Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и инфраструктура рыночной экономикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В зависимости от критерия классификации можно выделить следующие основные виды рынков: По тому, что продается на рынке, выделяют: 1. Рынки товаров и услуг включают: · рынки товаров потребительского назначения; · рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные...); · рынки жилья и зданий непроизводственного назначения. 2. Рынки средств производства: · рынки производственных зданий; · рынки орудий труда; · рынки сырья, материалов, энергетических ресурсов; · рынки полезных ископаемых. 3. Финансовые рынки: рынки капиталов, т.е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки. 4. Рынки интеллектуального продукта: инновации, изобретения, информационные услуги, произведений литературы, искусства. 5. Рынки рабочей силы, как форма движения трудовых ресурсов. 6. По территориальному признаку выделяют: · местные; · внутренние; · национальные; · внешние; · международные. 7. С учетом соблюдения законности можно выделить: · легальные или официальные; · нелегальные или теневые. 8. По степени ограниченности конкуренции: · монопольный рынок; · олигопольный рынок; · рынок совершенной конкуренции. 9. По субъектам рыночных отношений: · рынки оптовой торговли; · рынки розничной торговли; · рынки государственных закупок сельскохозяйственной продукции. Сегментация рынка – это разделение покупателей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару различные требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа покупателей, выделенных по определенным признакам. Основные факторы сегментации: Географические. По административному делению: республика, область, район, город; по плотности населения: город, пригород, сельская местность; по климатическим условиям: юг, север. Демографические. Группировка населения по возрасту, полу, профессиональному составу, уровню доходов, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу. Психологические. Группировка населения по составу в зависимости от уровня доходов, стилю жизни, например, богемный, элитный, молодежный, спортивный. Поведенческие. Приобретение товаров носит случайный характер.
Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, организаций, обеспечивающих функционирование рынка.
Инфраструктуру рынка подразделяют на три вида: 1. Инфраструктура товарного рынка – товарные биржи, предприятия розничной и оптовой торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы. 2. Инфраструктура финансового рынка – валютные биржи, банковская система, страховые компании, небанковские кредитно-финансовые учреждения Сберегательные учреждения, пенсионные фонды, ломбарды). 3. Инфраструктура рынка труда – биржа труда, служба занятости, переподготовки кадров, организации, занимающиеся переселением рабочих, межгосударственным обменом. Кроме того, в инфраструктуру рынка включают: службы информации, службы рекламы, консультативные службы или консалтинги, осуществляющие на коммерческой основе консультирование по вопросам хозяйственной деятельности, аудиторские компании, осуществляющие комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности фирм. Биржа, как звено рыночной экономики. В г.Брюгге на площади возле дома известного менялы ван дер Берсе, герб которого состоял из трех кошельков собирались купцы из разных стран. Биржа – от лат. bursa – кошелек – это организационная форма оптовой торговли по стандартам и образцам или рынок операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты и рабочей силы по ценам действующего закона спроса и предложения.
& Различают товарные, фондовые, валютные биржи и биржи труда. Товарные биржи – это коммерческо-посреднические предприятия, функционирующие на постоянной основе, где производится купля-продажа товаров с определенными характеристиками. Фондовые биржи – это организационная форма рынка ценных бумаг, на котором осуществляются сделки по их купле-продаже по рыночным ценам. Валютные биржи – это организационно оформленный и постоянно действующий рынок, на котором производятся операции по обмену иностранной валюты. Биржи труда – это учреждения, которые осуществляют посреднические операции между работниками и предпринимателями при совершении сделок по купле-продаже рабочей силы, регистрацию безработных и изучение спроса и предложения потенциальных работников. К числу современных разновидностей бирж относится биржа фьючерсная. Биржа фьючерсная – это разновидность товарной биржи, на которой осуществляются сделки по купле-продаже товаров, которых в момент сделки не существует. Покупается не сам товар, а право на товар, который предстоит произвести в будущем (вырастить пшеницу, добыть золото, нефть, произвести бензин). В результате операции по купле-продаже носят фиктивный характер. Связь между контрагентами осуществляется посредством хеджирования. Хеджирование – это страхование от возможных потерь при изменении цены товара в момент фьючерсной сделки и его ценой при реализации через определенный срок, установленный в контракте. Назначение хеджирования заключается в компенсации потерь покупателей при повышении цен за время между фьючерсной сделкой и реализацией товара и потерей продавца – при понижении цен за этот же период времени. Преимущества и несовершенство (фиаско) рынка. Каждый участник рынка, руководствуясь собственными частными интересами, принимает экономическое решение. Эти решения, к сожалению, не всегда направлены на то, чтобы экономика в целом функционировала эффективно. Координацию всех независимых решений, принимаемых субъектами рынка, осуществляет рыночный механизм. Рыночный механизм обеспечивает: · доведение решений отдельных хозяйственных субъектов друг от друга; · увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Цены выступают сигналом, дающим информацию и потребителям и производителям об условиях на рынке. Они служат маяком, по которому хозяйственные субъекты могут «сверять» свой выбор, преследуя частный интерес. Конкуренция сдерживает частные интересы, направляет их на производство нужных обществу товаров. Она приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно, так как ресурсы устремляются в те отрасли, где производятся необходимые обществу товары. Неприбыльные предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Поэтому конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в экономике. Однако у рынка, как и у всякого явления, есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам рыночного механизма относятся: 1. Эффективное распределение ресурсов (рынок направляет их на производство необходимых обществу товаров). 2. Стимулирование НТП и оптимальное использование его результатов. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают и вводят новую технику и технологию, которые позволяют им иметь временные преимущества перед конкурентами. 3. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям (например, в 70-е гг. ХХ в. на рост цен на энергоносители рынок ответил разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий). 4. Свобода выбора действий потребителями и производителями: и те и другие независимы в принятии своих решений. 5. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг. Но рынок имеет и «негативные стороны », так называемые «провалы», где рынок терпит «фиаско»: 1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств. 2. Рынок не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, богатств океана, космоса). 3. Рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.п.). 4. Рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Она не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. 5. Рынок не обеспечивает финансирование фундаментальных исследований. 6. Действие рыночного механизма ориентировано не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. 7. Действие рыночного механизма подвержено периодическим колебаниям деловой активности. Воздействуя на различные сферы общественной жизни, государство выполняет важные функции. По отношению к экономике оно уже давно не является «ночным сторожем». В условиях капитализма совершенной конкуренции экономическая роль государства заключалась в создании общих условий для функционирования частной собственности и рыночного механизма. В современном обществе эта роль существенно расширилась, что привело к модификации механизма воспроизводства, перераспределению действия стихийного рыночного механизма с государственным регулированием экономики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.6 (0.006 с.) |