Игровые формы классных часов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровые формы классных часов



Ролевые игры

Ролевая игра - игра развлекательного назначения, вид драматического представления, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия.

Ролевая игра, кроме требований, обязательных для любой игры, предполагает выполнение еще двух требований:

1. В ролевой игре обязательно наличие ее организатора (общепринятый термин "мастер").

2. В ролевой игре основным механизмом "запуска" игры является "роль" -комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.

Ролевые игры служат для:

· предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников;

· преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности;

· формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения;

· реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности;

· более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер;

· развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.

Один из самых важных и эффективных моментов ролевой игры - постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят не только его дальнейшие собственные действия, но и, возможно, развитие всего последующего сюжета игры. Ролевые игры развивают навыки ролевого, делового и дружеского общения.

Игры по степени осознания их цели участниками можно поделить на три категории:

· игры, в которых не происходит осознания игроками целей игры;

· игры, в которых при разборе действия игроки и организаторы определяют цели игры (рефлексивный подход);

· игры, цели которых декларируются заранее (в явной или неявной форме).

Этапы подготовки ролевой игры:

· определение проблемы, выбор ситуации;

· распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

· проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз) с целью найти эффективное решение;

· обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал свое мнение при спорных вопросах. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: "инсценированный суд", "пресс-конференция", инсценировка литературного произведения.

Интеллектуальные игры

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.

Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.). При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы, затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты, можно задействовать прием формирования Я-концепции в игре.

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные, составные (представляющие собой сочетание элементарных) и творческие. Простейшей интеллектуальной игрой является тестовая игра, которая представляет собой набор утверждений и заданное количество вариантов ответов к ним - от 2 ("Веришь - не веришь", "Блеф клуб") до 4-5 ("Эрудит-лото", "Кто хочет стать миллионером?"). Популярны подобные игры благодаря телевидению. Такие игры интересны не столько сами по себе: они применяются в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между "основными" интеллектуальными играми. Их достоинство - высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а также возможность варьировать сложность заданий.

"Обстоятельства, признаки, свойства" - разновидность игр, в которых об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше команда разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков она получает. Этот вид игр является серьезным средством развития мышления, если в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет собой парадокс и/или требует принятия парадоксального решения (один из туров "Умники и умницы", "За семью печатями").

"Заполнение пропусков" - во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить.

"Вопрос - ответ" - интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос ("Брейн-ринг", "Что? Где? Когда?").

Вопросы и задания на внимание - правильный ответ скрыт в формулировке вопроса.

В любой форме интеллектуальной игры принципиально важны хорошие вопросы. Умение точно формулировать ответ и отвечать на заданный вопрос - базовое не только в образовании, но и в самообразовании.

Мероприятия по психологическому просвещению

Тренинг

Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой или иной деятельности.

Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным, равно как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Тренер должен понимать это и передавать участникам.

1. Правило "здесь и теперь".

Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участники приучаются сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек "здесь и сейчас", показывает, как он ведет себя "по жизни". И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

2. Правило искренности и открытости.

Необходимо добиваться, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы полной открытости добиться невозможно. При этом каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным.

3. Правило "Я".

В группе запрещается использовать рассуждения типа:"У всех такое мнение...", "Мы считаем..."и т. п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

4. Правило активности.

В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.

5. Правило конфиденциальности.

Все, что говорится в группе об участниках, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Методы, используемые на тренингах:

1. Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод дает участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, прийти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.

2. Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой они нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия "психологической защиты". Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные умения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.

3. Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как участник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию.

4. Медитативные техники используются для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Такие техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приемам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость обучающихся к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает страх перед неопределенными или незнакомыми ситуациями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2074; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.008 с.)