ТОП 10:

Тема 3. Религия в системе «социального действия»: М. Вебер



1. Религия как способ рационализации человеческой деятельности; ее отличие от магии; аскетизм и мистика.

2. Сравнительный анализ мировых религий как идеальных типов отношения к миру.

3. Хозяйственная этика мировых религий.

4. Протестантская этика и дух капитализма: мирская аскеза и развитие предпринимательской деятельности.

5. «Расколдование мира» как завершение религиозной эволюции. Угасание традиционных религий как симптом упадка западной цивилизации; противоречие между религией и миром науки.

 

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений:

1. Социология религии Макса Вебера.

2. Хозяйственная этика мировых религий.

3. М. Вебер о религиозно-этических предпосылках капиталистического хозяйства.

4. Православие и экономическое развитие России.

5. М. Вебер о социальных слоях – носителях религиозного сознания.

6. Религия и социальное изменение. Харизма и пророчество.

7. «Расколдование мира»; угасание традиционных религий как симптом упадка западной цивилизации (М. Вебер).

Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Прогресс-Универс, 1993. – С. 522-546.

Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. Раздел III. Гл. 3.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Введение // Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994.

Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994.

Вебер М. Протестантизм и капитализм // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.А. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. – М.: Политиздат, 1991.

Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 65-67, 150-168.

Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. Гл. 14.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учебное пособие для ВУЗов. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. – С. 204-225.

Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. – М.: Мартис, 1998.

Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. – Екатеринбург, 1999. – С. 427-429.

История социологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Мн.: Высш. шк., 1997. – С. 165-168.

История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Ответственный редактор Г.В. Осипов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. – С. 221-229.

История теоретической социологии: В 4-х т. Т.2 / Ответ. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 1997. Разд. третий. Гл. пятая.

Масионис Дж. Социология. – 9-е изд. – СПб: Питер, 2004. Гл.18. Религия.

Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 1994. – С. 19-22.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1997. – С. 305-306.

Религия. История и современность: Учебник для вузов / Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 11-13.

Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 39-40, 202.

Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – С. 477-478.

Хаванов Е.И. Современность как вечное свойство научной классики: Макс Вебер // Полис. – 1995. - № 4.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные работы М. Вебера по социологии религии?

2. Как определяет М. Вебер религию?

3. Какова взаимосвязь между религией и социальным действием?

4. Какой смысл вкладывал М. Вебер в понятие «рационализация»?

5. По какому критерию М. Вебер выделял мировые религии?

6. Какие М. Вебер выделил три самых общих типа мировых религий как три способа отношения к «миру»?

7. Что означает, по мнению М. Вебера, понятие «расколдование мира»?

8. Как повлиял протестантизм на развитие капитализма Запада?

9. Что означает понятие «дух капитализма»?

10. Какова взаимосвязь между религией и социальным неравенством?

11. Каковы типы религиозных сообществ?

12. Как происходил процесс специализации религиозной деятельности?

Тема 4. Религия как институт культуры: Б. Малиновский

1. Культура как «инструментальная система», посредством которой решаются конкретные проблемы, с которыми человек сталкивается при удовлетворении своих потребностей.

2. Магия и религия как образ действия, система верований, социальный феномен и личный опыт. Различие в функциях между магией и религией.

3. Религия как эмоциональный ответ на требование выживания группы, преодоления кризисных ситуаций; смерть и реинтеграция группы.

4. Магия и религия как способы поддержания социальных связей, противостояния угрозе социального распада.

 

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений:

1. Б. Малиновский о функциях религии в поддержании социальных связей в кризисных ситуациях; смерть и реинтеграция группы.

2. Б. Малиновский о магии, религии и науке как институтах культуры.

3. Место религии в системе культуры.

4. Религия и искусство.

5. Сакральный и профанный компоненты первобытной культуры.

Литература

Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. Раздел III. Гл. 6.

Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 137-142.

История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Ответственный редактор Г.В. Осипов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. – С. 269-279.

Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня // Первобытное мышление. – М.: Республика, 1994.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. – М.: Правда, 1990.

Малиновский Б. Магия, наука и религия // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 415-420, 509-535.

Малиновский Б. Магия, наука и религия // Религиоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие / Авт.-сост. П.И. Костюкович. – Минск: Новое знание, 2000. – С. 109-115.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М.: Рефл бук, 1998.

Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры: пер. с англ. / Б. Малиновский. – М.: РОССПЭН, 2004.

Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 1994. – С. 24-25.

Рэдклифф-Браун А. Структура и функции религии в примитивном обществе // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 421-438.

Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 33-35, 321-338.

Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – С. 471-472.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Каким образом религия способствует удовлетворению основных потребностей человека?

2. Каковы, по мнению Б. Малиновского, функции религии в обществе?

3. Какую роль выполняют магия и колдовство в кризисных ситуациях жизни индивида и группы?

4. Какой смысл вкладывает Б. Малиновский в понятие «ритуализация оптимизма»?

5. В чем состоит различие магии и религии?

6. Что общего и отличного между магией и наукой?

7. В чем расходятся Б. Малиновский и А. Рэдклифф-Браун при определении главной функции религии?

8. Какое место занимают в религии мировоззрение и этос?

9. Какую роль играет религия в духовном возрождении России?

10. Почему религия рассматривается как один из институтов культуры?

 

Тема 5. Религия и социокультурная динамика: П. Сорокин

1. Религия как неотъемлемая часть общей культуры человечества.

2. Суперсистемы культуры и типы религии, формирующейся в зависимости от их характера: чувственная, рациональная и интегральная.

3. Социокультурная динамика как смена одного типа суперсистемы другим.

4. Религия как изменяющееся «миропонимание» и одна из многих действующих сил культурной и социальной истории, которая может быть понята только во взаимодействии с другими компонентами социокультурной динамики.

 

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений:

1. П. Сорокин: религия как одна из основных культурных систем. Ее структура и функции.

2. Религия в суперкультурах и в процессе социокультурной динамики (П. Сорокин).

3. Религия и образование.

4. Религия и мораль.

5. Секуляризация как социокультурный процесс.

 

Литература

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учебное пособие для ВУЗов. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. – С. 356-372.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 1997. Гл. ХII .

Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – С. 386-387.

История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. Ответственный редактор – академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – С. 478-485.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – С. 76.

Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек, цивилизация, общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 427-504.

Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. – М., 1997.

 

Вопросы для самопроверки

1. Почему П. Сорокин рассматривал религию как часть общей культуры человечества?

2. Какова связь между суперсистемами культуры и типами религии?

3. Какое влияние оказывает религия на социокультурную динамику?

4. Охарактеризуйте взаимодействие религии с другими культурными системами (языком, искусством, наукой, философией, этикой, правом), светской культурой.

5. Почему П. Сорокин считал, что разрушение «чувственной системы» западной культуры является сущностью «кризиса нашего времени»?

6. Какие две тенденции в религии, по мнению П. Сорокина, находятся в состоянии борьбы?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.01 с.)