Философия фомы аквинского (умеренный реализм, пять доказательств бытия бога, разум и сво бода воли). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия фомы аквинского (умеренный реализм, пять доказательств бытия бога, разум и сво бода воли).



В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечный объект которой – исключительно Бог как «первопричина» вселенной, мудростью, независимой от всех остальных знаний, Фома не отделяет науку от теологии.Из различия форм, являющихся подобием Бога в вещах, Фома выводит систему порядка материального мира.Формы вещей, независимо от степени их совершенства, сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества. По его мнению, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, др. были пастухами, а третьи – строителями.Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически.Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.Т.о., согласно учению Фомы Аквинского, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности Бога.Миром управляет божественный закон. Естественный закон – естественное право, независимо от веры в бога и христианство. Люди способны жить по правилам добра, независимо от того, верят они или нет. Всеобщее, согласно Фоме Аквинскому, существует трояко: «до вещей», ante rem (в разуме бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», in re (как те же идеи, получившие конкретное осуществление) и «после вещей», post rem (в мышлении человека как результат абстракции). Человеку присущи две способности познания: чувство и интеллект Познание начинается с чувств, опыта. Под действием внешних объектов в познающем возникают соответствующие этим объектам «чувственные образы» (species sensibiles), из которых интеллект абстрагирует затем «умопостигаемый образ» (species intelligibilis) познаваемой вещи и постигает таким путем ее сущность. Истину Фома Аквинский определял как «соответствие (adequatio) интеллекта и вещи». О свободе человека В земном измерении разум знает добро и зло в вещах и действиях, что ниже Бога, а потому наша воля свободна хотеть или не хотеть нечто из земных ценностей. Это и есть суть свободной разумной воли: разум – причина свободы. Человек свободен в том смысле, что, идя к цели, он ведет себя сам. Человек грешит именно потому, что свободен – свободен удаляться от цели и забывать универсальные законы, открываемые разумом и Откровением божества.

Аквинат формулирует пять"доказательств-путей" бытия бога. 1. Доказательство от движения, называемое в настоящее время кинетическимдоказательством, исходит из того, что вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то другим, ибо движение это соединениематерии с формой. Если бы какое-то бытие, приводящее нечто в движение, самобыло приведено в движение, то это было бы совершено чем-то другим, а это другоев свою очередь приводилось в движение третьим и так далее. Однако цепьдвигателей не может быть бесконечной, ибо в таком случае не было бы первого"двигателя", а следовательно, и второго, и последующих, и вообще не было быдвижения. Поэтому, делает вывод Фома, мы должны дойти до первой причиныдвижения, которая никем не движется и которая все движет. Такой причиной должнабыть чистаяформа, чистый акт, которым является бог, находящийся за пределамимира.2. Доказательство от производящей причины, гласит, что в материальноммире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первойпричины, то есть бога. Фома считает, что невозможно, чтобы нечто былособственной производящей причиной, поскольку оно существовало бы раньше себя, аэто нелепо. Если в цепи производящих причин не признать абсолютно первуюпричину, то тогда не появятся и средние и последние причины, и, наоборот, еслив поисках причин мы уйдем в бесконечность, то не обнаружим первой производящейпричины. "Следовательно, - пишет Аквинский в "Теологической сумме", -необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую всеименуют богом".3. Доказательство от необходимости и случайности исходит из того, что вприроде и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаютсяили могут существовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи неявляются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный характер.Невозможно представить, по мнению Фомы, чтобы подобного рода вещи существоваливсегда, ибо то, что может существовать временами, реально не существует. Отсюдатакже следует, что если любые вещи могут не существовать, то некогда онинесуществовали в природе, а если так, то невозможно, чтобы они возникли самисобой. "Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, - пишет Фома, -необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости всехиных; по общему мнению, это есть бог".4. Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что ввещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия и благородства,добра и красоты. По мнению Аквината, о различных степенях совершенства можноговорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным. Следовательно,должно существовать нечто самое истинное и самое благородное, самое лучшее исамое высокое или нечто обладающее наивысшей степенью бытия. "Отсюда следует, -пишет Фома, - что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностейпричиной блага и всяческого совершенства; и ее мы именуем богом".5. Доказательство от божественного руководства миром исходит из того,что в мире как разумных, так и неразумных существ, а также в вещах и явленияхнаблюдается целесообразность деятельности и поведения. Фома считает, что этопроисходит не случайно и кто-то должен целенаправленно руководить миром."Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, чтопроисходит в природе, и его мы именуем богом", - писал Аквинский.Из всего вышеперечисленного следует, что Фома идентифицирует целесообразностьи закономерность, точнее, принижает закономерность и сводит ее кцелесообразности. Цель к которой якобы стремится все находящееся под солнцем,не возникает, согласно Фоме, индуктивным путем, а предопределена заранее,априорным способом, которому он стремится подчинить любой процесс в природе иобществе.Можно заметить, что томисткие "доказательства" бытия бога представляют собойпять вариантов одного и того же способа обоснования. В них речь идет нестолько о боге, сколько о некоторых явлениях материального мира, в которыхотыскиваются следы "первой причины". Фома пытается, опираясь на явленияматериального мира, доказать существование "первого двигателя", то есть бога. 8) Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Возрождение — философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике — возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Балла), направленных против христианской морали.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субьектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления — метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.
Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов.
В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную ((божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

Человек как творец самого себя. Посмотрим теперь, чем возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Обратимся к рассуждению одного из итальянских гуманистов, Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), в его знаменитой "Речи о достоинстве человека". Сотворив человека и "поставив его в центре мира", Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю" [История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли.М., 1962. Т. 1. С. 507.].Это совсем не античное представление о человеке. В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.004 с.)