ТОП 10:

Основные отрасли и виды страхования



Финансовые ресурсы предприятия

О сущности этой категории общепринятой точки зрения среди ученых-экономистов до настоящего времени нет. Однако многие из экономистов считают, что «финансовые ре­сурсы» - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предпри­ятий.

Однако денежные средства - это самостоятельная экономическая категория. В их понятие вкладываются средства предприятий, находящие­ся на счетах в учреждениях банков, в кассах и т.д. Учитываются они на активных счетах бухучета предприятий и отражаются в активе их баланса.

Финансовые же ресурсы - это источники средств предприятий, на­правляемые на формирование их активов. Эти источники бывают собст­венные, заемные и привлеченные. Отражаются они в соответствующих разделах пассива баланса.

Следовательно, финансовые ресурсы предприятий - это собствен­ный, заемный и привлеченный денежный капитал, который используется предприятиями для формирования своих активов и осуществления произ­водственно-финансовой деятельности в целях получения соответствую­щих доходов и прибыли.

Формирование финансовых ресурсов производится в процессе созда­ния предприятий и реализации их финансовых отношений при осуществ­лении хозяйственно-финансовой деятельности.

При создании предприятий источники формирования финансовых ре­сурсов зависят от формы собственности, на основе которой создается предприятие. Так, при создании государственных предприятий финансо­вые ресурсы формируются за счет бюджета, средств вышестоящих органов управления, средств других аналогичных предприятий при их реорганиза­ции и др. При создании коллективных предприятий они формируются за счет паевых (долевых) взносов учредителей, добровольных взносов юри­дических и физических лиц и т.д. Все эти взносы (средства) представляют собой уставный (первоначальный) капитал и аккумулируются в уставном фонде созданного предприятия.

Следовательно, уставный капитал - это зафиксированная в учреди­тельных документах общая стоимость активов, которые являются взноса­ми собственников в капитал предприятия. Уставный капитал является ос­новной частью собственного капитала и основным источником собствен­ных финансовых ресурсов предприятия. За счет его денежных средств формируются основные фонды и оборотные активы предприятий.

В процессе дальнейшей работы финансовые ресурсы предприятий могут пополняться за счет дополнительно создаваемых собственных ис­точников, привлеченных и заемных средств. При этом в состав дополни­тельно формируемых собственных финансовых ресурсов (собственного капитала) включают: резервный капитал, дополнительный вложенный ка­питал, прочий дополнительный капитал, нераспределенную прибыль, це­левое финансирование и др.

Резервный капитал - это сумма резервов, созданных за счет нерас­пределенной прибыли предприятия в соответствии с действующим зако­нодательством или учредительными документами.

Дополнительный вложенный капитал - сумма превышения стои­мости реализации выпущенных акционерным обществом акций над их номинальной стоимостью.

Прочий дополнительный капитал - сумма дооценки необоротных активов; стоимость активов, полученных бесплатно предприятием от дру­гих юридических или физических лиц, и прочие виды дополнительного капитала.

Нераспределенная прибыль - сумма прибыли, оставшаяся на пред­приятии и реинвестированная в его хозяйственную деятельность.

Целевое финансирование - сумма целевых поступлений, полученных из бюджета.

Таким образом, уставный капитал и дополнительно формируемые в процессе работы предприятия собственные источники финансирования (финансовых ресурсов) образуют его собственный капитал.

Кроме собственного капитала, финансовые ресурсы предприятий формируются за счет привлеченных и заемных источников.

В состав привлеченных финансовых ресурсов включают кредитор­скую задолженность за товары, работы, услуги, а также все виды текущих обязательств предприятия по расчетам:

• сумма авансов, полученных от юридических и физических лиц в счет последующих поставок продукции, выполнения работ, предоставле­ния услуг;

• сумма задолженности предприятия по всем видам платежей в бюд­жет, включая налоги, удерживаемые из доходов работников;

• задолженность по взносам во внебюджетные фонды (в фонд соци­ального страхования, в Пенсионный фонд, Фонд по страхованию имуще­ства предприятия и индивидуальному страхованию его работников);

• задолженность предприятия по выплате дивидендов его учредите­лям;

• сумма векселей, которые выдало предприятие поставщикам, под­рядчикам в счет обеспечения поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг и т.д.

В состав заемных финансовых ресурсов входят долгосрочные и крат­косрочные кредиты банков, а также другие долгосрочные финансовые обя­зательства, связанные с привлечением заемных средств (кроме кредитов банков), на которые начисляются проценты, и др.

Собственный, заемный и привлеченный капитал, который формирует, с одной стороны, финансовые ресурсы предприятия и принимает участие в финансировании их активов, с другой стороны, он представляет собой обязательства (долгосрочные и краткосрочные) перед конкретными собст­венниками - государством, юридическими и физическими лицами.[18]

Состав финансовых ресурсов, их объемы зависят от вида и размера предприятия, рода его деятельности, объема производства. При этом объ­ем финансовых ресурсов тесно связан с объемом производства, эффектив­ной работой предприятия. Чем больше объем производства и выше эффек­тивность работы предприятия, тем больше величина собственных финан­совых ресурсов, и наоборот.

Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффектив­ное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвид­ность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эф­фективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Финансовая система Украины

В структуру финансов как целостной категории входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

Финансовый институт группа однородных экономических отношений, регулируемых правом и взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Украины финансовых институтов и иных звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему Украины.

В материальном смысле финансовая система представляет собой совокупность денежных фондов. Под денежным фондом понимается относительно обособленная часть денежных средств государства, предназначенная для определенных целей.

Центральное место в финансовой системе Украины принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему Украины также включаются финансы юридических лиц и граждан.

Финансовую систему Украины составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

- бюджетная система с входящими в нее Государственным бюджетом Украины, бюджетом Автономной Республики Крым и местными бюджетами;

- внебюджетные целевые фонды;- финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

- финансы страхования;

- кредит (государственный и банковский).

Центральное место в финансовой системе принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих административно-территориальных единиц.

В финансовую систему Украины также включаются финансы юридических и физических лиц.

Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие важную роль в обеспечении социальной защищенности граждан. Это Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Местные финансы входят в структуру финансовой системы Украины в качестве её самостоятельного звена.

Прибыль предприятия

Прибыль предприятия – разница между суммарными доходами и расходами организации.

Суммарные доходы в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности предприятия подразделяются на следующие виды:

– доходы от обычных видов деятельности;

– операционные доходы;

– внереализованные доходы;

– чрезвычайные доходы.

Суммарные расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия делятся на следующие виды:

– расходы по обычным видам деятельности;

– операционные расходы;

– внереализационные расходы;

– чрезвычайные расходы.

Прибыль предприятия формируется как сумма финансовых результатов по следующим видам его деятельности:

– основной (обычной) (отражает результат той основной деятельности, которая зафиксирована в уставе предприятия);

– операционной (финансовой) (отражает результат финансовой деятельности и определяет как разность между операционными доходами и операционными расходами);

– внереализационным операциям (определяется как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами);

– от действия чрезвычайных обстоятельств (определяется как разность между чрезвычайными поступления и чрезвычайными расходами).

Можно выделить следующие особенности распределения прибыли:

– прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием;

– прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Предприятия в соответствии с уставом могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и потребления (фонд материального поощрения). Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы, связанные с развитием производства, расходы на социальные нужды, материальное поощрение.

Формирование прибыли характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Однако распределение прибыли также может оказывать влияние на эффективность. Необходимость уплаты налоговых платежей сокращает возможности развития предприятием своего потенциала. В то же время пропорции распределения чистой прибыли не всегда могут быть эффективными. Считается, что большая часть прибыли должна направляться на накопление, а не на потребление.

Целевые фонды предприятий

К фондам целевого назначения относятся фонды организа­ции, образуемые из прибыли, остающейся в распоряжении орга­низации, в соответствии с учредительными документами. К ним относятся фонды накопления, потребления и социальной сферы.

Фонды накопления представляют собой средства нераспре­деленной прибыли, зарезервированные (направленные) в качестве финансового обеспечения производственного развития организа­ции или иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества.

Фонд социальной сферы представляет собой средства не­распределенной прибыли, зарезервированные (направленные) в качестве финансового обеспечения развития (капитальных вло­жений) социальной сферы. В составе фонда социальной сферы учитывается также имущество социальной сферы, полученное организацией от других организаций и лиц безвозмездно.Фонды потребления представляют собой средства нерасп­ределенной прибыли, направленные (зарезервированные) на осу­ществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работни­ков организации и иных мероприятий, не приводящих к образо­ванию нового имущества организации.

За счет фондов потребления оплачиваются:

• доходы (дивиденды, проценты) по акциям акционерам орга­низации;

• дополнительно предоставленные по коллективному догово­ру (сверх предусмотренных законодательством) отпуска работ­никам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

• надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

• проезд членов семьи работника и провоз их багажа к месту использования отпуска и обратно (в соответствии с законодатель­ством для организаций, расположенных в районах Крайнего Се­вера, приравненных к ним местностям и отдаленным районам Дальнего Востока);

• стипендии студентам и учащимся, направленным организа­циями на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения;

• путевки работникам и их детям на лечение, отдых, экскур­сии и путешествия;

• удорожание стоимости питания в столовых, буфетах, про­филакториях, предоставление его по льготным ценам или бес­платно работникам (кроме специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных законодатель­ством), а также детям, находящимся в детских дошкольных уч­реждениях, санаториях, оздоровительных лагерях;

• материальная помощь, в том числе на жилищное строитель­ство и частичное погашение кредита, предоставленного на жи­лищное строительство;

• расходы на погашение ссуд (включая беспроцентные), вы­данные работникам организации на улучшение жилищных усло­вий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хо­зяйством;

• расходы по благоустройству садоводческих товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осушение и дру­гие расходы общего характера), строительству гаражей;

• расходы по возмещению ценовой разницы на товары (рабо­ты, услуги), предоставляемые работникам организации;

• расходы по оплате услуг поликлиникам по договорам, зак­люченным с органами здравоохранения на предоставление сво­им работникам медицинской помощи, по содержанию детей в дошкольных учебных учреждениях;

• стоимость жилья, места в общежитии, квартирная плата;

• проезд к месту работы транспортом общего пользования специальными маршрутами, ведомственным транспортом (кроме расходов, включаемых в фонд оплаты труда);

• другие льготы (оплата абонементов в группы здоровья, за­нятий в секциях, клубах, подписки на газеты и журналы, проте­зирования и т. п.).

 

Функции финансов

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют основные функции – распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

– контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства.

17. Валюта, валютные курсы
Термин «валюта» применяется в трояком понимании:

Валюта — это денежная единица данной конкретной страны.

Валюта — это иностранные денежные средства и расчетные единицы.

Валюта — это международные расчетные единицы типа «евро», СДР и пр.

Поскольку задача мировой валютной системы состоит в содействии развитиюмеждународной торговли

, то любая национальная валюта должна обладать внешней и внутренней обратимостью, т. е. возможностью конвертации в валюты других государств. Конвертируемость определяет степень ликвидности валюты на международных финансовых рынках. Таким образом, конвертируемость валюты характеризует качество валюты. В зависимости от степени конвертируемости можно выделить три группы (класса) валют.

1. Свободно-конвертируемая валюта (СКВ). Такая валюта свободно и без ограничений обменивается на другие иностранные валюты, т. е. СКВ обладает полной внешней и внутренней обратимостью.

Сфера обмена СКВ распространяется как на текущие операции (операции, связанные с осуществлением экспорта-импорта товаров и услуг), так и на операции, связанные с движением капиталов, например, получением внешних кредитов или иностранных инвестиций.

Таким образом, можно сказать, что свободно-конвертируемой является валюта той страны, в которой законодательно не предусмотрено каких-либо ограничений при осуществлении любых операций с ней.

Свободно-конвертируемыми валютами признаны американский доллар (USD), английский фунт стерлингов (GBF), швейцарский франк (CHF) и др.

2. Частично конвертируемая валюта (ЧКВ). К таким валютам относятся национальные валюты тех стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов, а также по отдельным видам обменных операций. Например, частично конвертируемым является российский рубль.

3. Неконвертируемая (замкнутая) валюта (НКВ). Это национальная валюта, которая функционирует только в пределах данной страны и не обменивается на иностранные валюты.

Разряд валюты определяет Международный валютный фонд.

Кроме этого, в международной торговле применяются валютные единицы, существующие только в безналичной форме — клиринговые валюты.

Клиринговые валюты — это расчетные валютные единицы, которые существуют только в безналичной форме и используются только странами -участницами платежного соглашения при проведении взаимных расчетов за поставленные товары и услуги.

В мировой экономике существует понятие резервных валют.

Резервная валюта — это национальные кредитно-денежные средства ведущих стран — участниц мировой торговли, которые используются для международных расчетов по внешнеторговым операциям и при определении мировых цен.

Исторически первоначально роль резервной валюты выполнял английский фунт стерлингов. Это было закономерно, потому что в Англии активно развивалась промышленность и торговля. Кроме того, Англия располагала множеством колониальных владений, где торговый обмен основывался на фунте стерлингов. Однако впоследствии, в связи с бурным развитием США, их национальная валюта (доллар) стала стремительно вытеснять фунт стерлингов, выполняя роль основной резервной валюты. Окончательно за долларом США роль резервной валюты (USD) была закреплена в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции.

В настоящее время американский доллар — основная резервная валюта мира. В этой валюте осуществляется большая часть международных расчетов, фиксируются мировые цены по многим товарным группам. Кроме того, вся мировая статистика построена на USD.

Большое влияние на международные экономические отношения оказывает валютный курс. Необходимо отметить, что в настоящее время на валютный курс может оказывать большое влияние денежно-кредитная политика государства. С целью поддержания национальной валюты центральный банк любой страны может проводить валютные интервенции.

Валютные интервенции — это воздействие на курс национальной денежной единицы путем купли или продажи значительного объема иностранной валюты государственными органами. Например, Центральный банк России (ЦБР) для укрепления рубля может продать на валютном рынке часть своих валютных резервов.

Валютный курс

Валютный паритет

Деньги выполняют функции меры стоимости и средства обращения только в пределах соответствующего государства. Вне этих функций покупательная способность определяется сопоставлением с иностранными валютами, и внешняя стоимость денег выражается в единицах иностранных валют. При определении внешней стоимости денег возникают следующие проблемы: определение валютного паритета государственными органами; формирование курсов на валютных рынках.

Валютный паритет — это законодательно устанавливаемое соотношение между двумя валютами, являющееся основой валютного курса. В современных условиях валютный паритет устанавливается на основе специальных прав заимствования СДР. СДР — это международная расчетная коллективная валюта, используемая странами — членами МВФ.

Паритет покупательной способности — соотношение между денежными единицами различных стран по их покупательной силе к определенному набору товаров и услуг — удостоверяет, что на мировом рынке один и тот же товар должен иметь во всех странах одинаковую цену, если она исчисляется в одной и той же валюте. Но на мировом рынке товары продаются и покупаются за разные деньги, поэтому между валютами должно существовать определенное соотношение. Это соотношение выражается формулой Кесселя:

Например, 1 доллар = 1,5 евро, или 1 евро = 0,75 доллара, что означает возможность купить одинаковое количество полезной продукции как на 1 доллар, так и на 1,5 евро.

Оба паритета используются при установлении официальных курсов валют.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Экономические функции налогов.

Фискальная. Главная функция( означает изъятия денежных средств в казну.) По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономику. Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода. Распределительная функция. с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределяет из производственной в социальную среду, а также между отраслями и отдельными гражданами. Контрольная - проверка эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства. Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.

Структура валютного рынка.

Валютный рынок - это сфера экономических отношений по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. Объектом анализа валютного рынка являются: валютные ценности - иностранная валюта; ценные бумаги - фондовые ценности в иностранной валюте: акции, облигации, чеки, векселя, аккредитивы; драгоценные металлы (за исключением ювелирных изделий) - золото, серебро, платина; естественное драгоценные камни.

игровой валютный рынок — сложная система, состоящая из множества элементов, которые классифицируются по ряду признаков.

По месту проведения различают биржевой и внебиржевой секторы валютного рынка. Биржевой валютный рынок — это торговля валютой на специально организованных валютных биржах. На внебиржевом рынке торговля валютой ведется в основном между коммерческими банками.

В зависимости от формы расчетов различают наличный и безналичный секторы валютного рынка.

В зависимости от срока проведения операций различают текущий и срочный валютный рынок.

В реальной практике мировой валютный рынок классифицируется следующим образом: биржевой, внебиржевой, срочный и текущий. Формирование национального валютного рынка, как правило, начинается с валютной биржи. Наиболее объемным сектором валютной биржи является срочный валютный рынок. Срочный рынок делится на фьючерсный и форвардный.

Бюджетное устройство и бюджетный процесс.

Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных формирований каждого государства.

Правовые основы бюджетной системы Украины устанавливают Конституция Украины и Бюджетный кодекс Украины, другие законодательные акты. Экономической основой бюджетной системы Украины выступает народнохозяйственный комплекс.

 

Бюджетная классификация.

Бюджетная классификация -- это группировка по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке.

В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей,

которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и

территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их

составе и структуре. Ясность и четкость группировок -- одно из важнейших

требований, предъявляемых к бюджетной классификации.

 

Субъекты валютного рынка

Субъекты валютного рынка - транснациональные банки и корпорации, использующие услуги специализированных брокерских фирм, дилеров и агентов по купке и продаже иностранной валюты.

Виды финансовой политики

Различают следующие виды финансовой политики:
а) распределительную, воспроизводственную
б) контрольную, аккумулирующую
в) количественную, металлистическую
г) классическую, регулирующую, планово-директивную

 

Налоговая система – совок-сть налогов, сборов и платежей, взимаемых на территории гос-ва в соотв-вии с налоговым законодат-вом, а так же сов-сть норм и правил, форм и методов, опред-щих систему ответственности сторон, учтенных в налоговых правоотношениях.

Осн. элементы налоговые системы:

Налог и сбор

Наличие налог-ых органов

Основные отрасли и виды страхования

Законодательство Украины различает две главных от­расли страхования. Одна из них основана на идее попечи­тельства об общественном благе, составляет часть социаль­ной политики государства и именуется общеобязательным государственным социальным страхованием, или, скорее, страхованием трудящихся. И вторая отрасль - это страхо­вание. Под ним согласно Закону Украины «О страховании» от 7 марта 1996 года № 85/96-ВР, предусматривают все отрасли страхования, исключая социальное страхование. Иногда ее называют еще частным страхованием.

Правоотношения, возникающие при осуществлении общеобязательного государственного социального страхо­вания, являются финансовыми правоотношениями. Во-первых, эти отношения всегда имеют денежный характер. Во-вторых, одна из сторон правоотношений (страховщик) наделен государством властными полномочиями по отно­шению к другим участникам отношений, т.е. отсутствует равенство сторон. В-третьих, отношения по осуществлению общеобязательного государственного социального страхо­вания возникают, изменяются и приостанавливаются на основании закона, а не волеизъявления сторон.

Страховщиками по социальному страхованию являют­ся целевые страховые фонды с пенсионного страхования; медицинского страхования; страхование в связи с времен­ной потерей трудоспособности и затратами, обусловлен­ными рождением и погребением; страхование от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний; страхование на случай безработицы. Страховые фонды являются организациями, которые осуществляют руководство и управления отдельными видами общеобя­зательного государственного социального страхования, осуществляют сбор и аккумуляцию страховых взносов, контроль за использованием средств, обеспечивают фи­нансирование выплат по социальному страхованию.

Основными страхователями по социальному страхова­нию выступают работодатели.

Правоотношения, возникающие при частном страхова­нии, - это гражданско-правовые отношения. Для этих от­ношений характерно равенство сторон, которое сохраняет­ся даже при осуществлении обязательных видов страхова­ния, предусмотренных статьей 7 Закона Украины «О стра­ховании».

Страховщиками по частному страхованию являются субъекты хозяйственной деятельности - юридические лица, созданные в форме акционерных, полных, комман­дитных обществ либо общества с дополнительной ответст­венностью. Предусмотрено, что страховщиком может быть также юридическое лицо, единственным собственником которого является государство. Однако, несмотря на то, что организация является государственной, оно не наделяется государством властными полномочиями.

Страхователями по частному страхованию выступают юридические лица и дееспособные физические лица, кото­рые заключили договор страхования, уплатили соответст­вующие платежи и имеют право в случаи наступления страхового случая получить возмещение в пределах стра­ховой суммы.

Классификация страхования на виды осуществляется в зависимости от объектов страхования.

Статья 4 Закона Украины «О страховании» определяет следующие виды страхования:

  • личное страхование, объектом которого являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здо­ровьем, трудоспособностью либо с дополнительной пенсией;
  • имущественное страхование, объектом которого являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуще­ства;
  • страхование ответственности, объектом которого являются имущественные интересы, связанные с необходимостью произвести страхователем возмеще­ние причиненного им ущерба третьим лицам.

Согласно Основам законодательства Украины об обще­обязательном государственном социальном страховании, объектом социального страхования является страховой случай, при наступлении которого у застрахованного лица (члена ее семьи, иного лица) возникает право на получение материального обеспечения и социальных услуг. В зависи­мости от страхового случая в Украине предусмотрено осу­ществление таких видов общеобязательного государствен­ного социального страхования:







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.03 с.)