Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сотворение мира и человека (Быт. 1)

Поиск

Первую главу книги Бытия по содержанию можно разделить на три части: а) начало мира (1-2), б) творение видимого мира (3-25) и в) сотворение человека (26-31).

1 ст.: Словом "в начале" бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию во времени и с самим временем. Бог поэтому является по выражению церковной песни, "времене превышем всякого, яко временем Творец" (Тропарь по 3-Й песни канона утр. воскр. 2 гл.).

Для означения творческого действия, выраженного в славянском тексте словом "сотвори", в еврейском языке существуют три глагола: "бара" (), "аса" () и "айцар". Глаголам "аса" и "айцар" обыкновенно придается значение первому "устраивать, созидать" а второму - "образовать", причем в обоих случаях предполагается устроение и образование из готового материала. Глагол же "бара", по указанию гебраистов, означает творение в собственном смысле, образование чего-нибудь вновь "из ничего". Это глагол и употреблен в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывается, что мир приведен к бытию из небытия.

Первопричиною, виновником всякого бытия является Бог. В настоящем случае в еврейском тексте слово "Бог" выражено словом "Елогим" () - "Боги": существительным множественного числа от "Елоаг".

По мнению некоторых толковников, множественное число "Елогим" указывает на бесконечную полноту сил, величие, могущество и превосходство Божественного Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове "Елогим" указание на троичность ипостасей в Божестве, причем глагол "бара", поставленный в единственном числе, указывает на единство Божественного Существа.

Предметом начального творения является "небо и земля" (???????? – шамайм вэ арэц). Под "небом" в настоящем случае нельзя разуметь небо в собственном смысле, потому что твердь или видимое небо явилось на второй день (6-8), а небесные светила - в четверый день творения (14-19). Некоторые толковники под "небом" 1-го стиха разумеют мир ангелов или бесплотных духов. Мнение это, прежде всего, основывается на том, что бытописатель, называя ниже (2) новосотворенную землю "невидимой и неустроенной", ничего подобного не говорит о небе, представляя его, таким образом, благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых духов. С другой стороны, господь в книге Иова говорит, что Он утвердил основание земли "при общем ликований утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости" (Иов 38, 7), указывая этим, что ангелы сотворены ранее видимого мира. Поэтому Святая Церковь, называя ангелов началом и начатком тварей, воспевает "Невещественные и умные ангелы прежде состави еси видимых всех" (Тропарь по 8 песне канона в понед. утр. 3 гл).

Под "землею" нельзя разуметь землю в собственном смысле, ибо планета наша явилась во второй день творения (6-8), а суша отделена от воды в третий день (9-10). Под землею, по мнению толковников, бытописатель разумеет первоначальное вещество, материю, из которого образованы потом предметы видимого мира.

2 ст.: Обращаясь к первоначальному состоянию новосозданной материи, бытописатель называет ее, во-первых, "землею" потому, что земной шар образован был потом именно из этой первоначальной материи, во-вторых, "бездною", указывая этим на ее беспредельность и необозримость для человеческого глаза, и наконец, "водою", означая этим неустойчивость, неуплотненность первобытного вещества сравнительно с землею в собственном смысле. Далее это вещество называется "невидимым", в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности и с которыми она наблюдалась теперь; "неустроенным", - в смысле отсутствия тех законов, которыми обусловлено существование мира впоследствии. Над этою, пока безвидною, неустроенною бездною первозданного вещества, со всех сторон проникая и охватывая ее, была тьма совершения, полное отсутствие света.

Но в то же время первозданному веществу нельзя приписывать нестроение, борьбу и расстройство. Неустроенным первое состояние вещества называется только сравнительно с теми совершенствами и гармонией, которыми запечатлены были дни творения впоследствии. Уже с самого начала Дух Божий оживотворял безжизненную материю: "Дух Божий ношашеся верху воды". Под Духом Божиим должно разуметь, согласно Св. Отцам Церкви, третью Ипостась Святой Троицы. Действие Духа Божия ("ношашеся") в еврейском тексте выражается словом "мерахефет" (), которое в своем первоначальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах, согревающей их, и таким образом, дающей им жизнь. Отсюда действие Духа Божия по отношению к неустроенному веществу можно представлять как зиждительную силу, которая оживляла первозданное вещество, способствуя деятельности и развитию естественных сил и законов, вложенных в него Богом.

Таким образом, по сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном смысле, когда Он произвел "из Ничего" самое вещество мира. Это первое творение, когда "Все вообще создал Живущий во века" (Сир. 18, 1) затем уже из первозданного, но еще "неустроенного" вещества происходит второе творение, совершившееся в течении шести дней, когда всесильная рука Божия, по словам Писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир "из необразного вещества" (11, 18).

3-5 ст. "Выражением - рече" бытописатель указывает Слово Божие, которое вызвало к бытию свет. Под словом "рече" можно разуметь мысль, намерение, хотение божественное. С другой стороны, в выражении "рече" можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго лица Святой Троицы, о Котором св. Иоанн Богослов говорит: "вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин. 1, 3). Вообще в деле творения принимали участие все три лица Святой Троицы:

"Словом Господним небеса утвердишься и духом уст Его вся сила их" (Ис. 32, 6).

Предметом творения первого дня является свет, который по своей сущности не зависит от солнца и потому мог явиться ранее небесных светил.

В первые три дня творения периодическая смена (слав. "разлучи между светом и между тьмою") дня и ночи могла обуславливаться не восходом и заходом солнца, а пульсацией света. Последовательною сменою света и тьмы, вечера и утра определился первый день творения.

6-8 ст.: Предмет второго дня творения в еврейском тексте выражен словом "ракиа" (), что значит "простертие, пространство, шатер". В Септуагинте это слово переведено "стереома" ( – твердь"). Самое действие Творца при сотворении тверди можно представить в следующем виде: Господь обращается со Своим всемогущим словом к тому первозданному веществу, которое выше названо "землею", "бездною" и "водою" (1-2). По творческому слову Господа, это вещество мира распадается на бесчисленное множество отдельных частей, которые поставляются в известное правильное и закономерное отношение друг к другу. Пространство, образовавшееся между этими массами, и явилось "твердью". Таким образом, во второй день творения является наша планета Земля, называвшаяся в библейском тексте "водою", "яже бе под твердию" и видимое небо "твердь".

9-11 ст.: Дело творения третьего дня распадается на два момента: во-первых, по слову Творца, является "вода" и "суша", а во-вторых - земля производит различные виды растений.

Таким образом, в третий день творения земли, составленная из первоначального неустроенного вещества, получает более определенный вид, т.е. образуются океаны, моря, озера, реки И является суша с материками, островами, горами, долинами, равнинами и пр. Затем, по слову Господа, земля производит растения. Растительное царство бытописателем подразделяется на три отдела: "бытие травное" (зелень, трава), растения, "сеющие семя по роду и по подобию" и "деревья плодовитые" (высшие роды растений).

Ввиду того обстоятельства, что вторым днем деятельности Творца по отношению к целой Вселенной не заканчивается, что в четвертый день творения Господь представляется действующим во всей вселенной, можно думать, что и в третий день деятельность Творца не ограничивалась одною Землею.

14-19 ст.: В четвертый день творения, по слову Божию, являются "светила небесные". В повествовании об этом писатель употребляет глагол не "бара", а "аса", предполагая, очевидно, что самые тела светил были созданы ранее и существовали до четвертого дня. В четвертый день творения свет, созданный в первый день, был сосредоточен в этих массах небесных тел.

Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых для того, чтобы освещать землю, полагать различие между днем и ночью, таковы, в частности, солнце и луна. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить "знамениями", т.е. указателями тех или других естественных явлений и перемен в природе (Мф. 16, 2-3), свидетельствовать о присносущной силе и божестве Творца (Рим. 1, 19-20) и знамениями необычных событий в роде человеческом (Иоль. 2, 30-31; Деян. 2, 19-20; Мф. 2, 9, 24, 29-30, 27, 46, Лк. 21, 11, 25). В третьих, наконец, светила должны служить для указания времен, дней и лет, определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды, времена года и тесно связанные с ними священные и гражданские времена.

20-23 ст.: В пятый день творения являются первые живые обитатели земли. Творческое слово Господа обращено к водам - это должно понимать в том смысле, что воды становятся обиталищем живых существ, приводимых к бытию новым творческим актом Бога.

Здесь во второй раз употребляется глагол "бара", т.е. творение без готового материала, творение животной жизни "из ничего". В этот день явились пресмыкающиеся.

Еврейское слово "шерец" () имеет значение "многородящие" -наименование, вполне приложимое к рыбам и другим водным и земноводным животным. Вторым видом живых существ, явившихся в пятый день, были различие виды и породы птиц.

Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим дается способность к размножению и продолжению рода.

24-25 ст.: При творении в шестой день животных четвероногих. Господь обращается с творческим словом к земле: "да изведет земля душу живу". Это значит, что телесный состав тварей приспосабливается к земле, как к месту их обитания.

26-28.: О высоких преимуществах природы человека свидетельствует то, что во-первых, создание человека совершается после особого божественного совета, во-вторых, человек творится по образу и подобию Божию, и наконец, поставляется господином и владыкою всей земли и всех сотворенных тварей. Совет Божий пред сотворением человека по толкованию святых отцов и учителей Церкви свидетельствует об особенное участи всех лиц Святой Троицы в создании человека. Словами "рече Бог" указывается единство Божества, а прибавлением "сотворим" - число лиц. Что касается образа и подобия Божия, то между ними следует полагать различие. Образ Божия, по учению отцов Церкви, состоит в свойствах и силах человеческой души - ее духовности и бессмертии, разуме и свободной воле, в подобие - в направлении этих сил и способностей к Богу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу (Лев. 19, 2; Мф. 5, 48).

Как образ и подобие своего Творца, как последнее и высшее создание на земле, человек является и владыкой природы, господином земли и всего животного мира. О самом акте творения сказано: "И сотвори ("бара") Бог человека (евр. "адам"), указывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно первоначальному творению (1) и животной жизни вообще (21). Благословением Бог давал, вместе с владычеством над землею, и способность рождения подобных себе.

29-30: Господь назначает в пищу человека "всякую траву семенную, сеящую семя", т.е. хлебные злаки, и всякое древо "еже имать в себе плод семене семенного", т.е. плоды различных деревьев; животным же назначает в пищу "всякую траву зеленую", т.е. траву в собственном смысле. Таким образом, человеку и животным была назначена только растительная пища. Для человека разрешение употреблять в пищу животных последовало только после потопа (Быт. 9, 3).

31 ст. Дела творения каждого дня получают одобрение Творца "и виде Бог, яко добро". Все же творение, законченное шестым днем получает высшее одобрение "се добро зело". Этот одобряющий суд Божий говорит о высочайшей мудрости и любви Творца ко всему сотворенному. Им же Господь навечно устанавливает законы природы, обеспечивает дальнейшее существование тварей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.43 (0.009 с.)