Занятие 7. СССР в послевоенные годы (1945-1953) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 7. СССР в послевоенные годы (1945-1953)



 

1. Внешняя политика СССР в первое послевоенное десятилетие.

2. Создание атомного оружия и начало ядерного противостояния.

3. Экономическое развитие страны в послевоенные годы.

4. Общественно-политическая и культурная жизнь.

 

Ключевые понятия и термины: «Холодная война», «план Маршалла», НТР, Организация Варшавского договора, НАТО, «дело авиаторов», «ленинградское дело», «безродный космополитизм», «дело врачей», Комиинформ, СЭВ.

 

Вопросы для размышления:

1. Каковы главные принципы развязывания «холодной войны»?

2. С какими проблемами столкнулась страна в ходе послевоенного восстановления экономики?

3. В чем причины послевоенных сталинских репрессий?

4. Чем были обусловлены проявления государственного антисемитизма?

5. Каковы особенности культурной жизни в послевоенные годы?

 

 

Источники

1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие для вузов. – М., 2008.

2. Хрестоматия по истории КПСС. Пособие для вузов. Т. 2. – М., 1989.

3. Вознесенский Н. А. Послевоенная экономика // Избранные произведения. – М., 1972.

4. Российская деревня после войны. Сб. документов / Сост. В. П. Попов – М., 1993.

5. Симонов К. Глазами человека моего поколения. – М., 1989.

 

Литература

1. Бойцов М., Хромова И. Послевоенное десятилетие. 1945-1955. – М., 1998.

2. Вербицкая О. М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. – М., 1992.

3. Зима В. Ф. Голод в СССР 1946-1947 годов: происхождение и последствия. – М., 1996.

4. Зубкова Е. Н. Общество и реформы. 1945-1991. – М.,1998.

5. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. – М.,1998.

6. Советская внешняя политика в годы холодной войны (1945-1985). Новое прочтение. – М., 1995.

7. Рапопорт Я. Л. На рубеже двух эпох: Дело врачей 1953 года. – СПб., 2003.

 

Занятие 8. Попытки десталинизации

Советского общества в 1950-60-х гг.

 

1. Положение в стране в 1955-1956 гг. Осуждение культа личности.

2. Реформы 60-х годов и их противоречивость.

3. Оценка деятельности Н. С. Хрущева.

 

Ключевые понятия и термины: культ личности, коллективное руководство, «оттепель», десталинизация, «антипартийная група», принцип мирного сосуществования, мирный переход к социализму, материально-техническая база коммунизма, совнархозы, агрогорода, машинно-тракторные станции (МТС), целинные и залежные земли, деноминация.

 

Вопросы для размышления:

1. Дайте характеристику кризиса власти, вызванного смертью Сталина. Оцените претендентов на власть в партийно-государственном руководстве Г. М. Маленкова, Л. П. Берии, Н. С. Хрущева. Рассмотрите этапы борьбы за власть: смещение Л. П. Берии, оттеснение Г. М. Маленкова, развертывание Н. С. Хрущевым разоблачения культа личности Сталина.

2. Изучите ключевое событие этого периода – ХХ съезд КПСС. Раскройте основные положения доклада Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях», его значение, воздействие на партию и общество. Ознакомьтесь с попыткой антихрущевской оппозиции («антипартийная группа») отстранить Хрущева от руководства.

3. Определите сущность и основные черты политики «управляемой десталинизации», ее противоречия. Покажите процесс либерализации в сфере государственной, общественной жизни страны, выясните, почему венгерский кризис (1956 г.) стал поворотным пунктом в развитии внутриполитических реформ.

4. Рассмотрите реформы реорганизации управления промышленностью и народным хозяйством в 1950-е – начале 1960-х гг., их содержание и противоречия.

5. Покажите попытки стимулирования научно-технического прогресса, назовите достижения науки и техники, успехи в освоении космоса.

6. Подумайте о причинах высоких темпов развития промышленности в середине 1950-х – начале 1960-х гг. и отставания сельского хозяйства. Посмотрите меры по развитию сельского хозяйства и просчеты в аграрной политике на рубеже 50- 60-х годов.

7. Раскройте особенности социальной политики (жилищное строительство, пенсионная система, реформирование системы образования и др.), направленной на подъем жизненного уровня населения, результаты реформ.

8. Дайте политический портрет Н. С. Хрущева, характеристику стиля методов руководства партией и государством в период его лидерства. Покажите причины формирования оппозиции «молодого аппарата» и отстранения Н. С. Хрущева от власти, отношение к Хрущеву разных слоев общества в период его руководства.

9. Посмотрите оценки деятельности Н. С. Хрущева в современной исторической литературе. Был ли Н. С. Хрущев реформатором, в чем историческое значение политической деятельности Н. С. Хрущева?

 

Источники:

1. Аджубей А. Те десять лет. – М., 1990.

2. Арбатов Г. Из недавнего прошлого: Воспоминания о смещении Н. С. Хрущева и последующей борьбе за власть// Знамя. – 1990. – № 9.

3. Берия С. Мой отец – Лаврентий Берия. – М., 1994.

4. Воспоминания. Мемуары Н. С. Хрущева // Вопросы истории. – 1990. – № 2-12.

5. Каганович Л. М. Памятные записки. – М., 1996.

6. Маленков А. О моем отце Георгии Маленкове. – М., 1992.

7. Хрущев Н. С. Воспоминания [Любое издание].

8. Хрущев С. Н. Пенсионер союзного значения. – М., 1991.

 

Литература

1. Аксютин Ю. В., Волобуев О. В. XX съезд КПСС: новации и догмы – М., 1991.

2. Алексеева –Л. История инакомыслия в СССР. – М., 1992.

3. Берия: конец карьеры. – М., 1991.

4. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. – M., 1990.

5. Бурлацкий Ф. Хрущев Н. С: Политический портрет – M., 1989.

6. Верт Н. История советского государства, 1900-1991. – M., 1998.

7. Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет. И. B. Сталина.Кн.2. Ч. 2. – M., 1989.

8. Медведев Р. Они окружали Сталина. – M., 1990.

9. Опенкин Л. А. Оттепель: как это было (1953-1955 гг.). – M., 1991.

10. Россия в ХХ веке: Историки мира спорят: Сб.стат. – M., 1994.

11. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. – M., 1990.

 

Занятие 9. Нарастание кризисных явлений

В советском обществе (1965-1984 гг.)

 

1. Основные тенденции мирового развития в 1970-х – начале 1980-х гг. и стагнация СССР.

2. Кризис командно-административной системы. Формирование механизма торможения.

 

Ключевые понятия и термины: развитой социализм, ресталинизация, правозащитное движение, диссиденты, «пражская весна», продовольственная программа, хозрасчет, нефтедоллары, урбанизация, лимитчики, дефицит, скрытая инфляция, теневая экономика, программа мира, разрядка международной напряженности, период «застоя».

 

Вопросы для размышления:

1. Рассмотрите особенности экономического развития, общественно-политической жизни страны. В чем сущность и причины кризисных явлений в советском обществе в 1970-е – начале 1980-х гг., необходимость кардинальных преобразований?

2. Изучите вопрос о проведении экономической реформы середины 1960-х гг.: содержание, противоречие, итоги, причины ее свертывания. Обратите внимание на суть реформы – усиление экономических рычагов, методов хозяйствования, расширение самостоятельности предприятий. Почему восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была названа золотой?

3. Охарактеризуйте основные тенденции мирового развития в 1970-х – начале 1980-х гг. Обратите внимание на мировые экономические кризисы 1974-1975 гг.,1980-1982 гг., переход развитых стран запада к информационному новому (постиндустриальному) обществу, ресурсосберегающим технологиям, наукоемким производствам.

4. Сравните экономическое развитие СССР и стран Запада в этот период, выясните понятие «экстенсивный характер» развития экономики, обратите внимание на гипертрофированное развитие военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, роль нефтедолларов в проведении экономической реформы. Подумайте, почему в 1970-е – начале 1980-х гг. снижались темпы роста основных показателей экономики СССР.

5. Просмотрите развитие сельского хозяйства СССР, задачи Продовольственной программы, социальной сферы.

6. Ознакомьтесь с методами Ю. В. Андропова; удался ли этот эксперимент?

7. Вспомните обстоятельства прихода к власти Л. И. Брежнева, этапы его карьеры, охарактеризуйте его окружение.

8. В чем заключался консервативный курс руководства страны?

9. Охарактеризуйте Конституцию СССР (1977 г.), определите место основных институтов советской бюрократической системы, исполнительных органов власти, покажите монопольное положение КПСС в политической системе (ст. 6 Конституции).

10. Охарактеризуйте застойные явления в общественно-политической жизни страны, формирование «механизма торможения» (термин конца 1980-х гг.).

11. Рассмотрите попытки Ю. В. Андропова придать эффективность партийно-административному аппарату, бюрократической системе.

 

Источники

1. Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.). – М., 1991.

2. Горбачев М. С. Избранные произведения. – М., 1987.

3. Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему. – Л., 1990.

 

Литература

1. Авторханов А. Брежнев. Опыт политической характеристики // Огонек. – 1990. – № 27.

2. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. – М., 1992.

3. Боффа Д. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. – М., 1996.

4. Брежнев Л. И.: Материалы к биографии. – М., 1991.

5. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. – М., 1990.

6. Верт Н. История советского государства, 1990-1991. – М., 1998.

7. История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991.

8. Наше Отечество: Опыт политической истории. Ч.2. – М., 1991.

9. Советское общество в 70-е годы: опыт и проблемы. – М., 1988.

10. Соломон Г. А. Среди красных вождей. – М., 1995.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.014 с.)