Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиск и реализация радостных желаний

Поиск

 

 

Содержание главы:

02-01) Подавление желаний у детей

02-02) Радостные механические желания

02-03) Уничижительное отношение к рж

02-04) Что делать, если ничего не хочется?

02-05) Селекция желаний

02-06) Желание реализации радостного желания

02-07) Безупречное поведение, получение опыта

02-08) Прямое устранение механических желаний

02-09) Желание впечатлений

02-10) Страхи, связанные с поиском рж

02-11) Технология реализации рж

02-12) Конкуренция рж

02-13) Циклоны

02-14) Гиперкомпенсация желаний

02-15) Меняться медленно – это нормально

02-16) Каталог радостных желаний

 

 

02-01) Если тебя попросить назвать, не особенно задумываясь, основную сложность в воспитании детей, то я думаю, что скорее всего ты скажешь: «непослушание», «непоседливость», «капризы». Да. Дети – вечный источник проблем для родителей именно в силу того, что они переполнены желаниями. Им постоянно всего хочется, причем чаще всего – совсем не того, что предпочли бы их родители. И это проблема. Но это проблема, прежде всего, так называемого цивилизованного мира, где существует хорошо налаженный конвейер жизни каждого без исключения человека в любом возрасте. Фактически, жизнь каждого цивилизованного человека расписана предельно детально, и любое отступление от графика сопровождается стрессом, тревожностями и прочими негативными эмоциями (НЭ). Люди быстро приспосабливаются. К сожалению, приспособились они и к этой форме рабства – отчасти добровольного, отчасти вынужденного. Но дети не могут быстро к этому приспособиться, и требуется много времени и много насилия для того, чтобы они шаг за шагом превращались в послушную массу людей, идущих в том направлении, в котором им укажут взрослые. Конечно, в разных странах количество и жесткость этого насилия сильно варьируется. Более того, мне кажется, что очень медленно и постепенно, хоть и с откатами и реакциями, но всё же человечество движется в сторону понимания того, что ребенок – не просто зверушка, принадлежащая родителям, а прежде всего – личность, подавление которой является абсолютно неприемлемым, какие бы благие цели ни подкладывались в основу этого подавления.

Я не отрицаю необходимость насилия в содействии развитию детей – в редчайших случаях. Нельзя не применить насилие, когда ребенок тянется к оголенным электрическим проводам или бездумно перевешивается через карниз крыши. Это уже потом можно объяснять ему опасность электричества и падения с крыши, устанавливать у себя специальные защищенные розетки и ограждения, а сейчас на это нет времени – ребенка необходимо остановить, отвлечь, не позволить ему реализовать его желание, то есть – применить насилие.

Вообще говоря, насилие насилию рознь. Мы все прекрасно понимаем разницу в двух видах насилия – насилие с целью получить свой корыстный интерес за счет подавления интересов другого человека (грабеж, изнасилование и т.д.), и насилие с целью помочь, уберечь человека от чего-то, что ему якобы угрожает. Разница здесь в мотивации, и разница эта настолько принципиальна, что я не могу обозначать и то и другое одинаковым термином «насилие». Второй тип насилия я обозначу как «забота».

Проблема, однако, в том, что забота слишком часто является настолько назойливой, настолько параноидальной и всеохватывающей, что превращается в тотальное подавление личности ребенка, и то, что делается это из благих целей, уже ничего в этом не меняет. И поскольку желания ребенка и являются его «моторчиком», то для того, чтобы вырастить покорного человека, добровольно и даже благодарно принимающего такую параноидальную, уничтожающую заботу, необходимо первым делом уничтожить эти его желания. Необходимо внедрить в ребенка отвращение к своим желаниям, стыд за свои желания, страх своих желаний. И этот процесс начинается с самого раннего детства – с того самого первого момента, когда у ребенка желания начинают появляться. Я, опять таки, не утверждаю, что это внедрение психопатического, негативного отношения к желаниям всегда является насилием. Очень часто оно мотивировано параноидальной заботой, но подчеркиваю – от этого не меняется результат такого влияния на ребенка. А результат этот крайне разрушителен.

Когда-то и ты была ребенком. Когда-то и ты была объектом этой параноидальной заботы, и с самого раннего детства тебя минута за минутой, день за днем, год за годом приучали относиться к своим желаниям, как к чему-то «неприличному», «нехорошему», «постыдному», «мешающему», «неправильному». Придумано и внедрено множество слов, заменяющих слово «желание», и имеющих ярко выраженную негативную окраску: «каприз», «прихоть», «причуда», «произвол». Желания ребенка описываются уничижительными словами: «вздорное желание», «надуманная потребность», «взбрело в голову», «куда тебя понесло». Термин «реализовывать желания» заменяется на «потакать», «плевать на окружающих», а «хотеть чего-то» - на «заморочиться», «быть обуянным». Человек, который не хочет подавлять свои желания и стремится их реализовывать, клеймится как «эгоист», «эгоцентрист», «бессердечный». Если ты сильно увлечена чем-то, тебя назовут «упертой», «чудачкой», «эксцентричной», а то и поставят клеймо «маньячка» - якобы в шутку, но под вывеской шутки люди часто выражают свое настоящее отношение, и в данном случае это крайне негативное отношение, поскольку слово «маньяк» по «странному совпадению» используется для обозначения исключительно опасных преступников, убийц, насильников. С целью закрепления пренебрежительного и даже агрессивного отношения к своим желаниям формируются и вдалбливаются догмы, в результате чего человек, у которого есть желания, интерпретируется и окружающими, и даже затем и им самим, как человек, у которого есть «проблемы», у которого «не всё в порядке». Считается, что когда у человека «всё в порядке», то у него нет ярких желаний. Этим списком бранных по отношению к желаниям слов и выражений далеко не исчерпывается их огромное количество и разнообразие.

В зависимости от веяний, сложившихся в обществе, некоторые формы сильных желаний признаются «полезными», и в таком случае люди, чьи желания в данный момент попадают в эту колею, пользуются уважением, поддержкой, одобрением, но как только меняется мода, или как только человек проявляет и другие желания, он сразу же вновь попадает в категорию чудаков и «людей с проблемами». Это приводит к тому, что тот человек, чьи радостные желания (РЖ) попадают в крайне узкую допустимую обществом колею, начинает подавлять все другие желания, механически подстегивать «правильное» желание, что быстро превращается в обязаловку, в механическое и безрадостное действие.

Если ты приучилась подавлять свои РЖ, испытываешь их тайком, чувствуя при этом стыд, чувство вины, страх, то это часто оборачивается еще и скрытой или явной агрессией, ненавистью к окружающему миру и, зачастую, к себе.

 

02-02) Существует заблуждение, которое, можно сказать без преувеличения, играет на протяжении тысячелетий трагическую, катастрофическую роль в жизни людей. Это заблуждение состоит в том, что люди по какой-то странной для меня причине не понимают того, что существует два непересекающихся типа желаний. Они противоположны друг другу, они категорически несовместны друг с другом. Называть оба эти типа просто «желаниями», значит примерно то же, что называть словом «еда» и крысиный яд и вкусный пирог. И последствия у этого смешения терминов такие же катастрофические (см. об этом также в главе «Эмоции»)

1. Радостные желания (РЖ) - такие, которые сопровождаются предвкушением.

2. Механические желания (МЖ) – такие, которые предвкушением не сопровождаются, и которые вызваны к жизни теми или иными довлеющими над ним догмами, страхами.

Когда человек реализует РЖ, он испытывает не только предвкушение, но зачастую и резонирующие с ним энтузиазм, радость, симпатия, другие озаренные восприятия (ОзВ). Насыщенность, переживание полноты его жизни растет или устойчиво держится на высоком уровне. В эти моменты он чувствует себя счастливее, живее. Возникают и укрепляются желания содействия симпатичным ему людям.

Когда человек реализует МЖ, он испытывает нарастающую скуку, лень, серость. Накапливаются НЭ, усиливается негативный фон (НФ). Насыщенность жизни падает вплоть до полного обнуления. В этим моменты он чувствует себя несчастнее, мертвее, усиливается агрессия и/или жалость к себе. Возникают и усиливаются деструктивные желания и в отношении других людей, и в отношении самого себя.

Огромная, гигантская разница.

 

Дать определение желанию невозможно, так как определить - значит свести к уже известному, но желание не сводится ни к чему иному – ни к эмоциям, ни к мыслям, ни к ощущениям. Минимально внимательный человек легко различит, что есть желания, а есть сопровождающие их эмоции и мысли, и это принципиально различные виды восприятий.

Как я узнаю о том, что хочу чего-то? Я узнаю об этом по желанию усилить имеющееся восприятие. Например, если я представлю себе зрительные картины леса, представлю запах леса, телесные ощущения от прогулки по лесу, если при этом возникает удовольствие и желание усилить эти восприятия, то я при этом и различаю желание пойти в лес и делаю вывод: хочу пойти в лес.

Если я представляю картинку сыра, испытываю ощущение вкуса сыра, испытываю от этого удовольствие и желание усилить его, то при этом я различаю желание съесть сыр и делаю вывод: хочу съесть кусок сыра. Интересно, что когда мы говорим «я представил вкус сыра», то в этот самый момент мы уже испытываем этот вкус, пусть слабо и расплывчато. Это кажется странным, но это именно так. Ведь никого не удивляет, что я могу не видеть дерево, но представлять его, а что такое «представлять»? Это и значит иметь зрительное восприятия дерева – это восприятие будет расплывчато, неустойчиво, но это ни что иное, как именно зрительное восприятие.

Таким образом можно сделать удивительный вывод: когда я хочу, то хочу не чего-то того, чего сейчас нет, а хочу то, что уже сейчас воспринимаю, но просто хочу это в более четком, устойчивом и сильном виде. Получается, что «желание» - это всегда «желание усилить имеющиеся восприятия».

 

Рассмотрим подробнее побудительные причины появления МЖ:

а) это догмы, включающие в себя словесные конструкции типа «надо пойти туда», «следует сделать так», «хорошо бы поступить так», «несправедливо не сделать этого», «от меня ждут этого» и так далее. У тебя нет предвкушения, а есть лишь навязчивая мысль «это надо» или «так положено», «так правильно поступать», и ты, продолжая испытывать усиливающееся недовольство и утомление, идешь и начинаешь делать это, поддерживая себя догматичными мыслями типа «хорошо, что я это делаю, это правильно, так и надо», «плохо было бы, если бы я этого не стала делать». При этом аргументация того – почему же это «хорошо» или «плохо», сводится к циклическому повтору моральных догматических суждений.

б) это НЭ – гнев, страх, скука и т.д.

в) это механические привычки. Например, приходя с работы, ты обычно включаешь телевизор, и даже если новости тебя совершенно не интересуют, все равно ты смотришь их на фоне усиливающейся скуки, серости, утомления.

г) это другие механические желания.

Процитирую Гурджиева: «человек является ареной борьбы, конкуренции самых разных желаний, все они называют себя «я», то есть считают себя хозяевами, и никто из них не желает признавать другого. Каждый из них за тот краткий промежуток времени, пока он у власти, делает то, что ему нравится, невзирая ни на что, а расплачиваться за это впоследствии приходится другим. И среди них нет никакого порядка. Кто из них выскочит наверх, тот и становится хозяином. Он хлещет всех направо и налево и ничего не боится. Но в следующее мгновенье другой хватает кнут и бьет его самого. Так продолжается в течение всей человеческой жизни. Вообразите страну, где каждый может на пять минут стать царем и делать в течение этих пяти минут с царством все, что захочет. А ведь такова наша жизнь».

 

Испытывание и реализация МЖ неизбежно сопровождаются нарастающим страданием, т.е. неприятными состояниями, ухудшением самочувствия и, в конце концов при длительном проявлении – болезнями, депрессиями, повышенной агрессивностью и отупением, исчезновением интересов и желаний содействовать симпатичным людям. Испытывание и реализация РЖ неизбежно сопровождаются нарастающим удовольствием от жизни, ростом насыщенности, силы и количества интересов, проявлением разнообразных ОзВ, ростом желания содействовать симпатичным людям. Это – закон природы.

Интересно, что человек, который реализует МЖ, не получает удовольствия ни в процессе его реализации, ни по его итогам. И наоборот – человек, реализующий РЖ, испытывает удовольствие от самого процесса их испытывания и реализации даже в том случае (!), если по тем или иным причинам реализовать РЖ в итоге не получилось.

 

02-03) Привычка относиться к своим РЖ с пренебрежением, привычка подавлять их проявляется по-разному. Приведу пару типичных примеров:

*) «доведение до конца». Вместо того, чтобы прекратить делать что-то сразу, как только захотелось остановиться и заняться чем-то другим, человек часто продолжает, руководствуясь догматическими суждениями типа «надо доводить дело до конца», «останавливаться на полпути – это проявление слабости». В итоге – постепенное ослабление удовольствие от реализации РЖ, вплоть до безразличия и, хуже того, неприятной усталости и отвращения. Никогда не следует таким образом подавлять свое желание прекратить какую-то деятельность, за исключением только редких ситуаций, в которых прекращение деятельности приведет к опасным последствиям, но в этом случае осознание этой опасности и будет приводить к усилению желания продолжать дело, в то время как в обычном случае человек не останавливается именно из догматических побуждений, из безразличия к своим желаниям.

РЖ, реализация которого продолжается и после того, как захотелось остановиться, замещается, таким образом, желанием механическим. В нашем языке это находит отражение, когда мы говорим «переел» или «перегулял».

Что делать, когда желания слабые и постоянно меняются? Ведь так ничего никогда не доведешь до конца! Во-первых, ты ничего не выигрываешь, если доводишь что-то до конца путем самоизнасилования, потому что при этом сильно отравляешься и твои РЖ неизбежно ослабевают, возникает апатия и неприятная усталость, которые могут перейти в хроническую форму. Кроме того, очень многие дела вполне успешно можно завершать, делая в них перерывы. А если получится так, что и в самом деле желания ослабевают слишком быстро, было бы верхом безрассудства еще больше их подавлять, заставляя себя продолжать тогда, когда уже не хочется. РЖ укрепляются, умножаются и усиливаются, если их не подавлять. Необходимо иметь терпение, позволить им проявиться, вырасти и укрепиться, ведь столько лет ты подавляла их – теперь придется запастись терпением и тщательно следить за тем, чтобы по возможности заниматься чем-то ровно столько, сколько хочется.

Кроме того, необходимо помнить, что НЭ также способствуют подавлению и даже уничтожению РЖ, а ОзВ способствуют их пробуждению и усилению.

Конечно, иногда нам приходится заниматься чем-то вынужденно, например, зарабатывая на жизнь. Но, во-первых, можно и нужно искать более интересную работу. Во-вторых, предвкушение от заработка денег может само по себе усиливать желание работы. В-третьих, можно так оптимизировать рабочий процесс, чтобы и в процессе работы находить возможность получать удовольствие от попутных, интересных тебе занятий. Нельзя сдаваться монотонности и скуке. К примеру, почти нет такой работы, которая делала бы невозможным запоминание одного иностранного слова в час или тренировку мышц кистевым эспандером. Такие «мелочи» в реализации РЖ могут очень существенно всё изменить. Никогда не пренебрегай РЖ, никогда не подавляй даже самые «мелкие» из них.

*) «откладывание желания на потом». При возникновении РЖ ты говоришь себе: «сейчас неловко, неудобно, нехорошо, я сделаю это потом». Но «потом» не наступает, так как РЖ подавляется и исчезает или, как минимум, резко ослабевает. Перфекционизм, желание «основательно подготовиться» также может быть препятствием для немедленной реализации РЖ, так как есть страх поражения или догматические представления о том, как правильно и как неправильно реализовывать желания. В итоге человек так и не осмеливается приступить к реализации РЖ, накапливается разочарование, чувство вины, усиливаются пораженческие настроения.

 

02-04) Что делать, если ничего не хочется? Мой совет – ничего и не делай. Начать делать хоть что-то из тревожности, которую люди часто испытывают в состоянии апатии, - худший вариант. От этого состояние только ухудшается. Ничего не делай, подожди. Попробуй различить – может быть тебе всё-таки хоть что-то хочется делать прямо сейчас? Может все-таки есть хотя бы небольшое предвкушение? Может быть просто ты невольно подавляешь желания из догматических убеждений в их «несерьезности», «неправильности»? Люди часто так относятся к желанию просто поваляться и ничего не делать, или посмотреть развлекательный фильм, или почитать развлекательную, «несерьезную» книгу и т.п.

В процессе ничегонеделания РЖ проявятся с намного более высокой вероятностью, чем если ты займешь себя каким-то неприятным, утомляющим действием. Даже если прямо сейчас РЖ нет, то при ничегонеделании может начать появляться предвкушение того, что они появятся, а это уже пол пути к их появлению.

 

02-05) Термином «селекция желаний» я обозначаю процесс, состоящий из трех стадий:

а) различение желаний, проявленных в настоящий момент

б) опознание их как МЖ или РЖ

в) устранение МЖ и культивирование РЖ

 

Конечно, потребуется определенная практика, чтобы начать легко определять – какое сейчас я испытываю желание – радостное или механическое.

Хочется выучить корейское слово. Останавливаешь себя и пробуешь различить – есть ли предвкушение? А может быть, есть попросту желание перфекционизма? Дурацкое желание «выполнить план» даже вопреки тому, что делать этого не хочется?

Конечно, такое распознание МЖ и РЖ требует определенного времени, особенно поначалу, но полученный результат даёт такой оживляющий эффект, что всякие сомнения по поводу необходимости как можно чаще останавливаться перед началом реализации того или иного желания и задумываться о его природе, постепенно исчезают. Сам процесс селекции желаний быстро становится приятным, интересным и даже интригующим.

 

02-06) Занимаясь селекцией желаний, ты можешь натолкнуться на одно интересное открытие, обнаружив в составе своих восприятий такое желание, которое раньше не различала и даже не догадывалась о его существовании. Это – «желание реализовать РЖ».

Вообще – это вполне типично, когда в результате различения имеющихся восприятий ты неожиданно обнаруживаешь какое-то новое восприятие, о существовании которого не догадывалась. Иногда возникает ясность, что в слабом виде это восприятие проявлялось и раньше, а иногда бывает так, что это восприятие – совершенно новое, незнакомое тебе до сих пор. Будучи различенным, это восприятие теперь может усиливаться, если оно приятно, активно включаться в твою психическую жизнь, в результате чего может снова возникнуть различение нового восприятия. Это исключительно интересный процесс. Ты оказываешься не статичным набором восприятий, а динамическим существом, в котором происходит рождение чего-то нового, что даёт тебе новые знания, новые интересы, приводит к новым исследованиям. Если же ты различила какое-то неприятное восприятие, то теперь появляется возможность устранить его, исключив его отравляющее влияние.

И вот различение желания реализовывать РЖ является такого рода открытием, которое заметно обогащает твою психическую жизнь. Теперь, испытав РЖ, ты можешь не бросаться немедленно к его реализации, а сделать и продлить паузу перед реализацией, наслаждаясь испытыванием желания его реализовывать. Предвкушать реализацию РЖ – очень приятно, во-первых, потому что яркое предвкушение очень приятно переживать, как и любое другое яркое ОзВ. Во-вторых, во время этой паузы перед реализацией и само РЖ может немного более точно определиться, очиститься от механических примесей, что позволит получить максимум удовольствия при его реализации.

Например, если вслед за возникновением сексуального желания следует его немедленная реализация без того, чтобы пристально вчувствоваться в него, то скорее всего это желание будет реализовано в какой-то привычной форме. В то же время при переживании предвкушения от будущей реализации этого желания можно обнаружить определенные предпочтения, новые сексуальные фантазии. Происходит, таким образом, эволюция сексуального желания и связанных с ним ощущений и прочих восприятий – я называю это «развитием сексуальности». Становится доступным все более и более широкий спектр сексуальных желаний, эротических переживаний, сексуальных ощущений, появляются новые оттенки уже известных, а порой и неизвестных ранее ОзВ, становится более чувственным твоё тело, всё новые и новые его участки становятся эрогенными зонами, растет глубина и разнообразие ощущений, растет насыщенность, полнота твоей жизни.

Автоматизм немедленной реализации РЖ приводит к еще одному неприятному последствию: испытывая желание, ты уже заранее знаешь, что будет дальше, от чего предвкушение резко падает, наступает обыденность, приводящая к угасанию желаний. Можно сказать, что «рельсовость», имеющая место при реализации РЖ, является одной из форм их ослабления.

Не торопись, сделай паузу перед тем, как бросаться реализовывать РЖ. Остановись, различи – чего именно сейчас хочется, как именно, к чему есть особенно яркое предвкушение. Иногда даже бывает так, что сам процесс испытывания РЖ более привлекателен, чем его реализация! В этом случае сила желания реализовывать РЖ не перевешивает силу желания испытывать это РЖ без реализации, и реализация откладывается, а порой даже вовсе не происходит, так что при этом предвкушение становится очень интенсивным – совершенно немыслимое явление в мире МЖ.

В процессе различения своих желаний ты можешь также открыть «РЖ испытать какое-либо РЖ», которое и приятно само по себе, и оказывает стимулирующее действие на появление новых РЖ.

Еще одна пара желаний, которые после их различения становятся самостоятельными игроками на арене твоей психической жизни, увеличивают её разнообразие и глубину, это «желание усилить РЖ» и «желание ослабить РЖ». Первое играет огромную роль в культивировании РЖ, в то время как второе часто используется для проведения исследований РЖ и связанных с ним закономерностей.

 

02-07) Введем термин «безупречное поведение»: это действия, являющиеся результатом следования РЖ и только им, и, таким образом, сопровождающиеся предвкушением на всем своем протяжении.

Можно просто реализовывать РЖ, наслаждаясь и самим процессом и предвкушая результат, а можно попутно ещё и наблюдать за возникающими при этом явлениями, восприятиями и их совокупностями (т.е. состояниями), фиксировать интересные наблюдения, выдвигать те или иные предположения, гипотезы, проверять их. Такое исследование процесса реализации рж я называю «практикой сопровождения реализации РЖ».

Иногда сопровождение возникает спонтанно, но можно заниматься этим и целенаправленно, когда возникает соответствующее РЖ.

Именно практика сопровождения приводит к тому, что можно назвать «получением опыта». При получении опыта происходит следующее:

*) возникает рассудочная ясность в том, какие существуют закономерности, т.е. какие восприятия возникают в результате определенного поведения, как они взаимосвязаны и т.п.

*) возникает ясность в том, какие восприятия являются желанными, а какие – нежеланными для тебя лично – вообще и в разных ситуациях

*) возникает умение адекватно интерпретировать поведение других людей, выдвигать предположения, обоснованные на известных тебе механизмах, закономерностях, связывающих восприятия

*) возникает и усиливается способность прогнозировать развитие событий, и, соответственно, усиливается твоя способность более эффективного планирования, более эффективного совершения целенаправленных действий для достижения желаемого результата.

 

Всё это почти совершенно недоступно людям, которые не занимаются селекцией восприятий. Это может показаться странным, так как мы видим много примеров того, что даже не имеющие никакого представления о селекции восприятий люди способны более или менее эффективно вести свои дела, общаться с людьми и достигать своих целей. Конечно, это так. Но когда ты сравниваешь себя-теперешнюю с собою-прошлой, когда ты не занималась селекцией, ты видишь огромную, гигантскую разницу в том, насколько сильно изменились твои способности в получении опыта и применения его.

Человечество в процессе своего развития постепенно вырабатывает те или иные подходы к эффективному поведению в тех или иных условиях. Эти подходы можно заучить, механически переняв их, и это, конечно, обеспечивает минимально достаточную для выживания эффективность действий. Но создать и запомнить правила для миллиардов различных ситуаций невозможно, поэтому такие люди, слепо заучивающие правила, остаются крайне беспомощными и неспособными к адаптации, к творческому развитию. Самое обычное логическое мышление способно дополнять и развивать полученные знания и навыки. И все же голой логики недостаточно просто потому, что применять логику можно только к уже различенным объектам и связывающим их закономерностям, между тем как обычный человек свои восприятия даже и не пытается различить.

Отличной иллюстрацией того, насколько незначительным является приобретаемый в течение всей жизни опыт, являются старики. Если бы в течение жизни опыт бы накапливался, то старики в среднем представляли бы наиболее адекватный, наиболее мудрый социальный слой. Опыт показывает обратное – общение со стариками чаще всего утомительно, неинтересно и малопродуктивно. Конечно, некоторые люди умнеют и развиваются даже в старости, нам известны такие примеры, но это бывает всё же слишком нечасто. Большинство, наоборот, глупеет и тупеет, причем сильно, и происходит это тем заметнее, чем больше человек в течение своей жизни испытывает НЭ, подавляет свои РЖ, и в итоге ему становится неинтересным думать, познавать, менять себя.

Интенсивнее всего опыт накапливается в результате насыщенной жизни, которая возникает при безупречном поведении или близком к нему.

 

02-08) В какой-то момент ты можешь различить, что испытываешь сейчас МЖ и реализуешь его. Например, ты наводишь порядок у себя в комнате и вдруг понимаешь, что продолжаешь это делать уже не потому, что есть предвкушение от чистоты и порядка, а потому, что есть деструктивная, слепая уверенность, выражаемая догматической мыслью «если начала, то надо закончить».

В этот момент ты можешь испытать желание прекратить реализацию этого МЖ, но его сила может оказаться недостаточной – ты словно залипаешь в механической деятельности, тонешь в спазматических мыслях «ну сейчас, еще осталось не так много», как будто тебя окутывает туман нерешительности и отупения. С этой проблемой ты уже сталкивалась при устранении НЭ, когда никак не получалось достаточно сильно захотеть вырваться из них, преодолеть болезненное чувство собственничества в их отношении.

МЖ можно устранять точно так же, как устраняются НЭ – прямым усилием - прекратив их испытывать и начав ожидать появление РЖ или вспоминая переживание какого-либо из них. Чем больше у тебя бывает РЖ, тем легче это сделать.

В результате анализа догматических мыслей, поддерживающих то или иное МЖ, в результате различения желаний, попыток выдернуть себя из конвейера этих механических действий, усилий по устранению МЖ и НЭ, культивированию ОзВ и РЖ, это конкретное МЖ постепенно ослабевает до такой степени, что тебе начнет удаваться почти каждый раз не залипать в его реализации, а сразу же устранять прямым усилием и заниматься поиском РЖ. Я говорю в этом случае, что достигнута стадия «полураспада этого МЖ».

 

02-09) Существует термин «желание впечатлений». Что это такое? Мы знаем, что впечатления можно получать от чего угодно – от музыки, книг, секса, прогулки, разговора, вкусной еды, событий, новостей и прочего. В перечне всего того, от чего люди хотят получать «впечатления», присутствуют не только приятные и симпатичные им явления, но и неприятные и несимпатичные – люди стремятся получать впечатления от смерти, страданий, катастроф, тупости других людей, жалости и других НЭ. К примеру, если в процессе просмотра фильма возникает много НЭ, то с большей вероятностью человек признает этот фильм «интересным».

В общем, когда существует психическая реакция человека на какое-то явление, то он говорит, что получает впечатление.

Нередко этот термин используется в негативном контексте, и «получать впечатления», «стремиться только к впечатлениям» означает «проводить свое время неправильно». Я с этим не согласен и считаю, что всё наоборот: стремление человека к впечатлениям - это его стремление к тому, чтобы сделать свою психическую жизнь более разнообразной, пусть даже это достигается отчасти и путем испытывания НЭ. По мере того, как человек будет накапливать опыт получения впечатлений, он будет постепенно выбирать более приятные, более интересные. Если же он к тому же использует селекцию восприятий, то этот процесс будет идти быстрее.

Я всегда испытываю желание содействовать симпатичному мне человеку в том, чтобы она получала какие-либо впечатления – даже те, которые лично мне безразличны и даже неприятны. Просто это ее жизнь, а не моя, и если ей хочется того, что хочется, то единственный способ жить насыщенной жизнью – получать желаемое, что приводит к появлению новых желаний, к каким-то изменениям в мировоззрении человека.

В некоторых случаях я, отдавая себе отчет во всем вышеперечисленном, тем не менее не хочу содействовать реализации некоторых желаний людей, а иногда даже хочу им препятствовать. Это происходит в тех случаях, когда реализация этих желаний представляет собою, по моему мнению, угрозу для симпатичных мне явлений, людей, принципов. Я предпочитаю, чтобы такой человек нашел для себя другой способ получать жизненный опыт.

 

02-10) Я встречал такую реакцию людей на мое предложение искать РЖ: «а вдруг мне захочется чего-то ужасного, и что мне тогда делать?»

На самом деле, возникновение «ужасных желаний» не является ни редкостью, ни проблемой. У человека с подавленными РЖ часто возникают своего рода «фантомные» желания. Например, подавление своих сексуальных желаний приводит к тому, что подавленная сексуальность начинает буквально рваться наружу, в том числе и в странных формах. Могут возникать фантазии об изнасиловании, например. И тогда человек хватается за голову и начинает себя осуждать, считать себя извращенцем, агрессором, подонком. Но все это напрасно, так как если бы он был насильником, если бы для него были приемлемы садизм, издевательство и причинение боли, то он и к таким желаниям относился бы совершенно спокойно. Это так называемые «фантомные желания» - реакция мира твоих желаний, которые ты беспощадно подавляешь. И если вдруг в твоем воображении возникают какие-то картинки об изнасиловании, какие-то другие деструктивные и агрессивные желания – не делай из этого трагедию. Просто зафиксируй свою позицию неприемлемости реализации таких желаний и ищи свои РЖ дальше. Не бойся, что ты вдруг станешь амоком, который понесется убивать и насиловать – это обычная страшилка тех, кто боится свободы. Искать близких людей, дружить, испытывать симпатию, сотрудничать, делать вместе что-то интересное, содействовать симпатичным людям – на самом деле именно этого больше всего начинает хотеться человеку, который ищет свои РЖ.

Если же, тем не менее, фантомные желания оказываются устойчивыми, то и черт с ними. Отдавай себе отчет в их существовании, отдавай себе отчет в том, что это свидетельствует об очень сильной степени твоего подавления своих РЖ в прошлом, не реализуй, естественно, такие желания (да этого почти наверняка и не захочется, а если захочется – всё равно не реализуй), и начинай реализацию таких РЖ, которые очевидно и безусловно тебе интересны и приятны.

 

02-11) Хочу сформулировать несколько правил по поиску и реализации РЖ.

Первая проблема, с которой сталкивается человек, захотевший искать и реализовывать свои РЖ, это отсутствие ясности в том – чего же по-настоящему хочется. Десятки лет она подавляла РЖ, так что я не вижу ничего удивительного в том, что они перестали или почти перестали проявляться. Первый шаг к реализации РЖ – научиться испытывать их, научиться вообще обращать на них внимание, не подавлять, желательно фиксировать письменно, чтобы быстро не вытеснить. Можно разбить РЖ на разные области – связанные с сексом, путешествиями, общением, обучением и так далее. Если составить общий список испытанных тобою в недалеком (а может и далеком) прошлом РЖ, и просматривать его время от времени, то ты можешь обнаружить, что многие из них появляются только тогда, когда ты о них таким образом вспоминаешь, напоминаешь себе, что такие РЖ у тебя вообще бывают. Таким образом, можно сформулировать

Правило 1: фиксируй письменно РЖ, группируй их в списки, просматривай их. Не пренебрегай так называемыми «мелкими» желаниями. В мире желаний «мелкость» или «крупность» оценивается по интенсивности предвкушения и сопряженных с ним ОзВ, поэтому если у тебя возникает предвкушение на 7 посмотреть примитивную комедию, то это крупное желание, а если возникает предвкушение на 1 стать президентом, то это как раз и есть мелкое, слабое желание.

Правило 2: если тебе хочется чего-то, но ты не уверена в том, что последствия этого будут благоприятны, то сопоставь всю имеющуюся у тебя информацию, на основании которой ты можешь составить аргументы «за» и «против» того, чтобы это желание реализовать. После того, как анализ ситуации проведен, ты снова задаешь себе вопрос: «и чего мне теперь хочется», и соответственно поступай.

Может показаться, что даже всесторонний анализ имеющейся информации не является гарантией того, что ты чего-то не упустишь и не совершишь, таким образом, ошибку. И это совершенно верно. Более того – ты обязательно что-нибудь упустишь. Но дело в том, что в 99% всех остальных решений, которые ты принимаешь, в том числе и важных, ты даже приблизительно ничего такого не делаешь, и, таким образом, поступаешь намного более рискованно. Конечно, твой риск во многом компенсируется тем, что чаще всего ты ездишь по рельсам – так, как принято, и все же этот риск намного больше, чем тот, которому ты подвергаешься, следуя РЖ после тщательного анализа имеющейся информации и обоснованных предположений. В конце концов мы не минёры, и ошибки, которые мы и так во множестве совершаем, не приводят, как правило, к сильно неприятным последствиям. Но ошибки, допущенные при анализе ситуации и при следовании РЖ, приводят к появлению опыта, в то время как езда по рельсам не учит тебя ничему, что и представляет, на самом деле, настоящую опасность.

Правило 3: принятое тобою решение не становится «священным», не превращается в идола. В любой момент твои желания могут измениться – в связи с изменением ситуации, или в связи с полученным во время реализации РЖ опытом (а это может случиться и за секунду), или в связи с изменением твоей позиции по какому-то вопросу, или даже просто так, без видимых причин. Следуй РЖ, не бойся поступать так, как тебе сейчас хочется. Пусть со стороны ты будешь казаться несерьезным или легкомысленным или еще каким-то. Следуй РЖ, так как это един<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.015 с.)