Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра философии, истории и политологии↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА» Кафедра философии, истории и политологии Г. И. Близнец, Н. А. Рябцева ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Гомель 2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА» Кафедра философии, истории и политологии
Г. И. БЛИЗНЕЦ, Н. А. РЯБЦЕВА
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ
Рекомендовано учебно-методическим объединением в сфере высшего образования по гуманитарному образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов заочной формы образования, обучающихся по специальностям профиля образования I «Техника и технологии»
Гомель 2013 УДК 94(476) ББК 63.3 Б69
Р е ц е н з е н т ы: канд. ист. наук, доцент кафедры «Новое и новейшее время» БГУ А. И. Маскевич; канд. ист. наук, доцент кафедры «История Беларуси древнего времени и средних веков» БГУ В. А. Сосно.
Одобрено методической комиссией заочного факультета БелГУТа
Близнец, Г. И. Б69 История Беларуси: учеб.-метод. пособие / Г. И. Близнец, Н. А. Рябцева; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2013. - 255 с. ISBN 978-985-554-129-6
Предложена модульная технология обучения студентов-заочников с целью повышения эффективности контроля знаний. Структурно выделены три части. В первой даются предметные рекомендации и требования к выполнению контрольной работы. Вторая часть представляет теоретический модуль, третья – практикум, включающий тематику контрольных работ, проблемные вопросы, тест-тренинг. Для студентов заочной формы обучения, а также всех, кто интересуется историей Беларуси.
УДК 94(476) ББК 63.3 ISBN 978-985-554-129-6 © Близнец Г. И., Рябцева Н. А., 2013 © Оформление. УО «БелГУТ», 2013 оглавление
Можно … полагать истинным, что судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим. Н. Макиавелли
История есть наука народного самопознания. С. М. Соловьев
ВВЕДЕНИЕ
В настоящий период развития общества, когда старые резервы цивилизационного роста во многом исчерпаны и идут поиски новых путей, происходит качественная переориентация мировой образовательной политики, её подлинная гуманизация и обеспечение всесторонней подготовки специалиста любого профиля знаниями о человеке и обществе. Свобода от прошлого уже породила в мире «эгоизм сиюминутности». Человечество стоит перед необходимостью научиться так ориентировать исторический процесс, чтобы предотвратить глобальные катастрофы и культурное вырождение. Именно историческое знание может избавить от фатализма, показывая различные модели самостановления общества в прошлом, обнаруживая в нем свободу и ответственность человека как реальной силы истории. Современный человек в условиях открытости мира оказался перед необыкновенной свободой выбора (системы ценностей, образования, товаров и услуг, сфер деятельности и др.), но вопрос заключается в том, готов ли он к выбору. В этой связи главной задачей является формирование подлинно активной гуманистически ориентированной личности, способной решать глобальные и локальные проблемы в условиях инновации. Качественное высшее образование, к какой бы предметной области оно ни принадлежало, невозможно без критического гуманитарного начала. Если говорить об университете как социальном институте, то только гуманитарная составляющая способна обеспечить воспроизводство и развитие ценностной сферы в обществе, в государстве. В конечном счете – в мире. Эта ценностная сфера необходима для формирования думающих политических и социальных субъектов, настоящих граждан, не просто автоматически лояльных к своей стране или обществу, но активно и критически участвующих в преобразовании социума, реально болеющих за его будущее. Воспитание таких личностей, может быть, даже более важная задача высшего образования, чем наделение студентов неким набором актуальных знаний и умений. Вузовский курс истории Беларуси, будучи целостным, является базовым в формировании гуманитарного образования, включает ряд серьезных компонентов гуманитарных знаний: систематические знания социальных, экономических, политических и культурных процессов в Беларуси с древнейших времен и до наших дней, которые изучаются на богатом фактическом материале в мировом и регионально-историческом контексте с учетом цивилизационных характеристик. Учебная дисциплина, которую студенты начинают осваивать, содержит комплексный подход к изучению и осмыслению истории формирования и становления белорусского этноса, процесса государственной консолидации белорусского народа. Предметом изучения данного курса являются закономерности, особенности и противоречия социально-политического, экономического развития Беларуси и государств, в состав которых она входила, эволюция общественно-политической мысли, история политических партий и движений, соотношение демократии и диктатуры, революций и реформ в белорусско-российской и советской истории, проблема альтернатив общественно-политического развития. Вместе с тем, вышеназванный курс создает основу для глубокого последующего усвоения вами других гуманитарных дисциплин, обобщающих мировой опыт политического, социального и культурного развития человечества. В чем отличие изучения истории Беларуси в рамках университета от школы? Вузовский курс сосредоточивается на теоретическом осмыслении и систематизации исторических знаний, направлен на активизацию вашей интеллектуальной деятельности. Он поможет вам искать ответы на актуальные вопросы общественного развития, выяснить истоки их возникновения, сформировать вашу личную ответственность за судьбу своего Отечества.
Методический модуль 1.1 Предмет, цели, задачи и содержание курса «История Беларуси» Предметом изучения курса «История Беларуси» является система закономерностей и особенностей процесса государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской и европейской истории. Цель данного курса – формирование социально-личностных компетенций студентов, которые обеспечивают их самоопределение в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, и воспитание на этой основе чувства принадлежности к судьбе страны и ее истории. Учебные задачи курса: · усвоение и использование учебной и исторической информации, связанной с анализом закономерностей и особенностей государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа и формирование на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации; · осознание системы материальных, культурных и духовных ценностей белорусского народа, которые служат ретроспективой для анализа современности и определения перспектив будущей жизнедеятельности; · формирование готовности студента как гражданина Республики Беларусь способствовать дальнейшему развитию своей страны. В результате изучения дисциплины студент должен: · знать:основные теории общественного развития, особенности формационного и цивилизационного подходов к изучению истории Беларуси; этапы формирования белорусского народа в разные исторические периоды; исторические модели модернизации общества и государства, советский опыт модернизации и цивилизационного развития белорусского общества; достижения в развитии материальной и духовной культуры и культурно-историческое наследие белорусского народа; этапы становления форм государственности на территории Беларуси, белорусской государственности и государственного суверенитета Республики Беларусь; место и роль белорусских земель в геополитических процессах в различные исторические периоды, вклад белорусского народа в Победу над фашизмом, значение и место суверенной Республики Беларусь в современном мире; · уметь: применять формационный и цивилизационный подходы к изучению истории при характеристике особенностей исторического развития белорусского народа; характеризовать условия и результаты формирования белорусского народа в различные исторические периоды; осуществлять сравнительный анализ реформ и революций в процессе модернизации белорусского общества, оценивать результаты деятельности советской общественно-политической системы в БССР, определять сущностные характеристики белорусской модели социально-экономического развития; объяснять влияние разных культурно-цивилизационных факторов на развитие Беларуси и оценивать основные достижения в развитии материальной и духовной культуры, использовать культурно-историческое наследие в своей профессиональной деятельности и обогащать ее; анализировать процесс становления белорусской государственности и укрепления суверенитета Республики Беларусь; характеризовать геополитическое положение белорусских земель в различные исторические периоды, оценивать значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне, анализировать место и роль суверенной Республики Беларусь в условиях глобализации мировых процессов. Введение в дисциплину «История Беларуси» Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизации. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Цивилизация как стадия развития общества. Типы цивилизаций: традиционная (аграрно-ремесленная), индустриальная, постиндустриальная (информационная). Предмет изучения истории Беларуси в контексте цивилизационного регионального развития как составной части восточнославянской и общеевропейской истории. Отечественные историографические школы. Источники изучения истории Беларуси.
СРЕДНИЕ ВЕКА И бЕЛАРУСЬ Тема 1. Первобытное общество. Расселение славян на территории Беларуси Древнейшее население на территории Беларуси. Материальная и духовная культура первобытного общества. Присваивающее и производящее хозяйства. Начало расселения славян на территории Беларуси и славянизация балтов. Этнические общности раннего Средневековья: радимичи, дреговичи, кривичи. Тема 2. Восточные славяне в раннем средневековье. Истоки формирования белорусской государственности Формирование раннеклассового общества на территории Беларуси. Общественный строй восточных славян в VIII–IX вв. Развитие феодальных отношений в Западной Европе и уровень социально-экономического развития белорусских земель в период Средневековья. Феодальное землевладение и хозяйство. Становление раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества. Их взаимоотношения с Киевом и Новгородом. Феодальная раздробленность. Борьба с агрессией крестоносцев и набегами монголо-татар. Тема 3. Культура древней Беларуси (IX–XIII вв.) Принятие христианства. Религиозно-просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского. Распространение письменности. Письменные памятники древнерусской культуры. Архитектура и искусство Беларуси IX–XIII вв. Культура Беларуси IX–XIII вв. в контексте восточнославянского и восточноевропейского процессов. Тема 4. Формирование и развитие Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (вт. пол. XIII – пер. пол. XVII вв.) Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ. Роль восточнославянских земель в процессе государственного строительства ВКЛ. Централизаторская политика и укрепление власти великих князей. Династическая борьба в 70 – 90-е гг. XIV в. Кревская уния и ее результаты. Грюнвальдская битва (1410 г.) и ее значение. Городельский привилей (1413 г.). Гражданская война (1432–1436 гг.). Эволюция ВКЛ от единовластия к сословно-представительной монархии. Органы государственной власти, их эволюция и функции. Соперничество с Московским государством. Социально-экономическое развитие ВКЛ. Феодальное землевладение и хозяйство. Категории крестьян. Закрепощение крестьян. Аграрная реформа 1557 г. и ее основные результаты. Социально-политическое развитие городов. Магдебургское право. Ремесло и торговля. Место и роль Великого княжества Литовского в истории Европы в XIV – пер. пол. XVI вв.
Тема 5. Время кризисов и Возрождения: консолидация белорусской народности. Религия, духовная жизнь, культура Беларуси Гуманизм. Распространение идей Ренессанса в Европе. Реформация и контрреформация в Западной Европе. Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ. Православная церковь и католицизм, их взаимоотношения. Церковь и религия в политической, социально-экономической и культурной жизни ВКЛ. Ренессанс в Беларуси. Реформационное движение в ВКЛ. Контрреформация. Брестская церковная уния (1596 г.). Основные тенденции и достижения в развитии культуры Беларуси в эпоху Возрождения. Основные концепции происхождения белорусской народности (этноса) и названия «Белая Русь». Формирование этнической территории белорусов в XIV–XVI вв. Экономические, политические факторы консолидации белорусского этноса (народности). И БЕЛАРУСЬ Тема 6. Начало Нового времени. Экономическое и политическое положение Беларуси в составе Речи Посполитой От средних веков к Новому времени. Понятие «Новое время» и его хронологические рамки. Экономические и политические перемены в Европе в XVI–XVII вв. Зарождение капитализма. Революции в Нидерландах, Англии. Борьба за гегемонию в Восточной Европе. Ливонская война. Люблинская уния (1569 г.). Создание Речи Посполитой. Эволюция форм государственного и социально-политического строя на белорусских землях после Люблинской унии и вхождения ВКЛ в состав Речи Посполитой. Изменение во внутренней политике верховной власти. Статуты ВКЛ. Процесс социальной и политической консолидации привилегированных сословий. Начало промышленного переворота. Социально-экономическое развитие и антифеодальные выступления в белорусских землях. Тема 7. Культура Беларуси в эпоху Просвещения Влияние идей европейского просвещения на развитие культуры Беларуси. Просвещение. Развитие литературы и искусства. Общественно-политическая и философская мысль Беларуси. Тема 8. Речь Посполитая в европейской геополитике XVII – XVIII вв. Речь Посполитая в европейских конфликтах XVII–XVIII вв. Войны середины XVII в. (1648–1651; 1655–1660; 1654–1667 гг.) и их последствия для экономики и населения Беларуси. Андрусовское перемирие. Последствия Северной войны и феодальных междоусобиц для белорусских земель. Политический кризис Речи Посполитой. Диссиденты. Конфедераты. Первый раздел Речи Посполитой (1772 г.). Влияние событий Великой французской революции на Речь Посполитую. Конституция 1791 г. Второй раздел (1793 г.). Восстание под руководством Т. Костюшко. Третий раздел Речи Посполитой (1795 г.). Тема 9. Политика царизма в белорусских губерниях в кон. XVIII – пер. пол. XIX вв. Модернизация Европы. Промышленная революция. Административно-территориальное оформление белорусских земель к началу XIX в. Кризис феодально-крепостнической системы. Реформы П. Киселева. Политика царизма в отношении религии и культуры. Национальный аспект политики. Введение «черты еврейской оседлости». Война 1812 г. и Беларусь. Военные действия на территории белорусских губерний. Партизанское движение. Политика французских оккупационных властей. Изгнание наполеоновских войск из России. Результаты войны 1812 г. для Беларуси. Общественно-политические процессы в Беларуси в 20 – 30-е гг. XIX в.Тайные товарищества. Ф. Савич. Декабристы в Беларуси. Восстание 1830–1831 гг. и его последствия. Тема 10. Социально-экономическое и политическое развитие Беларуси во вт. пол. XIX в. Подготовка и проведение реформы по отмене крепостного права (1861 г.). Особенности реализации аграрной реформы в белорусских губерниях. Пути развития капиталистических отношений. Специфика промышленного переворота. Место экономики Беларуси во всероссийском рынке. Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. ХIХ в.: особенности их проведения в Беларуси. Социальная политика российского самодержавия. Формирование пролетариата и буржуазии. Возникновение буржуазного общества. Восстание в Польше, Литве и Беларуси в 1863 г. К. Калиновский. «Красные» и «белые» в руководстве восстанием. Итоги и значение восстания. Тема 11. Формирование белорусской нации. Культура Беларуси в XIX в. Особенности формирования белорусской нации и оформления национальной идеи. Возникновение белорусского литературного языка. Первые проявления белорусской национальной идеи в художественной литературе, исторических и этнографических исследованиях. Развитие системы образования в Беларуси. Литература. Становление научного белорусоведения. Театр и изобразительное искусство. Тема 12. Общественно-политические движения в России и Беларуси в XIX – нач. ХХ вв. Идеология либерализма. Народническое движение: формирование, идеология, сущность. Отражение белорусской национальной идеи в идеологии народничества. Пропаганда белорусскими народниками идеи национального возрождения. Журнал «Гомон». Начало пропаганды марксизма в Беларуси. Первые социал-демократические кружки. Оформление общероссийских политических партий: БУНД, РСДРП, ПСР. Российская революция 1905 – 1907 гг. Стратегия и тактика основных политических партий и групп региона в период назревания и развертывания первой российской революции. Подъем национального движения. Белорусская социалистическая громада (БСГ): идеология, программа, деятельность, лидеры. Позиция «Нашей нивы». Рабочее и крестьянское движение. Манифест 17 октября 1905 г. Начало российского парламентаризма. Поражение революции и смена тактики политических партий. Результаты третьеиюньского переворота. Тема 13. Беларусь между двумя демократическими революциями. Февральская революция Столыпинский вариант модернизации страны – революция «сверху». Аграрная реформа: цель, методы осуществления, результаты и значение. Проведение аграрной реформы в Беларуси. Первая мировая война (1914–1918 гг.). Военные действия на территории белорусских губерний в 1915–1916 гг. Февральская революция. Крушение самодержавия. В ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ
Тема 14. Россия и Беларусь в поисках путей общественного развития (1917–1920-е гг.) Расстановка политических сил после победы Февральской революции. Тактика и программные установки различных политических партий. Альтернативы исторического развития. Нарастание общенационального кризиса к осени 1917 г. Корниловщина. Октябрьская революция: смысл, содержание, результаты. Октябрь 1917 г. в Беларуси и национальный вопрос. Всебелорусский конгресс и его решения. Провозглашение БНР. Беларусь в годы гражданской войны в условиях немецкой и польской оккупации. Образование БССР. Создание Лит-БелССР. Польско-советская война (1919 г., февраль – 1920 г., октябрь). Рижский мир 1921 г. и его последствия для Беларуси. Тема 15. Межвоенный период мировой истории. Беларусь в 20 – 30-е годы ХХ в.: становление нового уклада жизни Пути и методы строительства индустриального общества в советской Беларуси. Крах политики «военного коммунизм»; переход от гражданской войны к гражданскому миру. Новая экономическая политика (НЭП): сущность, цели, практика осуществления. Свертывание НЭПа. Индустриализация. Создание материально-технической базы индустриально-аграрного общества. Осуществление коллективизации и её последствия. Формирование командно-админи-стративной системы. Общественно-политическая система в БССР, ее основные характеристики. Установление однопартийности. Конституционное оформление советской политической системы и руководящей роли коммунистической партии. Концентрация функций законодательной, исполнительной и судебной власти в руках государственно-партийного аппарата. Политические репрессии 30-х гг. ХХ в. Определение общественно-политического строя в СССР как «государственного социализма». Тема 16. Культурная жизнь в БССР в 20 – 30-е гг. ХХ в. Политика белорусизации и ее результаты. Усиление административно-партийного контроля в сфере культуры. Отношения к религии и церкви. Достижения и противоречия развития культуры и науки в 30-е гг. ХХ в. Тема 17. Беларусь в условиях послевоенного развития (вт. пол. 40-х – пер. пол. 80-х гг. ХХ в.) Советское общество в условиях послевоенной разрухи. Положение народного хозяйства БССР в первые послевоенные годы. Пути и методы восстановления экономики в Беларуси. Помощь республик СССР. Создание новых отраслей производства: автомобильной, тракторной, химической и др. Курс на опережающий рост в республике тяжелой промышленности. Восстановление колхозно-совхозной системы. Социальные и хозяйственные преобразования в Западной Беларуси. Экономические реформы 50–60-х гг. ХХ в., их ограниченность в условиях общепланового хозяйства. Основные тенденции индустриального развития БССР в условиях развертывания научно-технической революции. Развитие промышленности и сельского хозяйства в 70-е – вт. пол. 80-х гг. ХХ в. Нарастание экономических проблем, в т. ч. связанных с Чернобыльской техногенной аварией. Причины постепенного снижения темпов экономического роста и возникновения трудностей в социальной сфере. Общественно-политическая ситуация в БССР в первое послевоенное десятилетие. Особенности процесса демократизации общественно-политической жизни во вт. пол. 50-х – 60-е гг. ХХ в. Общественно-политическая жизнь БССР в 70-е – пер. пол. 80-х гг. ХХ в. Тема 18. Культура Беларуси в 50–80-е гг. ХХ в.: достижения и проблемы Результаты культурной революции в БССР. Достижения белорусской художественной культуры, образования, науки в 60–80-е гг. ХХ в. Изменения в духовной жизни белорусского народа в конце 80-х гг. ХХ в.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ 2.1 Список основных сокращений (пояснение для изучающего!) абс.− абсолютный авт. − автономный агр. – аграрный адм. – адмирал, административный адм. ц.− административный центр адм.-терр. ед. – административно-территориальная единица адм. − административный акад. – академик археол. – археологический, археолог б. − бывший б. ч. – большая часть, большей частью бас. – бассейн б-ка − библиотека бр. − братья бурж. – буржуазный В. – восток в. – век в осн. – в основном в ср. – в среднем в т. ч. – в том числе вв. – века вел. – великий Вел. Отеч. война – Великая Отечественная война 1941−45 верх. – верхний, верховный вкл. − включая внеш. – внешний внутр. – внутренний воен. – военный вол. − волость восст. – восстание вост. – восточный Всерос. − Всероссийский высш. – высший г. – год, город газ. – газета гг. – годы, города ген. – генерал, генеральный геогр. − географический гл. – глава, главный гл. обр. – главным образом гор. – городской гос. – государственный гос-во – государство гражд. – гражданский гр. − группа губ. – губерния д. – деревня Д. Восток – Дальний Восток д. ч. – действительный член демокр. – демократический ден. – денежный деп. – депутат див. – дивизия дир. – директор дл. – длина дог. – договор док. – документальный док-т – документ Др. – Древний др. – другой др.− древне европ. – европейский ежедн. – ежедневный ж. д. – железная дорога ж.-д. – железнодорожный З. – запад зам. – заместитель зап. – западный засл. – заслуженный з-д – завод изв. – известен изд. – издание, издатель изд-во – издательство им. – имени имп. – император, императрица, императорский, империя индивид. – индивидуальный иностр. – иностранный ин-т − институт иск-во – искусство иссл. – исследование, исследовал ист. – исторический кав. − кавалерийский к.-л. – какой-либо клас. – классовый кн. – князь, книга к.-н. – какой-нибудь кн-во – княжество кол-во – количество колх. – колхоз, колхозный ком. – командир команд. – командующий кон. – конец конф. – конференция кор-во – королевство кор. – корреспондент кр. – край, крупный Кр. Армия – Красная Армия крест. – крестьянский крест-во – крестьянство крест-н – крестьянин к-рый – который к-т – комитет культ.-просвет. – культурно- просветительный лев. – левый лит. – литературный лит-ведение − литературоведение лит-ра – литература междунар. – международный мин. – министр мин. ин. дел – министр иностранных дел млн – миллион млрд – миллиард мн. – многие, много мон. – монастырь наз. – называемый, называется назв. – название, назван наим. – наименьший напр. – например науч. – научный нац. – национальный нач. – начало, начальник, начальный нек-рый – некоторый неск. – несколько н.-и. – научно-исследовательский низш. – низший об-во – общество обл. – область, областной о-ва – острова одноврем. – одновременно оз. – озеро ок. – около окр. – округ Окт. рев-ция – Октябрьская революция 1917 года опубл. – опубликован орг. – организационный орг-ция – организация орд. – орден осн. – основан(ный), основной отд. – отдел, отдельный отр. – отряд парт. – партийный партиз. – партизанский под команд. – под командованием под рук. – под руководством под упр. – под управлением пол. – половина полит. – политический пом. – помощник пост. – постановление, постановка, постоянный, поставил поч. чл. – почетный член прав. – правый правосл. – православный пр-во – правительство пред. – председатель предст. – представитель През. – Президиум през. – президент прибл. – приблизительно прогрес. – прогрессивный прод. – продовольственный произв. – произведение пр-во – производство пролет. – пролетарский пром. – промышленный пром-сть – промышленость проф. – профессор пр-тие – предприятие публ. – публикация, публичный р. – река, родился разл. – различный рев. – революционный рев-ция – революция ред. – редактор, редакция религ. – религиозный респ. – республика, республиканский р-н – район рос. – российский РП – Речь Посполитая рр. – реки рук. – руководитель С. – север с. – село с. х-во – сельское хозяйство сб., сб-ки – сборник, сборники св. – святой, свыше с.-д. – социал-демократ, социал-демократический с.-д-тия – социал-демократия сев. – северный секр. – секретарь сел. – сельский сер. – середина собр. – собрание сов. – советский согл. – соглашение созд. – создал, создан(ный) сотр. – сотрудник соц.-экон. – социально- экономический ср. – средний ср.-век. – средневековый ст. – старший стр-во – строительство суд. – судебный с.-х. – сельскохозяйственный соответ. − соответственно т. з. – точка зрения т. н. – так называемый тер. – территория теч. – течение т. н. – тому назад тр. – труды трансп. – транспорт тыс. – тысяча, тысячелетие ун-т – университет уч. – учебный фаш. – фашистский фр. – фронт х-во – хозяйство хоз. – хозяйственный христ.− христианский христ-во – христианство ц. – центр церк. – церковь; церковный ч. – часть чел. – человек числ. – численность чл.-кор. – член-корреспондент чл. – член Ю. – юг юж. – южный юрид. – юридический экон. – экономический яз. – язык яз-ведение – языковедение яз-знание – языкознание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА» Кафедра философии, истории и политологии
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.011 с.) |