Разрозненные аскетическо-йогические тексты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрозненные аскетическо-йогические тексты



220. Самообуздание есть сущность работы над собой ради Освобождения. Дос­тигший помогает другим (текст близок махаянизму).

221. Умение правильно принимать пищу равносильно вкушению амриты.

222. Беседа Шакры и Прахрады. Шакра спрашивает, как может Прахрада (постигнутый бедой) оставаться спокойным. Прахрада поучает, что все со­вершается природой, а пуруша бездейственен, а потому равнодушен ко всему происходящему.

ВАРИАЦИИ НА ТЕМЫ ГЛАВЫ 222

(С привнесением мифологических элементов)

223. Беседа Бали и Шакры. Шакра злорадствует несчастью Бали.

224. Беседа Бали и Шакры. Бали учит Индру, что не следует быть заносчивым: счастье изменчиво, мимолетно, так как время властвует над всем.Учение о Брахмо с параллелями из Упанишад.

225. Миф о счастье. Распределение счастья. Шри уходит от Бали вследствие его нравственного падения и переходит к Индре. Никто не может вынести полного счастья, а потому Индра распределяет Шри между землей, водой, огнем и праведниками.

226. Беседа Шакры и Намучи об умении принять все происходящее со стойким равнодушием.

227. Беседа Бали и Васавы. Время — истинный властитель всего, а потому ко всему надо относиться спокойно.

228. Вариант мифа о счастье. Шри является Индре и объясняет ему причину своего ухода от Бали развращением нравов среди асуров. Вывод: счастье обусловливается нравственностью.

ТЕКСТ, БЛИЗКИЙ РАННЕМУ БУДДИЗМУ

229. Беседа Джайгишавьи и Аситы о способе достижения Брахмо. Освобождение есть полное отвращение от жизни и не сопряжено с положительными мо­ментами (т. е. вне слияния с Атманом, вне зависимости от будущей жизни).

230. Беседа Шакры и Уграсены. Шакра восхваляет Нараду как друга всех существ (мотивы ранней бхакти).

ВОПРОСЫ ШУКИ

(Большой текст Санкхьи и йоги)

231. Космогония. Брахмо есть основа миропроявления. Исчисление времени. Теория мировых циклов. Характеристика юг в отношении длительности и проявления закона (дхармы).

232. Последовательность произведения сутей (бхутов) и живых существ из Брахмо. Брахмо есть время (Кала). Развитие таттв. Определение пуруши, как целокупности таттв. О причинности. Диалектика причинности: свобода воли и причинный ряд природы. Их единство. Динамика причинности. О кастовых обязанностях в зависимости от юги.

233. Учение о днях и ночах Брахмо и окончании мировых циклов (пралае).

234. (Браманическая вставка). Соблюдение обязанностей домохозяина — средство достичь неба. Список прославленных даятелей.

235. Поведение брамина, желающего перейти через поток жизни.

236. Поток жизни переплывают на корабле мудрости упражнением в самообла­дании. Йогическая техника. О приведении манаса в спокойное состояние. О фиксации внимания па некоторых точках тела (на переносице и пр.). О при­знаках успеха в упражнениях; созерцание собственного образа в огне, вет­ре. О происхождении плотных сутей (махабхута). О двух атманах: Пуруше и. Пракрити (познающий поле и поле). Саттва и познающий поле различны. О развитии бесстрастия (параллелизм с Гитой). О необходимости прев­зойти йогические силы (вибхути) для Освобождения (параллелизм с Патанджали).

237. Разъяснение Вьясы о трояком знании самостного и освобожденного чело­века. О внешней и внутренней власти, достигаемой знанием. О двойст­венном определении существ (диалектика проявления): подвижные—непо­движные, многоногие—двуногие и пр. Всю диалектическую лестницу превос­ходит Брахмо, который поэтому и есть истинный брамин.

238. Диалектика свободы воли. Необходимость как закономерность природы. Формула обязанностей вари (каст). Веды в конце юги.

239. О постижении Брахмо. Необходимость подсобных моментов (тапас, само­обуздание и пр.). Состав тела и боги, покровители органов. Особое положе­ние саттвы, так как гуны — пустой звук. Саттва исходит от теджаса. Шестнадцать таттв в теле и семнадцатый — Атман. Два состояния. Атмана: преходящее и непреходящее. (Особая терминология текста).

240. Техника и цель йогических упражнений. Упражнение в сосредоточенности три раза в сутки. О необходимости преодолеть ряд вегетативных рефлексов: головокружение, накатывание и пр. Цель сосредоточия — познание Атмана. (Последняя шлока главы носит характер концовки).

241. Продолжение текста, близкого Упанишадам. О соблюдении ведических обря­дов и о знании. Два пути обрядности: для экстравертированных (мирян) и интравертированных (йогинов). Уподобление Атмана невидимому месяцу в новолуние; аналогия периодов воплощения с промежуточными стадиями фаз луны.

242. О ступенях жизни. Обязанности послушника.

243. Обязанности.домохозяина. Четыре стадии состояния домохозяина: собираю­щих зерно в закрома, в горшки, питающихся оставленными колосьями, пов­торяющих Пранаву (священный слог).

244. Обязанности отшельника: жизнь в лесу, пост, принесение жертвоприношения в три огня тела. Время перехода к четвертой стадии. Подготовка к ней.

245. Обязанности, санньясина. Жизнь санньясина. Практика отрешенности, со­средоточия. Символическая жертва, ввергаемая в огонь «ВайшваНары».

246. Разъяснение о познающем поле. Градация сутей (бхутов). Бессмертие есть «конечный столб». О достижении бессмертия без бога, силой внутреннего созерцания (параллелизм с Йогасутрами). Тайна всех Вед — Атман, уче­ние которое предназначено для немногих.

247. Космология и психология. Связь бхутов, -индрии, предметов. Характеристика гун.

248. Сенсуализм. Манас производит существование внешнего мира. Манас есть видоизмененная буддхи, которая распределяется в индриях. Индрии экстра-вертйрованы, а потому несовершенны и не могут видеть Атмана, который является тогда, когда укрощены индрии. Атман — творец гун. Отношение Атмана и Пракрити. Классические аналогии: рыба — вода, мошка — лист (ранний вариант Санкхьи).

249. Действуют гуны природы. Освобождение есть интраверсия в Атмана. Освобожденный не привязан к внешнему.

250. Познание Все-Атмана есть высшая дхарма, в этом тайна Упанишад и Вед. Это познание достигается сосредоточием и интраверсией. Таков путь для достижения небытия. Это. можно открывать только достойному сыну или ученику.

251. Сущность Освобождения — рассечение уз Камы, других уз нет. Тайна Вед — правда; правды — самообуздание; самообуздания — отдача; отда­чи — тапас; тапаса — отрешенность; отрешенности—счастье; счастья — умиротворенность.

252. Тело состоит из таттв (сутей), они связаны с органами. Одиннадцатый в теле — Атман (выраженные буддийские мотивы глав.

253. О непрестанном упражнении в йоге. Бхутатма. Брахмо непричастно прадхане (авьякта пракрити), но прозревается в ней.

254. Притча о городе и горожанах (индриях). Властительница — буддхи; градо­правитель — манас. Манас предает чувства—страсти (Атману не отводится места в «городе»).

255. О свойствах плотных сутей (махабхутов), манаса, буддхи. (Текст обры­вается. Счет глав нарушен, возможно, вследствие утраты главы обор­вавшегося текста).

МИФ О СМЕРТИ

(Мифологический шиваитский текст)

257. Беседа Праджапати (Брамы) и- смерти. Брама гневается по поводу пере­производства существ, огонь его гнева опалил мир.

258. Шива заступается за людей. Брама вбирает в себя гнев и порождает смерть (Мритью). Мритью не хочет выполнять приказа Брамы губить живое из боязни нарушить закон невреждения и уходит совершать умерщвление плоти.

259. Миллионы лет аскезы Мритью. Брама дарует ей милость не нарушать за­кона невреждения, так как предшествующие- болезни изматывают существа, и смерть для них становится желанной, она освобождает от уз заблуждения.

ТЕКСТ О ДХАРМЕ

260. Признаки дхармы. Максима: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

261. Признаки дхармы. Диалектическое противоречие между безусловным тре­бованием закона и несовершенством его исполнителей.

БЕСЕДА ТУЛАДХАРЫ И ДЖАЛАЛИ

(Вайшья поучает брамина; вариант повести

«Беседа брамина и охотника» из «Беседы Маркандеи»)

262. Аскеза Джалали, его самомнение и самодовольство. Голос советует бра­мину поучиться у купца Туладхары.

263. Туладхара разъясняет брамину, что сущность дхармы есть невреждение. Отрицание ведических кровавых жертвоприношений как преступления. Осуждение торговли мясом и земледелия. Отрицание рабства как жесто­кости (джайнистско-буддийские мотивы).

264. Кровавые жертвы должны заменяться бескровными (принцип вишнуизма). Идея символической жертвы (садханы) правдой и самообузданием.

265. Бесполезность нечистой жертвы без нравственной работы над собой. Сила жертвы не в ритуале, а в благоговейной любви (мотив вишнуитской бхакти).

266. Песнь Вичакхьи.

НЕВРЕЖДЕНИЕ

(Продолжение противоведического текста)

ПОВЕСТЬ О МЕДЛИТЕЛЕ

(Фольклорный мотив)

267. Разгневанный брамин велит сыну убить свою мать, а сам удаляется совер­шать аскезу. Одумавшись, он раскаивается в сделанном и, трепеща, возвра­щается домой. Сын в это время все обдумывал приказ отца; как Медлитель не спешил выполнить его. Поучение: невреждение выше долга сыновьего по­виновения.

268. Беседа Сатьявана и Бьюматсены о допустимости смертной казни. Сатьяван против смертной казни и защищает мысль: раджа, чтобы управлять народом, должен научиться управлять самим собой.

БЕСЕДА КОРОВЫ И КАПИЛЫ

(Критика Вед и ведических обрядов)

269. Капила, проходя мимо места, где совершались кровавые жертвоприношения, воскликнул: «О, эти Веды!» Брамин Сыомарашми, вселившись в корову, затевает с Капилой спор, выступая как защитник ведических ритуалов.

270. Разворачивается философская дискуссия. Капила утверждает, что жрецы не понимают Веду. Сущность Освобождения не в ритуализме, а в самооблада­нии и отрешенности. В результате сложного диалога Сьюмарашми признает себя побежденным и просит Капилу научить его правильному пониманию Писания и сущности Освобождения.

271. Капила описывает поведение древних мудрецов. Веды охватываются одним словом «Отрешенность», второе слово—«Удовлетворенность» ведет к третьему — «Освобождение».

ВЫПАД ПРОТИВ БРАМИНОВ

(Фольклор)

272. Кундадхара, дух облака, поучает жадного брамина.

273. Жадный брамин, соблазнившись апсарами в райских видениях, решил при­нести кровавую жертву. Дхарма его останавливает и поучает.

274. О зле, дхарме, отвращении от мира, Освобождении. Иогический текст в духе джайнизма.

275. Описание йогического поведения. Основа.Освобождения — аскетическая обособленность Брахмо» определяется как отрицательная нирвана, а не как соединение с Атманом.

БЕСЕДА НАРАДЫ И АСИТЫ

(Своеобразный вариант системы Санкхьи)

276. Система таттв, отличающаяся • от общепринятой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.018 с.)