Предприятие как субъект рынка. Понятие и параметры производственной функции. Совокупный, средний и предельный продукт и их взаимосвязь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятие как субъект рынка. Понятие и параметры производственной функции. Совокупный, средний и предельный продукт и их взаимосвязь.



Производственная функция. Изокванта.

Предприятие является основным субъектом рынка и как субъект предпринимательской деятельности и объект управленияявляется юридическим лицом. Признаки юридического лица: самостоятельность и имущественная ответственность, организационное единство, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего лица. Фирма - экономический субъект, обладающий хозяйственной самостоятельностью и выполняет 3 функции: 1) она покупает ресурсы; 2) использует их для производства продукции; 3) продает последнее.

Процесс производства рассматривается как преобразование ресурсов в продукты. Технологическая зависимость между структурой затрат ресурсов (факторов производства) и максимально возможным выпуском продукции выражается с помощью производственной функции.

Производственная функция – зависимость между объемом производства (Q) и затратами факторов производства (труда L, капитала К): Q = f (K,L).

Двухфакторную производственную функцию можно представить в графической форме:

 

 

Q1; Q2; Q3 - карта изоквант. Изокванта (кривая равного продукта) показывает различные комбинации затрат, которые обеспечивают одинаковый объем выпуска продукции.

Наклон изокванты измеряет предельную норму технологической замены ресурсов (MRTS): MRTS = - DK/ DL.

Производство с одним переменным фактором и закон убывающей отдачи.

В краткосрочном периоде (SR) по крайней мере один из факторов производства является фиксированным.

Предположим, что капитал (К) – постоянный фактор, а труд (L) – переменный фактор. В условиях, когда один ресурс является переменным, используются понятия:

- совокупный продукт труда (ТРL) - весь произведенный продукт;

- средний продукт труда (АРL): АРL = TРL / L; - продукт на едницу затраченного ресурса

- предельный продукт труда (MРL): MРL = DТР/ DL - продукт, полученный вследствие затрат каждой последующей единицы ресурса.

 

 
 

 

 


- Если МРL > АРL, то АРL возрастает;

- Если МРL < АРL, то АРL убывает;

- Если МРL = АРL, то АРL = max.

Производство в рамках краткосрочного периода можно разделить на 3 стадии:

стадия 1 – от 0 до L2, где АРL = max;

стадия 2 – от L2 до L3, где величина MРL = 0;

стадия 3 – от L3 и далее, где MРL имеет отрицательные значения.

1 и 3 стадии не желательные для фирмы, т.к. на 1 стадии - избыток капитала относительно труда, а на 3 стадии - избыток труда относительно капитала.

Закон убывающей отдачи показывает, что начиная с определенного момента увеличение объема использования одного ресурса при неизменном объеме другого приводит к уменьшению предельного продукта переменного фактора (MРL).

 

Производство с двумя переменными факторами. Эффект масштаба.

Долгосрочный период (LR) в деятельности фирмы достаточен для изменения всех вовлекаемых ресурсов. Поэтому в LR все факторы производства – переменные.

Долгосрочную стратегию фирмы можно рассматривать в двух аспектах:

I. K и L изменяются одновременно, но в разных направлениях, что выражается через изокванту. MRTS определяет величину капитала, которую может заменить каждая единица труда при Q – const.

MRTS зависит от предельных продуктов факторов производства (K и L). Чем больше предельный продукт труда, тем меньше его надо для замещения капитала, т.е. существует обратная зависимость между MRTS и предельными продуктами факторов производства. DK / DL = MPL / MPK.

II. K и L изменяются одновременно и в одном направлении. Зависимость между увеличением факторов производства и объемом выпуска характеризуется эффектом масштаба:

1) Положительный эффект масштаба – когда объем выпуска продукции увеличивается в большей степени, чем затраты ресурсов;

2) Постоянный эффект масштаба – когда объем выпуска продукции увеличивается в той же пропорции, что и затраты ресурсов;

3) Отрицательный эффект масштаба – когда объем выпуска продукции увеличивается в меньшей степени, чем затраты ресурсов.

Эффект масштаба покажем графически:

 

 
 

 


Чем ближе изокванты друг к другу, тем больше проявляется положительный эффект масштаба. Стабильное расстояние между кривыми характеризует постоянный эффект масштаба. Чем больше расстояние между изоквантами, тем больше отрицательный эффект масштаба.

Итак, если в SR для фирмы важно найти оптимальное соотношение факторов производства (K,L), то в LR решается задача выбора необходимого масштаба деятельности фирмы.

Изокоста. Равновесие производителя.

 

Информация об уровне издержек позволяет построить изокосты (линии равных затрат).

Изокоста – линия, все точки которой отражают сочетания факторов производства с равными валовыми издержками.

Графическое изображение изокосты.

 

 
 

 

 


РL – цена труда;

РK – цена капитала.

 

 

Изокоста имеет угловой коэффициент, равный отношению цен факторов производства, взятому с отрицательным знаком (- РLK). Это следует из уравнения изокосты: К = TC/PK – (РL / РK) × L.

 

Изокосту используют, чтобы определить какой набор факторов производства обеспечивает заданный выпуск с наименьшими совокупными издержками (ТС). Решение данной проблемы – в точке касания (e) изокосты с изоквантой, которая отражает равновесие производителя.

В точке e углы наклона изокванты и изокосты одинаковы, т.е. MRTS = - РL / РK или DК / DL = РL / РK.

Т.к. DК / DL = МРL / МРK, то можно записать, что МРL / МРK = РL / РK или МРL / РL = MРK / РK. Это означает, что предельные продукты факторов производства на рубль затрат в точке e должны бы

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.01 с.)