Тринадцатый доклад мюнхен, 5 июня 1907 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тринадцатый доклад мюнхен, 5 июня 1907 Г.



 

 

Сегодня мы должны обсудить кое что, касающееся продолжения развития человечества в будущем, и поговорить о том, что называют посвящением, благодаря которому человек может в настоящем предвосхитить те ступени жизни, которые иначе человечество пройдет лишь в будущем.

 

 

Сначала займемся первым вопросом. Вам может показаться дерзостью говорить о будущем, а может быть, вы скажете, что вообще невозможно что-либо узнать о будущем человека. Но если вы немного подумаете над этим, то поймете, что вовсе не так уж необоснованно воззрение, согласно которому о будущем можно нечто узнать. Вам нужно только сравнить это с тем, что может узнать о будущем обыкновенный исследователь, например естествоиспытатель. Он может вам определенно сказать, что если при известных условиях он смешает кислород, водород и серу, то обязательно получится серная кислота. Можно точно сказать, что произойдет, если поймать зеркалом солнечные лучи. И в отношении явлений внешнего мира подобное возможно даже в значительно большей степени: можно предсказывать солнечные и лунные затмения на неопределенно долгий срок вперед.

 

 

Почему все это возможно? Потому что и поскольку известны законы физической жизни. Если кто-то открыл духовные законы жизни, он точно так же может, исходя из этих законов, сказать, что произойдет в будущем. Но человека обычно угнетает один вопрос. Люди легко поддаются впечатлению, будто знание того, что произойдет в будущем, противоречит свободе, произвольности человеческих поступков. Но и это впечатление неверно. Если вы соедините при известных условиях серу, водород и кислород, то получится серная кислота - это обусловлено закономерностью соединения веществ. Но сделаете ли вы это, зависит от вашей воли. Так обстоит дело и с тем, как протекает духовное развитие людей. То, что произойдет, человек будет свершать по своей совершенно свободной воле, и чем выше будет степень развития человека, тем свободнее станет он. Не следует думать также, будто если можно предвидеть будущее, то уже сейчас человеку предопределено, что он сделает в будущем. Большинство людей, правда, не обладает правильным пониманием этого вопроса, и он в самом деле является одним из труднейших. С древнейших времен философы бились над проблемой человеческой свободы и закономерного предопределения явлений. Почти все, что было написано по этому поводу, нужно признать совершенно неудовлетворительным, ибо люди обычно не умеют различать предвидение и предопределение. Ведь с предвидением дело обстоит так же, как с видением отдаленной точки в пространстве. Если вы смотрите на удаленную от вас точку в пространстве, к примеру, на другую сторону улицы, и видите, как один человек дает другому десять пфеннигов, разве вы вызвали это действие? Послужило ли какой-то его причиной ваше наблюдение данного события? Нет; вы только видели, что человек что-то сделал, и никак не принуждали его действовать так. И вот, в определенном смысле так же обстоит дело во времени, только люди не могут этого сообразить. Предположим, вы вновь воплотились через две-три тысячи лет. Вы делаете тогда нечто по своей свободной воле - это так же, как в примере с десятью пфеннигами. Ясновидец при определенных условиях может наблюдать то, что произойдет в будущем, и будущее действие столь же мало определяется сегодняшним моментом, как и то, что один человек дает другому десять пфеннигов, определяется позицией в пространстве. Часто говорят: если кто-то видит, как нечто произойдет, значит, оно уже, собственно, предопределено. Но тут путают будущее с настоящим. Будь оно уже предопределено, это не было бы предвидением будущего. Вы же видите не то, что есть, а то, что только наступит. Нужно точно осмыслять понятие "смотреть в грядущее" - предвидеть. Этому нужно учиться в терпеливой медитации, только тогда станет возможным верно понимать эти вещи.

 

 

После этих вступительных слов обсудим нечто из того, что можно сказать о развитии человечества в будущем. Мы дошли до того момента, когда человечество глубже всего опустилось в материю, когда свои духовные силы оно тратит на конструирование и производство инструментов и машин, служащих личной жизни людей. Это связано со все усиливающимся "уплотнением" человечества и самой Земли. Мы видели, что самое плотное из всего, что сейчас существует, минеральное царство, возникло лишь в определенный момент нашего развития. В силу чего и человек вступил в период своего нынешнего земного становления. Одновременно шли разделение на два пола и другие явления. Когда человек еще не вступил в такое физическое развитие, где есть царство минералов, его собственная природа была гораздо более тонкой и мягкой. Чтобы создать представление о том, какою она была, нужно сказать, как в то давнее время, когда еще не наступило разделение полов, осуществлялось продолжение человеческого рода. Тогда двуполый еще человек, обладавший более тонкой телесностью, производил из себя другое существо. Это происходило не так, как сейчас, но приблизительно так, как бывает на спиритических сеансах, когда из медиума выходит эфирное тело какого-то иного существа. Так вы можете примерно представить себе процесс "материализации изнутри себя", при помощи которого в давние времена продолжался человеческий род; это было некое вытеснение тел людей, созревших для дальнейшего, собственного развития.

 

 

Итак, вы видите, что с уплотнением человека в космосе связано его нисхождение в материальный мир. С этим связано также и развитие иной силы, которая никак не могла бы развиться без этого нисхождения: это эгоизм. У эгоизма есть хорошая и дурная стороны. Он есть основа человеческой самостоятельности и свободы, но своею оборотной стороной является основой для всего дурного и злого. Однако для того, чтобы человек научился делать по своей свободной воле добро, он должен был пройти через влияние этой силы эгоизма. Силы, руководившие человеком прежде, должны были постоянно толкать его к доброму, но он должен был получить возможность самому идти своим путем. И как человек опустился вниз, так он должен вновь подняться наверх, к духовному, и как это нисхождение связано с возобладанием эгоизма, так же восхождение зависит от того, чтобы все сильнее становились самоотверженность и чувство симпатии людей друг к другу. Человечество в своем развитии прошло через разные эпохи - через древнеиндийскую, потом через персидскую, египто-халдо-вавилонскую и греко-латинскую к нынешней, пятой эпохе, за которой должна последовать шестая. И одновременно с развитием человечества происходит работа, направленная на преодоление того принципа, который был сильнейшим со времени, когда эфирное тело соединилось с физическим в той точке мозга, о которой я говорил вчера. Это было время падения в величайший эгоизм.

В прежнем своем развитии человек также был эгоистичен, но то был эгоизм иного рода. Эгоизм же, который так глубоко проникает в души, как это имеет место в нашу эпоху, теснейшим образом связан с проявлением материалистических убеждений, и наступление духовной эпохи будет означать преодоление такого эгоизма. Поэтому христианство и все другие направления, действительно проникнутые религиозной жизнью, сознательно стремились разорвать ветхие, кровные, связи, и христианство выдвинуло радикальное положение, гласящее: "Кто не оставит отца, мать, жену, ребенка, брата, сестру, тот не может быть Моим учеником". Это означает не что иное, как то, что на место старых, кровных уз должна прийти духовная связь души с душою, человека с человеком. Вопрос только вот в чем: каковы средства и пути, которые должны привести человечество к спиритуальности, то есть преодолению материализма, и одновременно к тому, что можно было бы назвать братским союзом, к проявлению всеобщей любви к людям? Можно было встать на ту точку зрения, что нужно только настоятельно указать на большую важность этой всеобщей любви к людям, и тогда она появится, или что нужно основывать общества, ставящие своей целью эту любовь. Оккультизм никогда не придерживался такого мнения. Напротив! Чем больше человек говорит о всеобщей братской любви и человечности, одурманивая себя этими словами, тем эгоистичнее становятся люди. Ибо точно так же, как есть чувственное сладострастие, есть и сладострастие душевное, и это даже более утонченное сладострастие, когда человек говорит: я желаю становиться морально все выше и выше! В сущности, из этой мысли как раз проистекает эгоизм, правда, не обычный, повседневный, но утонченный, порождаемый подобным душевным сладострастием.

Любовь и сочувствие возникают в процессе эволюции человечества не оттого, что на них обращают наше внимание. Человечество ведет к братскому союзу нечто иное, а именно само духовное познание. Нет другого средства способствовать возникновению всеобщего братства людей, чем распространять в мире оккультные знания. Сколько ни говорить о любви и братстве, сколько тысяч обществ ни основывать, все это не приведет к задуманной цели даже при самых благих намерениях. Важно здесь поступать верно, знать, как основывается этот братский союз. Только люди, которые живут в общей, справедливой для всех людей оккультной истине, соединятся в единой истине. Как солнце объединяет растения, стремящиеся к нему, хотя каждое из них обладает своей индивидуальностью, так и истина, к которой все стремятся, должна быть единой - тогда все люди объединятся. Но люди должны энергично стремиться к истине, только в этом случае они смогут гармонично жить вместе.

 

 

Можно возразить: ведь к истине стремятся все, но есть же различные точки зрения, и отсюда рождаются опять споры и расхождения. Это еще недостаточно глубокое познание истины. Нельзя ссылаться на то, что в мире истины могут быть разные точки зрения; нужно сначала испытать, что истина может быть только одна. Она не зависит от всенародного голосования, она истинна сама по себе. Станете ли вы проводить референдум по вопросу, равна ли сумма углов треугольника 180 градусам? Признают это миллионы людей или не признает ни один, для вас это все равно - истина, если только вы ее узнали. В вопросах истины не бывает демократии. И те, кто не в ладу с нею, просто еще недостаточно проникли в нее. Отсюда происходят все споры об истине. Можно сказать: да, но ведь один утверждает в оккультных вещах одно, а другой - другое! В настоящем оккультизме это не так. Дело обстоит здесь точно так же, как и с материальными вещами: о них тоже один может говорить одно, а другой - другое, но тогда одно из двух ложно. Так это и в настоящем оккультизме, однако часто люди имеют смелость судить об оккультных вещах, еще не поняв их.

 

 

Вот цель, к которой будет стремиться шестая эпоха человечества: популяризация оккультной истины в самых широких кругах. В этом будет миссия той эпохи. И то человеческое общество, которое объединяется духовно, имеет задание переносить эту оккультную истину повсюду в жизнь и непосредственно применять ее там. Этого-то и недостает нашей эпохе. Посмотрите только, как наша эпоха ищет и как никто не может найти правильных ответов. Есть бесчисленное множество вопросов - вопрос воспитания, женский вопрос, медицина, социальный вопрос, вопрос питания. И люди кустарно "решают" все эти вопросы, пишется много статей и книг, и каждый говорит со своей точки зрения, не желая учиться тому, что стоит в центре, - оккультной мудрости. Речь идет не о том, чтобы узнать что-то абстрактное о духо-ведческих истинах, но о том, чтобы переносить их непосредственно в жизнь, изучать социальные вопросы, вопросы воспитания, да и вообще всю человеческую жизнь с точки зрения настоящего оккультного знания. Можно сказать на это: но ведь тогда нужно познать высшую премудрость! Такое возражение основано на ошибке: как будто бы обязательно нужно наилучшим образом знать то, что применяешь в жизни. Но это не обязательно: познание высших принципов часто приходит позже, чем их применение. Если бы человечество захотело медлить с перевариванием пищи до тех пор, пока не познает законы пищеварения, развитие человечества было бы невозможно. Так что не нужно знать всех духовных законов, чтобы вливать духовную науку в повседневную жизнь. Это как раз то, как розенкройцерский метод подходит к духовному: мало абстракции и рассмотрение вопросов повседневной жизни. Дело не в том, чтобы говорить: духовная наука - это духовная наука, а в том, чтобы всерьез заниматься ею в непосредственной жизни. Разве ребенок, выучившийся говорить, знает все грамматические правила языка? Сначала он учится говорить, а потом уже учит грамматику. Поэтому нужно придавать значение тому, чтобы человек сначала с помощью духовных учений занялся непосредственно окружающим его, а потом уже мог перейти к тому, что можно найти в высших мирах, к знаниям об астральном плане, о Девахане. Ибо только таким путем мы поймем, что существует вокруг нас и в чем мы сами можем принять участие. Поэтому конкретная задача состоит в том, чтобы соединить расколотое человечество, вырванное из старых кровных и родовых связей, при помощи единой оккультной духовной мудрости.

 

 

Итак, при переходе от пятой эпохи к шестой, а затем к седьмой все больше теряются прежние связи, создаваемые кровными и родовыми узами. Человечество смешивается, чтобы сгруппироваться заново на духовных основаниях. Неправильно говорить в теософии о расах так, словно они будут существовать вечно. Понятие расы утратит свой смысл уже в ближайшем будущем, хотя речь идет о тысячелетиях. Постоянные разговоры о том, что мировой процесс всякий раз протекает через семью семь рас, это спекулятивное расширение идеи, верной лишь для нашей эпохи - для ближайшего прошедшего и ближайшего будущего. С позиций ясновидения, оккультизма такого никогда не утверждалось. Расы возникли, как возникает все, и исчезнут, как исчезает все; тем же, кто говорил о расах да о расах, надо будет растопить свои понятия, надо будет сделать их гибкими. Все от одной лености! Если только немного заглянуть в будущее, там уже неверны те представления, которые были верными для прошлого и настоящего. Самое главное, чтобы человек, создав себе о чем-то ясное и четкое представление, не решил, что это есть вечная мудрость. Придется привыкнуть приводить понятия в движение, осознать, что представления, понятия стали меняться, и это будет прогрессом. Эта возможность перейти от застывших, догматических представлений к текучим есть то, что должно сформироваться у людей, кои хотят быть носителями будущего. Ибо как меняются эпохи, так должны меняться и наши понятия, если только мы желаем понять эти эпохи.

 

 

Сейчас душа живет в человеческом теле, которое вы ясно воспринимаете своими чувствами. Как оно образовалось? Раньше это тело сильно отличалось от нынешнего состояния, для наших материалистических воззрений даже до смешного отличалось, - когда низошла душа. И вот она стала обитать в нем. Каким же образом человек развился до нынешней своей формы? Это сама душа трудилась в теле во всех своих воплощениях. Вы можете понять, как трудилась душа над телом, если вспомните о тех возможностях, которыми еще обладает человек для того, чтобы трудиться над своим телом в нашу эпоху материализма. Та работа, которую человек может производить над своим плотным физическим телом, относительно очень незначительна. Обратите, например, внимание на то, как вы сейчас мимоходом работаете над своим телом и выражением лица. К примеру, нечто причиняет вам страх, ужас. Впечатление, произведенное страхом и ужасом, заставляет вас побледнеть. Ваш физический облик изменяется также краской стыда. Это проходит, но вы видите, что происходит: нечто воздействует на душу, так что это влияние распространяется на кровь, а через кровь - на физическое тело, непосредственно на ваш облик. Это влияние может быть еще интенсивнее. Вы знаете, что людям, ведущим духовную жизнь, вполне по силам оттиснуть в облике своего лица печать собственной духовной деятельности. Можно понять, много ли мыслил человек в жизни, или он прожил не думая. Так человек все-таки продолжает работать над своим внешним обликом, и благородно чувствующий человек выражает эти чувства в благородных движениях. Это лишь малые реликты той работы, которую вело человечество над собою тысячелетиями.

 

 

Сегодня вы можете лишь пригонять кровь к щекам и отгонять ее, прежде же человек полностью находился под влиянием мира образов, который был выражением духовного мира. И это оказывало такое влияние, что человек мог совершать преобразующую работу над своим организмом в гораздо большей степени. При этом и тело его было более "мягким". Было время, когда человек мог не только вытянуть руку и не только указывать пальцем, но и посылать в руку свою волю, так что руке можно было придать новую форму, вытягивая пальцы как некие отростки. Было время, когда стопы ног еще не имели неизменного вида, а человек мог их вытягивать из себя также в виде отростков. Так человек формировал свое тело по тем образам, которые он воспринимал из окружающей среды. Сегодня, в наше время материи, преобразование человеком своего тела происходит так медленно, как это только возможно, но впоследствии оно вновь ускорится. В будущем человек получит больше влияния на свою физическую телесность. При рассмотрении посвящения мы увидим, какими средствами он получает такое влияние. Если не удается достичь этого за одну жизнь, то все же для следующего воплощения можно сделать многое.

 

 

Таким образом, сам человек создаст будущий облик своего тела. Становясь все мягче и мягче, то есть "отделяясь" от твердых частей, человек идет навстречу своему будущему. Грядет эпоха, в которую человек будет жить, как то было в прошедшие времена, словно бы над своею земной частью. Это состояние, сравнимое с нашим нынешним состоянием сна, сменится тогда другим, когда человек сможет произвольно извлекать свое эфирное тело из физического. Здесь на земле будет находиться как бы более плотная часть человека, и человек будет пользоваться ею извне, как инструментом. Человек будет не носить на себе свое тело, живя в нем, а парить над ним. Само тело станет легче и тоньше. Сегодня это кажется бредовой идеей, но это точно известно из духовных законов, подобно тому как по астрономическим законам рассчитываются на будущее солнечные и лунные затмения. И прежде всего человек станет воздействовать преобразующе на воспроизводительную силу. Многие не в состоянии представить себе, что когда-то появится иная сила размножения, чем теперь. Но она появится, и способ размножения изменится. Все, что сегодня относится к размножению и связано с этим влечением, в будущем перейдет на другой орган. Орган, который уже сегодня готовится к тому, чтобы стать в будущем органом размножения, - это гортань человека. Сегодня гортань может производить лишь воздушные колебания, может лишь сообщать воздуху то, что заложено в слове, так что колебания соответствуют словам. Впоследствии из гортани будет выходить не одно слово в его ритмической форме, но это слово будет озарено человеком, проникнуто самою материей. Сегодня слово становится лишь воздушной волной, в будущем же человек станет производить из гортани, как слово, внутреннее существо, собственное подобие. Человек будет при этом выходить из человека, человек будет произносить человека. И рождение нового человека будет тогда заключаться в его произнесении другим человеком.

 

 

Это бросает определенный свет на явления, живущие рядом с нами и необъяснимые с помощью естествознания. Это преображение инстинкта продолжения рода, который станет вновь бесполым, возьмет на себя тогда функции старого размножения. Поэтому в мужском организме в период полового созревания происходит изменение гортани. Голос становится более низким. Это непосредственным образом указывает на то, как связаны две эти вещи. Так оккультизм постоянно освещает факты жизни и позволяет понять явления, которые не сможет вам объяснить материалистическая наука.

И подобно тому, как преобразуется гортань, изменится и человеческое сердце. Это тот орган, который тесно связан с кровообращением. Наука считает, что сердце есть что-то вроде насоса. Это бредовое, фантастическое представление. Никогда оккультизм не позволял себе таких бредовых утверждений, как нынешний материализм. То, что является движущей силой крови, это душевные чувства. Душа гонит кровь, а сердце приводится в движение, потому что на него воздействует кровь. То есть дело обстоит прямо противоположно тому, что утверждает материалистическая наука. Только человек не может сейчас произвольно распоряжаться своим сердцем: если он пугается, сердце бьется чаще, потому что чувство воздействует на кровь, а кровь учащает сердцебиение. Но то, что сегодня человек претерпевает непроизвольно, он подчинит своей воле позднее, на более высокой ступени развития. Он будет по своему произволу вызывать движение своей крови и управлять биением своего сердца, как мускулами руки. Сердце с его своеобразным строением - камень преткновения для современной науки. Оно имеет поперечнополосатую мышечную ткань, которой обладают, кроме него, только' произвольно сокращающиеся мускулы. Почему? Потому что сердце сегодня еще не завершило своего развития, но является органом будущего, ибо оно должно стать мышцей, которая сокращается произвольно. Оттого уже сегодня в строении сердца проявляются соответствующие задатки.

 

 

Итак, все происходящее в душе человека изменяет строение человеческого организма. И если вы сейчас представите себе человека, который способен создавать себе подобных при помощи произносимого слова, чье сердце стало произвольно сокращающейся мышцей, у которой видоизменились иные органы, то вы получите представление о будущем рода человеческого на будущих планетных воплощениях нашей Земли. На нашей планете человечество продвинется вперед настолько, насколько это возможно под влиянием минерального царства. Это минеральное царство исчезнет в его нынешней форме раньше всех прочих, хотя оно возникло последним. Человек будет тогда строить свое тело не из минеральных веществ, как сегодня; будущее человеческое тело будет включать в себя поначалу лишь растительное вещество. Все, что ныне действует в человеке минеральным образом, исчезнет. Вот вам пример, который выглядит гротескно. Сегодня человек выплевывает обыкновенную слюну. Это минеральный продукт, потому что физическое тело человека есть взаимодействие минеральных процессов. Когда человек завершит свое минеральное развитие, он не будет больше выплевывать минеральную слюну; эта слюна будет растительной природы, и человек будет, так сказать, выплевывать цветы. Железы не будут выделять минеральных веществ, но только растительные. Минеральное царство преодолевается тем, что человек вновь развивается по направлению к растительному порядку бытия.

 

 

Так переходит человек на Юпитер - он выделяет все минеральное и обращается к растительному порождению. При переходе к созиданию животного - ведь животные будут иными, нежели сегодня, - когда сердце человека сможет творить, он будет созидать в животном царстве, как теперь творит в царстве минеральном, тогда наступит состояние Венеры. А когда наконец человек сможет создавать себе подобных, произнося словами свой образ, то смысл нашей эволюции будет исчерпан, исполнятся слова: "Сотворим человека..."

 

 

Только находясь на той точке зрения, что тело изменяется душою, человек сможет действительно преобразить человеческий род. Только мышление в духе оккультизма, в духе спиритуализма будет способствовать описанному как преображение сердца и гортани. Как человечество мыслит сегодня, таким оно станет завтра. Человечество, мыслящее материалистически, создаст в будущем ужасных существ, человечество же, мыслящее спиритуально, так преобразующе воздействует на организм будущего, что отсюда появятся прекрасные человеческие тела.

 

 

То, что создает материалистический способ мышления, еще не пришло к своему завершению. Сегодня мы имеем два течения: одно - широкое, материалистическое, заполняющее Землю, другое - малое, духовное, ограниченное очень узким кругом людей. Различайте развитие душевное и расовое. Не думайте, что, если расы переходят в гротескную форму, то то же самое происходит с душами. Все материалистически мыслящие души работают над созданием злых рас, а духовная работа способствует созданию доброй расы. Так же, как человечество произвело то, что, отстав в развитии, стало животными, растениями и минералами, - так одна часть отделится и будет представлять собой дурную часть человечества, и в ставшем тем временем мягким теле станет внешне явной внутренняя душевная злоба. Как прежние состояния, деградировавшие до обезьяньего племени, кажутся нам гротескными, так материалистические расы останутся на точке зрения зла и станут населять Землю как дурные расы. Это будет полностью зависеть от человечества, пожелает ли душа остаться со злой расой, или же она захочет подняться через духовную культуру к доброй расе.

 

 

Мы должны знать эти вещи, если желаем идти в будущее с действительным пониманием вещей. В противном случае мы будем идти по миру с завязанными глазами, потому что среди людей действуют силы, которые нужно познавать и на которые нужно обращать внимание, и тот пренебрег бы своим долгом по отношению к человечеству, кто не пожелал бы ознакомиться с силами, ведущими в одну или в другую сторону. Познание ради познания было бы эгоизмом. Тот, кто желает познавать, чтобы видеть высшие миры, поступает эгоистически. Но тот, кто желает вносить это познание непосредственно в практику повседневной жизни, трудится над дальнейшим развитием грядущей эволюции человечества. Чрезвычайно важно, чтобы мы все лучше научались перенесению в практику того, что существует в качестве теософских воззрений.

 

 

Итак, вы видите, что духовное движение имеет совершенно определенную цель, а именно прообразование человечества таким, каким оно станет в будущем. Эта цель не может быть достигнута иначе, как путем принятия духовной оккультной мудрости. Так думает тот, кто воспринимает духовную науку как великую задачу человечества. Такой человек мыслит ее в связи с развитием и видит в ней не алчное стремление, но осознанный им долг. И чем больше мы признаем это, тем быстрее мы движемся навстречу будущему состоянию человека, состоянию шестой эпохи. Как из местности древней Атлантиды, находившейся поблизости от современной Ирландии, самые передовые люди отправились на восток, чтобы основать новые культуры, так наша задача сейчас - трудиться ради того великого момента шестой эпохи, когда человество совершит великий духовный взлет.

 

 

Мы должны приложить старания к тому, чтобы вырваться из материализма, и потому духовные общества должны подумать о том, чтобы взять на себя указанную роль предводителей человечества - не от нескромности и гордыни, а из чувства долга. Должна составиться некая группа людей, которой предстоит готовить будущее. Но это совместное действие надо понимать не пространственно. Всякие понятия локальности уже потеряли смысл, ибо больше нет речи о родовых общностях; речь идет о том, чтобы люди, рассеянные по Земле, сошлись духовно и позитивно создавали будущее. Потому-то четыреста лет тому назад, когда наша эпоха стояла у порога глубочайшего погружения в материю, братством розенкройцеров были заложены основы той практической духовной науки, которая хочет дать ответы на все вопросы повседневной жизни. Здесь вы видите развитие, которое идет по восходящей линии, дополняющее развитие нисходящее.

 

 

В то время как старое познание действует разлагающе, что видно на примере "Критики языка" Маутнера, духовное направление ищет объединяющей связи духовной мудрости. Отсюда и новое посвятительное обучение, руководствующееся переправой человечества в новый временной цикл. Так принцип развития человечества соединяется с понятием посвящения.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДОКЛАД Мюнхен, 6 июня 1907 г.

 

Сегодня мы поговорим еще о принципе посвящения, или эзотерического ученичества. При этом речь у нас пойдет о двух методах ученичества, которые прежде всего принимают во внимание то, что здесь говорилось о развитии человечества; ибо нужно понять, что истина некоторым образом обретается путем перенесения самого себя в прежние состояния человечества.

 

 

Было сказано, что люди в древней Атлантиде могли черпать мудрость из всего, что их окружало. Чем дальше мы заходим в давнее прошлое, тем больше находим такие состояния сознания, благодаря которым люди были способны воспринимать творящие силы, пронизывающие мир, и духовных существ вокруг нас. Все, что окружает нас, возникло благодаря этим творящим существам, и видеть их - это и значит познавать.

Когда человечество развилось до нашего нынешнего состояния сознания, то есть, собственно говоря, только в нашу пятую, постатлантическую эпоху, оно почувствовало в душе тоску, желание вновь вернуться в духовные миры. И я говорил вам, что в древнем народе Индии изначально жила глубокая жажда узнавать за всем, что нас окружает в этом мире, действительно духовное, и что у этих людей возникло такое представление: все, что нас окружает, есть сон, иллюзия, а наша единственная задача в том, чтобы развиваться до высот древней мудрости, которая творила и действовала в давние времена. Ученики древних риши желали вступить на путь, который вел их с помощью йоги к созерцанию миров, из которых они сами низошли. Они стремились прочь от майи к этим духовным мирам.

 

 

Это один путь, по которому может идти человек. Самый же новый путь восхождения к мудрости - это путь розенкройцеров. Этот путь обращает нас не в прошлое, но в будущее, к тем состояниям, которые человек будет вновь переживать. Розенкройцерство учит при помощи определенных методов развивать из самого себя ту мудрость, что заложена в человеке. Этот путь был указан основоположником розенкройцерского эзотерического движения, называемым во внешнем мире Христианом Розенкройцем. Это не есть нехристианский путь, это путь христианский, лишь приспособленный к современным условиям и лежащий между собственно христианским путем и путем йоги.

 

 

Отчасти он был подготовлен уже задолго до христианства и принял особую форму благодаря тому великому посвященному, который под именем Дионисия Ареопа-гита основал, в эзотерической школе апостола Павла в Афинах то обучение, из которого произошла вся последующая эзотерическая мудрость и обучение.

 

 

Это два важнейших для Запада пути эзотерического ученичества. Все, что связано с нашей культурой и жизнью, которую мы ведем и должны вести, все это возвышается и возводится в принцип посвящения христианским и розенкройцерским ученичеством. Чисто христианский путь несколько тяжел для нынешнего человека, поэтому для человека, вынужденного жить в условиях нашего времени, был введен розенкройцерский путь. Тот, кто хочет идти старым, чисто христианским путем по современной жизни, должен иметь возможность на какое-то время отделиться от внешней жизни, чтобы впоследствии тем интенсивнее войти в эту жизнь.

 

Розенкройцерским путем может идти всякий, каковы бы ни были род его занятий и сфера его жизни.

 

 

Охарактеризуем чисто христианский путь. Его метод предписан глубочайшей христианской книгой, которую менее всего понимают представители христианского бо

гословия, - Евангелием от Иоанна, а его содержание мы найдем в Апокалипсисе, или Тайном откровении.

 

 

Евангелие от Иоанна - удивительная книга. Ее нужно не просто прочесть, а прожить. И прожить ее можно, если осознать, что в ней содержатся предписания для внутренней жизни, которые следует исполнять надлежащим образом. Христианский путь требует от своего ученика видеть в Евангелии от Иоанна книгу медитации. Принципиальным условием, которое в той или иной степени отпадает в розенкройцерском ученичестве, является здесь строжайшая вера в личность Христа Иисуса. Нужно иметь в себе по меньшей мере возможность веры в то, что эта высшая индивидуальность, этот предводитель огненных духов солнечной эпохи физически воплотился в лице Иисуса из Назарета, что это был не "простой человек из Назарета", не индивидуальность, подобная Сократу, Платону или Пифагору. Нужно понять Его принципиальное отличие от всех остальных. Тот, кто желает идти чисто христианским путем ученичества, должен признавать в Нем единственного в своей природе Богочеловека, иначе не будет верного основного чувства, которое бы пробуждало душу. Поэтому нужно действительно верить в первые слова Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог" - и так далее вплоть до слов "И Слово стало плотию и обитало с нами". То есть тот дух, который был повелителем огненных духов, который был связан с преображением Земли, которого мы называем также духом Земли, Он действительно жил с нами в плотской оболочке, Он действительно пребывал в неком физическом теле. Это нужно признавать. Тому, кто этого не может, лучше предпочесть другой путь ученичества. Но тот, кто соблюдает это принципиальное условие и неделями, месяцами каждое утро медитативно вызывает в своей душе слова Евангелия от Иоанна до того места, где сказано "полное благодати и истины", причем не только понимая их, но и живя в них, для того эти слова становятся силой, пробуждающей душу. Ибо это не обыкновенные слова, но пробуждающие силы, которые вызывают из души иные силы. Только ученик должен иметь терпение вызывать эти слова в своей душе постоянно, каждый день. Тогда силы, которые необходимы для христианского ученичества, развиваются через пробуждение совершенно определенных чувств. Христианский путь есть путь скорее внутренний, в то время как в розенкройцерском ученичестве ощущения воспламеняются во внешнем мире.

 

 

Христианский путь - путь развития чувств. Семь ступеней чувств пробуждаются к жизни. К этому добавляются другие упражнения, которые каждому даются лично и рассчитаны на определенный характер. Однако в любом случае необходимо пережить тринадцатую главу Евангелия от Иоанна, пережить ее так, как я это сейчас опишу. Учитель говорит ученику: ты должен развить в себе определенные чувства. Представь себе, как растение вырастает из почвы. Оно выше минеральной почвы, на которой растет, но эта почва ему необходима. Оно, высшее, не может обойтись без низшего. И если бы растение умело думать, оно сказало бы земле: хоть я выше тебя, но я не могу быть без тебя, - и благодарно склонилось бы оно к земле. Точно так же должно было бы поступить животное по отношению к растению, ибо без растения его не могло бы быть, и точно так же должен был бы поступить человек по отношению к животному. И когда человек поднимется выше, он должен будет сказать: никогда бы я не оказался на нынешней ступени, если бы не было низшей. И он должен благодарно склониться к ней, ибо она сделала возможным то, что он теперь существует. Ни одно существо на свете не могло бы существовать без низшего, которому оно обязано быть благодарно. Так и Христос не мог бы существовать без Двенадцати, и тринадцатая глава Евангелия от Иоанна изображает всеобъемлющее чувство благодарного преклонения перед ними - Он, Высший, омывает ноги своим ученикам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.057 с.)