Ноу впо «международный институт рынка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ноу впо «международный институт рынка»



 

Методические указания содержат материалы учебного курса «Отечественная история»: темы семинарских занятий с пояснениями и списками литературы, вопросы и список литературы для коллоквиума по теме «Россия в первые годы советской власти», темы рефератов, список ресурсов INTERNET.

Указания предназначены для студентов очного отделения специальностей «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Прикладная информатика в экономике и менеджменте», «Государственное и муниципальное управление», «Организация работы с молодежью».

 

 

Составители: д.филос.наук А.А. Бодров,

канд. ист. наук Н.В. Иванова

 

Рецензент: канд. ист. наук П.Д. Симашенков

 

© А.А. Бодров, Н.В. Иванова, 2008

© Международный институт рынка, 2008

 


ТЕМА I. История как наука. Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь.

1. Предмет и задачи исторической науки. Функции, методы, методология истории. Основные подходы к изучению истории. Историография.

2. Колонизация славянами Восточно-Европейской равнины. Их общественно-политический строй и культура.

3. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. Деятельность первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

4. Принятие христианства на Руси. Христианское просвещение.

Литература

Вернадский Г.В. История России: Киевская Русь. Тверь, 1996.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. М., 2005.

Джаксон Т.Н. Варяги – создатели Древней Руси? // Родина. 1993, №2.

Зырянов П.Н. История России XIX – начала XX вв. М., 1997.

История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.

История России. Учебник для вузов / Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. М., 2000.

История России в вопросах и ответах: Курс лекций / Сост. Кислицын С.А. Ростов-на-Дону, 1999.

История России с древнейших времен до конца XX века. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Дрофа, 2002.

Как была крещена Русь. М., 1989.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1988.

Лебедев С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1979.

Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985.

Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М., 2006.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск, 1995.

Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1986.

Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982.

Славяне и скандинавы. М., 1986.

Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

 

Гносеология – научная дисциплина, занимающаяся общим изучением познания как феномена общественной реальности. Одна из основных задач познания общественных процессов - раскрытие социальных функций и их роли в развитии социального целого. История – социальная наука.

Основные функции исторического знания: познавательная (выявление закономерностей исторического развития), воспитательная (формирование гражданских нравственных ценностей и качеств), функция социальной памяти (способ идентификации и ориентации общества и личности), практически-рекомендательная (выработка научно обоснованного политического курса), прогностическая (предвидение будущего, учет исторического опыта позволяет избежать многих ошибок в настоящем и будущем).

Методология – теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания.

Методы изучения истории: сравнительный (сопоставление исторических объектов в пространстве и времени), типологический (классификация исторических явлений, событий, объектов), идеографический (описание исторических событий и явлений, требует фактографизма и эмпиризма), проблемно-хронологический (изучение последовательности исторических событий), системный (раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития), ретроспективный (последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события), синхронный (изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время), историко-типологический (выявление взаимосвязанности и взаимообусловленности единичного, особенного, общего и всеобщего).

Основные подходы к изучению исторических фактов: теологический (рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа), географический детерминизм (ход истории определяет географическая среда), субъективизм (ход истории определяют выдающиеся личности), эволюционизм (история как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития), марксизм (или формационный подход, исторический процесс как последовательная смена в истории человечества пяти общественно-экономических формаций, авторы – К.Маркс и Ф.Энгельс (XIX в.), социальная революция как способ смены формаций), рационализм (разум - единственный источник исторического развития, история – процесс накопления достижений разума). Цивилизационный подход и его основные положения: отсутствие единой человеческой истории, каждому сообществу людей присущи неповторимый облик и яркие характерные черты, все сообщества проходят определенные стадии развития, во многом аналогичные возрастам человека. Н.Я. Данилевский. А. Тойнби. О.Шпенглер.

Историография - история исторической науки, ее становления и развития. Возникновение в России в XVIII веке истории как науки, основанной на изучении и критическом осмыслении источников. В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов - основоположники российской истории.

В.Н.Татищев – основоположник «дворянской» исторической науки, создатель первого обобщающего труда по истории России. Возникновение дворянской историографии во второй половине XVIII века. И.Байер, Г.Миллер (первая половина XVIII века) - немецкие историки, авторы норманнской теории. М.В. Ломоносов – основоположник антинорманизма. Н.И. Новиков – русский просветитель и публицист. Н.М. Карамзин – автор «Истории Государства Российского», основоположник сентиментализма. Возникновение государственной школы в конце XVIII века. Западники – сторонники рассмотрения российской истории как части общеевропейского поступательного процесса. Славянофилы (К.С. Аксаков) – сторонники рассмотрения российской истории как самостоятельного процесса. Формирование революционной историографии в эпоху буржуазных реформ середины XIX века. В.О.Ключевский – автор «Курса русской истории», содержащего анализ социально-экономической истории России. Марксизм-ленинизм как основа советской исторической науки после октября 1917 г. Догоняющий вариант развития как модификация марксистского подхода к истории. Закрепление монополии коммунистической партии на историческую истину в «Кратком курсе истории ВКП(б)» 1938 г. М.Н.Покровский – родоначальник марксистской концепции отечественной истории, автор труда «Историческая наука и борьба классов». М.Н. Тихомиров – автор работы «Древняя Москва XII-XV вв.». Б.А. Рыбаков – автор труда «Язычество Древней Руси» и других монографий о Киевской Руси. Л.Н. Гумилев – автор труда «От Руси к России».

Древнейшие сведения о славянах: складывание племенных объединений восточных славян (поляне, древляне, кривичи, тиверцы, вятичи и т.д.), их хозяйственная жизнь, религиозные верования. Процесс складывания государственности у восточнославянских племен. Варяги на Руси. Сущность норманнской теории, причины ее появления, ее несостоятельность. Деятельность первых киевских князей. Основные социально-экономические и политические категории, относящиеся к истории Киевской Руси: полюдье (объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани), бояре (старшие дружинники), отроки (младшие дружинники), закуп (крестьянин, взявший ссуду), рядович (крестьянин, работавший по договору), митрополит (глава Русской православной церкви), архиерей (общее название высших православных священнослужителей), вече (народное собрание), посад (торгово-ремесленное поселение за стенами Кремля), посадник (наместник князя в подвластных землях), вира (денежный штраф), вотчина (наследственное земельное владение), огнищанин (управляющий феодальной вотчиной). Походы князя Игоря против Византии в 941 и 944 гг. Связи Руси с Византией, экспорт меда и меха. Реформы княгини Ольги, установившие четкий порядок сбора дани: введение «уроков» (фиксированный размер дани) и погостов (место сбора дани). Сыновья Святослава, начавшие первую междоусобную войну за власть в 972 г., Ярополк и Олег. Причины принятия христианства на Руси, значение этого события для истории Древнерусского государства. Создание «Повести временных лет».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.167.119 (0.007 с.)