Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Происхождение государства и права
Цель занятия: На основе тщательного изучения литературных источников добиться четкого и глубокого понимания причин, вызывающих возникновение государства и права, закономерностей этого процесса, а также уяснения тех черт, которые отличают государство от институтов власти первобытного общества, а право – от других социальных норм, регулирующих отношения людей. Особо важно уяснить роль государства в возникновении права. План занятия 1.Общественная власть в первобытном обществе. 2.Социальные нормы первобытного общества. 3.Основные способы образования права. Древнейшие формы права. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества. 4.Характеристика основных теорий происхождения государства и права. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте особенности общественной власти в первобытном обществе. 2. Что такое социальные нормы? Чем обуславливалось их существование в первобытном обществе? 3. Каковы виды социальных норм первобытного общества? Определите их понятия и значение. 4. Назовите общие закономерности возникновения государства. 5. Назовите причины появления и способы образования права. 6. Каковы основные отличия норм права от социальных норм первобытного общества? 7. Назовите основные теории происхождения государства и права. Дайте их краткую характеристику. Какую из них вы считаете наиболее оптимальной? Тестовое задание В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А. В., Тенилова Т. Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010. Терминологическое задание Выписать в личный юридический словарь и усвоить определения понятий: «первобытное общество», «род», «власть», «традиция», «социальная норма», «мононорма», «обычай», «табу», «государство», «право», «санкционирование», «правотворчество». Проблемные вопросы и материалы для обсуждения 1. Происхождение государства. Долгое время в отечественном правоведении основным источником формирования представлений о государствообразовании являлась книга Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Однако, с момента написания данного труда прошло более ста лет. За прошедший период существенно обогатились знания о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития, факторах классообразования и политогенеза. Это повлекло корректировку марксистско-ленинских представлений о закономерностях возникновения государства и права. На основе изучения рекомендованной литературы Вам предлагается проанализировать: а) современные представления об организации власти в первобытном обществе; б) переход от присваивающей экономики к производящей как фактор социального расслоения общества, появление собственности и государства. Об этих и других аспектах данной темы Вы можете почерпнуть много интересных сведений из работ профессора А.Б. Венгерова и других трудов. Следует обратить особое внимание на характеристику признаков государства, отличающих его от организации власти в первобытном обществе. 2. Происхождение права. В последние десятилетия в рамках общей этнографии сформировалось новое научное направление – «нормативная этнография» (профессор А. И. Першиц), развивается концепция о «мононормах» как социальных нормах первобытного общества. Эта концепция (наряду с другими новыми знаниями о первобытном обществе) имеет важное значение для адекватного анализа процессов происхождения права. В процессе дискуссии необходимо охарактеризовать: а) закономерности возникновения права; б) функции права в раннеклассовом обществе; в) признаки правовых норм, отличающие их от других социальных норм первобытного общества. Сюжетно-ролевая игра «Многообразие теорий происхождения государства и права» Государство и право – сложнейшие социальные явления, и неслучайно истории цивилизации известны многочисленные государственно-правовые концепции. Каждая эпоха рождает свои представления об этих социальных феноменах. В современном правоведении утверждается плюралистический подход как к анализу государственно-правовых явлений, так и к отражающим эти явления учениям и концепциям. Такой подход предполагает, что, рассматривая различные теории происхождения государства и права, необходимо, наряду с их критическим осмыслением, выделять имеющееся в них позитивное содержание. Студентам рекомендуется, исходя из отмеченного подхода, выделить одну или несколько теорий происхождения государства и права (марксистскую, патриархальную, теологическую, договорную теорию, теорию насилия и др.), которые наиболее достоверны с их точки зрения, либо на основе нескольких теорий создать собственную. Аргументировать свою позицию. Сценарий проведения сюжетно-ролевой игры: 1. Вступительное слово ведущего (преподавателя). Постановка проблемы – 5 мин. 2. Распределение студенческой группы на подгруппы и выбор ими соответствующей теории – 5 мин. 3. Обсуждение в подгруппах избранных теорий и подготовка выступающего и содокладчика – 10 мин. 4. Выступления от подгрупп и ответы на вопросы – 15 мин. 5. Заключительное слово ведущего – 5 мин. Рекомендуемая литература Базовый учебник: 1. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2006. – С. 42 – 51. Основная: 2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 25 – 31. 3. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 23 – 35. Дополнительная: Учебная: 4. Иванов А. А. Теория государства и права. – М., 2009. – С. 17 – 30. 5. Кожевников С. Н. Теория государства: курс лекций. – Н. Новгород, 2010. – С. 24 – 35. 6. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 5 – 83. 7. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1. М., 2002. – С. 7 – 27. 8. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 6 – 31. 9. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 5 – 7, 11 – 13. 10. Теория государства и права / под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003. – С. 45 – 55. 11. Чашин А. Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 528 – 565. Научная: 12. Венгеров А. Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки // Советское государство и право. – 1983. – № 3. – С. 28 – 36. 13. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. – М., 2004. 14. Мальцев Г. В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. – М., 2000. 15. Розин В. М. Генезис права. Методологический и культурологический анализ. – М., 2003. 16. Сухолинский П. Р. Право в догосударственных социальных системах: дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2013. 17. Честнов И. Л. Актуальные проблемы теории государства и права: исторические предпосылки и эволюция государства и права. – М., 2005. 18. Широкова И. Г. История цивилизаций. – М., 2000. – С. 34 – 39. 19. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 2004. – С. 7 – 45.
Тема 3. Понятие, сущность и типология государства Продолжительность семинарского занятия – 2 часа Цель занятия: Уяснить понятие государства как особой организации политической власти, четко и полно выявить его признаки. Определить сущность государства. Раскрыть классовую и общесоциальную сущность государства. Уметь обосновать относительную самостоятельность государства по отношению к обществу, показать отличие государства от других учреждений и организаций современного общества. Усвоить понятие типа государства. Раскрыть факторы, определяющие тип государства. Раскрыть содержание формационного и цивилизационного подходов к типологии государств, выявить их достоинства и слабые стороны. К семинарскому занятию возможно подготовить научные сообщения по следующим темам «Государство в современном обществе: необходимость новых подходов», «Непризнанные и частично признанные государства», «Социальная сущность современного Российского государства». План занятия 1. Понятие государства и его признаки. 2. Сущность государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства. 3. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств. Вопросы для самоконтроля 1. Почему государственная власть определяется как особая разновидность социальной власти? 2. С точки зрения каких подходов возможно рассматривать понятие государства? 3. Дайте определение государства и назовите его основные признаки. 4. Определите, в чем выражается внутренний и внешний суверенитет государства. 5. Что означает понятие «типология государств»? 6. В чем суть формационного подхода к типологии государств? Назовите недостатки этого подхода. 7. Что понимается под цивилизационным подходом к типологии государств? Тестовое задание В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради темы из учебно-методического пособия Никитин А. В., Тенилова Т. Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010. Терминологическое задание Выписать в личный юридический словарь и усвоить определения следующих понятий: «государство», «суверенитет государства», «налоги», «территория», «сущность государства», «тип государства», «формационный подход», «цивилизационный подход». Проблемные вопросы и материалы для обсуждения 1. Многообразие определений понятия государства. 1.1. Домашнее задание: При единстве понятия государства в специальной литературе разрабатывается множество его определений. Для выполнения этого задания студенту необходимо в качестве домашнего задания выписать в рабочую тетрадь 4-5 различных понятий государства, как современных, так и существовавших в различные исторические периоды. 1.2. В ходе семинарского занятия: Проанализируйте различные определения государства: – как «машины» классового господства; – как организации политической власти собственников основных средств производства; – как универсальной организации политической власти, представителя всего общества и др. В последние годы в отечественное правоведение все в большей мере проникают имеющие глубокие исторические корни представления о государстве, прежде всего, как о публично-правовой общности, обеспечивающей состояние. В процессе обсуждения отмеченных вопросов постарайтесь выбрать из многих определений государства, имеющихся в литературе, наиболее общее – для этого сложного социального феномена. 2. Анализ признаков государства Социальное значение государства раскрывается через анализ ряда его устойчивых признаков. Эти признаки можно разделить на две группы: а) отличающие государство от организации власти в первобытном обществе; б) отличающие государство от других политических организаций общества. Согласно этому, студенту предлагается вычертить в тетради 2 таблицы, используя следующие понятия: 2.1. В первой – необходим анализ государства как: 1) политической организации; 2) структурной организации; 3) территориальной организации. 2.2. Во второй – следует раскрыть содержание таких признаков государства, как: – монополия на принудительную власть в отношении населения; – суверенитет государственной власти; – прерогатива (исключительное полномочие) в издании законов и иных нормативно-правовых актов, обязательных для всего населения; – взимание налогов и сборов с населения для содержания государственного аппарата, формирования общенационального бюджета. Внимательно обдумайте эти аспекты проблемы и раскройте их, обосновывая соответствующие суждения надлежащими аргументами. 3. Сущность государства Государство имеет двоякую, противоречивую сущность: оно выступает в качестве инструмента выражения как классовых, так и общесоциальных интересов. При этом соотношение классового и общесоциального в сущности государства претерпевает серьезную эволюцию в процессе исторического развития. В обществах с ярко выраженным классовым антагонизмом на первый план выступает классовое содержание государственности. В современном же постиндустриальном обществе с весьма сложной социальной структурой более отчетливо обнаруживается общесоциальное назначение государства как механизма согласования разнообразных социальных интересов. На основе изучения рекомендованной литературы, постарайтесь аргументированно изложить затронутые аспекты вопроса. 4. Типология государства 4.1. Формационная типология государства и ее современные оценки Раскройте содержание традиционного в отечественной теории формационного подхода к типологии государства, базирующегося на категории «общественно-экономическая формация». Постарайтесь аргументированно показать как позитивные аспекты данной типологии, так и недостатки, связанные: а) с догматизацией членения истории на пять общественно-экономических формаций; б) с универсализацией ряда типов государства; в) с неоправданной апологетикой социалистического типа государства как высшего и последнего исторического типа. Обратите также внимание на то, что в отечественной теории государства и права доминировала марксистско-ленинская концепция «отмирания» государства. Утверждалось, что государство диктатуры пролетариата является «полугосударством», а не государством в собственном смысле слова. Представлялось, что на высшей фазе коммунистического общества государство трансформируется в «коммунистическое самоуправление», т. е. сойдет с исторической арены. Подготовьте аргументированные ответы на вопросы: – Подтвердила ли практика государственного строительства вышеотмеченные идеи? – Каковы современные взгляды по этим вопросам? – Сложилась ли у Вас своя точка зрения по этому вопросу? 4.2. Цивилизационный подход к типологии государства. А. Можно ли считать причиной развития и функционирования государства духовно-культурные факторы? В отличие от формационной теории, цивилизационный подход типологии государства исходит из того, что основными факторами, определяющими развитие государственности, являются характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, менталитет, географическая среда и т. д. Так, например, в фундаментальном труде «Постижение истории» (М.: Прогресс, 1991.) известный английский историк и философ Арнольд Дж. Тойнби обосновывает положение о том, что культурный элемент представляет собой «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации». В сравнении с ними, считает автор, экономический и, тем более, политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Можно ли согласиться с подобными утверждениями? Может быть, все-таки детерминантами генезиса и функционирования государственно-правовых явлений правильнее считать факторы экономического порядка? Б. Обратившись к работе немецкого правоведа Георга Еллинека «Общее учение о государстве» (СПб.: Юридический центр Пресс, 2004, С. 290-330), попытайтесь самостоятельно разобраться с типологией государств на основе цивилизационного подхода, предполагающей выделение древневосточного, эллинского, римского, средневекового и современного типов государств. Какие критерии лежат в основе данной типологии? Какие характерные признаки отличают каждый из перечисленных типов? Рекомендуемая литература Базовый учебник: 1. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2006. – С. 52 – 67. Основная: 2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 83 – 115. 3. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 47 – 65. 4. Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата. – М., 2014. – С. 74 – 117. Дополнительная: Учебная: 5. Кожевников С. Н. Теория государства: курс лекций. – Н. Новгород, 2010. – С. 36 – 53. 6. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С.84 – 100. 7. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1. – М., 2002. – С. 64 – 87. 8. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 69 – 90. 9. Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник. – М., 2009. – С. 38 – 75. 10. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 17 – 22, 622 – 636. 11. Чашин А. Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 56 – 69, 91 – 97. Научная: 12. Байтин М. И. О понятии государства // Правоведение. – 2002. – № 3. 13. Бабурин С. Н. Мир империй: Территория государства и мировой порядок. – СПб., 2005. – С. 8 – 52. 14. Блищенко И. П., Дориа Ж. Экономический суверенитет государства. – М., 2001. 15. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М., 2011. 16. Дмитриев Ю. А. К вопросу о проблеме государственно-церковных отношений на современном этапе развития Российской Федерации // Право и жизнь. – 2003. – № 5. 17. Еллинек Г. Общее учение о государстве. – СПб., 2004. – С. 149 – 330. 18. Иванов В. Теория государства. – М., 2010. – С. 11 – 65. 19. Корнев А. В. Развитие теоретических взглядов на государство в отечественной науке. – М., 2000. 20. Коряков В. П. Опыт цивилизационного подхода к истории государства и права. – М., 2000. 21. Сальников В. П., Степашин С. В., Хабибуллин А. Г. Государственность как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ. – СПб., 2001. 22. Синенко Ю. С. Типология государства: сравнительно-правовой анализ: дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2007. 23. Тихомиров Ю. А. Государство. – М., 2013. 24. Чиркин В. Е. Современное государство. – М., 2001. 25. Шмитт К. Государство как конкретное понятие, связанное с определенной исторической эпохой. Логос, 2012. – № 5 (89). – С. 205 – 215. Тема 4. Функции государства Продолжительность семинарского занятия – 2 часа Цель занятия: Уяснить понятие функций государства и их социальную природу. Добиться четкого представления о классификации функций государства. Усвоить содержание основных внутренних и внешних функций Российского государства и показать тенденции их развития. Приобрести глубокие знания о формах и методах реализации функций государства. К семинарскому занятию возможно подготовить научные сообщения на одну из тем «Экономическая функция Российского государства», «Социальная функция Российского государства», «Культурно-воспитательная функция Российского государства». План занятия 1.Понятие функций государства. 2.Классификация функций государства. 3.Основные внутренние функции государства. 4.Основные внешние функции государства. 5.Формы и методы реализации функций государства. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение функций государства. 2. Как соотносятся цели, задачи и функции государства? 3. Какая взаимосвязь существует между динамикой развития государства и его функциями? 4. Что означают объект и содержание функций государства? 5. В чем проявляется объективный характер функций государства? 6. Назовите критерии (основания) отграничения одной функции от другой. 7. Каково отличие функций государства от функций государственных органов? Покажите на соответствующих примерах взаимосвязь функций государства и органов государства. 8. На какие виды подразделяются функции государства? 9. В чем различие понятий «функции государства» и «политика государства»? 10. Назовите формы и методы осуществления функций государства. Тестовое задание В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т. Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010. Терминологическое задание Выписать в личный юридический словарь и выучить определения понятий: «функции государства», «внутренние функции государства», «внешние функции государства», «постоянные функции государства», «временные функции государства», «функция органа государства», «форма осуществления функции государства», «метод осуществления функции государства». Практическое задание: Студентам предлагается, используя материалы «Российской газеты», журнала «Собрание законодательства РФ», а также информационно-электронных систем «Гарант», «КонсультантПлюс», выписать названия законов и иных актов, на основании которых осуществляются соответствующие внутренние и внешние функции государства. Проблемные вопросы и материалы для обсуждения: 1. Что такое эволюция государства? Какая взаимосвязь существует между динамикой развития государства и его функциями? Каким образом в связи с этим могут изменяться понятие, содержание и классификация функций государства? Приведите соответствующие примеры. Для ответа на этот вопрос студентам предлагается изучить материал, изложенный в учебнике «Теория государства и права» / под общ. ред. 2. Возможно ли с Вашей точки зрения дополнительное введение каких-либо функций государства и почему? Аргументируйте свой ответ. Материалы для размышлений: Функции российского государства на современном этапе. По вопросу о составе и содержании функций государства в новейшей литературе высказываются различные точки зрения. Приведем некоторые из них. Материал 1-й. Из книги д.ю.н., профессора Лазарева В. В. (Теория государства и права. – М., 1992). «…Можно выделить следующие функции государства на современном этапе: Внутренние функции: 1) установление и охрана правового порядка; 2) охрана прав, собственности, иных прав и свобод граждан; 3) экономическая; 4) культурная; 5) социальная; 6) экологическая; 7) общественной безопасности. Внешние функции: 1) поддержание мира и мирного существования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства» (С. 90). По мнению В. В. Лазарева, «государство не может быть основным субъектом и, тем более, монополистом в решении социально-экономических и культурных задач. Оно не может быть и воспитателем человека, если отвлечься от воспитательного значения (общая и частная превенция) юрисдикционной деятельности государственных органов» (С. 89). Материал 2-й. Из статьи д. ю. н., профессора Лившица Р.З. (Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. – М., 1991. Вып. 1). «Главной функцией государства не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному всеобщему огосударствлению общественной жизни…» (С. 13). «Главной функцией государства в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав … Все другие, менее общие функции государства, в той или иной степени подчинены осуществлению главной функции. Назовем такие функции – «второго порядка»: – учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств; – вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; – охрана окружающей среды; – поддержание общественного порядка» (С. 13). Материал 3-й. «Все функции, без которых государство не может обойтись, являются для него необходимыми, но на определенном этапе развития государства или при своеобразной, может быть, экстремальной ситуации, та или иная функция может стать главенствующей, приоритетной по сравнению с другими. Именно так произошло с функцией обороны нашего государства в период Великой Отечественной войны. Во время экологических катастроф главной функцией может стать природоохранительная… в нашей стране на сегодняшний день одной из главных функций является экономическая…» (Бабаев В. К., Бабаев С. В. Функции современного Российского государства: учебное пособие. – Н. Новгород: НПА, 2001. – С. 11). Поразмышляйте над этими материалами, изучите рекомендованную литературу и подготовьте сообщение о понятии и содержании функций государства, основных внутренних и внешних функциях государства. 2. Какие факторы лежат в основе эволюции функций современного Российского государства? Проблематика функций российского государства в современных условиях весьма актуальна. В эпоху перехода от огосударствленной экономики к многообразию форм собственности, от тоталитаризма к политическому плюрализму, провозглашения задачи построения демократического, правового общества и т. д. функции государства претерпевают существенную трансформацию. В числе факторов, лежащих в основе эволюции функций российского государства, следует назвать также необходимость участия современного государства в международном сотрудничестве по решению глобальных проблем современности и пр. Для более адекватного восприятия процессов эволюции функций Российского государства приведем примеры из прошлого и настоящего. Материал 1-й. Из учебника (Теория государства и права / под ред. С. С. Алексеева. – М.: Юрид. лит., 1985). «… Основной закономерностью, устойчивой тенденцией развития социалистического государства и права является возрастание их роли в социалистическом и коммунистическом строительстве, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни» (С. 136). На странице 197 приводится схема «Основные функции общенародного государства». Внутренние: хозяйственно-организаторская; регулирование меры труда и потребления; охрана и приумножение социалистической собственности; культурно-воспитательная; охрана социалистического правопорядка, прав и свобод граждан; оказание социальных услуг членам общества; охрана природы и рационального использования природных ресурсов. Внешние: борьба за мир и мирное сосуществование; защита социалистического отечества; братское сотрудничество и взаимопомощь странам социализма; сотрудничество со странами, освободившимися от колониальной зависимости. Материал 2-й. Из статьи д. ю. н. Морозовой А. А. (Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6). «Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному российскому государству присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)» (С. 103). Материал 3-й. Из статьи Глебова А. П. о деятельностном подходе в исследовании государства (Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж, 1990. – С. 8.): «В настоящее время теория функций российского государства вновь может (и должна) оказаться в центре внимания. Объясняется это глобальными переменами, которые произошли в России. Изменились тип государства, его формы, экономический и политический строй; новое мировоззрение общества обусловлено … пересмотром научного государственно-правового наследия». Материал 4-й. Из учебного пособия Бабаева В. К. и Бабаева С. В. (Функции современного российского государства. – Н. Новгород, 2001): «… Сохранили свое значение … положения о понятии функций государства, основаниях их классификации. Перечень же функций современного российского государства, содержание и цели его функций стали совершенно иными … например, реализация экономической, налоговой и ряда других внутренних и внешних функций Российского государства в течение нескольких лет наглядно доказала порочность многих идей по реформированию нашего общества …» (С. 5 – 6). Сопоставьте и обдумайте эти утверждения, изучите рекомендованную литературу. Раскрывая тему, обратите внимание на характеристику основных факторов, обуславливающих изменения функций российского государства, в том числе: переход к рыночной экономике, интеграция России в мировое сообщество и др. Рекомендуемая литература Базовый учебник: 1. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2006. – С. 68 – 87. Основная: 2. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 96 – 114. 3. Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата. – М., 2014. – С. 158 – 182. Дополнительная: Учебная: 4. Иванов А. А. Теория государства и права. – М., 2009. – С. 69 – 78. 5. Кожевников С. Н. Теория государства: курс лекций. – Н. Новгород, 2010. – С. 54 – 59. 6. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 130 – 143. 7. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 91 – 108. 8. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 17 – 22, 622 – 636. 9. Теория государства и права / под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003. – С. 102 – 113. 10. Чашин А. Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 56 – 69, 123 – 167. Научная: 11. Бабаев В. К., Бабаев С. В. Функции современного Российского государства. – Н. Новгород, 2001. 12. Бабаев С. В. Принуждение и убеждение в деятельности современного Российского государства. – Н. Новгород. – 2001. 13. Виприцкий Н. Н. Внешние функции российского государства в условиях глобализации: дисс. … канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2011. 14. Киреева С. А. Межгосударственная интеграция как внешняя функция Российского государства: дисс. …докт. юрид. наук.– Астрахань, 2006. 15. Мазаева Е. С. Социальная функция Российского государства: дисс. … канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 2001. 16. Марченко Ю. В. Правовые формы осуществления государственных функций: дисс. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2008.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.102 (0.01 с.) |