Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.

Поиск

В рамках использования финансов в общественном воспроизводстве выделяются три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

  1. финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;
  2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  3. финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.

Существуют различные рычаги регулирования: на макроуровне - бюджетная, кредитная система, страхование и т. д., на микроуровне - финансы предприятий. Регулирование финансовых ресурсов происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и бюджетное финансирование.
В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов:

  1. бюджетные стимулы;
  2. налоговые льготы и санкции.

Воспроизводство - важнейшее условие существования человечества. Существует два вида непрерывного производства: воспроизводство общественного продукта и воспроизводство будущей рабочей силы. Первый вид состоит из четырех стадий, причем невыполнение хотя бы одной из них приводит к прекращению данного процесса. Стадии общественного воспроизводства:

  1. производство;
  2. распределение;
  3. обмен;
  4. потребление.

В процессе производства при взаимодействии капитала, т. е. основных и оборотных фондов, и рабочей силы осуществляется создание стоимости и потребительной стоимости продукта. Стоимость совокупного общественного продукта за вычетом фонда возмещения материальных затрат образует источник первичных доходов и накоплений субъектов экономических отношений - ВВП. Причем каждый участник воспроизводственного процесса имеет свою долю ВВП: для хозяйствующих субъектов - это валовая прибыль экономики, для государства - налоги, для работающего населения - оплата труда с отчислениями, т. е. происходит распределение ВВП по субъектам экономических отношений. С образованием первичных доходов начинается процесс их перераспределения через бюджетную и кредитную системы, в результате которого формируются конечные "чистые" доходы, или собственные финансовые ресурсы субъектов экономических отношений в виде целевых денежных фондов (фондов накопления и потребления), являющихся основой удовлетворения разнообразных потребностей. Финансы - инструмент стоимостного распределения общественного продукта, т. е. областью возникновения и функционирования финансов является стадия "Распределение". Именно в ходе распределения образуются потенциальные предпосылки для будущего удовлетворения потребностей, и происходит это в стоимостной форме. Благодаря обмену появляются уже реальные возможности для удовлетворения потребностей на основе приобретенных потребительных стоимостей, наблюдается смена форм стоимости в результате купли-продажи. Конечное потребление - завершающая стадия воспроизводственного процесса, осуществляющая удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей, реализацию потребительной стоимости продукта.

 

5. Финансовые ресурсы государства: определения и структура.

Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Это важнейший источник расширения и обновления производства, улучшение материального и духовного уровня жизни народа. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально - вещественным воплощением самих финансовых отношений.

Финансовые ресурсы делятся на: 1)централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет)). 2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства (или оказание услуг) и удовлетворение социально - культурных потребностей работников предприятия.

 

6. Финансовое планирование на микроуровне.

 

 

7. Баланс финансовых ресурсов государства: определения и структура.

 

Баланс финансовых ресурсов

Баланс финансовых ресурсов - баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении проекта бюджета. Показатели баланса финансовых ресурсов формируются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год. Этот финансовый прогноз составляется на один календарный год.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на территории конкретной административно-территориальной единицы (страны, субъекта РФ, муниципального образования). Он охватывает находящиеся в распоряжении органов власти, организаций основные источники средств, направляемых на развитие производства (капитальные вложения) и осуществление социальных программ, и не включает денежные средства населения.

С точки зрения межбюджетных отношений эти балансы позволяют на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений и решений, принимаемых органами государственной власти в отношении финансовой обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Баланс построен по методу двойной записи — доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел — Доходы, II раздел — Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ре­сурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.

 

8. Финансовая система государства: определения и структура.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Централизованные финансы:

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода.

Второе звено финансовой системы – территор.финансы, кот. делятся на местные и региональные финансы. Они включают местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды. Третье звено финансовой системы - внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов используются на выплату пенсий, пособий, на строительство и ремонт дорог и пр.

Финансы предприятий различных форм собственности (децентрализованные) составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений.

Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои,

присущие ему функции.

 

Финансы хозяйствующих субъектов: определение и структура.
Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования, структуризации, использования их денежных фондов; являясь ведущим звеном всей финансовой системы общества, они формируют основной массив его финансовых ресурсов. Финансы предприятий тесно взаимосвязаны с финансовым положением государства и состоянием денежных доходов населения. Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя отношения, связанные с формированием и движением:

  • а) фондов собственных средств (уставного, резервного, добавочного капитала, нераспределенной прибыли и пр.);
  • б) фондов заемных средств (банковских кредитов, ссуд, бюджетных кредитов, облигационных займов и др.);
  • в) фондов привлеченных средств (фондов потребления, расчетов по дивидендам).

В составе финансов также можно выделить формирование и движение производственных фондов денежных средств; обращение денежной части фондов и фондов, образованных в ходе распределения доходов между предприятием, органами власти и работниками. К основным функциям финансов хозяйствующего субъекта относятся:

  • аккумулирующая (мобилизация доходов, финансовых ресурсов, формирование капитала);
  • распределительная (оптимизация финансовых пропорций, надлежащее осуществление расходов, превращение финансовых ресурсов в целевые фонды денежных средств);
  • аналитико-контролирующая;
  • коммуникационная (финансовые отношения с контрагентами, государством и пр.).

9.

Финансы коммерческих организаций (предприятий): определения и функциональное предназначение.
Финансовые отношения банков связаны с формированием и использованием собственных средств коммерческого банка (КБ): уставного фонда (УФ), резервного фонда, страховых резервов, прибыли и фондов, создаваемых за счет прибыли.

УФ создается за счет вкладов учредителей. Резервные фонды КБ – для возмещения убытков по активным операциям, выплаты процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям при недостатке прибыли.

Страховые резервы создаются под конкретные операции. Основную часть доходов КБ составляет процент за кредиты. Доходы могут быть за расчетно-кассовое обслуживание, комиссионное вознаграждение, за услуги по корреспонденции с другими банками, а также включать доходы от лизинговых операций, по гарантиям, трастовым, факторинговым операциям, от информационных, консультативных, экспортных операций.

Расходы:

1) процент по вкладам, депозитам, межбанковским кредитам;

2) комиссионные за услуги корреспондентских отношений с другими банками;

3) расходы на управление банком, содержание аппарата управления, расходы на рекламу, аудиторские проверки, операционные и почтовые расходы, амортизацию.

Банки вносят отчисления в социальные внебюджетные фонды, уплачивают НДС по операциям кассового обслуживания, предоставлению гарантий, услугам по инкассации, трастовым, лизинговым, факторинговым, консультативным услугам, услугам по хранению ценностей.

Основные операции банков (кредитование, операции с валютой) нДс не облагаются. После уплаты налогов создаются фонд накопления и фонд потребления.

Финансы страховых компаний. Результаты финансово-хозяйственной деятельности страховой компании выражаются в полученной прибыли и изменении размеров резервных фондов.

Прибыль страховой компании складывается из:

1) прибыли, непосредственно полученной от страховой деятельности;

2) из полученных страховых взносов образуется фонд текущих поступлений страховых взносов, из которого страховая компания уплачивает страховые возмещения и страховые суммы (при личном страховании), формирует резервные фонды. После этого покрываются издержки по ведению страхового дела (за счет нагрузки);

3) прибыли от нестраховой деятельности компании;

4) прибыли от прочих услуг.

Особенности финансов инвестиционных фондов

Инвестиционный фонд – акционерное общество открытого типа, которое одновременно осуществляет деятельность по привлечению средств за счет эмиссии собственных акций, инвестирования собственных средств в ценные бумаги других эмитентов, торговли ценными бумагами, а также владеет инвестиционными ценными бумагами в размере 30 % и более стоимости своих активов.

Инвестиционный фонд не имеет права:

1) осуществлять другие инвестиции, кроме как в ценные бумаги;

2) выпускать облигации, привилегированные акции, дающие преимущественное право перед другими кредиторами;

3) инвестировать более 5 % своих чистых активов в ценные бумаги одного эмитента;

4) приобретать акции других инвестиционных фондов;

5) приобретать и иметь в своих активах 15 % и более облигаций одного эмитента.

Финансы коммерческих организаций и предприятий, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.

Финансовые условия хозяйствования претерпели существенные изменения, которые выразились в либерализации экономики, изменении форм собственности, проведении широкомасштабной приватизации, изменении условий государственного регулирования, введении системы налогообложения коммерческих организаций и предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений. Конечной целью предпринимательской деятельности стало извлечение прибыли при сохранении собственного капитала.

В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношения — часть денежных отношений и возникают лишь при реальном движении денежных средств, сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы коммерческих предприятий и организаций — это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

1) между учредителями в момент создания предприятия — связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. В свою очередь уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;

2) между предприятиями и организациями — связаны с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. Это финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;

3) между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) — по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;

4) между предприятием и его работниками — при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;

5) между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Финансовые отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, проведении выставок, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий;

6) между коммерческими организациями и предприятиями — связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;

7) между предприятиями и финансовой системой государства — при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

8) между предприятиями и банковской системой — в процессе хранения денег в коммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг;

9) между предприятиями и страховыми компаниями и организациями — при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

10)между предприятиями и инвестиционными институтами

— в ходе размещения инвестиций, приватизации и др. Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и.сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование собственного и в его составе уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.

Функции финансов коммерческих предприятий и организаций те же, что и общегосударственных финансов, — распределительная и контрольная. Обе функции тесно взаимосвязаны.

1. Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов коммерческих предприятий и организаций посредством распределения и перераспределения поступающих доходов. К ним относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.

Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников,

акционеров, кредитных и страховых институтов. Поэтому первостепенная задача — их оптимальная организация. Выполнению этой задачи способствует контрольная функция финансов.

При нарушении нормального кругооборота средств, увеличении затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в производственном процессе, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства. Анализ финансовых показателей позволяет оценить итоги хозяйственной деятельности и при необходимости применить меры финансового воздействия с целью улучшения финансовых результатов.

2. Объективная основа контрольной функции — стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. Однако распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации, невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость.

Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:

непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, своевременным поступлением выручки от реализации продукции (работ, услуг), обязательств перед поставщиками товарно-материальных ценностей, заказчиками и потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами;

акционеры и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективным вложением денежных средств, получением прибыли и выплатой дивидендов;

налоговые органы, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

контрольно-ревизионная служба Министерства финансов РФ, контролирующая финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций, использующих бюджетные средства;

коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;

независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок.

Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами, и, наоборот, отрицательный результат или отсутствие его — о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и возможности банкротства предприятия.

10.

Финансы некоммерческих организаций (предприятий): определение и функциональные предназначения.
Учреждение – это организация, созданная собственником для организации управления, социально-культурных и других функций некомпетентного характера, финансируемая полностью или частично этим собственником. Собственником могут быть государственные органы федерального или регионального уровня, органы местного самоуправления (муниципальная собственность). Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Общественные и религиозные организации: политические партии, общественные и религиозные движения, профсоюзы, творческие союзы. Особенность этой формы организации в том, что это добровольное объединение граждан для удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей на основе общности их интересов. Они осуществляют предпринимательскую деятельность, с тем чтобы достичь целей, для которых они созданы. Члены организации не сохраняют права на переданное в их собственность имущество, в том числе членские взносы. Участники не несут ответственности по обязательствам организации.

Потребительские общества и потребительские кооперативы – добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и других потребностей участников. Организуются путем объединения его членами имущественных, паевых взносов на основе системы потребкооперации, созданной для снабжения сельского населения на территории, не выгодной для деятельности торговых организаций.

Другая форма – фонды – учреждения, созданные гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для социальных, благотворительных, культурных, образовательных и других общественно полезных целей без членства учредителей фонда, т. е. фонд не предполагает обязательную для каждого участника уплату членских взносов. Они, как правило, добровольны. Учредители не отвечают по обязательствам фонда, и наоборот, фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, для которых он создан.

Можно создавать союзы, федерации, объединения. Основную часть услуг осуществляют учреждения (образования здравоохранения, культуры и искусства, государственные учреждения).

Народное образование включает в себя дошкольное воспитание, общеобразовательное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование. Большая часть учреждений образования находится в федеральной и местной собственности. Основной источник образования ресурсов – федеральный и местные бюджеты. Из федерального бюджета финансируется основная часть вузов, а также часть учреждений среднего специального образования, некоторые ведомственные учреждения народного образования других типов. Из региональных бюджетов финансируются остальные вузы (регионального подчинения), оставшиеся техникумы, значительная часть ПТУ, предусматриваются расходы на подготовку и переподготовку кадров. Школы (общеобразовательные), дошкольные учреждения финансируются из местного муниципального бюджета.

11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.01 с.)