанных между собой личностно значимыми целями и общественно ценными установками. Эта классификация распространяется и на малые группы.

Изложению процедурных аспектов социометрии предпошлем рассмотрение двух ключевых понятий, характеризующих уже не саму группу, а положение в ней индивида, являющегося членом этого сообщества. Первое понятие -- "статус". Оно обозначает место индивида в системе жизнедеятельности группы, в развитии групповых процессов. Статус прежде всего определяется ведущей функцией члена группы, его обязанностями перед ней. Он интегрирует одновременно в себе черты, объективно присущие индивиду, и то, как воспринимается окружающими исполнение им своих функций. Присутствует в статусе индивида и статус самой группы, ее место в более широком социальном контексте. Второе понятие -- "социальная роль индивида". Она зависит от функций, несомых индивидом и одновременно возлагаемых на него группой. В силу подвижности функций, изменения восприятия индивида окружающими, роста и падения престижа группы эта роль -- образование многомерное и динамичное. На изучение социальных радей внутри малых групп, на измерение структуры взаимоотношений в группе в целом и направлены социометрические методы.

В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия -- это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Все начинается (естественно, после разработки программы исследования) с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор критерия становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп, и понимания, учета конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измерения. Критерий должен быть индикатором взаимоотношений.

Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.

Он должен:

-- не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;

-- быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;

-- содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;

-- включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

-- убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Различия в слабых и сильных социометрических критериях покажем на одном примере. Критерий: "Кого бы Вы выбрали своим бригадиром?" -- относится к "слабому" типу, ибо он не конкретизирован, подчеркнуто проективен. В усиленной форме критерий имеет виц: "Помните, теперь мы сами являемся хозяевами вашего предприятия. Кого бы Вы в этой ситуации выбрали в качестве бригадира?". Здесь каждый респондент начинает четче, определеннее рассматривать окружающих с точки зрения возможности возглавить бригаду, работающую в новых экономических условиях.

Социометрические критерии разделяются на два основных класса: коммуникативные ("социо-метрические тесты") и гностические ("тесты социальной перцепции"). Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто -- отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые приоткрывают перед исследователем "вход" в сферу неформальных отношений. Примером коммуникативного официального критерия является вопрос: "Кого из членов Вашей бригады хотели бы видеть в качестве бригадира?", коммуникативного неофициального -- "С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными переживаниями во поводу разлада в семье?". Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения: "Кто из членов Вашей бригады назвал бы Вас в качестве бригадира?" (гностический официальный критерий); "Кто из Ваших коллег поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты в семье?" (гностический неофициальный критерий).

В моих примерах критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отвержение.

Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Вот образец коммуникативного официального дихотомического критерия: "Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?" (положительная часть критерия); "Кого из членов Вашей бригады Вы не хотели бы видеть в качестве бригадира?" (отрицательная часть критерия).

Укажем еще одну разновидность социометрических вопросов -- критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы. Например, "Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно создать малую предпринимательскую группу? В первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь и т. д.".

Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные "шумы" в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации:

-- чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев; особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;

-- число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи-восьми: это может вызвать раздражение у опрашиваемых. Сами критерии следует располагать от простого к сложному.

Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (то есть отсутствуют всяческие ограничения на выбор), называется непараметричеасой. Скажем, в бригаде из N человек отвечающий может никого не выбрать в качестве бригадира, а может, если желает, указать (К -- I) человек. Другими словами, всех кроме себя. Подобный вариант социометричсской процедуры позволяет выявить эмоциональную составляющую взаимоотношений, дать фотографию многообразных межличностных связей в группе. Вместе с тем такая система выборов, выражения своих предпочтений таит в себе возможности для проявления излишней "щедрости", действий по принципу "все хорошие" или "все плохие".

Заключение

Назначение социометрической процедуры может быть трояким:

1) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

2) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый";

3) обнаружение внутригрупповых подсистем -- сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью этого способа можно установить популярность -- непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

Важным является соблюдение следующих правил социометрического обследования:

-границы обследуемой группы должны быть четко обозначены;

-группа должна иметь определенный опыт совместной деятельности;

- опрос членов группы должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом;

-все выборы членами группы должны делаться самостоятельно;

-вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы;

-критерии должны быть существенны для членов группы.

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм, а также построение социометрических индексов.

Социометрическая техника -- на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе. В то же время эти методы имеют границы применимости, которые необходимо учитывать при исследовании малых групп.

Социометрия, как и другие методы социологии постоянно развиваются и совершенствуются. Перспективы дальнейшего их развития прежде всего связаны с совершенствованием процедуры сбора информации и ее анализа, использования языка теории графов и современной вычислительной техники, сочетания социометрических и других методов изучения малых групп.

Вопрос №2

Первоначальный этап пребывания в школе - это период активной социальной адаптации ребенка к новым условиям, при этом формирование социальной направленности школьника происходит далеко не сразу. Для того, чтобы ребенок начал осознавать то, что он обязан учиться и в процессе обучения изменять себя, усваивая социальные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, ребенку необходимо перейти на новый уровень отношений как в школе, так и в семье. Данный период для детей 6 - 7 лет является проблемным, т. к. родители ребенка начинают предъявлять к нему более строгие требования по сравнению с дошкольным периодом, а отношения со сверстниками могут вызывать проблемы, т. к. у ребенка еще нет друзей и поэтому не все дети легко проходят период адаптации к обучению.

Важным шагом в социальной адаптации ребенка является обязательное выполнение правил, которым подчинено поведение первоклассника в школе. Большая часть их направлена на то, чтобы класс в целом, и отдельный ученик могли работать продуктивно. Эти правила являются общественно - направленными по своему содержанию (обеспечивают продуктивную работу всем). Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе в классе. В этом заключается важнейшая роль обучения в процессе социализации ребенка. Первоклассники очень чувствительны к выполнению этих правил. Они сами стараются неукоснительно соблюдать их, и от своих товарищей требуют этого. Требования должны быть неукоснительными, но выражаться они должны в уважительной и доброжелательной форме. Подчинение правилам требует от ребенка довольно развитого умения саморегулироваться, быть самостоятельным.

Восприимчивость, реактивность, подражательность, направленность на внешний мир способствуют положительной динамике в социальной адаптации ребенка к обучению. Восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает все новое, ему хочется научиться писать, читать, считать. Реактивность проявляется на уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому. Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию. Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее.

На успешную социализацию ребенка в школе влияет и его самооценка. Самооценка возникает задолго до того, как ребенок впервые переступает порог школы. Ее характер, обусловленный факторами семейного воспитания, в школе проявляется, делается очевидным. Школа становится источником нового опыта, который в конечном счете не может не повлиять на дальнейшее развитие самооценки. Дети, у которых в дошкольные годы сложилась благоприятная самооценка, могут, тем не менее, испытывать в школе затруднения, если сформировавшиеся у них к этому времени представления, ценности и тип поведения не соответствует школьной ситуации. Доминирующей ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач. Л.С. Выготский утверждал, что ребенок 6 - 7 любит себя, как и общественное отношение к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста еще нет.

Социальная адаптация - это длительный процесс, протекающий под влиянием школьного коллектива и семьи ребенка, процесс многогранный и сложный во всех своих проявлениях. Важнейшими компонентами социальной адаптации детей к школьному обучению является взаимоотношение со сверстниками и взрослыми. Поступив в школу ребенок подвергается огромному социальному воздействию и в ходе социальной адаптации школьника не только среда воздействует на ребенка, но и он сам меняет свое отношение к школе. В рамках социальной адаптации первоклассника могут быть выделены адаптация ребенка в школе и адаптация во взаимоотношениях с родителями.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше времени проводят со сверстниками. На первых неделях обучения в школе среди детей 6 - 7 лет начинает вырисовываться классный коллектив, который следует сплачивать через общую деятельность и устремлять, как говорил В.А. Сухомлинский, в будущее с помощью общих интересов и видов деятельности [39]. Школьный коллектив имеет огромное значение для социальной адаптации первоклассника. Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность. Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возраста постепенно формируется более высокий тип социальной направленности личности. В младшем школьном возрасте благодаря коллективу ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников, что способствует социализации ребенка.

Школьный коллектив способствует также и развитию товарищеских отношений между детьми. Взаимоотношения на данном этапе завязываются, преимущественно, на основе внешних обстоятельств: дружат между собой те, кто обучаются в одной школе или живут на одной улице, т. е. по территориальному признаку. Иногда более близкие отношения завязываются во время совместных учебных занятий или в процессе коллективной игры. Но следует учесть то, что как только заканчивается игра или совместная работа, распадаются и те отношения, которые завязываются на их основе. Однако постепенно товарищеские отношения становятся более стойкими, возникают определенные требования к личным качествам товарища. В общении со сверстниками в процессе учебной, игровой и других видов деятельности у детей постепенно складываются первые привязанности, происходит в некоторой степени смена субъективной позиции на объективную [46], т. е. осознание необходимости быть сдержанным, уступчивым, уметь помогать и т. д. В процессе совместной деятельности первоклассники избирают друг друга в качестве своих товарищей, устанавливают дружеские отношения друг с другом, что способствует успешной социальной адаптации. Дети, которые активно включены в адаптационный процесс обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству и успешному обучению [28].

При формировании коллектива в школе следует обратить внимание на то, что каждый ребенок индивидуален и уровень социализации имеет разный. В коллективе школьников нет и не может быть, по выражению Макаренко, «равностояния», здесь складывается целая система взаимоотношений и зависимостей, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностями, которые на него возложены, и в соответствии со своими индивидуальными особенностями и наклонностями занимает свое определенное место. Сложная и многообразная жизнь школьного коллектива требует и сложной его организации. В отличие от коллективов детей дошкольного возраста, в коллективе школьников, помимо их совместной учебной работы, существуют и другие, гораздо более развитые, чем в дошкольном возрасте, виды коллективной деятельности, в которых каждый ребенок выполняет свои особые обязанности. Таким образом, в школьном коллективе существует и разделение обязанностей, и их объединение в единое целое, то есть, существует сложное объединение усилий отдельных детей, что в свою очередь способствует успешной социальной адаптации.

У детей 6-7 лет велика вероятность возникновения конфликтов и ссор между собой. На данном этапе конфликты, связанные с выяснением личных отношений, не только не обрывают возникших товарищеских связей, но, напротив, упрочивают их, способствуют осознанию ребенком своих поступков, накоплению им опыта жизни в коллективе. Со временем ребенок начинает понимать зависимость своего положения в классе от результатов своего поведения, учебного труда, от отметок. Чем глубже будет осознавать школьник важность и необходимость учения, тем большее влияние окажут на него собственные успехи и неудачи в учении именно потому, что создается общественное мнение о нем, регулирующее отношение между ним и другими детьми. Если в коллективе проводится хорошая воспитательная работа, то учащиеся по собственной инициативе помогают друг другу в учебной работе, следят за дисциплиной, интересуются не только своими успехами, но и достижениями всего класса. В классе начинает складываться определенное общественное мнение, и дети приобретают умение правильно считаться с этим мнением.

Социальная готовность ребенка или его неготовность тесно связаны с положением, которое он занимает в семье. В семье детей поступающих в школу должна быть комфортная психологическая атмосфера. Именно она способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка к школе. Для того, чтобы период социальной адаптации к обучению прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье ребенка были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - это создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка [33].

Родителям необходимо учитывать то, что адаптация детей 6 - 7 лет к обучению тесно связана с пространственно - временным отношением (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, предоставление самостоятельности и др.). Перед поступлением ребенка в школу родителям желательно пересмотреть его дополнительные нагрузки и представить, как они согласуются с распорядком дня первоклассника. Смена социальной позиции ребенка не означает отмены всех его увлечений и изменения привычек. Чтобы больше успеть, потребуется более четкий распорядок дня, более продуманный отдых ребенка. Необходимо постепенно приучать ребенка к новому режиму и на самых первых шагах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, собственных обязанностей. Добиться их выполнения - это значит организовать жизнь ребенка, как необходимо для его обучения. Многие родители на данном возрастном этапе ребенка выполняют часть его обязанностей, пытаясь тем самым помочь ему. Такое поведение родителей не лучшим образом сказывается на социализации ребенка и в дальнейшем только приумножит трудности и принесет ребенку в будущем много проблем, связанных с обучением.

Л.С. Выготский указывал на то, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые раньше он выполнял вместе с родителями. В данном возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться. Поэтому родителям стоит помогать ребенку лишь в тех случаях, когда деятельность является для него новой. Развиваясь и адаптируясь к новым социальным условиям, ребенок в ближайшем будущем будет способен делать, что еще недавно он делал вместе с мамой или папой. Зона дел, выполняемых вместе с родителями - это потенциал развития ребенка на ближайшее будущее. У одного из детей эта зона широкая, т. е. родители с ним много занимаются, а у другого - узкая, т. к. родители часто предоставляют его самому себе.

Следует обратить внимание родителей и на то, что каждый ребенок уникален. Один к шести годам уже довольно самостоятелен, другой нуждается лишь в напоминании и сам справится со своими обязанностями. Одним детям следует показать, привести пример и они будут действовать, подражая взрослому. С некоторыми детьми родителям придется вместе выполнять действие: помочь подготовиться к школьным занятиям и затем высказать свое положительное отношение к тому, что ребенок сделал самостоятельно. По мере овладения ребенком умением родителям необходимо ограничивать свое участие в подготовке ребенка к школе. Примерно так же надо вести себя взрослым и в других ситуациях, например, выполнение режима дня, содержания в чистоте и порядке своих вещей.

Для успешной социальной адаптации родителям необходимо стимулировать у ребенка желание учиться в школе. Для самого ребенка очень важен сам факт официального признания его взросления. Именно школа и атрибуты связанные с обучением (приготовление учебных пособий, покупка рюкзака, организация рабочего места) являются связующим звеном между детством и взрослостью. В отличии от дошкольных учреждений, посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, должны понимать, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе социальных отношений. Ребенку необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который он получает, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для него, и для его родителей.

Первоклассники нередко заявляют о своем нежелании учиться, что может быть связано с неверным поведением родителей. Родители чувствующие реальную или мнимую неготовность ребенка к школе часто излишне акцентируют свое внимание на трудностях предстоящего обучения. Родителям ребенка необходимо говорить ему о том, что обучение в школе - это не простое дело, но при старании трудности можно преодолеть. Если ребенок готов принять помощь родителей в обучении, то при этом родителям необходимо помогать ребенку лишь в той деятельности которая нова для него и по мере освоения навыка постепенно передавать ее ребенку.

На поведение и развитие детей влияет и стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Подавляются интересы ребенка, при этом тревожность15 и агрессивность1 возрастают. При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Именно в условиях демократического руководства дети лучше развиваются и чувствуют себя успешнее. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе, что не способствует его социализации и интеграции в коллектив.

Дети 6 - 7 лет при самооценке ориентируются прежде всего на родителей, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. М.И. Лисина проследила развитие самосознания младших школьников в зависимости от особенностей и стилей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних взрослых; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Неадекватность первоклассника может проявляться в завышенной самооценке. Это происходит в семьях, где ребенка часто хвалят, за достижения в учебе дарят подарки, то есть ребенок привыкает к материальному вознаграждению и как следствие снижается познавательная потребность. Такое поведение родителей характерно для попустительского стиля. Для того, чтобы у ребенка развилось адекватное социальное поведение и самооценка необходимо прибегать к гибкой системе наказаний и поощрений.

Родители также задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления об обучении в школе оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не смогут полностью адаптироваться к новым условиям. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, то быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Характерной личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность14. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Если переживаемые ребенком временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тревожность может развиться у детей, чьи родители ожидают большего и предъявляют завышенные требования к обучению, что характерно для авторитарного стиля. Из - за повышенной тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность ребенка в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Род<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.160.58 (0.013 с.)