Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Военный конфликт, как особая форма политического конфликта. Сущность военного конфликта. Типы военного конфликта. Меры предотвращения военного конфликта.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЛИТОЛОГИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
Ульяновск 2006 Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный технический университет
Политология Методические указания и рекомендации по изучению дисциплины и планы семинаров
Составил: И.А. Зосименко
Ульяновск 2006 УДК 32.001(076) ББК 66.0я73 З87
Рецензент доцент кафедры «Политологии, социологии и связей с общественностью» гуманитарного факультета Ульяновского государственного технического университета кандидат философских наук В.Н. Сафонов.
Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета университета
З87 Зосименко И.А. Политология. Методические указания и рекомендации по изучению дисциплины и планы семинаров / сост. И.А. Зосименко. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 38с.
Настоящее учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по изучению Политологии для всех специальностей и включает методические рекомендации по изучению дисциплины, планы семинаров, темы рефератов, вопросы итогового контроля по дисциплине, библиографический список. Пособие предназначено для студентов, изучающих учебную дисциплину Политология
УДК 32.001(076) ББК 66.0я73 © Зосименко И.А.,составление, 2006 © Оформление. УлГТУ, 2006 Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………4 2. Методические указания и рекомендации по изучению дисциплины………..6 3. Планы семинаров………………………………………………………………28 4. Темы рефератов………………………………………………………………..34 5. Вопросы итогового контроля по дисциплине………………………………..36 6. Библиографический список…………………………………………………...38
1. Введение
С давних времен человек в той или иной мере, оказывается вовлечен в политические отношения, участвует в политической жизни своего государства, выполняет различные политические роли. В современных условиях развития демократического общества в России вовлеченность ее граждан в политическую жизнь усиливается. От того, насколько политически образован гражданин, член российского общества, насколько осознанно определяет он свою роль и место в политике, зависит успех демократического будущего России. Политология выполняет задачу политического образования и помогает молодому человеку самоопределиться в политической жизни страны. Учебная дисциплина Политология имеет целью формирование у студентов знаний теории политики, законов и закономерностей политической жизни и умений использования политологических знаний в будущей профессиональной деятельности. Основной задачей учебной дисциплины является обеспечение необходимого уровня обученности студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
В рамках выполнения этой задачи студент должен: · иметь представление о теории и основных концепциях политики; методах политологии и ее соотношении с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами; · знать сущность политики, как она взаимодействует с другими сферами общественной жизни: экономикой, идеологией, правом, моралью; субъекты и объекты политики и их роль; · знать теорию политической власти и властных отношений; сущность государства как основного института политической власти и деятельность его систем: властных, контрольно-надзорных, защитных; · знать, как устроены и функционируют различные политические системы и политические режимы; в чем сущность и содержание демократии как формы правления и ее общечеловеческие функции; · знать сущность гражданского общества и его структуру, понимать механизм взаимодействия гражданского общества и государства; роль политических партий в жизни гражданского общества и электоральном процессе; · знать роль и значение политической элиты и политического лидерства; способы управления и урегулирования политических конфликтов; · уметь использовать политические знания в будущей профессиональной деятельности; определять взаимосвязь политики и экономики и анализировать политическую ситуацию в стране и мире.
Для успешного усвоения учебной дисциплины Политология студент должен знать: · историю Отечества, особенно историю становления государственности, политические и экономические реформы прошлого; · основы конституционного права о сущности государственного и политического строя в России, функции высших государственных органов и порядок их формирования; · основы социологии как науки об обществе, его структуре и социальных отношениях; · основы философии как науки о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия; · основы экономических отношений, экономический строй страны и значение экономики в жизни общества. Политология изучается под руководством преподавателя в форме лекций и семинарских занятий, а также самостоятельным постижением учебного материала. В процессе изучения дисциплины каждый студент представляет реферат. Формами контроля качества усвоения учебного материала являются зачет или экзамен.
2. Методические указания и рекомендации по изучению дисциплины
Тема 1. Политология как система знаний о политике. Сущность политики.
Цель: знать, что такое политология как наука о политике и что такое политика. Учебные вопросы: 1. Предмет и содержание политологии. Определение политологии как науки. Значимость политической науки. Объект и предмет политологии. Важнейшие проблемы политологии. Категории, законы и закономерности политологии. Методы политологии. Функции политологии и ее взаимосвязь с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание. Политическая аналитика и прогностика. 2. Сущность и содержание политики. Природа и суть политического. Генезис политики. Структура политики и ее классификация. Функции политики. Политика и экономика. Политика и мораль. Политика и идеология. Субъекты и объекты политики. Изучив тему, студент должен: знать: · сущность политологии как науки и ее значимость в жизни общества и его, студента, будущей профессиональной деятельности; · объект политологии и ее предмет, а также содержание политологии как комплексной науки, изучающей различные отрасли политического знания; · основные категории политологии; · сущность и генезис политики; · структуру политики и ее классификацию; · функции политики и ее взаимосвязь с другими сферами общественной жизни: экономикой, идеологией, моралью, правом; · субъекты и объекты политики; уметь: · определять политологию как самобытную науку о политической сфере общества и ее взаимосвязь с другими науками об обществе; · использовать категории политологии в соответствии с их объектным содержанием, используя принцип историзма; · выделять из общей массы научных методов конкретные политологические методы, которые превращают политологию в самостоятельную науку о политике; · идентифицировать политику как особую сферу общественной жизни во взаимосвязи с другими сферами (экономической, духовной); · классифицировать политику по таким основаниям, как сферы общественной жизни, объект воздействия, субъект политики, приоритет деятельности; · различать субъекты и объекты политики, используя такие понятия, как действия и воздействия, активность и пассивность; иметь навык анализа политических явлений, используя методы политологии как науки. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по данной теме; · обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: политическая наука, политология, объект политологии, предмет политологии, проблемы политологии, политика, генезис политики, политическая сфера, политическая жизнь, политическая деятельность, политические отношения, субъекты политики, объекты политики, политика и экономика и др.; · ответить на следующие контрольные вопросы: 1. Что такое политология? 2. Выделите объект и предмет политологии. 3. Определите основные проблемы политологии. 4. Перечислите основные категории политологии. 5. Какие основные законы и закономерности изучает политология? 6. Какие методы использует политология для изучении законов и закономерностей развития политики? 7. Назовите основные функции политологии. 8. Что такое политика? 9. Какова структура политики? 10. Определите основные функции политики.
Тема 2. Возникновение и развитие политических учений.
Цель: познать взгляды и теории великих мыслителей прошлого и, опираясь на эти знания, понять современные политические теории и проблемы. Учебные вопросы: 1. История политических учений. Генезис политических идей в исторической цивилизации. Основания для периодизации истории развития политической мысли. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия). Политические учения Древней Греции и Древнего Рима (Платон, Аристотель). Политические учение Средневековья (Ф. Аквинский). Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения (Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк). Политические учения Нового времени. 2. Современные политические учения. Политические учения Запада. Современные политические школы. Изучив тему, студент должен: знать: · историю развития политических учений, основания для ее периодизации и основные политические идеи Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли и др.; · характерные черты политической мысли эпохи Возрождения и Нового времени; · сущность и содержание основных политических школ современности. уметь: · используя взгляды и теории великих мыслителей прошлого, понимать современные политические теории и проблемы; · классифицировать современные политические теории и концепции по таким основаниям, как уровень исследуемых объектов политики, политико-идеологическая направленность, специфика объекта исследования; и меть навыки анализа взаимосвязи теорий и учений прошлого и современности. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по данной теме; · обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: генезис политических идей, политические учения, политические школы. · ответить на следующие контрольные вопросы: 1. Назовите основные этапы развития политической науки. 2. Каково содержание основных этапов развития науки о политике? 3. Раскройте взгляды Платона и Аристотеля на государство. 4. Назовите основные политические идеи Нового времени. 5. По каким основаниям можно классифицировать современные политические теории и концепции?
Тема 3. Общественно-политическая мысль в России.
Цель: изучить историю политической мысли в России и определить место российской политической науки в общей системе политических знаний. Учебные вопросы: 1. Развитие общественно-политической мысли в России. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Периодизация развития российской политической мысли. Содержание периодов. Характерные черты российской политической мысли. 2. Политическая мысль современной России. Политическая мысль России в 20 веке. Основные проблемы современной политической мысли России. Изучив тему, студент должен: знать: · истоки и социокультурные основания российской политической мысли; · периодизацию развития российской политической мысли и содержание периодов; · основные проблемы современных отечественных идейно-политических учений; уметь: · обосновывать периодизацию развития общественно-политической мысли в России; · обосновать основные проблемы современных идейно-политических учений России; иметь навыки анализа взаимосвязи теорий и учений прошлого и современных политических процессов в России. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по данной теме; · обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: российская политическая мысль, русофобия, русофильство, народничество, большевизм, меньшевизм, др. · ответить на следующие контрольные вопросы: 1. Назовите истоки и социокультурные основания российской политической мысли. 2. Назовите периоды развития российской политической мысли и их содержание. 3. Каковы характерные черты российской политической мысли? 4. Каково содержание российской политической мысли в 20 веке? 5. Назовите основные проблемы современной политической мысли Росси.
Тема 4. Политические идеологии.
Цель: изучить содержание основных политических идеологий. Учебные вопросы: 1. Идеология как общественное явление. Сущность идеологии как общественного явления. Взаимосвязь идеологии и политики. 2. Политические идеологии и идейно-политические течения. Политические идеологии – либерализм, консерватизм, социал-реформизм, анархизм – их принципы и политические идеи. Современные идейно-политические течения: радикализм, популизм, экстремизм, фашизм, идеи альтернативных движений. Изучив тему, студент должен: знать: · сущность идеологии как общественного явления и ее взаимосвязь с политикой; · принципы и содержание основных политических идеологий; · содержание идейно-политических течений; уметь: · идентифицировать идеологию как общественное явление; · различать основные политические идеологии, основываясь на знании их принципов и идей; · видеть за деятельностью политических лидеров и общественно-политических организаций их политические идеологии; иметь навыки самостоятельной оценки содержания основных политических идеологий современности. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по данной теме; · обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: идеология, политическая идеология, либерализм, консерватизм, анархизм, социал-реформизм, коммунизм, радикализм, экстремизм, фашизм, др. · ответить на следующие контрольные вопросы: 1. Что такое идеология? 2. Раскройте взаимосвязь идеологии и политики. 3. Либерализм и его принципы. 4. Консерватизм и его принципы. 5. Общее и различия социал-реформизма и коммунизма. 6. Назовите основные идейно-политические течения.
Тема 5. Политика и власть.
Цель: изучить сущность политической власти как основной категории политологии, ее необходимость и значение в системе общественных отношений. Усвоить понятие легитимности политической власти. Изучить сущность, содержание и типы политических режимов как формы политической власти. Учебные вопросы: 1. Возникновение и сущность власти. Политическая власть – основная категория политической науки. Теория власти и властных отношений. Возникновение политической власти и властных отношений. Характерные признаки политической власти. Необходимость политической власти и ее место в системе общественных отношений. Политическая власть и экономика. Функции политической власти. Разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную в демократическом государстве. Типология политической власти. 2. Легитимность власти. Политический режим как совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Характеристика демократического, тоталитарного и авторитарного режимов. Легальность и легитимность политической власти. Типы легитимности. Уровни легитимности политической власти. Безвластие. Персонизация власти и ее недопущение. Изучив тему, студент должен: знать: · сущность политической власти как основной категории политологии и ее характерные признаки; · необходимость и значение политической власти в системе общественных отношений; · что единственным источником политической власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; · принцип разделения политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви и степень его реализации в Российской Федерации; · сущность политического режима как своеобразной формы политической власти; · характерные черты и признаки демократического, тоталитарного, авторитарного режимов; · сущность легитимности политической власти. уметь: · отличать политическую власть от других типов власти: экономической, теократической, военной, бюрократической, др.; · обосновать значение политической власти и необходимость ее укрепления на современном этапе развития российского государства; · выделять характерные признаки политической власти; · строить вертикали законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации; · определять место Президента Российской Федерации в системе политической власти в государстве; · определять тип политического режима по характерным признакам (развитость законодательства, полномочия главы государства и местных органов власти, наличие или отсутствие многопартийности и др.); · определять тип легитимности политической власти различных политических режимов современности; · обосновать вред и недопустимость персонизации политической власти в демократическом государстве; · раскрыть содержание принципа разделения политической власти как системы сдержек и противовесов, обеспечивающей эффективность политической власти; иметь навыки: · рационально-критического анализа политических режимов, как формы реализации политической власти; · анализа решений и мер, принимаемых политической властью, и их последствий. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по данной теме; · обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: политическая власть, принуждения, признаки власти, источники политической власти, президентская власть, парламентская власть, судебная власть, демократическая власть, единоличная власть, авторитарная власть, деспотическая власть, государственная власть, легитимность власти, демократический политический режим, тоталитарный политический режим, авторитарный политический режим, критерии политических режимов, безвластие и др.; · ответить на следующие контрольные вопросы: 1. Сформулируйте определение политической власти. 2. Назовите основные концепции власти. 3. Какие вы знаете атрибуты и средства власти? 4. В чем заключается необходимость власти? 5. Каковы функции власти? 6. Какие вы знаете типы власти? 7. Что такое легитимность власти? 8. Назовите основные политические режимы. 9. Что такое безвластие?
Тема 6. Политическая система.
Цель: усвоить сущностные характеристики политических систем, изучить структуру и функции политических систем и их классификацию. Учебные вопросы: 1. Сущность и структура политической системы. Системный подход к изучению политической сферы. Институциональные аспекты политики. Сущность политической системы. Два подхода к структуре политической системы. 2. Типология политических систем. Функции политической системы. Типологизация политических систем по основаниям: по типу формации и социально-экономической структуре; в соответствии с социальной основой; на основе характера политического режима; на основе участия в политическом процессе; типология по Ж. Блонделю. Политическая система современной России. Изучив тему, студент должен: знать: · сущность политической системы как самого широкого категориального понятия в политической науке; · структуру политической системы и функциональное предназначение ее элементов; · функции политической системы; · основные критерии типологизации политических систем; · влияние типа политической системы на экономику страны; уметь: · идентифицировать понятие «политическая система» и не путать с такими как «государство», «партийная система», «политический режим»; · классифицировать политические системы по различным основаниям; · сформулировать различия между входными и выходными функциями политической системы; · сформулировать взаимосвязь между элементами, составляющими структуру политической системы; иметь навыки самостоятельного анализа политических систем на основе их ценностей и критериев функционирования. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по данной теме; · обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: системный подход, политическая система, структура политической системы, элементы политической системы, функции политической системы (входные и выходные), др.; · ответить на контрольные вопросы: 1. Что такое политическая система? 2. Назовите основные элементы политической системы и охарактеризуйте их. 3. Изобразите схематично структуру политической системы. 4. Каковы функции политической системы? 5. По каким основаниям классифицируют политические системы?
Тема 7. Государство как институт политической власти.
Цель: изучить сущность государства как центрального института политической системы и основного института политической власти, усвоить основные типы государств и основания для их классификации. Учебные вопросы: 1. Происхождение и сущность государства. Государство как политический институт. Признаки государства. Концепции происхождения государства. Генезис государства и характеристика его этапов. Государство как основной институт политической власти. Структура государства. Функции государства. 2. Типология государств. Основания для типологии государств. Государства по социально-экономической, классовой природе. Монархии и республики. Парламентские и президентские республики. Государства по административно-территориальной организации. Правовое государство. Социальное государство. Перспективы государства. Изучив тему, студент должен знать: · основные концепции происхождения государства как универсальной организации, обладающей монополией на легитимное принуждение; · сущность государства как основного института власти; · функции государства как центрального института политической системы; · основания для классификации государств и основные типы государств; · сущность и основания правового государства как института, обеспечивающего в общественной жизни верховенство закона и права; · роль и место структурных составляющих государства: властных систем, надзорно-контрольных органов, органов защиты; · экономическую функцию государства по организации, координации и регулированию экономических процессов; уметь: · обосновать механизм взаимодействия гражданского общества государства через выборы; · различать государство и гражданское общество; · различать различные типы государств по присущим им характерным признакам: форма правления, тип политического режима и т. д.; · обосновать важность и значение сильного государства для развития экономики; · обосновать необходимость укрепления Российского государства в современных условиях; · используя Конституцию Российской Федерации, обосновать деятельность высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти в Российской Федерации; иметь навыки анализа процессов и ситуаций, связанных с организацией государственной власти в различных сообществах и особенно в России и используемых при этом политических технологиях. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по данной теме; · обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: государство, признаки государства, суверенитет государства, правовое государство, социальное государство, властные системы государства, парламентская республика, парламентская монархия, президентская республика, федерация, унитарное государство, конфедерация и др.; · ответить на следующие контрольные вопросы: 1. Что такое государство как институт политической власти? 2. Назовите основные признаки государства. 3. Какие вы знаете концепции возникновения государства? 4. Назовите основные этапы развития государства и дайте им характеристику. 5. Каковы основные структурные элементы государства? 6. Назовите основные функции государства. 7. По каким основаниям можно типологизировать государства?
Тема 8. Гражданское общество
Цель: изучить сущность гражданского общества как негосударственной части общественно-политической жизни и усвоить предназначение электоральной системы общества. Учебные вопросы: 3. Гражданское общество и его происхождение. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Исторические типы гражданского общества. Признаки и структура современного гражданского общества. Особенности становления гражданского общества в России. Характеристика современного гражданского общества в России. 4. Политическая жизнь гражданского общества. Гражданское общество и государство, механизм их взаимодействия. Важнейшая функция гражданского общества – участие в формировании государственных органов. Электоральные системы. Выборы и референдумы. Функции выборов в демократическом государстве. Типы выборов. Принципы избирательного права. Избирательная система и ее назначение. Типы избирательных систем. Избирательные процедуры. Избирательная система в Российской Федерации. Политический рынок, его сущность и предназначение. Изучив тему, студент должен: знать: · сущность гражданского общества как негосударственной части политической жизни страны и его структуру; · сущность основных элементов гражданского общества, их предназначение и роль; · характерные черты современного российского гражданского общества, его состояние и перспективы участия в формировании государственных органов политической власти; · чем выборы и референдумы отличаются друг от друга; · принципы избирательного права и степень их реализации в Российской Федерации; · сущность избирательной системы в Российской Федерации; уметь: · определять степень развития гражданского общества по уровню развитости и активности его структурных элементов; · охарактеризовать современное российское гражданское общество; · осознанно делать свой выбор при формировании местных и государственных органов власти; · различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, видеть их достоинства и недостатки; · сформулировать и обосновать функции выборов в демократическом государстве; иметь навыки анализа конкретных избирательных систем, их преимуществ и недостатков, а также используемых избирательных технологий при формировании органов государственной власти в Российской Федерации. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по данной теме; · обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: гражданское общество, гражданин, демократия, структура гражданского общества, гражданское общество в России, референдум, выборы, всеобщность, равенство, тайна выборов, наличие выбора, альтернативный кандидат, конкурентность выборов, мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы, свободные выборы и др.; · ответить на контрольные вопросы: 1. Что такое гражданское общество? 2. Какие исторические типы гражданского общества вы можете назвать? 3. Сформулируйте основные признаки современного гражданского общества. 4. Раскройте структуру современного гражданского общества. 5. Выделите особенности становления гражданского общества в России. 6. Сформулируйте определение щественной организации, а также партийной системы и понять роль политической партии как связующего звена между гражданским обществом и государством референдума и назовите его виды. 7. Что такое выборы? 8. Какие функции выполняют выборы? 9. Назовите правовые и организационные принципы демократических выборов. 10. Что такое избирательная система и какие бывают избирательные системы? 11. Сформулируйте особенности выборов и избирательной системы в Российской Федерации.
Тема 9. Политические партии и общественные организации
Цель: усвоить сущность политической партии и общественной организации, а также партийной системы и понять роль политической партии как связующего звена между гражданским обществом и государством. Учебные вопросы: 3. Политические партии и партийные системы. Политические партии, их сущность и предназначение в обществе. Политические партии и электоральные системы. Факторы влияния политических партий на массы. Закон Российской Федерации «О политических партиях». Социальные, теоретические, идеологические, организационные функции партии. Структура политической партии. Основания для классификации и типологизация политических партий. Блоки и коалиции политических партий. Партийные системы и их типология по количеству партий, действующих в стране, и по количеству партий, участвующих в управлении государством. 4. Общественные организации как форма участия в политической жизни. Политические организации и движения. Общественные организации как форма участия масс в политической жизни. Самодеятельная природа общественных организаций. Классификация общественных организаций. Общественно-политические движения, стадии их становления и развития. Политические партии, общественные организации и общественно-политические движения в современной России. Изучив тему, студент должен знать: · сущность политической партии как основного связующего звена в механизме взаимодействия гражданского общества и государства; · характерные, определяющие признаки политической партии; · структуру и функции политических партий, предназначение политической партии согласно Закону Российской Федерации «О политических партиях»; · классификацию политических партий по различным основаниям; · основные политические партии, общественные организации и общественно-политические движения современной России; · сущность партийных систем и их типологию по различным основаниям; · сущность общественных организаций и общественно-политических движений и их роль в политической жизни; · специфику становления и развития многопартийности в России; уметь: · различать политические партии по идеологической направленности их доктрин; · типологизировать политические партии, общественные организации и общественно-политические движения по различным основаниям; · отличать политические партии от общественных организаций и общественные организации от общественно-политических движений; · обосновать роль политической партии как основного институционального посредника между гражданским обществом и государством; · обосновать необходимость многопартийности и плюрализма для развития демократии в России; · различать партийные системы в различных странах по количеству партий, участвующих в управлении государством; · аргументированно доказать роль общественной организации как опосредованного участника политической жизни; иметь навыки самостоятельного определения политических партий по идеологической направленности их доктрин, а также анализа сущности политических партий по их программным документам и практической деятельности. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по данной теме; · обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: политическая партия, общественная организация, общественно-политическое движение, политические организации, партийная система, партийная фракция, многопартийность, плюрализм, функции политической партии, структура политической партии и др.; · ответить на следующие контрольные вопросы: 1. Сформулируйте определение политической партии. 2. В чем особенность марксистско-ленинского определения партий? 3. Сформулируйте важнейшую характерную черту политической партии. 4. Каковы основные функции партии? 5. По каким основаниям можно типологизироватъ политические партии? 6. Чем отличаются политические партии, предназначенные для выборов, от парламентских партий? 7. Правомерно ли в современных условиях выделять в особую группу «карманные партии»? 8. Что такое партийная система? 9. Дайте определение общественно-политическим организациям и движениям и сформулируйте их основное отличие от политических партий. 10. Каковы принципы деятельности общественных объединений? 11. Назовите основные общественно-политические движения и кратко их охарактеризуйте.
Тема 10. Политические отношения и процессы
Цель: уяснить сущность политического процесса как динамической характеристики политической жизни и изучить социокультурные процессы политики. Учебные вопросы: 1. Сущность политических отношений и процессов. Политические отношения и процессы. Понятие общественных отношений. Признаки и особенности политических отношений. Типы политических отношений. Политические и экономические отношения. Сущность политического процесса, его структура и особенности. Режим протекания политического процесса. Политический процесс как деятельность субъектов политики. Политическое участие. Процесс принятия политического решения. Политическая модернизация. Политическая технология. 2. Социокультурные процессы политики. Социокультурные процессы политики. Понятие политической культуры и ее характеристика. Структура политической культуры. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Политическая культура как основа политического поведения. Субъекты и направления формирования политической культуры. Изучив тему, студент должен: знать: · сущность политического процесса как динамической характеристики политической жизни; · стадии политического процесса и их содержание; · сущность политической модернизации как процесс совершенствования политической системы и повышение ее эффективности; · сущности политического решения и его этапы, а также взаимосвязь политического решения и решения, принимаемого менеджером того или иного предприятия; · сущность и содержание политической культуры; · структурные элементы политической культуры, их взаимосвязь и взаимозависимость; · типы политической культуры по различным основаниям; · функции политической культуры и их реализацию в политическ<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.126.46 (0.01 с.) |