Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие организационно-методические указания.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Национальной экономики
Методические указания и контрольные задания
Содержание Общие организационно-методические указания. Цели и задачи изучения дисциплины. Тематический план. Список рекомендуемой литературы. Содержание и методические указания к изучению тем дисциплины. Методические указания к выполнению контрольной работы. Темы контрольной работы (варианты).
Общие организационно-методические указания
Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Институциональная экономика» по направлению (специальности) 080200.62 «Менеджмент» является ознакомление студентов с институциональными основами и закономерностями функционирования экономики, включая переходные процессы.. Структура и содержание дисциплины ”Институциональная экономика” построены так, чтобы обучаемый, прошедший полный курс подготовки имел навыки определения основных экономических институтов, их влияния на экономический рост, моделей экономического поведения людей и корпораций, прогнозирования действий основных экономических субъектов. В процессе обучения изучаются основные понятия и закономерности современной неоинституциональной экономической теории. Включение институтов позволяет расширить круг проблем и инструментов для их решения в экономике.
Задачи изложения и изучения дисциплины «Институциональная экономика» по направлению (специальности) 080200.62 «Менеджмент»: познакомить студентов с современными теориями экономического поведения субъектов, теориями фирмы, корпораций, основными разновидностями контрактов, трансакций.
Значение дисциплины в подготовке специалиста.
В результате изучения дисциплины студент должен знать особенности анализа и обобщения экономических, социальных и организационных показателей, характеризующих состояние институциональной экономики; понятийный аппарат, с помощью которого институциональная экономика предстает в виде упорядоченной системы теоретических категорий и понятий; уметь определять структуру прав собственности в фирмах и экономические результаты; вырабатывать навыки конкретного анализа использования знаний, уметь найти и анализировать информацию, касающуюся как практической деятельности, так и решений государственных органов в экономической сфере, что являются неотъемлемым звеном в подготовке специалиста по специальности 080200.62 «Менеджмент», так как помогает будущему экономисту определять перспективные состояния экономических систем, пути и сроки достижения этих состояний.
Тематический план дисциплины «Институциональная экономика»
Список рекомендуемой литературы Основная: 1. Введение в институциональную экономику: учеб. пособие для вузов / [Д. С. Львов и др.]; под ред. Д. С. Львова. - М.: Экономика, 2005. 2. Львов Д. С. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2005. 3. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: Инфра-М, 2008. 4. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Дополнительная: 1. Гутник В. Рыночные институты и трансформация российской экономики // МЭиМО 2007..№7. 2. Кирдина С.Г. Экономические институты России: материально-технологические предпосылки развития // Общественные науки и современность. 2007. №6. 3. Кумахов Р. Теория согласований и анализ предприятий // Вопросы экономики. 2008. №10. 4. Латов Ю.В. Длинные тени общества “светлого будущего”: два опыта интерпретации // Вопросы экономики. 2007. №8. 5. Малахов С.В. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия // Вопросы экономики. 2006. №10. 6. Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики. 2006. №7. 7. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 2007. №3. 8. Нуреев Р.М., Латов Ю.В. «Плоды просвещения» (российская неоклассика и неоинституционализма на пороге третьего тысячелетия // Вопросы экономики. 2006. №1. 9. Радаев В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. 2008. №6. 10. Белокрылова О.С. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. 11. Кастельс М. Информационная эпоха. М., 2000. 12. Келсо Л.О., Келсо П.Х. Демократия и экономическая власть. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 13. Латов Ю.В. Экономика преступлений и наказаний: тридцатилетний юбилей // // Истоки. Вып. 4. М., 2000. 14. Нельсон Р. Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М., 2000. 15. Нуреев Р.М. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2000. №6. 16. Олейник А.Н. Институциональные аспекты социально экономических трансформаций. М.: ТЕИС, 2000. 17. Пайпс Р. Собственность и свобода. М.: Московская Школа Политических Исследований, 2000. 18. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Т.1. Вып3. 19. Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия в постсоциалистических странах // Экономическая социология. http://www.ecsoc.msses.ru/ 2001. Т.2. №2. 20. Тамбовцев В.Л. Контрактная модель стратегии фирмы. М.: ТЕИС, 2000.
Содержание и методические указания к изучению тем дисциплины Знать: - альтернативные модели экономического человека - понятие рациональности и рационального поведения - теорию рационального выбора и ее характеристики. -теории принятия решений в экономической теории уметь: -о пределять поведенческие предпосылки институционального анализа - формировать и координировать предпочтения. Методические рекомендации по изучению темы В результате изучения данной темы студент должен уделить особое внимание изучению модели экономического человека в ортодоксальном экономиксе, эволюцию института хозяйственной этики.. Экономическая теория со времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов. Следуя неоклассикам можно представить человека как совершенное существо, полностью владеющее собой и своими собственными поступками, то есть определяющим последние единственным критерием - собственной функцией полезности. Он также оставляет в стороне предпочтения других субъектов, которые в позитивном или негативном плане могут отразиться на его решениях, а также предполагает отсутствие взаимосвязи между целью и средством. Одно и другое берется уже заранее известными и возможность того, что при рассмотрении цепочки последовательных действий цель может стать средством и наоборот - отсутствует. Таким образом, можно отметить, что отсутствие каких-либо предпосылок о возможности влияния решений одних людей на решения других отрывают ортодоксальную теорию от социальности экономической науки. Этические нормы являются теми ограничениями, игнорируя которые часто невозможно объяснить некоторые экономические явления. Этика, мораль, традиции являются теми правилами поведения или институтами, которые присутствуют в теориях неоинституционализма. Поэтому эти теории описывают человеческую природу такой, какой она наблюдается в действительности, используя понятия ограниченной рациональности и оппортунизма.
Рекомендуемая литература Основная: [1],[2],[3],[4]. Дополнительная [1],[2],[3],[4]. Знать: - понятие экономической организации - межфирменную и внутрифирменную организацию - бихевиористкие и управленческие теории фирмы - институциональные механизмы внутрифирменной координации. уметь: -определятьэффективность организации
Методические рекомендации по изучению темы В результате изучения данной темы студент должен уделить особое внимание изучениюконтактной природы фирмы, логике экономической организации, институциональному проектированию. Фирма является одним из основных элементов рыночного хозяйства, а теория фирмы – важной составной частью экономической теории. К. Маркс рассматривал фабрики как итог развития кооперации и разделения труда, основанного на системе машин. Ф. Найт анализирует фирму как институт эффективного распределения риска, основываясь на понятиях уклонения от риска и издержек приобретения информации, при этом прибыль является вознаграждением за устранение неопределенности. Концепция Р. Коуза связана с затратностью использования рынка (наличием трансакционных издержек), что заставляет вырабатывать отношенческие «фирмообразные» контракты и координировать действия на основе распоряжений предпринимателя и административного контроля. А. Алчиян и Х. Демсец разработали теорию групповой (бригадной) организации, критиковали концепцию административного контроля по причине неконтролируемости действий и отлынивания работников и предлагали осуществлять мотивацию через «остаточный доход». Концепция О. Харта связана с неполнотой контрактов и угрозой вымогательства. Подход О. Уильямсона (выбор дискретных институциональных альтернатив) в развитие идеи Р. Коуза объясняет появление фирмы необходимостью уменьшения трансакционных издержек. Таким образом, в настоящее время выделяется несколько теорий, каждая из которых описывает фирму, концентрируя внимание на одном или нескольких аспектах или принципах деятельности: производстве и обмене.
Рекомендуемая литература Основная: [1],[2],[3],[4]. Дополнительная [1],[2],[3],[4]. Знать: - понятие институциональной структуры - институциональную структуру и институциональную среду уметь: - определять эффективность экономических систем. Методические рекомендации по изучению темы В результате изучения данной темы студент должен уделить особое внимание изучению роли государства в неоинституциональной экономической теории, теории влиятельных групп. По мнению Д. Норта, государство – это организация, обладающая сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, чьи границы определены его способностью облагать налогом подданных Другими словами, государство, часто выступающее гарантом в системе экономических отношений, применяет насилие наряду с другими видами хозяйственной деятельности. Причем эффективность насилия зависит от признания гражданами права государства применять насилие. Если со стороны населения не будет соответственного сопротивления, то государство может преследовать различные цели, а значит, определение государства Д. Нортом охватывает различные типы государств, о которых речь пойдет ниже. По иному характеризовал государство философ Дж. Дьюи в работе «Общество и его проблемы» (1927). Он рассматривал правительства как институциональные соглашения, которые обеспечивают создание и воспроизведение политического сообщества. Основным назначением правительства является не столько его право управлять и принуждать, хотя это необходимо и важно, сколько его инструментальная и удобная возможность обеспечивать общество механизмом формирования и выполнения государственной политики. В данном подходе государство рассматривается как институциональное устройство, которое может и должно осуществлять государственную политику и управление. Любое государственное вмешательство сверх некоторых минимальных функций незаконно, так как нарушает индивидуальную свободу как высшую ценность в человеческом обществе. Государственное вмешательство нежелательно не только потому, что оно неэффективно, но и потому, что нарушает фундаментальный смысл индивидуализма и, следовательно, контрактарианизма. Подобных взглядов придерживаются Ф. Хайек, Л. Мизес и др. Дж. Бьюкенен дает типологию государственных задач, которые объяснимы с точки зрения контрактарианизма. Он выделяет три уровня коллективного действия. Действия первого уровня включают выполнение закона. Второй уровень включает коллективное действие в пределах ограничений существующих законов. Третий уровень охватывает изменения в самом праве, а именно изменения в правилах игры общества. По Дж. Бьюкенену, идеальное государство есть продукт добровольных контрактов между свободными индивидами, которые нашли потенциальные выгоды в ограничении проявления индивидуальной свободной воли других индивидов и своей собственной.. На всех этапах хозяйственного развития государству принадлежала одна из важных ролей, но в зависимости от обстоятельств функции государства оказывались различными. Во-первых, государство может вмешиваться в создание социально значимых («достойных») благ, обеспечение которых общество желает поощрить, а в случае «недостойных благ» – ограничить. Во-вторых, государственное вмешательство может быть оправдано, если общество полагает, что рыночные сделки в некоторых областях морально неприемлемы (например, донорство или услуги полиции). В этом случае государство должно удалить такие блага из рыночной сферы и управлять ими самостоятельно. Такой подход к объяснению роли государства называется патернализмом. Патернализм – система принципов деятельности правительства (или работодателей), которые берут на себя обеспечение личных потребностей граждан, одновременно устанавливая определенные нормы их поведения в качестве частных лиц, а также их отношений с государством (или работодателем) и другими гражданами. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь оказалось очень важным в нынешнем столетии Таким образом, государство является одним из главных институтов общества, точнее – системой институтов власти и управления, поддерживающих стабильность общества и участвующих в осуществлении институциональных преобразований. Значит, государству присущи функции, характерные для институтов.
Рекомендуемая литература Основная: [1],[2],[3],[4]. Дополнительная [1],[2],[3],[4]. Тесты и задачи. 1Являются ли институтом Правила дорожного движения? Да. Нет. Ответ обоснуйте письменно. 2.Является ли повседневная покупка сигарет в ближайшем магазине отражением полностью рационального поведения потребителя? Да. Нет. Ответ обоснуйте письменно. 3.Представители, какого направления институциональной теории согласились бы с выражением "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты"? А. "Старого" институционализма. Б. "Новый" институциональной экономики. В. Неоинституциональной экономики. Контрольная работа, вариант № 2. Теоретические вопросы. 1. Понятие института. Роль институтов в формировании экономики. 2. Модель “экономического человека” в классической экономике. Альтернативные модели человека. Тесты и задачи. 1. Являются ли иллюстрацией модели неполной рациональности действия среднего студента при подготовке к экзамену? Да. Нет. Ответ обоснуйте письменно. 2. Может ли неграмотный человек действовать рационально? Да. Нет. Ответ обоснуйте письменно. 3. Представителей, какого направления институциональной теории однозначно не будет интересовать следующий аргумент студента, не подготовившегося к очередному семинару по институциональной экономике: "Библиотека была закрыта, в другой библиотеке нужной книги не оказалось, и вообще у нас на этой неделе два теста и одна самостоятельная работа, к которой тоже нужно готовиться"? А. "Старого" институционализма. Б. "Новый" институциональной экономики. В. Неоинституциональной экономики Контрольная работа, вариант № 3. Теоретические вопросы. 1. Понятие рациональности и рационального поведения. Формы рациональности. 2. Принцип максимизации. Максимизация удовлетворённости. Тесты и задачи. 1. Какие трансакционные издержки особенно велики в российской экономике с точки зрения теории соглашений? А. Поиска информации. Б. Мониторинга и предупреждения оппортунизма. В. Измерения. Г. Ведения переговоров. Д. Заключения контракта.
2.Во времена Великой французской революции было введено новое летоисчисление (например, месяцы года получили названия "брюмер", "термидор" и т. д., а само летоисчисление начиналось не предполагаемой датой рождения Иисуса Христа, а революционными событиями). К росту, какого типа трансакционных издержек это привело? А. Поиска информации. Б. Мониторинга и предупреждения оппортунизма. В. Измерения. Г. Ведения переговоров. Д. Заключения контракта.
3.Означает ли факт быстрого роста трансакционного сектора в странах с развитой экономикой то, что одним из пределов экономического развития являются высокие трансакционные издержки (наряду с ограниченностью природных ресурсов, проблемами экологии и т. д.)? Да. Нет. Ответ обоснуйте письменно. Контрольная работа, вариант № 4. Теоретические вопросы. 1. Этические нормы и экономическое поведение. Этика и ценностная рациональность. 2. Понятие трансакционных издержек. Внешние эффекты и минимизация трансакционных издержек. Тесты и задачи. 1. К какому типу предприятия может относиться филиал американской фирмы, работающей на российском рынке? Какие факторы следует учесть при обосновании вашего ответа?
2. Работникам пассажирского автотранспортного предприятия г. Сыктывкара был задан следующий вопрос: "Чьи интересы выражает ваша профсоюзная организация?" Ответы распределились следующим образом: интересы рабочих – 10,7 %, администрации – 38,4 %, не защищает ничьи интересы – 16,4 %, затруднились ответить – 25,3 %, не ответили – 9,3 %. К какому типу предприятий, вероятнее всего, относится данное ПАТП? А. Фирма А. Б. Предприятие К. В. Предприятие П. Г. Фирма J. 3. Армейская организационная структура является иллюстрацией: А. Дивизиональной структуры. Б. Унитарной структуры. В. Холдинговой структуры. Г. Смешанной структуры. Контрольная работа, вариант № 5. Теоретические вопросы. 1. Теорема Коуза. 2. Трансакционные издержки и контрактные отношения. Тесты и задачи. 1. Кто является принципалом, а кто – агентом в договоре доверительного управления имуществом? А. Учредитель управления. Б. Доверительный управляющий. В. Государство. Г. Выгодоприобретатель.
2. К каким целям стремится страна – экспортер своей модели институтов? А. Увеличение внешнеторгового оборота. Б. Уменьшение международных конфликтов в политической сфере. В. Получение "ренты инноватора". Г. А + Б. Д. А + Б + В. Е. А + В.
3. Трансформация роли российского государства в экономике на современном этапе обусловлена: а. усилением влияния кейнсианских концепций на формирование экономической политики; б.переносом центра внимания государства на эффективность его воздействия на социально-экономические процессы; в.сокращением социально-экономических функций государства; г.усилением планово-программной деятельности государства
Контрольная работа, вариант № 6. Теоретические вопросы. 1. Контракт о найме и контракт о продаже. Классификация соглашений (контрактов). 2. Проблема принципала-агента и варианты её решения. Тесты и задачи.
Контрольная работа, вариант № 7. Теоретические вопросы. 1. Структура фирмы: унитарная, холдинговая, мультидивизиональная, смешанная. 2. Организационная культура и траектория развития фирмы. Тесты и задачи. 1.Конфликт между интересами собственников и менеджерами углубляется из-за: а. ассиметрии информации б. жёсткого контроля со стороны собственника в. приятельских отношений между менеджером и владельцем г. нет верного ответа
2. Трансакция это: а. обмен товарами и спецификацияправ собственности б. отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом в. издержки ведения переговоров г. издержки поиска информации
3. Теория общественного выбора изучает: а. рынки услуг б. рынки товаров и услуг в. "политические рынки" г. верны ответы а) и в)
Контрольная работа, вариант № 8. Теоретические вопросы. 1. Основные типы фирм: «командная», «американская», «японская» и «переходная». 2. Эволюция институтов. Тесты и задачи. 1.Предпосылками неоклассической теории не является: а. стабильные предпочтения, которые носят эндогенный характер; б. рациональный выбор (максимизирующее поведение); в. неравновесие на макроуровне для обеспечения более активной деятельности индивидов; г. равновесие на рынке и общее равновесие на всех рынках;
2. В модели институционального равновесия функция трансакционных издержек является: а. спросом на институты б. предложением институтов в. кривой продуктовой трансформации г. все ответы не верны
3. Что не относится к размыванию прав собственности: а. ограничение государства на свободную продажу земли б. добровольное делегирование части правомочий в. ограничения государства на предприятия загрязняющие окружающую среду г. приобретение прав собственности, связанное с нарушением законодательства в ходе приватизации
Контрольная работа, вариант № 9. Теоретические вопросы. 1. Институциональная структура и институциональная среда. 2. Институциональное проектирование. Тесты и задачи. 1 Какие виды затрат не включаются в трансакционные издержки а. издержки контроля выполнения контракта б. издержки поиска информации в. транспортные издержки г. издержки эксплуатации экономической системы
2. Спецификация прав собственности означает: а. определение законных путей передачи собственности б. исключение других субъектов из свободного доступа к ресурсу в. определениеобъекта собственности г. определение субъекта собственности
3. Какое из утверждений относится к слабой форме следования своим интересам: а. в экономике плановые задания в централизованном порядке выполняются функционерами, которые полностью идентифицируют себя с поставленными перед ними глобальными задачами б. предприниматели выполняют требования налоговой инспекции по организации учета в. индивиды следуют правилам, спонтанно сформировавшимся в ходе экономической эволюции г. торговец продает товар, утаивая его истинные потребительские качества Контрольная работа, вариант № 10. Теоретические вопросы. 1. Импорт институтов и смены траектории институционального развития. Конгруэнтность институтов. 2. Экспериментальная экономика. Эмпирическое опровержение. Тесты и задачи. 1.Применение товарных знаков и ярлыков служит для снижения: а. издержек поиска информации б. издержек измерения в. издержек масштаба г. издержек спецификации и защиты прав собственности
2. Примером адхократии может служить организация с преобладанием: а. техноструктуры б. сложной, изменяющейся технологии в. низкой степени сложности г. персонала материально-технического снабжения
3. Впервые понятие организации как экономического феномена было использовано для построения своей теоретической концепции: а. М. Вебером б. А. Маршаллом в. Д. Кейнсом г. К. Марксом Вопросы к зачету по дисциплине «Институциональная экономика». 1. Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики 2. Институционализм и неоклассическая экономическая теория 3. Старый и новый институционализм 4. Основные течения современного неоинституционализма 5. Модель экономического человека в ортодоксальном экономиксе 6. Рациональное поведение. Принцип рациональности 7. Поведенческие предпосылки институционального анализа 8. Институт хозяйственной этики и экономическое поведение 9. Понятие и виды трансакций 10. Понятие трансакционных издержек 11. Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности 12. Внешние эффекты трансакционные издержки. Теорема Коуза. 13. Трансакционные издержки и контрактные отношения 14.Организация в экономической теории 15. Дихотомия: институты и организации 16. Контроль и власть в хозяйственной организации 17.Организация и группы 18. Традиционная теория групп 19. Большие группы 20. Малые группы 21. Группы специальных интересов и распределительные коалиции 22.Фирма в неоклассической теории 23. Контрактная теория фирмы 24. Теория принципала-агента 25. Альтернативные цели фирм 26. Организация и обработка информации 27. Типология хозяйственных организаций 28.Понятие институциональной структуры 29. Иерархия правил и институтов 30. Институциональная структура и институциональная среда 31.Механизм институциональных изменений 32. Государство и институциональные изменения 33. Институциональные изменения в условиях переходной экономики
Национальной экономики
Методические указания и контрольные задания
Содержание Общие организационно-методические указания. Цели и задачи изучения дисциплины. Тематический план. Список рекомендуемой литературы. Содержание и методические указания к изучению тем дисциплины. Методические указания к выполнению контрольной работы. Темы контрольной работы (варианты).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.01 с.) |