Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права.



Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права.

а) предпосылки становления и развития муниципального права:

б) муниципальное право – комплексная отрасль;

в) предмет;

г) метод;

д) система.

Муниципально-правовые отношения и их субъекты.

Муниципально-правовые нормы.

а) понятие;

б) особенности;

в) классификация

Муниципальное право как учебная дисциплина и наука.

а) Появление обусловлено несколькими предпосылками:

1) учреждение местного самоуправления:

2) развитие законодательства.

 

1) появление местного самоуправления как самостоятельного института власти. В период советской власти местного самоуправления не было, существовали органы общественной самодеятельности (товарищеские дружины). Советы народных депутатов – орган власти (а не местного самоуправления), все вопросы решались сверху. Принцип разделения власти действует как по горизонтали, так и по вертикали → 3 уровня власти: федеральная, субъектов федерации, муниципальная.

Конституция 1993г. определила местное самоуправление как основу конституционного строя (ст. 12), как форму народовластия (ст. 3), как право граждан на решение вопросов местного значения; как право граждан на управление делами общества.

(2) Появление законодательства о местном самоуправлении. К середине 90-х годов объем норм значительно вырос, такие нормы принимались на всех 3 уровнях власти.

Муниципальное от латинского municipium – самоуправляющаяся община.

Ст. 7 – об общих принципах (почему называется муниципальным).

 

Б) муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления.

Вторичная, производная отрасль муниципального права – комплексная отрасль российского права (бюджет, здравоохранение – комплекс общественных отношений, которая регулирует муниципальное права). В муниципальное право входят нормы других отраслей права.

Муниципальное право – комплексная отрасль, содержащая совокупность правовых норм, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на уровне местного самоуправления.

В) Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, решающих в основе организации и деятельности местного самоуправления общественные отношения, которые:

1. это отношения, которые возникают при определении населением и органами местного самоуправления системы местного самоуправления;

2. отношения, которые возникают при управлении всем муниципальным хозяйством;

3. отношения, которые возникают при наделении государством органов местного самоуправления полномочиями.

4. обеспечение гарантий на осуществление местного самоуправления.

Г) Под методом следует понимать совокупность приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления. Императивный и диспозитивный метод.

Способы воздействия, 3 метода:

1) предписание;

2) дозволение;

3) запрет.

Предписание характерно для императивных отраслей права. Предписание построено на субординации, прямом подчинении, юридическим фактом является предписание.

Дозволение – характерно для диспозитивного метода (нормы частного права, договоры).

Запрет – способ юридического воздействия на поведение субъектов права, может быть использован как в императивном, так и в диспозитивном методе.

(1) Метод гарантий должно гарантировать местное самоуправление: государство не вправе вмешиваться в те вопросы, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.

(2) Метод рекомендации.

(3) Метод саморегуляции, содержится в локальных законодательных нормах.

 

Д) Система права – это комплекс однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений. Система местного самоуправления основывается на логическом последовательном разделении норм в однородные правовые группы (правовой комплексный институт).

Система местного самоуправления выстраивается с учетом его предмета. Правовые комплексы – это нормы.

Группы норм:

1) нормы, которые закрепляют различные основы, территориальные, экономические, финансовые, социальные).

2) правомочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

4) отдельные государственные вопросы.

Вторая систематизация.

Муниципальное право делится на правовые институты: институт муниципальной службы, институт выборов, институт договорных отношений.

 

Муниципально-правовые отношения.

Муниципально-правовые отношения – отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности муниципального права в границах конкретной территории.

Возникают, изменяются или прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, именуемыми юридическими фактами. Особенности муниципально-правовых отношений состоит в том, что:

1) они могут возникать по воле как одной стороны, так и двух и более сторон;

2) одной из сторон всегда выступает население муниципального образования или его представители в лице органа местного самоуправления или должностного лица;

3) отношения носят локально-территориальный уровень муниципально-правовых отношений, имеют свою структуру: 1) содержания, 2) объект, 3) субъект.

(1) юридическое содержание: юридические права и обязанности его участников, определяемых муниципально-правовой нормой.

Фактическое содержание: поведение конкретных субъектов в рамках их юридических прав и обязанностей.

(2) Объект – материальные и нематериальное благо (право). Социально-экономическое благо – объект – материальный.

(3) Под субъектом муниципально-правовых отношений понимаются участники, выступающие в качестве сторон общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления. Одна сторона- носитель правомочия, права; другая – носитель обязанности. Между ними возникает общественная связь в форме субъективных юридических прав и обязанностей. В качестве субъектов муниципально-правовых отношений могут выступать как физические, так и юридические лица, как индивиды, так коллективы, группы:

а) особый субъект – муниципальные образования;

б) те субъекты, которые наделены правом принимать решения или участвовать в принятии решений по вопросам местного значения;

в) все остальные (которые способствуют, содействуют осуществлению местного самоуправления.

Ст. 10 закона об общих принципах: муниципальные образования вправе создавать ассоциации.

ГК ст. 215 – вся муниципальная собственность принадлежит муниципальному образованию (1 группа субъектов → возникают гражданские правоотношения → муниципальное образование – юридическое лицо.

Ст. 124 (2 группа субъектов)

- собрания, сходы, конференции граждан;

- органы местного самоуправления;

- граждане.

Население (страны, муниципальные образования). Муниципальные образования – граждане, проживающие в границах муниципального образования и реализующие свое право на осуществление местного самоуправления.

Под субъектом следует понимать социальную общность людей, выявляющих свой гражданский потенциал.

Право граждан на самоуправление – конституционное право. Субъектом муниципально-правовых отношений могут быть:

1) органы государственной власти

2) общественные объединения

3) предприятия

4) политические партии.

 

Общественное самоуправление

 

с/у которое осущ-ся территориальное с/у которое осущ-ся

трудовыми коллек- с/у общественным

тивами объединением.

 

Территориальное с/у

|

РФ с/у

|

субъект РФ

|

местное с/у

 

Муниципалитет от лат. «municipium», «munus» – тяжесть, тягота, бремя, а «capiо”, “recipior” – беру, принимать. Как явление самоуправления существовало всегда, как понятие появилось в Англии в 17 веке. Оттуда было заимствовано.

Разные теории:

1) общественная теория, сущность местного самоуправления – в предоставлении местному сообществу права самим ведать своими интересами, а государственными органами заведовать только государственными делами. Общественная теория исходит из противопоставления местного общества государству, общественных интересов политическим. В рамках общественной теории сложились два направления:

1. теория свободной (естественной) общины;

2. хозяйственной теории.

(1) ТСО сложилось в середине 19 века в Бельгии и Франции (Гербер и Аренс). Они считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным правом, как права человека. Община является первичной по отношению к государству, поэтому государство уважать свободу права общинного управления.

(2) ХТ: Моль, Васильчиков. Делали упор на содержание деятельности; также противопоставление государства и общины, но основной признак местного самоуправления – негосударственная преимущественно хозяйственная природа деятельности органов местного самоуправления. С/у – это заведование делами местного хозяйства. На смену общественной теории пришла государственная теория, разработана в 19 веке немецкими учеными Штейн и Гнейст. Самоуправление рассматривается как одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия в области местного самоуправления даны государством. Сложилось 2 направления:

1) политическое:

2) юридическое.

(1) политическая теория (Гнейст): самостоятельность органов самоуправления связывается с порядком их формирования. Местное самоуправление должно осуществляться почетными людьми на безвозмездной основе.

(2) Самостоятельность органов местного самоуправления – в том, что они являются не непосредственными органами государства, а органами местного сообщества, но на которые государство возлагает осуществление определенных полномочий государственного управления. Местное сообщество обладает статусом юридического лица.

Теория дуализма (Чичерин): двойственный характер местного самоуправления – общественный и государственный. Местное самоуправление отражает комплексное и многообразное явление.

Подходы к его исследованию:

1) местное самоуправление как форма осуществления народовластия (ст. 3 Конституции). 1) субъект местного самоуправления - население, граждане; 2) местное самоуправление занимает особое в демократическом механизме управления обществом и государством; 3) местное самоуправление имеет свой объект управления – вопросы местного значения; 4) самостоятельность местного самоуправления.

2) Право граждан на заведование собственными делами (ст. 130 Конституции), на самостоятельное решение вопросов местного значения и прямое участие. Сущность местного самоуправления – разновидность социального управления. Некоторые ученые рассматривают местное самоуправление как процесс управления местными делами;

3) Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя, основанное на принципах разделения властей. Теория социального обслуживания, повышение уровня жизни, благосостояния – задача местного самоуправления. Первая формула местного самоуправления выведена европейской Хартией самоуправления: под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного самоуправления.

Ст. 1 Закона 1991 года – местное самоуправление – система организации местной власти. Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (совр. закон) и признаваемое и гарантируемое Конституцией (ст. 12) деятельность населения: население осуществляет деятельность непосредственно или через органы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления:

СССР: 1) централизм; 2) социалистическая законность.

Принципы местного самоуправления – это закрепляемые Конституцией, федеральными законами коренные начала и идеи, которые определяют статус местного самоуправления, его органов и должностных лиц, а также характер содержания его деятельности.

ПРИНЦИПЫ:

1) самостоятельность местного самоуправления – органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти; правовые акты, принимаемые органами государственной власти не должны ущемлять права и интересы органов местного самоуправления; органы государственной власти не могут относить к своему ведению вопросы, решаемые органами местного самоуправления

2) организационное обособление местного самоуправления и его органов в системе государственного управления

3) принцип многообразия форм осуществления местного самоуправления

Принцип гласности

Местная администрация.

Новый закон дает понятие «местной администрации» (ст. 37) – это исполнительно-распорядительный орган местного образования, наделяется Уставом местного образования. Полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных физическим лицом и законами субъектов. Местной администрации руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Муниципальное образование обладает только ей присущими свойствами, отражающими ее правовой статус:

1) по способу образования это орган вторичный, формируется либо представительным органом, либо главой муниципального образования в соответствии с уставом;

2) компетенция местной администрации производна от компетенции главы администрации, для реализации которой создаются структурные подразделения, наделяемые специальной компетенцией;

3) по способу организации и принятия решений это орган, действующий на принципах единоначалия и персональной ответственности доминирующих лиц за принятые решения;

4) по принципу разделения власти это исполнительно-распорядительный орган. Под исполнительной деятельностью понимается реализация мероприятий, связанных с обеспечением исполнения требований закона, других нормативно-правовых актов, в том числе решений представительного органа. Чтобы обеспечить исполнение этих решений объектами управления (предприятиями, учреждениями, организациями), они должны обладать юридически властными полномочиями. Эти властные полномочия реализуются через акты исполнения;

5) местная администрация имеет организационную и функциональную обособленность от других органов местного самоуправления;

6) местная администрация наделяется статусом юридического лица;

7) правовые акты местной администрации обязательны для исполнения для тех, кому они адресованы;

8) местная администрация подотчетна представительному органу;

9) местная администрация является постоянно действующим органом, в законах не предусматривается нормы о порядке прекращения полномочий местной администрации, прекращение полномочий предусматривается только для должностных лиц, в том числе главы муниципального образования.

Структура местной администрации представляет собой сложное организационно-функциональное образование, структура зависит от вида муниципального образования, размеров территории, численности населения, объема подведомственного хозяйства, количества предприятий, учреждений, организаций, инфрастуктуры. Перечень структурных подразделений местной администрации определяется главой местной администрации, утверждает ее представительный орган. Смета расходов на содержание местной администрации утверждается отдельной строкой в бюджете. Деятельность структурных подразделений осуществляется в соответствии с полномочием о каждой из этих структур. Все структурные образования можно объединить на несколько групп:

1) руководящие должностные лица

2) органы управления специальной компетенции

3) аппарат местной администрации (вспомогательные отделы);

4) районы администрации.

(1) местная администрация как сложным структурным образованием руководит: - глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является либо глава муниципального образования, либо лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту по результатам конкурса на замещение вакантной должности на срок полномочий, определяемой уставом. Если главой местной администрации является назначаемое лицо, то устанавливается дополнительные требования:

- наличие специального высшего образования;

- стаж работы на руководящих должностях (не более 3 лет). Если лицо на должность главы местной администрации назначается главой муниципального образования, то приказ о назначении создается главой муниципального образования.

Комиссия из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, предлагает представительному органу несколько кандидатов; представительный орган выбирает одного человека, с которой глава муниципального образования заключает контракт.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной и преподавательской.

С главой местной администрации заключается срочный трудовой договор, он может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон или в судебном порядке на основании – 1) заявления представительного органа или главы муниципального образования в связи с нарушением контракта в части решения вопросов местного значения. 2) в случае заявления высшего должностного лица субъекта федерации в связи с нарушением контракта в части; касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. 3) по заявлению главы местной администрации в связи с нарушением условий контракта органами местного самоуправления или органами государственной власти.

Если главой местной администрации является глава муниципального образования, его полномочия определяются законом «О статусе главы муниципального образования».

Если главой местной администрации является назначенное должностное лицо, его полномочия устанавливаются контрактом в соответствии с уставом и законодательством субъекта федерации.

Заместители главы местной администрации, они выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным руководителем местной администрации. Заместители отвечают за деятельность отдельных отраслей местного хозяйства.

(2) органы управления специальной компетенцией создаются для руководства отраслями и сферами местного хозяйства (отделы, комитеты, управления, департаменты). Эти структурные подразделения создаются в соответствии со схемой управления, наделяются собственной компетенцией и осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в определенной сфере, они имеют организационную обособленность, за ними закрепляется муниципальное имущество на правах оперативного управления, могут наделяться статусом юридического лица. Большинство отделов содержится за счет местного бюджета. Но есть подразделения, которые действуют на хозрасчетной основе, имеют собственные источники доходов от хозяйственной деятельности (комитет по управлению имуществом, земельный комитет). Каждой такой структурой руководит лицо, назначаемое главой муниципального образования, действует на принципах единоначалия, отвечает за состояние соответствующей отрасли или сферы. Руководители структурных подразделений в пределах своих полномочий издают индивидуальный акты – распоряжение и приказы. В случае необходимости глава местной администрации может отменить приказы и распоряжения должностных лиц.

Все органы специальной компетенции можно разделить на отраслевые и межотраслевые:

1) отраслевые органы осуществляет руководство одной отраслью, отвечает за ее состояние и развитие (здравоохранение, образование, бытового обслуживания);

2) межотраслевые органы осуществляют координационно-регулирующие контрольные и иные общеуправленческие функции в отношении отраслевых органов (комитет по экономике, финансовое управление, отдел социальной защиты).

3) Аппарат. Его задача – оказание организационного, технического, правового содействия главе местной администрации, другим структурным подразделениям. Деятельность аппарата носит вспомогательный характер.

Аппарат местной администрации представляет из себя совокупность подразделений, в состав которых входит специальные отделы:

1) общий отдел

2) организационный отдел

3) контрольно-аналитический отдел

4) юридический отдел

5) приемная по личным вопросам

6) пресс-служба

7) служба помощников и советников

+ бухгалтерия, архив.

В структуре отделов аппарата могут быть образованы более мелкие функциональные подразделения: подотдел, группа, секта, бюро (общий отдел; секта по работе с распорядительными документами, канцелярия, машбюро).

Правовой отдел осуществляет проверку соответствия проектов постановлений и распоряжений главы местной администрации законодательству, оказывают юридическую помощь и вносят проекты предложений внесения.

Правовые акты должностных лиц местной администрации.

Правовые акты для местной администрации являются юридической формой деятельности исполнительно-распорядительного органа (то есть местной администрации), это акты управления, в них содержатся правила и предписания, обязательные к исполнению теми субъектами, которым они адресованы. Акты управления – подзаконные акты, могут быть как нормативными, так и индивидуальными ненормативными.

 

Тема 8. Муниципальная служба

Местные референдумы.

Муниципальные выборы.

Местные референдумы.

Понятие дается в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» – ст. 2: Местный референдум – голосование граждан РФ постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения.

Правовой основой проведения местного референдума является Конституция РФ, ФЗ «Об основных принципах..» (ст. 22), ФЗ «Об основных гарантиях», законы субъектов РФ – ОЗ «О референдуме Свердловской области» и Уставы. Конституция РФ: ст. 3, 32, 130. В соответствии со ст. 22 ч.3 ФЗ «Об основных принципах…» решение о назначении местного референдума принимается представительным органом по инициативе: 1) представительного органа и главы муниципального образования (совместная инициатива); 2) населением; 3) избирательными объединениями; 4) иными общественными объединениями, уставы которых содержат право на участие в выборах и референдуме.

Если инициативу подает 5% жителей, то представительный орган обязан назначить референдум. Если в течение 30 дней референдум не назначен, то он назначается решением суда по инициативе прокурора, органа государственной власти субъекта и инициативной группы. На местный референдум могут быть вынесены, только находящиеся в ведении местного самоуправления (перечень не фиксируется). Перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, содержится в ст. 13 ФЗ «Об основных гарантиях…»:

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления;

2) о формировании персонального состава органа местного самоуправления.

3) о принятии и изменении бюджета;

4) об изменении финансовых обязательств муниципального образования.

Вопрос, вынесенный на референдум должен быть сформулирован таким образом, чтобы на него мог быть дать однозначный ответ (да /нет). Референдум проводится в границах территориальной единицы, интересы которой затрагиваются на референдуме, и не проводится в тех, где возможно провести собрание /сход жителей. Решение по вынесенным на референдуме вопросам считается принятым, если за него проголосовало более ½ граждан, принявших участие в референдуме при условии, что явка составила не менее 25 % от числа граждан, внесенных в списки избирателей. Вопросы, связанные с отзывом депутатов или главы муниципального образования, решаются голосованием не менее 50 % зарегистрированных избирателей округа; при решении вопроса об изменении границ должно проголосовать «за» не менее 50 %, при условии явки 50 % избирателей. Принятое решение доводится до сведения населения и вступает в законную силу в день опубликования итогов референдума. Решение, принятое на референдуме обладает высшей юридической силой, является обязательным и не нуждается в утверждении каким-либо органом государственной власти или органом местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативно-правового акта органа местного самоуправления, орган местного самоуправления в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней определить срок подготовки акта и обеспечить его принятие. Неисполнение или ненадлежащее исполнение влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Решение, принятое на референдуме может быть отменено или изменено путем принятия иного решения другим референдумом, но не ранее 2-х ____ после его принятия. Решение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: 1) нарушение порядка проведения референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить итоги референдума; 2) несоответствие закону, на основании которого проводился референдум, Конституции РФ, ФЗ и другим нормативно-правовым актам; 3) противоречие решения, принятого на референдуме Конституции и другим законам.

 

Муниципальные выборы.

Правовая основа проведения муниципальных выборов: Конституция РФ, ФЗ «Об основных принципах», «Об основных гарантиях», избирательный кодекс Свердловской области. В случае, если законодательные органы субъектов не примут закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов или не принят Устав муниципального образования, то применяется ФЗ от 26 ноября 1996г. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Он служит в целях защиты избирательного права, устраняет законодательный пробел. В соответствии с ФЗ «Об основных принципах» муниципальные выборы осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайным голосованием. Анализ законодательства о выборах позволяет определить следующие основные положения:

1) Участие граждан в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

2) Гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста вправе избирать, а достигший 21 года – быть избранным в органы местного самоуправления и на должность главы муниципального образования.

3) законами и иными нормативно-правовыми актами могут быть установлены дополнительные условия приобретения гражданином активных избирательных прав, связанных с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории. Это условие не может содержать какие-либо требования в отношении продолжительности и срока такого проживания.

4) ограничение пассивного избирательного права, связанное с проживанием на определенной территории РФ, может быть установлено только Конституцией РФ. Установление ФЗ, законом субъекта РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания на территории муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается (ст. 4 п. 5)

5) законодательством устанавливаются ограничения, связанные со статусом депутата представительного органа, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе.

6) все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом подлежат регистрации (учету). Регистрация осуществляется главой муниципального образования в соответствии с представленными сведениями избирательная комиссия составляет списки избирателей.

7) В соответствии с международными договорами и ФЗ «Об основных гарантиях» (ст. 4 п.11) и законами субъекта (избирательный кодекс Свердловской области ст.4) иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют активные и пассивные избирательные права в о.м.с.

Стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов (предст. орган)

2) образование избирательных округов (пред.орган). Образование избирательных участков, формирование избирательной комиссии (местная администрация).

3) Выдвижение и регистрация кандидатов для участия в выборах в органы местного самоуправления.

4) Предвыборная агитация.

5) Голосование.

6) Определение результатов выборов.

Законотворческая инициатива.

Устанавливается ст. 26 ФЗ «Об основных принципах». Правотворческая инициатива – предусмотренное Уставом муниципального образования право населения вносить на рассмотрение органа местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения. Право может быть предоставлено: 1) инициативным группам граждан, минимальная численность которых устанавливается нормативно-правовым актом представительного органа и не может быть более 3 % от числа жителей; 2) органам территориально-общественного самоуправления (ст. 27 п.4 ч. 8 ФЗ «Ооп»). Инициаторы проекта предоставляют его вместе с заявлением, в котором обосновывают необходимость его принятия, подписанным всеми инициаторами (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия паспорта).

Инициаторы внесения проекта должны подписать акт).

Проект правового акта подлежит обязательному рассмотрению в течение 3 месяцев со дня его внесения соответствующим органом или должностным лицом. Если проект рассматривается представительным органом, то с обязательным приглашением инициаторов. Орган местного самоуправления, рассматривающий проект, не обязан его безусловно принять, он может быть переработан или отвергнут полностью. Обязательно лишь должно быть принято мотивированное решение по результатам рассмотрения, должно быть в письменной форме доведено до сведения внесших его инициаторов.

Право граждан на обращение.

Это право гарантируется Конституцией (ст. 33), обращения: как индивидуальные, так и коллективные. Это право можно рассматривать в 2 аспектах: 1) как форма участия граждан в делах местного самоуправления; 2) как защита других прав, нарушенных.

Это право закреплено и другими законодательными актами: ФЗ «Об общих принципах» (ст. 32) - в ней определяется, что порядок работы с обращениями граждан регулируется законами субъектов РФ.

ОЗ «Об обращениях граждан» от 9 января 1998г. На федеральном уровне это конституционное право раньше регулировалось указом Президиума Верховного Совета СССР. На уровне местного самоуправления различаются следующие виды обращений: 1) предложение; 2) заявление; 3) жалоба.

1) предложение – это обращение граждан, в котором высказывается их мнение о том, что можно и целесообразно сделать для улучшения жизни людей (скорректировать график движения транспорта). Предложения не связаны с личностью обращающегося.

2) заявление – это обращение граждан, в котором содержится просьба об удовлетворении нужд и потребностей людей (о предоставлении налоговой льготы). Предложения и заявления подаются в те органы местного самоуправления или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.

3) жалобы – это обращения граждан, которые содержат сведения о нарушениях прав конкретных лиц. Жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которые непосредственно подчинены соответствующие должностные лица, предприятия, учреждения.

Обращения граждан могут быть сделаны как в устной, так и в письменной форме. Они могут носить индивидуальный или коллективный характер. Письменные обращения граждан должны быть ими подписаны с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства или работы, или учебы. Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат. Устное обращение граждане адресуют непосредственно должностным лицам, которые обязаны проводить личный прием. Прием проводится в установленные и доведенные до сведений граждан дни и часы в удобное для них время (приемы могут быть организованы и по месту жительства). Органы местного самоуправления, к ведению которых не относится решение вопросов обращающихся; такие решения в 5-дневный срок должны быть отправлены по принадлежности с обязательным письменным извещением обращающемуся. При личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Сроки рассмотрения обращения: по ст. 26 (по новому ст. 32) по обращению граждан должно быть дан немедленный ответ, если это возможно, или в течение одного месяца. Как исключительная мера этот срок может быть продлен еще на один месяц. Обращения граждан поступивших в органы местного самоуправления из средств массовой информации рассматриваются в обычные сроки (1 месяц). Законодательством устанавливается административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на такие обращения. ОЗ «Об обращениях граждан»: процедура рассмотрения, каждое обращение проходит определенные стадии. У гражданина есть право на судебную жалобу (если формальная отписка).

Опросы и публичные слушания.

Опрос граждан – ст. 31 ФЗ «ОБ общих принципах» – проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе имеют право принимать участие жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Инициаторами опроса могут быть: 1) представительный орган и глава муниципального образования по вопросам местного значения; 2) органы государственной власти субъекта РФ для учета мнения при принятии решения об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального или межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется Уставом муниципального образования и / или нормативно-правовыми актами представительного органа. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом местного самоуправления. В нормативно-правовом акте представительного органа о назначении опроса устанавливается: 1) дата и сроки проведения; 2) формулировка вопроса; 3) методика проведения опроса; 4) форма опросного листа; 5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса не менее, чем за 10 дней до его проведения. Финансирование осуществляется либо за счет местного бюджета субъекта РФ (инициатор – орган государственной власти субъекта РФ).

Публичные слушания – ст. 28 – проводятся для обсуждения проектов муниципально-правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом, главой муниципального образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.093 с.)