Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 47. Статистика цен и тарифов.
Показатели статистики цен позволяют оценить состояние рыночной экономики, влияние изменения цен на уровень жизни населения и деловую активность. Цена – сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги. Тариф – плата за различные услуги производственного и непроизводственного характера, предоставляемые объединениям, организациям и населению. Регулируется посредством системы тарифных ставок, которые представляют собой перечень ставок, выраженных в твердых суммах или в процентах, по которым облагаются различные услуги. Наиболее типичные – ставки таможенных тарифов, на потребление холодной и горячей воды, теплоэнергию, электроэнергию, услуги транспорта и связи. Различные виды цен на товары и услуги можно классифицировать по следующим признакам: -по характеру обслуживаемого оборота выделяют оптовые, розничные, закупочные цены, сметную стоимость, цены и тарифы на услуги населению; -по способу установления различают постоянные, текущие, подвижные, скользящие цены; -в зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкурентности на рынке цены подразделяют на свободные или рыночные, регулируемые, паритетные, фиксированные; -с учетом фактора времени выделяют постоянные, сезонные, ступенчатые цены; -по способу получения информации об уровне цен их делят на справочные, прейскурантные и расчетные; -в зависимости от вида рынка выделяют аукционные цены, биржевые котировки, цены торгов; По условиям поставки и продажи различают цены-нетто, цены брутто, «франко», мировые цены. Статистика изучает прежде всего цены с учетом товарного обращения – оптовые, розничные, цены на тарифы и услуги, сметную стоимость и закупочные цены. Оптовые цены – это цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию промышленно-технического и потребительского назначения другим предприятиям или сбытовым организациям. Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю. Цены на тарифы и услуги населению являются особым видом розничной цены. Сюда входят пассажирские тарифы, цена на бытовые услуги, здравоохранение и т. Д. Сметная стоимость – это цена, по которой оплачивается продукция строительства.
Закупочные цены – это цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных производителей. Задачи статистики цен включают: 1. Наблюдение за ценами и их изменениями 2. Изучение на основе стоимостных показателей конъюнктуры рынка 3. Исследование динамики цен отдельных товарных рынков 4. Анализ цены как фактора уровня жизни населения и индикатора инфляционных процессов. 5. Изучение цены при анализе макроэкономических показателей СНС и в международной статистике. Статистическое наблюдение за ценами. Органами государственной статистики проводится сбор информации об уровне цен на товары и услуги. С 1989 г. – метод несплошного наблюдения за уровнем цен. Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны экономической структуры рынка и ценовой динамики. Изучение рыночной структуры начинается с анализа средних цен и их уровней. Различают индивидуальный и средний уровень цен. Индивидуальный уровень цен - абсолютная величина иены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке. Средний уровень цен - обобщающий показатель уровня цен, исчисляемый по однородным группам товаров во времени и пространстве. Для расчета средних цен используются разные виды средних величин. 1. Средняя арифметическая взвешенная: , где p – цена единицы товара, q – количество товара. Она применяется в том случае, когда в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении. 2. Средняя гармоническая взвешенная: , где pq – товарооборот в денежном выражении. Применяется в том случае. Если в качестве весов используются данные о продаже товаров (товарообороте). 3. Средняя хронологическая простая: , где n – число месяцев (дней) в периоде. Применяется в том случае, если моменты регистрации равноудалены друг от друга. 4. Средняя хронологическая взвешенная: , где piсред- средняя цена за период, ti – число месяцев (дней) в периоде. Применяется в том случае, если даты регистрации распределены неравномерно. В качестве обобщающего показателя уровня цен можно рассматривать стоимость набора из 25 основных продуктов питания, который является одной из характеристик «цены жизни» и регулярно рассчитывается государственной статистикой.
Обычно показатели структуры цен исчисляют по различным видам продукции для таких видов цен, как оптовая, розничная, закупочная, сметная стоимость, цены и тарифы на услуги населению. Соотношение и число структурных элементов конкретной цены зависят от стр-ры рынка, вида товара, типа торговых посредников и т. д. Наиболее важное значение имеет анализ оптовых и розничных цен. Значительная часть продукции промышленности реализуется по оптовым ценам предприятий, в которых составными элементами являются издержки производства, транспортные затраты, издержки хранения, налоги и др. Основную долю в структуре оптовой цены образуют производственные затраты – сырье, материалы, топливо, энергия, амортизация, зарплата. На основе оптовых цен производителей продукции формируются розничные цены за счет добавления к оптовой цене торговых наценок оптовой и розничной торговли. Билет 48. Статистика качества жизни населения.
Уровень жизни населения – это социально-экономическая категория, отражающая степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах и нематериальных услугах. Уровень жизни населения включает условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, образования, характеризует состояние здоровья, окружающей среды и т.д. Для характеристики условий жизни можно выделить 4 уровня: 1) достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека) 2) нормальный уровень (рациональное потребление благ) 3) бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности) 4) нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг). Задачи: определение уровня жизни населения, динамика этого показателя, изучение уровня жизни отдельных территорий, групп населения, изучение дифференциации населения по доходам, изучение обеспеченности населения страны материальными благами и нематериальными услугами. Основными критериями, характеризующими уровень жизни населения, являются показатели доходов и расходов, потребление материальных благ и услуг, условия жизни, ВВП на душу населения и др. Они исчисляются в целом по населению и социальным группам. Для характеристики доходов населения применяется система показателей, включающих совокупные денежные, натуральные, номинальные, располагаемые доходы, реально располагаемые доходы. Совокупные – общая сумма денежных и натуральных доходов. Номинальные (НД) – номинальная зарплата. Располагаемые (РД) – номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей. Реально располагаемые (РРД) – количество потребительских товаров и услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы населения. РРД = РД: Ip. (Ip - индекс потребительских цен).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.005 с.) |