Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 9. Античные государства (греко-римская античная цивилизация). Древний РимСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Древний Рим - одно их крупнейших рабовладельческих государств оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейской. Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений. За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. В его истории можно выделить следующие этапы: 1. Древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.) римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью: архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов. 2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. до н.э.) -в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности. 3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы XII таблиц. Законы XII таблиц. Общая характеристика. Мы упомянули уже, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями послужили Законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг. Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме. Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за перст божий". Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр. Не вдаваясь в содержание Таблиц, ибо это предмет римского частного права, укажем на главное, без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве соответствующего периода. Достоверно, что все первые века римской республики земля - главное достояние граждан - находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было мало и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве. Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого распределения. Земли и количество скота, выпасаемого на общественных пастбищах. К числу таких законов может быть отнесен наиболее ранний закон Лициния Секстия 367 года до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого. Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – реc манципи и рее нек манции. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все другие вещи. Для отчуждения вещей первой категории - продажи, дарения и пр. требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег - без манципации - было еще недостаточно для возникновения права собственности. Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5-ти свидетелей, весодержателя с весами и медью и т.д. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникает связанный с ней спор о собственности. Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр. Старый раб, как и старая лошадь требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились в разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело! Что касается займа. Законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни кредитор выводит должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах Таблиц уже знакомым нам словом "нексум" - долговое обязательство под гарантию личной свободы. Только в 326 году до н.э. законом Петелия довогор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества. Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают, конечно, и такие обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы и пр. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д. Напротив, усыновленный, и тем принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на часть наследства. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений. Издревле в Риме существовали три формы бракозаключения: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие свершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: "Где ты, Гай, там найдешь и меня". Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационнои форме). Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака- "сине ману" - то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших, патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предоположение. Доказать его нельзя. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - сине ману - женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). В этом случае женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более захиревали. Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману. После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца. Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце. Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало. С течением времени легиксакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.
ЛекцияТема 10. Государство и право франков
Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей - Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа: 1) VI-VII вв. - период монархии Меровингов и 2) VIII в. - первая половина IX в. -период монархии Каролингов. В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев. Важные изменения происходили и в среде крестьянства. В марке (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей, формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия. Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости "слабого" от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей. Все это постепенно привело к закабалению франкского крестьянства. Раздача франкскими королями земли привела к росту могущества знатных фамилий и ослаблению позиций королевской власти. Со временем позиции знатных укрепились настолько, что они по существу управляли государством, занимая пост майордома. На рубеже VII-VIII вв. эта должность делается наследственным достоянием знатного и богатого рода Каролингов, положившего начало новой династии. В первой половине VIII в. майордом из этого рода Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества. Суть реформ сводилась к следующему. Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание- бенефиций. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Таким образом было создано хорошо вооруженное конное войско, укрепившее позиции центральной власти. Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности феодалов, позже получившие название вассалитета. Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной, финансовой и судебной власти феодалов над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось в увеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получивший иммунитетную грамоту от короля, осуществлял на подвластной ему территории всю полноту финансовой, административной и судебной власти без вмешательства королевских чиновников. Усиление центральной власти привело к провозглашению в 751 г. сына Карла Мартелла, Пипина, королем франков. При его сыне Карле, прозванном Великим, франкское королевство достигает своего расцвета. А в 800 г. Карл Великий принимает титул императора. Эволюция государственного строя в этот период шла двумя направлениями: укрепление собственно королевской власти и ликвидация местного самоуправления. Уже первые франкские короли обладали значительной властью. Они созывают народное собрание, ополчение и командуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевского повеления каралось крупным штрафом или членовредительством, вплоть до смертной казни. Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления -традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Страна была разбита на округа во главе с королевским чиновником (графом). Он осуществлял административную, судебную и военную власть во вверенном округе. Центральное управление было в то время сравнительно простым: майордом - первый сановник (при Каролингах этот пост был отменен); маршал - руководитель королевской конницы (нередко командовал всем войском), пфальцграф - возглавлял королевский суд, референдарий - руководитель канцелярии, тезаурарий - "хранитель сокровищ", фактически государственный казначей, и т.д. Королевские чиновники награждались имениями, располагали частью собираемых судебных пошлин. Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а название должности - в почетный наследственный титул. Источником права в этот период является обычай. В период V-IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых "варварских правд". Создаются Салическая, Ринуарская, Бургундская, Аллеманская и др. правды. В 802 г. по приказу Карла Великого были составлены правды племен, входивших в его государство, но не имевших к тому времени записей обычного права. С возрастанием королевской власти монархи начинают создавать законодательные постановления- капитулярии, имевшие общеобязательное значение. К источникам раннефеодального права можно отнести также иммунитетные грамоты и формулы. Иммунитетные грамоты, выдаваемые королем феодалам, изымали данную территорию из-под действия судебной, финансовой и полицейской юрисдикции государства, передавая эти полномочия феодалам. Формулы представляли собой образцы грамот, договоров и других официальных документов. Высшая судебная власть в королевстве франков принадлежала монарху. На местах большинство дел рассматривалось в "судах сотен", но постепенно судебная власть сосредоточилась в руках феодалов. В начале IX в., после смерти Карла Великого, франкская монархия прекращает свое существование и распадается на ряд самостоятельных государств. Салическая правда. Возникновение права у франкских племен осуществлялась с помощью записи древнегерманских обычаев. Таким образом появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Аллеменская и др„ — сборники записей обычного права. Создание Салической правды относится к периоду правления франкского короля Хлодвига (507—511). В течение веков этот сборник дополнялся и переписывался. Салической правде присущ казуистический характер и формализм. Нормы, относящиеся к судебному процессу и определяющие штрафы за правонарушения, составляют основное содержание Салической правды. Из текста сборника следует, что в этот период осуществляется переход от общины с коллективной собственностью на землю к соседской общине — марке, где возникает индивидуальная собственность семей. Но при этом сохраняются родовые отношения. В это же время Салическая правда показывает процесс разложения родовых отношений и имущественное расслоение общества. В сборнике говорится об особом правовом положении служилой знати. Например, штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Правовое положение вольноотпущенников и литов было одинаковым. Они имели собственность, вступали в сделки, но в то же время несли службу своему господину и платили оброк. Рабы занимали самое низкое правовое положение, В случае убийства раба господин возмещал его стоимость и не нес другого наказания. Брак, заключенный между рабом и свободным человеком, влек за собой утрату свободы для последнего. Согласно Салической правде, основная часть земли принадлежала сельской общине. Пахотная земля была в собственности общины, но находилась в наследственном пользовании семей. Переделы земли не производились. Право свободною распоряжения наследственными владениями принадлежало обшине. Лишь мужчины могли наследовать землю, а в случае их отсутствия земля переходила в распоряжение общины. В сборнике не усматривается упоминание о частной собственности на землю и сделках с нею. В тексте закона термин «аллод» означает наследственное владение землей. Со временем, во 2-Й половине VI века было установлено, что наследственный надел превращается в индивидуальную отчуждаемую собственность отдельных малых семей — «аллод», который можно дарить, завещать и совершать с ним другие сделки. Обязательственное право. В Салической правде упоминаются следующие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Сделки заключались публично путем простой передачи веши. В случае неисполнения обязательств возникала имущественная ответственность. За просрочку обязательства предусмотрен штраф. Имущество могло быть описано. Семейное и наследственное право. Для заключения брака была предусмотрена форма покупки невесты женихом. Похищение невесты запрещалось и наказывалось штрафом. Жених вносил в качестве платы брачный дар, который после смерти супруга передавался детям. В Салической правде предусмотрено наследование по закону и по завещанию. Для наследования предусмотрен различный правовой режим относительно движимого и недвижимого имущества. Движимое имущество наследовали дети, мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Этот порядок наследования свидетельствует о наличии пережитков матриархата. В то же время недвижимое имущество, в том числе земля, передавалось только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, которое совершалось в народном собрании публично и в определенной форме. Преступление и наказание. Преступления, указанные в Салической правде, можно разделить на четыре вида:!) преступления против личности (убийство, телесные повреждения); 2) преступления против собственности (кража, грабеж и т.п.); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля. В законе упоминаются отягчающие обстоятельства (попытка скрыть следы преступления). Субъектом преступления признавался любой человек, независимо от его правового положения. Характерно отмирание кровной мести, взамен которой был установлен выкуп. Выкуп был поделен на три части: семье убитого, родственникам со стороны родителей и казне.
Тема 11. Государство и право Франции в средние века Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (1Х-Х111 вв.), сословно-представительной монархии (XVI-XV вв.) и абсолютной монархии (XVI-XVIII вв.). В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли практически независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой, или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - "королевском домене" - он полностью контролировал ситуацию. Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета. Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (условного наследственного земельного владения). Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную частью своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы "однощитовых" рыцарей. Но в реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностью сеньора заставить вассала повиноваться. Глава государства - король в этот период был выборным. Его избирали представители знати и бывшие иерархи церкви. Как уже отмечалось, власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: "Вассал моего вассала - не мой вассал". В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны. Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы, местное- прево. Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип "суда равных", когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии. Несвободное население, крестьян судили их феодалы или их должностные лица- министериалы и прево. Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевской власти и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Как результат происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. К концу XIII в. королевский домен стал самым большим феодальным владением во Франции. На пути укрепления королевской власти важное значение имели реформы Людовика IX. Прежде всего это судебная реформа, которая сделала разрешение споров между феодалами исключительно прерогативою короля или назначенных им судей. Была создана специальная судебная инстанция - Парижский парламент. В рамках финансовой реформы вводится королевская золотая монета в качестве единственного расчетного средства в домене короля, а затем и в рамках всей страны. В X!V в. объединение страны завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная власть сочетается с представительством от сословий - Генеральными штатами. Можно выделить три основные причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Это поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом. Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но прежде всего введение новых налогов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления. В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй - заседали выборные от дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество. Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное им решение. Но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название "Великий мартовский ордонанс". Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля. После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться. К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль отдельных звеньев государственного аппарата, и Счетная палата - орган финансового управления. На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявшими текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами. К началу XVI в. во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы - короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением. Система государственного управления включала: Государственный совет - высший совещательный орган при короле, который дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д., Генеральный контролер финансов и государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Кроме того, существовали аппарат местного управления и полиция. Источники права: в 1Х-Х1 вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории его проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами. В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права. Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары - "страна писаного права", так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался "страной обычного права", так как там основным источником были местные обычаи - кутюмы. Письменными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы. Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на "Юге" оно выступало в качестве основного источника права, то на "Севере" оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник "писаного разума". Вещное право. Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и право держания. Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего средневековья. С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное целым рядом условий. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные. Первые благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция. Под бенефицием понималось имущество, находившееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, по наследству не передавался и со смертью владельца возвращался собственнику. В IX в. бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х в. феодом, леном, фьефом. В X-XI вв. получил распространение процесс инфеодации, т.е. передачи аллодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов. Феод - благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины - рельефа. Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания - цензива. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог. Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы - ее плательщиком и именовался вилланом. Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, выплачивать определенные повинности в пользу сеньора- ценз, сеньор имел право на 1 /10 дохода от земельного участка, барщину в течение 3-12 дней в году, право на ренту, т.е. определенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и т.д. При смене владельца все повинности, лежащие на цензиве, переходили к новому лицу. Земельные владения лично несвободных крестьян (сервов) находились лишь в их пользовании. Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами. Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста: мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось. Дочь умершего вассала должна была получить согласие сеньора, который мог указать ей жениха, способного нести службу. У нее было право потребовать на выбор трех кандидатов. Для сервов действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака выплачивалась особая пошлина сеньору- формарьяж, которая компенсировала отказ от права "первой ночи". Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освящения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался не действительным. Недействительными признавались также браки между несовершеннолетними, не крещеными, родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства. Развод, по каноническому праву, не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним. Обычное право устанавливало общность движимого и благоприобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. На юге Франции, где действовало римское право, общности имущества не возникало. Тем не менее во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарение и обмен, заключать договора и выступать в суде. Было лишь два исключ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.02 с.) |