Корректировка акций за 2005 г. с учетом эмиссии от 01 августа 2006 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корректировка акций за 2005 г. с учетом эмиссии от 01 августа 2006 г.



 

Примерами эмиссии с бонусным элементом являются выпуск прав на обыкновенные акции и их осуществление. Элемент бонуса здесь имеет место при условии, что цена, по которой акционеры могут приобрести акции при осуществлении права, ниже реальной стоимости этих акций. При расчете количество обыкновенных акций в обращении (см. табл. 3), принимаемое в качестве знаменателя, за все периоды, предшествовавшие выпуску, умножается на величину, рассчитанную по следующей формуле:

РСА / ТРА,

где РСА – реальная стоимость акции непосредственно перед осуществлением прав на акции;

ТРА – теоретическая реальная стоимость на акцию после осуществления прав на акции, которая, в свою очередь, определятся по формуле:

РС + ДП / КАО,

где PC – реальная стоимость акций в обращении до осуществления прав на акции;

ДП – доход от осуществления прав на акции; КАО – общее количество акций в обращении после осуществления прав на акции.

Таблица 3

 

Теоретическая реальная стоимость на акцию после осуществления прав:

(10 X 400) + (5 X 100) / 400 + 100 = 4500 / 500 = 9

Корректировка с учетом реальной стоимости одной обыкновенной акции перед и после осуществления прав (см. табл. 4):

10 / 9 = 1,11

Таблица 4

нет таблицы

Акция предоставляет право на получение ликвидационной квоты – части имущества акционерного общества при его ликвидации. Право на получение ликвидационной квоты у акционеров возникает после утверждения общим собранием акционеров по согласованию с государственным регистрирующим органом ликвидационного баланса. Очередность распределения имущества ликвидируемого общества между акционерами определяется в соответствии со ст. 23 ФЗ «Об акционерных обществах». Получение ликвидационной квоты означает, что акционером осуществлено последнее право, предоставляемое акцией, вследствие чего прекращается отношение акционера с акционерным обществом, которое находится в процессе ликвидации. В рамках регулятивного правоотношения акционер уже не может требовать осуществления каких-либо прав.

Все акции (так же, как все ценные бумаги) должны сопровождаться проспектом, где указываются условия выпуска, права и обязанности владельцев акционерной организации. На основании проспекта решаются все спорные ситуации.

Гарантии сохранности акций можно предусмотреть в договоре на ведение реестра. Обычно такие договоры являются стандартными, и в них редко фиксируются обязательства регистратора, повышающие сохранность акций владельцев. Реестр – это совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе или с использованием электронной базы данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, а также позволяет получать и направлять информацию зарегистрированным лицам. Регистратор обязан вносить в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при представлении передаточного распоряжения зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или лицом, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги. Регистраторы неохотно поддерживают инициативу эмитентов, настаивающих на обсуждении и включении в договор дополнительных условий, однако:

1) владельцы готовы платить за обеспечение сохранности своих ценных бумаг;

2) на рынке выиграет тот регистратор, который сможет предоставить своему клиенту наиболее надежный сервис.

Эмитент может потребовать включения в договор на ведение реестра обязательств регистратора информировать уполномоченных лиц эмитента и акционеров организации по телефону или иным оперативным способом в следующих случаях:

1) при поступлении регистратору запроса от правоохранительных органов, иных контактах регистратора с третьими лицами по поводу реестра акционеров

2) при открытии в реестре ценных бумаг счета новому владельцу

3) при представлении регистратору двух и более передаточных распоряжений на перерегистрацию акций, покупателем которых выступает одно и то же лицо;

4) при получении регистратором запроса от акционера(ов) эмитента по поводу предоставления информации из реестра;

5) при поступлении регистратору в течение операционного дня передаточных распоряжений на перерегистрацию акций, общее количество которых составляет более 1 % от уставного капитала общества;

6) при получении регистратором документов по почте либо от представителя акционера или эмитента по доверенности.

Договор также может предусматривать обязательства регистратора по проверке действительности нотариально удостоверенной доверенности на списание акций. Если размер пакета акционера не позволяет ему влиять на политику компании, на выбор регистратора и согласование условий договора на ведение реестра, он может отдать свои акции в надежный депозитарий.

Основанием открытия счета «депо» и зачисления на него акций владельца служит депозитарный договор между акционером (депонентом) и депозитарием. В отличие от регистратора депозитарий ориентирован на своего клиента, перед которым отчитывается за свои действия. Депозитарий может разработать для акционера специальную схему сохранности ценных бумаг с введением персонального пароля и подтверждением действительности полученных не лично от клиента поручений.

При таком учете акций в реестре у регистратора открывается счет номинального держателя – депозитария. Все данные о владельце и его акциях должны находится в депозитарии и могут раскрываться регистратору только в строго определенных законом случаях. Так владелец получает дополнительную гарантию сохранности своих акций. Необходимость передачи бездокументарных ценных бумаг в депозитарий особенно актуальна для мелких акционеров, если они не доверяют эмитенту или регистратору в вопросах ведения реестра.

В депозитарии осуществляются все операции с акциями, учтенными в нем, в том числе операции по смене собственника. Право собственности на ценные бумаги в этом случае подтверждается выпиской со счета депо.

По данным синтетического учета депозитарных операций ежедневно формируются краткий баланс и оборотная ведомость по каждому филиалу, и по состоянию на 1 число месяца составляются полный баланс и оборотная ведомость по кредитной организации в целом.

Акции имеют номинальную (обозначенную на них) цену и рыночную, или курсовую, которая складывается на фондовой бирже. Реквизиты акции: наименование «акция», фирменное наименование организации и ее местонахождение, порядковый номер акции и дата ее выпуска, вид акции, ее номинальная стоимость, имя держателя, размер уставного фонда акционерного общества на день выпуска акции, количество выпускаемых акций, срок выплаты дивидендов, подпись председателя правления акционерного общества.

Возможность привлечения значительных денежных средств, не лимитированных по времени их использования, является для организации привлекательным и неоспоримым преимуществом применения IPO. При этом грамотный подход к использованию возможностей фондового рынка позволяет дозировано привлекать финансовые ресурсы, т. е. организация может сама регулировать степень привлечения средств путем размещения на рынке своих акций.

Размещая свои акции на бирже, можно обрести ликвидную ценную бумагу, которую можно использовать как средство платежа. В связи с этим активная торговля акциями организации позволяет использовать их в качестве залога для получения долгового финансирования, покупки других игроков рынка посредством слияний и поглощений (когда часть средств оплачивается акциями организации), поощрения среднего и высшего менеджмента (так называемые опционные программы) и т. д.

Таким образом, осуществление IPO способствует установлению не только реальной рыночной цены организации, но повышению ликвидности ее акций как средства платежа. Это принесет выгоды акционерам, желающим осуществить продажу своих акций, а также самой организации, уменьшая возможности для ее враждебного поглощения.

Акционерное финансирование не создает для организации никакого долгового обременения, так как нет необходимости осуществлять возврат привлеченных средств. Это делает выгодным такой вид привлечения денежных средств и позволяет использовать IPO, когда невозможно или нецелесообразно производить финансирование проектов организации за счет заемных средств.

Проведение размещения акций является достаточно длительным, на подготовительные мероприятия для проведения IPO может потребоваться от 1 до 3 лет. Это связано как с самим процессом размещения, регулируемым законодательством, так и с подготовкой организации для успешного выхода на публичный рынок. Поэтому большинство отечественных организаций не готово к размещению своих акций на рынке ни юридически, ни экономически. Определенные требования, предъявляемые биржами и инвестиционным сообществом, делают необходимыми изменения внутри организации, подготовки ее к публичности, приведении в соответствие с нормами и правилами международных стандартов, а на это нужны время и средства.

Обыкновенная акция – это долевой инструмент, имеющий более низкий статус по отношению ко всем другим классам долевых инструментов.

Потенциальная обыкновенная акция – это финансовый инструмент или другой договор, который может предоставлять его владельцу право собственности на обыкновенные акции.

Опционы на продажу обыкновенных акций представляют собой контракты, дающие держателю такого опциона право на продажу обыкновенных акций по определенной цене в течение определенного периода.

Держатели обыкновенных акций участвуют в распределении прибыли за период только после владельцев других типов акций, таких как привилегированные акции. Организация может иметь несколько классов обыкновенных акций. Держатели обыкновенных акций одного и того же класса имеют равные права на получение дивидендов.

К основным факторам, влияющим на доходность акции, можно отнести:

1) размер дивидендных выплат (производная величина от чистой прибыли и пропорции ее распределения);

2) колебания рыночных цен;

3) уровень инфляции;

4) налоговый климат.

Оценивая влияние инфляции на доходность акций, нужно иметь в виду, что прежде всего уровень инфляции влияет на страновую миграцию капитала.

Пример

Инвестор согласен получить 15 % норму дохода на свои инвестиции в доход, направленный на цели потребления. Для этого нужно учесть, что если инфляция в стране составляет 5 %, то рентабельность вложений должна быть не ниже 20 %. Кроме того, необходимо помнить об инфляции издержек определенного производства, которая очень отличается не только по отраслям и регионам, но и по отдельным производствам.

Предусматриваются упрощение процедуры формирования капитала кредитных организаций за счет средств нерезидентов и максимальное сближение ее с процедурой формирования капитала кредитных организаций резидентами, а также совершенствование системы допуска на российский рынок банковских услуг капитала как иностранного, так и отечественного происхождения. Для достижения этих целей и в интересах расширения возможностей органов надзора по оценке структуры собственности банковской организации законопроектом рекомендуется снизить порог уведомления Банка России при приобретении акций (долей) кредитной организации с 5 до 1 %, с одновременным понижением порога согласования с Банком России приобретения акций (долей) с 20 до 10 %.

Стимулированию иностранных инвестиций будут способствовать установление равных условий приобретения резидентами и нерезидентами акций (долей) кредитных организаций, а также максимальное сближение надзорных требований, предъявляемых к кредитным организациям с иностранным участием и без такового. Снижение пороговых значений приобретений акций (долей) кредитных организаций, требующих уведомления или получения предварительного согласия Банка России, позволит ЦБ РФ более эффективно осуществлять контроль за качеством капитала, инвестируемого в банковский сектор.

Кредитная организация осуществляет размещение дополнительных акций посредством подписки и конвертации.

Подписка на выпускаемые акции может быть открытая или закрытая, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом кредитной организации или требованиями законодательства Российской Федерации. Кредитная организация, созданная в форме закрытого акционерного общества, не может проводить размещение акций посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Размещение акций путем закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров кредитной организации, принятому большинством голосов (3/4 от голосов владельцев голосующих акций).

В случае оплаты акций за счет имущества кредитной организации капитализируемая часть собственных средств (за исключением дивидендов, перечисленных на счет 60320 «Расчеты с участниками банка по дивидендам», но не выплаченных акционерам), направляемая на увеличение уставного капитала, не зачисляется на накопительный счет.

С накопительного счета денежные средства могут:

1) перечисляться на корреспондентский счет кредитной организации в Банке России – после регистрации итогов выпуска;

2) возвращаться лицам, ранее перечислившим средства в оплату акций, если итоги выпуска не зарегистрированы;

3) возвращаться лицам, ранее перечислившим средства в оплату акций, при расторжении договора купли-продажи акций в период проведения подписки на них.

 

Облигации

 

Правительству, корпорациям, международным организациям, банкам, финансовым институтам и частным лицам время от времени приходится привлекать денежные средства для финансирования своей деятельности. Однако можно привлечь денежные средства также при помощи облигаций. Организация, выпустившая долговое обязательство, привлекает заемные средства, которые необходимо возвратить полностью с выплатой процента через определенное время. Ставки по ним ниже, чем по кредиту, да и в результате выпуска облигаций кредитная организация может получить больше денег.

В простой форме облигация обладает такими отличительными признаками:

1) эмитент – организация, отвечающая за выплату процентов и основной суммы держателям облигаций, через платежного агента;

2) основная (или номинальная) сумма – сумма в определенной валюте, которую эмитент намерен взять в долг у инвестора и согласен возвратить;

3) купон – процентная ставка, которую эмитент согласен выплачивать инвестору. Это может быть фиксированная величина, установленная как процент от номинальной суммы облигации, или плавающая, привязанная к какому-либо индексу, например, к ставке LIBOR. Выплата процента обычно производится раз в полгода или год;

4) срок погашения – дата, когда эмитент обязан возвратить основную сумму и произвести последний процентный платеж. Привлечение денежных средств и торговля ими происходят на финансовых рынках, или рынках капитала. В зависимости от того, каким образом кредитные организации привлекают денежные средства, рынки капитала подразделяются на: денежные рынки; рынки облигаций; рынки акций.

Облигация – это финансовый инструмент, по которому выплачивается процент за фиксированный период времени и который по условиям займа имеет срок погашения от одного года до 30 лет. Рынки облигаций называют еще рынками ценных бумаг с фиксированным доходом, здесь осуществляются средне– и долгосрочные заимствования.

Различают три основных типа участников рынка облигаций: эмитенты, инвесторы и посредники.

Эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти (либо органы местного самоуправления), несущие от своего имени обязательства перед владельцами облигаций по осуществлению прав, закрепленных ими.

Инвесторы – участники рынка, предоставляющие капитал взаймы эмитентам. В качестве вознаграждения за использование их денег они рассчитывают на регулярное получение процентных платежей в течение всего срока займа, а также ожидают возврата занятых средств на определенную дату в будущем. Размер вознаграждения тесно связан с уровнем риска.

Принято различать две основные группы инвесторов:

1) организации (институциональные инвесторы);

2) физические лица (частные инвесторы).

Взаимные организации и пенсионные фонды, страховые компании и сберегательные учреждения являются крупнейшими инвесторами в облигации. Менеджеры фондов, работающие в этих организациях, распоряжаются крупными суммами от имени частных инвесторов, которые косвенным образом финансируют рынок облигаций, приобретая полисы страхования жизни или пенсионные планы. Частные лица могут вкладывать средства в облигации и напрямую для получения гарантированного дохода на инвестиции.

Эмитенты, привлекающие капитал, находят инвесторов, которые хотят получить гарантированный доход на свои вложения следующим образом. Действующие на рынках облигаций посредники – торговые и инвестиционные банки, брокеры, маркет-мейкеры, финансовые консультанты – сводят вместе покупателей и продавцов, тем самым обеспечивая совершение сделок на выгодной для всех сторон (включая и себя) основе. Посредники также отвечают за организацию процесса выпуска облигаций и торговли ими. Выпуск новых долговых инструментов с целью привлечения средств осуществляется на первичном рынке. После выпуска облигация может обращаться, т. е. продаваться и покупаться на вторичном рынке.

В соответствии со ст. 816 ГК РФ (ч. 2, гл. 42 «Заем и кредит», § 1 «Заем») в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. В международных расчетах облигации называют бондами (Bond).

Облигация является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Облигация может быть:

1) именной и на предъявителя;

2) обеспеченной или необеспеченной;

3) конвертируемой или неконвертируемой.

Облигации подразделяются на:

1) обеспеченные третьими лицами;

2) обеспеченные залогом имущества эмитента;

3) без обеспечения.

Доходом по облигации являются процент или дисконт. Облигации могут погашаться деньгами или иным имуществом, например, жилищные сертификаты как один из видов облигаций погашаются жильем, которое строит эмитент облигаций.

Конвертируемые облигации погашаются путем обмена на акции акционерного общества, которое выпустило такие облигации. Выпуская конвертируемые облигации, общество планирует в будущем выпустить дополнительные акции в количестве, достаточном для погашения облигаций, такого рода акции называются объявленными. Сведения о них (вид и количество) должны быть указаны в уставе общества.

Организация-эмитент по размещенным облигациям отражает номинальную стоимость выпущенных и проданных облигаций как кредиторскую задолженность, при этом кредиторская задолженность указывается с учетом причитающегося к оплате на конец отчетного периода процента по облигациям.

 

Организация-эмитент может выкупить свои облигации, не дожидаясь срока их погашения. В бухгалтерском учете это отражается так же, как погашение (ст. 413 ГК РФ), с той разницей, что суммы накопленного купонного дохода будут определены за период нахождения облигации у держателя. Если же выкуп облигации и ее вторичное размещение происходят до выплаты купонного дохода, то новый покупатель фактически должен оплатить облигацию по стоимости, включающей номинальную стоимость и начисленный купонный доход. В этом случае относить полученную разницу к доходам будущих периодов не следует, поскольку купонный доход будет выплачен в последующем при погашении облигации за весь период, когда облигации находились у первого покупателя и эмитента.

Главный вопрос, на который нужно ответить перед выпуском облигаций, – кто их купит?

Пример

Облигация по номиналу 1000 руб. погашается в 2015 г., а продается за 950 руб., т. е. ежегодных выплат нет. А по процентным облигациям инвестор получает доход ежегодно, раз в полгода или даже ежеквартально.

Как определить срок, на который нужно разместить облигации?

Если срок небольшой, процент также будет невысоким, а риск, что организация не получит нужную денежную сумму или не сможет рассчитаться с кредиторами, будет большим. Если размещать ценные бумаги на более долгий срок, процентная ставка будет выше, но и риск возрастет. Выбор организации зависит от разницы в доходности между краткосрочными и долгосрочными облигациями, ее кредитного рейтинга и размера, а также перспектив развития.

Организации-эмитенту ценных бумаг нужно учесть, что инвесторы заинтересованы в краткосрочных облигациях, меньший срок позволяет быстрее получить прибыль от вложений. Эмитентам без кредитной истории можно размещать первый займ на 1 год, это позволит заручиться доверием инвесторов, создать свою кредитную историю и получить полезный опыт.

Процедура выпуска облигаций состоит из последовательных этапов, они прописаны в п. 1 ст. 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и Стандартах эмиссии № 07-4/пз-н.

Для начала нужно разработать концепцию эмиссии, она должна содержать:

1) связь с общей концепцией развития предприятия, инвестиционную программу;

2) поиск потенциальных инвесторов на рынке ценных бумаг;

3) цели эмиссии;

4) развернутое описание и сравнительный анализ нескольких вариантов эмиссии;

5) планы по выводу облигаций на вторичный рынок или обоснованный отказ от них.

Затем можно отложить выпуск облигаций или совсем отказаться от него, если из концепции эмиссии станет ясно, что это невыгодная операция.

В акционерных обществах решение о размещении облигаций принимает совет директоров. В обществах с ограниченной ответственностью – общее собрание участников (п. 2 ст. 17 Закона). Сведения о принятом решении должны быть опубликованы в периодическом печатном издании с тиражом не менее 10 000 экземпляров. Таково требование п. 2.4.2 положения «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утверждено приказом ФСФР от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н).

Именные облигации (Registered bond) – облигации, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца. Именные облигации выпускаются в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. При выпуске именных облигаций или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением решение должно содержать указание даты, на которую составляется список владельцев облигаций, для исполнения эмитентом обязательств по этим облигациям. Такая дата не может быть установлена ранее 14 дней до наступления срока исполнения обязательств по облигациям. При этом исполнение обязательства по отношению к владельцу, включенному в список владельцев облигаций, признается надлежащим, в том числе в случае отчуждения облигаций после даты составления списка владельцев облигаций.

Облигации на предъявителя (Bearer bond) не требуют идентификации владельца при переходе прав на них и осуществлении закрепленных ими прав. Права держателя удостоверяются сертификатом облигации и решением о выпуске облигаций. Облигации на предъявителя выпускаются только в документарной форме. Владелец устанавливается на основании сертификата ценной бумаги или (в случае депонирования) на основании записи по счету депо. В настоящее время облигации на предъявителя выпускаются редко.

Обеспеченная облигация (Collateral trust bond) – облигация, обеспеченная залогом какого-либо движимого или недвижимого имущества выпустившей ее компании или организации, поручительством, а также банковской, государственной или муниципальной гарантией. Обеспеченная облигация предоставляет ее владельцу все права, возникающие из обеспечения. С переходом прав на облигацию с обеспечением к новому владельцу (приобретателю) переходят все права, вытекающие из обеспечения. Передача прав, возникших из предоставленного обеспечения, без передачи прав на облигацию является недействительной. Условия обеспечивающего обязательства должны содержаться в решении о выпуске облигаций, при необходимости – в проспекте облигаций, а при документарной форме выпуска также и в сертификатах облигаций. Облигации могут быть обеспечены третьим лицом. При этом решение о выпуске облигаций или проспект облигаций (а при документарной форме выпуска и сертификаты) должны быть подписаны также лицом, предоставившим такое обеспечение.

Необеспеченная облигация – облигация, не обеспеченная залогом. Обладание необеспеченной облигацией не подразумевает имущественных претензий к эмитенту. Необеспеченные облигации выпускаются:

1) в связи с отсутствием физических активов для заклада;

2) в связи с тем, что активы уже заложены и выпуск новых обеспеченных облигаций невозможен;

3) в связи с финансовой устойчивостью и хорошей репутацией эмитента, позволяющей получить денежные средства в долг, не прибегая к обеспечению своих облигаций.

Конвертируемая облигация (Convertible bond) – облигация, дающая инвестору право выбора: рассматривать данную ценную бумагу как чистую облигацию с заложенной в ее условиях доходностью или по достижении оговоренного срока конвертировать ее в определенное число акций акционерного общества, выпустившего облигации. Такие облигации акционерные общества не вправе размещать, если количество объявленных акций общества определенных категорий и типов меньше количества акций этих категорий и типов, право на приобретение которых предоставляют такие облигации. Идея выпуска конвертируемых облигаций состоит в том, чтобы привлечь инвесторов, которые заинтересованы не только в получении фиксированного дохода, но и в росте своих капиталовложений в случае роста акций эмитента.

Неконвертируемая облигация – ценная бумага, которая не может по своему статусу конвертироваться в другие ценные бумаги. Государственными (муниципальными) являются облигации, выпускаемые Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. При выпуске таких облигаций возникают отношения государственного (муниципального) облигационного займа.

Корпоративными облигациями (Corporate bond) признаются облигации, выпускаемые для финансирования частных предприятий (организаций). По таким облигациям эмитенты получают выгоду за счет более низкой процентной ставки по сравнению с банковскими кредитами.

 

После принятия решения о размещении облигаций утверждается решение о выпуске облигаций и проспект эмиссии, для этого совет директоров (или собрание участников) должны принять решение о выпуске облигаций. Делается это не позднее полугода после окончания первого этапа. Именно на данном решении Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) должна проставить отметку о регистрации и номер, присвоенный выпуску облигаций. Поэтому содержание решения должно строго соответствовать ст. 17 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». В решении о выпуске облигаций должны быть указаны: их вид (например, купонные или дисконтные), номинальная стои-мость, срок, способ и цена размещения. Если облигации чем-то обеспечены (например, каким-либо активом организации), условия обеспечения нужно приложить к решению об их выпуске.

В ходе этого этапа выпуска облигаций организации нужно подготовить и проспект их эмиссии. К нему нужно обязательно приложить пояснительную записку. Она должна содержать сведения об аудиторе, учетной политике эмитента и его сводной финансовой отчетности.

Выпуск облигаций производится как по открытой (среди неограниченного круга лиц), так и по закрытой подписке (среди заранее известного круга лиц). Он должен сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии, если осуществляется путем:

1) открытой подписки;

2) закрытой подписки при условии, что число приобретателей облигаций превышает 500 или номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) облигаций превышает 50 тыс. МРОТ.

Если выпуск облигаций по каким-либо причинам будет признан недействительным или несостоявшимся, то денежные средства (или иное имущество) возвращаются их приобретателям.

Процедура эмиссии облигаций включает следующие этапы:

1) принятие решения о размещении облигаций;

2) утверждение решения об их выпуске;

3) государственную регистрацию выпуска облигаций;

4) размещение облигаций;

5) государственную регистрацию отчета об итогах выпуска облигаций.

ФСФР должна вынести решение о государственной регистрации выпуска облигаций не позднее 30 дней с даты представления всех документов (ч. 1 п. 3 ст. 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Но этот срок может растянуться, поскольку ФСФР имеет право проверить достоверность представленных организацией сведений (ч. 2 п. 3 ст. 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).

Для регистрации выпуска облигаций эмитент должен подать в ФСФР комплект документов, который состоит из заявления на регистрацию, анкеты эмитента и копии свидетельства о его государственной регистрации (п. 1 ст. 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Можно выпустить облигации в меньшем количестве, чем указано в решении о выпуске, но разместить большой объем облигаций без андеррайтера, практически невозможно.

Облигации выпускаются на рынок ценных бумаг не позднее одного года с даты утверждения решения о выпуске облигаций, и средства, полученные от продажи облигаций, сразу поступают на счет эмитента.

Отчет об итогах выпуска облигаций нужно зарегистрировать. Продажа последней облигации инвестору – это еще не конец процедуры выпуска, эмитент должен предоставить и зарегистрировать в ФСФР отчет об итогах выпуска облигаций, сделать это нужно не позднее 30 дней после их размещения (п. 1 ст. 25 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Это заключительный этап в процессе выпуска облигаций, а в среднем вся процедура длится 1,5–2 месяца.

Если облигации не обращаются на рынке, пропадет сама идея, а вместе с ней и плюсы выпуска облигаций как финансового инструмента, поэтому нужно поддерживать вторичный рынок облигаций. Ведь организация выпускает облигации для того, чтобы привлечь капитал. Дело в том, что инвестор всегда должен чувствовать «свою уверенность в завтрашнем дне». И эту уверенность нужно постоянно поддерживать. Высокая ликвидность – это возможность инвестора быстро, без долгих поисков покупателей продать облигации и получить свои деньги.

Облигации должны обращаться на рынке – это престиж, реклама, возможность без проблем выпустить ценные бумаги в будущем. Выпуск корпоративных облигаций – ключ к новому, более эффективному финансированию бизнеса. Если грамотно подойти к подготовке довольно сложной процедуры эмиссии, то результаты могут превзойти ожидания.

Выпуск облигаций может стать хорошей перспективой получить источник финансовых средств в будущем, только нужно помнить, что выпускать облигации выгодно в случае, если требуется крупное финансирование, например от 150 до 300 млн руб. В общем случае действует правило: чем больше размер облигационного займа, тем меньше расходы по его обслуживанию.

Затраты на публичный выпуск облигаций состоят из оплаты услуг юристов и андеррайтеров. Стоимость квалифицированных юридических услуг максимально составляет 30 000 долл США. Андеррайтеры берут 0,5–1,5 % от объема выпуска в зависимости от величины займа и «раскрученнос-ти» эмитента. Они часто проводят целую рекламную кампанию, чтобы полностью разместить выпуск облигаций. Расходы «на ФСФР», раскрытие информации и прочее – не более 0,5 % от объема выпуска, поскольку в сумме организация понесет значительные расходы.

Существуют следующие ограничения при выпуске облигаций акционерным обществом:

1) сумма выпуска облигаций не должна превышать размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами;

2) выпуск может быть осуществлен после полной оплаты уставного капитала;

3) выпуск необеспеченных облигаций допускается не ранее третьего года существования акционерного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.

В соответствии с п. 23 «Положения о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям» (утв. Минэкономики и финансов РФ 10.01.1992 г.) проценты по облигациям выплачиваются держателям облигаций за счет чистой прибыли, а в случае ее недостаточности – за счет резервного фонда, образуемого обществом. В то же время согласно ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных процентов существенно не отклоняется от среднего.

Владельцы облигаций обладают преимущественным правом получения процентов по облигациям перед акционерами, если финансовое положение юридического лица не позволяет выплатить одновременно дивиденды по акциям и проценты по облигациям.

Законодательство не устанавливает возможности взыскания штрафных процентов (неустойки) в случае несвоевременного погашения облигаций (в отличие от кредитов), владельцы облигаций вправе применять ст. 395 ГК РФ о взыскании с должника процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ставки рефинансирования Банка России. При этом необходимо, чтобы в неправомерном удержании денежных средств была установлена вина заемщика.

По корпоративным облигациям выплачивается более высокий процент, чем по правительственным, поскольку они считаются более рискованными. Часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска ценной бумаги, а сумма рассчитывается пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги), и называется накопленным процентным (купонным) доходом (НКД) (п. 4 ст. 280 НК РФ). Расчет НКД производят владельцы государственных и муниципальных ценных бумаг, а также корпоративных облигаций, эмитентом которых является не государство.

Государственные (муниципальные) ценные бумаги и корпоративные облигации очень похожи по правилам выпуска и обращения. Как по государственным и муниципальным ценным бумагам, так и по корпоративным облигациям при их эмиссии в обязательном порядке заранее объявляется купонный доход. Этот доход с определенной периодичностью начисляется эмитентом и выплачивается владельцам ценных бумаг по правилам, заявленным при эмиссии. При реализации тех и других ценных бумаг НКД включается в цену сделки. Все это дает основание применять к корпоративным облигациям те же нормы, которые предусмотрены в п. 7 ст. 328 НК РФ для учета купонного дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную. Номинальная цена напечатана на самой облигации и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Эта цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода. Процент по облигации устанавливается к номиналу, а прирост (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной ценой, по которой облигация будет погашена, и ценой покупки облигации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.071 с.)