ТОП 10:

Тема 7. Социально-экономическая стратификация и мобильность.



Сущность и функции социальной стратификации. Основные понятия теории стратификации и типология стратификационных систем. Экономическая стратификация современного общества и ее характеристики. Критерии и подходы анализа экономической стратификации. Основные измерения экономической стратификации: разделение труда, собственность, доход, власть. Профессиональная стратификация. Классовые группы в системе экономической стратификации. Экономические статусы и роли, их функции и характеристики.

Социально-экономическая мобильность.

Общие представления о социальной мобильности. Типология социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная, восходящая и нисходящая, индивидуальная, групповая, структурная, межпоколенная и внутрипоколенная. Каналы социальной мобильности. Экономическая мобильность: причины, виды, содержание. Факторы диффузии экономической стратификации общества. Рыночные и государственные институты и механизмы регуляции экономической мобильности. Профессиональная мобильность, ее типы и виды.

Социально-экономическое неравенство.

Неравенство, его причины и особенности. Измерения экономического неравенства: богатство, доход, заработная плата, власть. Профили неравенства в современном обществе (стратификация). Справедливые и несправедливые формы экономического неравенства. Сравнительные границы и критерии богатства, бедности и нищеты в современных обществах.

Социальные этапы и критерии социальной справедливости распределения общественного богатства. Социальные каналы доступа к экономическим благам. Государственные и рыночные механизмы распределения и перераспределения общественного богатства. Институты социальной опеки и социальной защиты.

 

Тема 8. Структура и функции экономической культуры.

Культуроформирующие функции экономики. Базисные элементы (ценности) современной экономической культуры рыночного и командного типов, их особенности и различия. Традиционные, рутинные и инновационные элементы экономической культуры. Факторы стабильности (устойчивости) и динамики экономической культуры. Структура и функции профессиональной культуры, типы и виды профессиональных культур и субкультур. Основные особенности производственной, дистрибутивной, обменной и потребительской культур.

 

Тема 9. Девиантные формы экономического поведения и социально-экономический конфликт.

Социальные девиации, их причины и особенности. Деструктивные и конструктивные формы девиантного поведения.

Абсолютные и относительные критерии социальных запретов девиантного поведения. Девиантные формы экономического поведения, их виды и классификация. Нелегальная редистрибуция и методы ее минимизации. Феномены экономического шантажа, подкупа, сговора, коррупции и рекета. Экономический шпионаж и его разновидности. Формы легализации преступных экономических действий. Методы “минимизации” налогов. Экономический обмен и его разновидности. Роль государства в борьбе с нелегальными доходами.

Социально-экономический конфликт

Экономический конфликт как категория экономической социологии. Трудовая кооперация и экономическая конкуренция. Основные причины социально-экономических конфликтов: экономические реформы, борьба организационных и групповых интересов, дефицит ресурсов. Влияние социальной среды на динамику экономических конфликтов. Типология экономических конфликтов по субъектам, по сфере функционирования. Действующие силы экономических конфликтов и коллективных трудовых забастовок. Динамика социально-экономических конфликтов в современной России. Модели поведения экономических субъектов в конфликтных ситуациях. Этапы и фазы процесса трудовой забастовки. Комплексная оценка экономического конфликта: отрицательные и положительные последствия.

 

Тема 10. Прикладные методы экономической социологии.

Место и роль прикладных исследований в экономической социологии, их особенности. Маркетинговые исследования, изучение предпринимательства и рынка. Экономическая и социальная статистика. Методы анализа социально-экономической информации. Социально-экономический эксперимент, его разновидности. Бюджетные исследования и индексы. Социальная диагностика в бизнес-фирме. Экономический консалтинг и реинжениринг. Достижения и практический опыт лучших консалтинговых фирм России.


Приложение 2

Пример оформления титульного листа контрольной работы

 

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

 

Кафедра социологии

 

 

Контрольная работа по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Тема____________________________

 

Выполнил:_________________________________________________

(Фамилия И.О.)

студент______ курса____________ специальность________________

(срок обучения)

группа__________№ зачет. книжки_____________________________

Подпись:___________________________________________________

Преподаватель:_____________________________________________

(Фамилия И.О.)

Должность:_________________________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка:_______________Дата:_________________________________

Подпись:___________________________________________________

Санкт-Петербург

20___


Приложение 3

Перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине «Экономическая социология»

1. Объект и предмет экономической социологии.

2. Структура и функции экономической культуры.

3. Структура и функции экономического поведения.

4. Инвестиционные модели экономического поведения и их характеристики.

5. Мотивы экономического поведения.

6. Й.Шумпетер и его концепция предпринимательства.

7. Субъекты экономического поведения и их классификация.

8. Н.Д.Кондратьев о предпринимательском поведении.

9. Изучение положения рабочих и крестьян в России в XIX веке: направления и методы исследований (по работам В.В.Берви-Флеровского).

10. Дискуссия по проблеме экономического детерминизма в русской социологии (по работе С.Н.Булгакова «Философия хозяйства»).

11. Принципы экономической стратификации (по работам П.А.Сорокина).

12. Основные характеристики экономического поведения.

13. Ф. Хайек и его концепция предпринимательства.

14. Основные ограничения экономического выбора.

15. Основные функции предпринимательского поведения.

16. Факторы специализации экономического поведения.

17. Профили предпринимательского поведения и их характе­ристики.

18. Социокультурные особенности предпринимательского пове­дения.

19. Циклы экономического поведения и их характеристики.

20. Психология предпринимательской активности.

21. Основные виды экономического поведения и их определения.

22. Аффективно-иррациональные модели монетарного поведения.

23. Структура и функции производственного поведения.

24. Альтруистические модели монетарного поведения.

25. Традиционные модели монетарного поведения.

26. Производственное поведение и его особенности.

27. Монетарное поведение и его характеристики.

28. Затратно-компенсаторные модели трудового поведения.

29. Пассивные модели предложения профессиональных ресурсов на рынке труда.

30. Институт собственности и его характеристики.

31. Структура и функции экономического обмена.

32. Факторы изменения и оценки экономического обмена.

33. Субъект, объект и предмет обменного поведения.

34. Особенности и классификация экономических ресурсов.

35. Элементы прав собственности и их характеристики.

36. Количественные и качественные измерители социального обмена.

37. Режимы максимизации профессиональных ресурсов и их особенности.

38. Основные модели дистрибутивного поведения.

39. Хозяйские модели экономического поведения.

40. Активные модели предложения личностных ресурсов и их характеристики.

41. Агентские модели экономического поведения.

42. Проблемы измерения эквивалентности экономического обмена.

43. Функциональные модели экономического поведения.

44. Определение и основные функции коммерческого поведения.

45. Редистрибутивные модели экономического поведения и их разновидности.

46. Проблема структурирования элементов прав собственности.

47. Эффект «пассионарности» и «трансгрессии» в объяснении предпринимательского поведения.

48. Организационная и корпоративная культура.

49. Основные виды социального обмена и их характеристики.

50. Процесс калькуляции экономического действия и его осо­бенности.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.011 с.)