Понятие и сущность мирового хозяйства и МЭО. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность мирового хозяйства и МЭО.



Понятие и сущность мирового хозяйства и МЭО.

Мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных мировыми хозяйственными отношениями на основе МРТ с целью наиболее эффективного использования производственных ресурсов. На этой основе между странами возникают МЭО, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами. МЭО представляют собой сложную противоречивую систему хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран и соответствующими субъектами хозяйствования. Основными формами МЭО являются:

· Внешняя и мировая торговля

· Миграция и вывоз капитала

· Международная миграция рабочей силы

· Кредитные отношения

· Валютные и платежно-расчетные отношения

· Международные интеграционные процессы

· Создание и развитие ТНК и кредитно-финансовых институтов

· Туризм

· Сотрудничество в решении глобальных проблем

 

Направление внешнеторговой политики: либерализм, протекционизм, автаркия.

3 формы внешнеторговой политики:

· Автаркия – в настоящее время эта политика является пережитком прошлого. Данная политика предполагает изоляцию страны, создание замкнутой, самообеспечивающейся экономики: самоизоляция или навязанная изоляция. Например, Северная Корея – самоизоляция, Куба, Ирак – навязанная.

В современных условиях внешнеторговая политика колеблется в рамках дилеммы между протекционизмом и либерализмом.

· Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Способы осуществления политики протекционизма:

- Тарифные барьеры – включают в себя таможенные тарифы (пошлины) – система свода ставок таможенных пошлин на товары, ввозимые и вывозимые из страны. Таможенный тариф содержит:

1) Наименование и классификация облагаемых товаров

2) Ставки пошлин

3) Способы начислений и уплаты таможенных сборов

4) Перечень беспошлинных пропускаемых изделий

5) Перечень товаров, запрещенных к вывозу и ввозу в страну.

Таможенно-тарифные меры - это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями). При этом понятие "таможенно-тарифные меры" следует понимать в широком значении, то есть не только собственно таможенный тариф, как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, а весь комплекс мер, эффект воздействия которых на внешнеторговые потоки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте товаров. Используя такие меры, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность.
К таможенно-тарифным мерам относятся дополнительные импортные пошлины и, так называемые, особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные, в том числе временные).

Цели таможенных пошлин:

I. Ограничение импорта (в РФ – экспорта)

II. Фискальные цели

III. Недопущение «недобросовестной конкуренции»

- Нетарифные ограничения включают в себя:

1) Квотирование (контингентирование) – количественные ограничения в торговле, установление квот на ввоз тех или иных товаров – прямое ограничение объемов иностранных товаров, импортируемых на внутренний рынок

2) Лицензирование ввоза и вывоза – устанавливает порядок, при котором на совершение внешнеторговой сделки требуется специальное разрешение государственных органов

3) Эмбарго – запрещение государством ввоза из какой-либо страны или вывоза в какую-либо страну золота, товаров или услуг, валюты, ценных бумаг.

4) Валютный контроль – предполагает отсутствие свободной обратимости национальной валюты и установление государственного контроля за движением иностранной валюты, поступающей в страну за счет экспорта, и использованием ее для импорта. Фирмы-экспортеры обязаны сдавать иностранную валюту в специально определенные государством банки для обмена ее на национальную валюту в установленном порядке.

5) Налог на экспортное–импортные операции

6) Субсидии

7) Административные и экономические меры – косвенные ограничения – предполагают одинаковое применение ко всем товарам, поступающим на внутренний рынок как местного, так и иностранного производства. Однако по своему характеру эти меры таковы, что больше благоприятствуют местным производителям. Кроме того это могут быть требования к упаковке, расфасовке, сортировке

Нетарифные меры - это меры, затрагивающие торговлю, но выходящие за пределы мер, предусмотренных в нормативном правовом акте о таможенном тарифе государства. Эти меры можно определить, как правила и нормативы, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъектов внешнеторговой деятельности, определяет структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей дефицита отечественных товаров на этом рынке.
В основе таких мер лежит административное ограничение экспорта или импорта (экспортные и импортные квоты, лицензии, ограничения и запреты). К нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с определенными оговорками, можно также отнести так называемые добровольные обязательства (применяемых при демпинге и субсидировании).

В современном мире распространена система нетарифных ограничений. ВТО активно борется за уменьшение роли нетарифных ограничений и увеличении роли тарифных ограничений. Нетарифные ограничения широко используются странами Западной Европы и США.

Протекционистские меры в развитых странах обходятся в 300 млрд. $

Либерализм – основная тенденция м/н торговой политики в последние десятилетия 20 века. Мировое сообщество стремится ликвидировать преграды, имеющиеся на пути при м/н торговле товарами и услугами. В настоящее время уровень пошлин – 5%. Эксперты ЕС полагают, что дальнейшая либерализация торговли принесет экономика всех стран 400 млрд. $, а унификация условий конкуренции еще 100 млн. $.

 

Факторы, определяющие развитие мирового хозяйства.

М/х и углубление МЭО базируется на:

1. Развитие производительных сил

2. Дальнейшее углубление МРТ

3. Увеличение открытости национальных экономик

4. Развитие и укрепление региональных м/н структур

5. Укрепление и развитие ТНК

 

Этапы развития современного мирового хозяйства.

Периоды развития МХ:

I. Конец 19 в. – начало ПМВ

МХ характеризуется колониально-империалистическим характером с ярко выраженными социально-экономическими противоречиями; уровень экономического развития был намного ниже, чем сейчас; в структуре МЭ преобладало с/х; в промышленности преобладала легкая и пищевая индустрия; сфера услуг представлена преимущественно торговлей; ТНК были немногочисленны.

II. Начало ПМВ – 50-е гг.

Глубокий социально-экономический кризис МХ, общая неустойчивость экономических связей; из мира хозяйственных связей выпадает Россия.

III. 50-е гг. – 80-е гг.

интенсивный рост вывоза предпринимательского капитала; ТНК – главная сила производственных связей; ликвидация колониальной системы и появление большой группы развивающихся стран; формирование социалистической системы хозяйства; сближение уровней экономического развития США и др. промышленно-развитых стран;

IV. настоящее время

высокая степень освоения географического пространства; усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости субъектов м/х; переход наиболее развитых стран в эру постиндустриализации; активное преодоление своего экономического отставания многими странами из развивающихся; либерализация внутренней и внешней хозяйственной жизни.

Рынок услуг.

Рынок услуг: в 2002г. объем мирового экспорта составил 1 трлн. 614 млрд.$. В ведущих зарубежных странах

сфера услуг выросла в крупнейший сектор национального хозяйства.

Лидеры:

· Западная Европа – 49%: Франция, ФРГ, Великобритания, Италия, Нидерланды – мощная банковская инфраструктура, туристические услуги, лидер мировой финансовой системы.

· Страны Азии – транспортные услуги (морской, авиационный)

· Северная Америка – США – деловые услуги, финансовые услуги.

Транспортные услуги – перевозка грузов с помощью ж/д, водного и авиационного транспорта, перевозка пассажиров. Доля транспортных услуг в мировом экспорте уменьшается. Это связано с уменьшением удельного веса торговли сырьем, снижением спроса на морские перевозки, развитие средств коммуникации (Internet). Туризм – тенденция к увеличению мировой доли, т.к. растет благосостояние, совершенствование тс, развитие гостиничного хозяйства.

Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. Важным фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.

· Рынок инженерно-консалтинговых услуг: особо быстро развивается в НИС ЮВА.

· Рынок объектов капитального строительства: тесно связан с рынком инженерно-консалтинговых услуг.

На рынке услуг преобладают промышленно развитые страны: 88% - экспорт, 84% - импорт. Среди 30 стран мира можно выделить 8, доля которых в мировом экспорте составила 50%: США, Великобритания, Франция, Германия. Доля развивающихся стран не превышает 8%, доля РФ – около 1%.

Агропромышленный комплекс

В конце 20 века в с/х было занято более 1 млрд. человек ЭАН, в том числе:

· в развитых странах около 22 млн. человек

· в странах с переходной экономикой – 32 млн., в том числе в СНГ – 20 млн., в странах Центральной и Восточной Европы – 12 млн. человек.

· в странах развивающегося мира – 600 млн. человек без учета Китая, а в Китае – 450 млн. человек.

В развитых странах и в НИС преобладает товарное интенсивное ведение хозяйства. В развивающихся странах сохранился удельный вес натурального хозяйства. Для бывших социалистических стран характерна агропромышленная интеграция – объединение промышленности и с/х. В результате этой интеграции создается АПК. АПК охватывает всю производственную цепочку и включает 3 основные сферы:

1. Промышленность – производство средств производства, техническая поддержка и обслуживание этой сферы

2. Само с/х, которое включает земледелие и животноводство

3. Отрасли транспортировки, переработки, сбыт и хранение продукции

В конце 90-х гг. в мире соотношение между 3 сферами АПК составляло 3-1-6. В США с/х приблизительно дает 2% ВВП, в с/х занято 2,5% ЭАН, весь АПК США создает 18% ВВП страны и в нем занято 20% ЭАН.

В развивающихся странах преобладает традиционное и малотоварное с/х (преимущественно для собственного потребления). Характерно наличие 100 млн. мелких наделов, примитивные орудия труда (мотыга, соха), 20 млн. семей ведут подсечно-огневое земледелие.

В конце 90-х гг. в с/х использовалось 30 млн. с/х машин. В настоящее время их количество не увеличивается. Это связано с увеличением числа качества машин, а также увеличением количества применения удобрений.

В 50-е гг. в Западной Европе, в США и Японии, в СССР и в Восточной Европе в 70- гг. агропромышленное производство находилось на этапе био-революции, которая позволила превратить с/х из трудоемкой отрасли в наукоемкую. В основу био-революции легла «зеленая революция», которая предполагает:

§ Выведение новых сортов культур (зерновые)

§ Расширение орошаемых земель

§ Повышение уровня механизации

§ Массированное применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений.

Результатом является повышение урожайности, в особенности зерновых культур в 2-3 раза. Многие страны были способны обеспечить себя зерновыми культурами. Это Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам (производство кофе и риса для экспорта).

С\х включает 2 подотрасли: земледелие и животноводство. В развивающихся странах преобладает растениеводство на, а в промышленно развитых странах – животноводство над растениеводством. Пример: Швеция и Финляндия, доля животноводства 75-85% в промышленности, с/х США –55%, Франция – 53%.

Главной отраслью земледелия является выращивание зерновых культур.

К концу 90-х гг. структура валового сбора зерновых культур. К концу 90-х гг. структура валового сбора зерновых культур выглядит следующим образом:

28% - пшеница

26% - рис

25% - кукуруза

 

VI. Топливно-энергетический комплекс ТЭК

Потребление первичных энергоресурсов растет. Оно выражается увеличением 4 млрд. тонн условного топлива в 1950г. до 12 млрд. тонн к концу 20 века. Это увеличение вызвано: ростом населения и производства.

В 1973 году энергетический кризис заставил пересмотреть развитые страны концепции потребления энергоресурсов. Это привело к созданию энергосберегаемых технологий и свертыванию энергоемких производств. В социалистических странах радикальные меры по экономии ресурсов не применяли. В развивающихся странах потребление энергоресурсов увеличилось. Это связано с переходом к новым технологиям, росту промышленного производства, увеличению числа автотранспорта.

  Развитые страны Развивающиеся страны Страны с переходной экономикой
  нефть уголь газ АЭС, ГЭС нефть уголь газ АЭС, ГЭС нефть уголь газ АЭС, ГЭС
Структура энергопотребления 45,4% 25,6% 22,5% 6,5% 38,7% 41,9% 15% 4,6% 29,5% 17% 49% 3,6%
Доля энергопотребления 51% 32% 17%
Энергоемк. ВВП 0,6% 0,8% 0,9%

 

Энергоемкость ВВП – прирост потребления первичных энергоресурсов на каждый процент прироста ВВП страны.

Основные тенденции ТЭК:

· Значительный рост добычи нефти и газа

· Уголь утрачивает свою былую роль

· Повышается доля нетрадиционных источников энергии (солнце, ветер).

Машиностроительный комплекс

МСК – является главной отраслью обрабатывающей промышленности (машиностроение, химическая, легкая, агропромышленная)

В развитых странах на продукцию МСК приходится 32-38% промышленного производства. В странах с переходной экономикой – 20-25%, в НИС – 15-25%.

К концу 20 века выделяется 4 главных машиностроительных региона:

I. Северная Америка (США, Канада, Мексика)

II. Западня, Центральная, Восточная Европа приблизительно 30%

III. Восточная, Юго-Восточная Азия – около 25% продукции МСК

IV. Россия и другие бывшие социалистические страны.

Структура МСК делится на 3 основные сферы:

§ Общее машиностроение – базовая отрасль машиностроения, важнейшую роль в которой играет станкостроение: Германия, США, Япония. 60% всех промышленных роботов

§ Транспортное машиностроение:

- судостроение: основная роль в судостроении играют страны Азии (80%), Япония, Южная Корея, Германия, КНР.

- Машиностроение – 12% всей мировой торговли. Наиболее монополизированная отрасль, 95% мирового производства автомобилей приходится на 20 ТНК, 6 из которых производят 58% автомобилей.

- Авиакосмическая: мировые центры в России, США и ЕС. Еще более монополизированная отрасль, чем автомобильная промышленность. 70% продукции производится несколькими крупнейшими ТНК: Боинг, Макдоналдс и др.

§ Электроника и электротехника

- военная промышленность: лидеры США, Франция, РФ;

- бытовая электроника – Япония как производитель высококачественной техники. 30% - страны НИС Азии, 13-18% - США и Западная Европа.

Химическая промышленность

Основная химия – производство солей, кислот, щелочей и синтетических материалов. Лидирует фармацевтическая промышленность. 75% выпуска всех медикаментов в промышленно развитых странах: США, Западная Европа, Япония. 21 из 100 ТНК относится к химико-фармацевтической отрасли: «Дюпон», «Проктер энд Гэмбел».

Легкая промышленность:

1. Текстильная, лидеры: Китай, США, Индия

2. Обувная: Китай, Италия, Индия

3. Швейная: Китай, Южная Корея, Германия

4. меховая

5. ювелирная

6. мебельная

 

 

32. Проблема внешней задолженности. Роль и значение «парижского клуба» и «лондонского клуба» в урегулировании вопросов внешней задолженности.

Внешняя задолженность – сумма финансовых обязательств страны иностранным кредиторам, подлежащих погашению в установленные сроки. На 2002г. внешний долг РФ составил 105 млрд. $ (2-е место после Бразилии), в 2003г. – выплата 15,5 млрд. $.

Способы погашения внешней задолженности:

- Списание внешней задолженности: 100 млрд.$ было списано с наименее развитых стран.

- Превращение краткосрочных государственных займов в единый долгосрочный займ обычно без процентов.

- Замена ранее выпущенного займа новым – конверсия

- Превращение долгосрочных обязательств в ценные бумаги местных компаний

- Долги в обмен на нераспространение ядерного оружия (Северная Корея)

- Долги в обмен на экологические нормы

- Торговля долгами.

Организации, ответственные за решение урегулирования внешней задолженности:

· «Парижский клуб» - 19 стран-кредиторов – 1956г. – кредиты по линии государства.

· «Лондонский клуб» – частные банки – более 1000 банков и кредитных учреждений

· МВФ

· Группа всемирного банка МВРР

Парижский клубстран-кредиторов (создан в 1956 г.) - межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран- крупнейших кредиторов. Это неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Его цель - пересмотр условий внешних займов развивающихся стран для избежания одностороннего моратория. Клуб практикует продление сроков погашения долга или его части, списание 30-60 процентов задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям. Кредиторы ведут переговоры с должниками “лицом к лицу” об условиях пересмотра внешних займов.

Вступление России в Парижский клуб (в 1997 г.) заставило страну признать свое обязательство по долгу СССР отказаться от части дебиторского долга. В то же время Россия добилась фиксации курса рубля по задолженности на уровне 1990 г. - 60 копеек за доллар. Кроме того, она приобрела дополнительные возможности по возврату долгов от своих собственных должников. Бывший СССР активно поддерживал страны "социалистической ориентации", которых было больше 20. Самыми крупными должниками нашей страны являются Куба (ее долг 18 млрд. долл.), Сирия (13,5 млрд.), Монголия (11,2 млрд.), Вьетнам, Ирак, Эфиопия, Йемен, Мозамбик, Сомали. Почти все эти государства - должники СССР имеют соглашения с Парижским клубом

Лондонский клуб кредиторов объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не имеют государственных гарантий или страхования.

В начале 70-х годов коммерческие банки развитых стран предоставляли кредиты развивающимся странам, а те не проводили эффективное инвестирование в свою экономику, а фактически «проедали» данные средства. Тогда же разразился мировой долговой кризис. По причине невозврата крупных займов, коммерческие “проедали” данные средства. В этой ситуации Федеральная резервная система США предложила не доводить страны-должники до банкротства, а реструктурировать их задолженность в соответствии с условиями экономических реформ в этих странах. Для осуществления этой программы коммерческие банки объединились в Лондонский клуб.

Цели этой организации - разрешение проблем, возникающих в связи с неспособностью развивающихся стран регулярно погашать платежи по внешней задолженности. Лондонский клуб в основном кредитовал развивающиеся и социалистические страны. Россия в списке должников занимает четвертое место после Бразилии, Мексики, Аргентины.
Именно на этом рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции.
В 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде было решено, что должником Лондонского клуба со стороны России будет выступать Внешэкономбанк.

 

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.
Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

  • географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
  • тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;
  • усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.

Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США, Канадой и Мексикой. Впервые государство “третьего мира” добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами.

В течении XX в. постепенно размывались границы между США и Канадой путем относительно свободного движения товаров, капитала, рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле. Одновременно в 80-е – начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В 1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге – сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран.
По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом.

Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.
Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.
Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.
Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.
Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:

  • - отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;
  • - поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;
  • - смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
  • - либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
  • - защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
  • - создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.
В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и 15 лет.

Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.
Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.
Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций.
Однако оно принесет выгоды экономике Мексики. Одной из главных целей соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дельнейшего проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям и природным ресурсам.
Канаде НАФТА может создать возможности для дальнейшего расширения экспорта, во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые результаты соглашения о либерализации торговли, ранее заключенного с США, во вторых, улучшая доступ к рынку Мексики, и, в-третьих, увеличивая привлекательность Канады для инвесторов, прежде всего американских.
В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии одновременного выполнения всех его положений. Для Мексики выгода, по наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП.
ВЫВОД: Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка состоит из 5 тесно связанных между собой институтов:

1. М/н банк реконструкции и развития МБРР – в 1945г., является главным составляющим Всемирного банка.

2. М/н ассоциация развития МАР – 1960г.

3. М/н финансовая корпорация МФК – 1956г.

4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) – 1988г.

5. М/н центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – 1966г.

МБРР создан в Бреттонвудсе, место пребывания – Вашингтон, объединяет 184 страны мира, уставный капитал – 150 млрд. $ и формируется за счет взносов всех членов, в настоящее время основное внимание уделяет развивающимся странам и странам с переходной экономикой. РФ вступила в 1992г.

Основные цели:

- Содействие развитию территории государств – членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей.

- Поощрение частных иностранных капиталовложений

- Стимулирование роста экономики страны и содействие в поддержании равновесия платежного баланса путем поощрения м/н инвестиций

Структура МБРР:

¨ Совет управляющих – высший орган, представлен каждым членом МБРР, сессии ежегодно.

¨ Совет директоров – исполнителей – осуществляет текущую работу

¨ Комитет по развитию – через инвестирование и предоставление льготных кредитов, борьба с нищетой

¨ Президент банка – Дж. Вульфенсон

МБРР начисляет проценты своим заемщикам по ставке, которая устанавливается в размере трех четвертей одного процента сверх суммы, выплаченной по заемным средствам. Займы должны быть выплачены через 15-20 лет; до начала погашения основной суммы предоставляется льготный период от трех до пяти лет.

Менее пяти процентов финансовых средств МБРР составляют суммы взносов стран, ставших членами Всемирного банка. Еще никогда не было случаев дефолта по займам МБРР.

Как Всемирный банк, так и МВФ были созданы в 1944 году на конференции мировых лидеров в Бреттон-Вудс (штат Нью Гемпшир). Цель двух "Бреттон-вудских институтов", как их иногда называют, заключалась в том, чтобы поставить международную экономику на прочный фундамент после Второй мировой войны. Миссии Всемирного банка и МВФ являются взаимодополняющими, но их индивидуальные роли довольно разные.

1. Всемирный банк представляет собой кредитное учреждение, чья цель заключается в том, чтобы помочь интегрированию стран в более широкую мировую экономику и способствовать долгосрочному экономическому росту в целях снижения уровня бедности в развивающихся странах. МВФ осуществляет мониторинг мировых валют, содействуя в поддержании организованной платежной системы между всеми странами и предоставляет займы странам, которые сталкиваются с серьезными дефицитом платежного баланса.

2. В то время как Всемирный банк предоставляет займы на реформы политики и проекты, МВФ больше занимается только вопросами политики.

3. МВФ предоставляет займы странам-членам, имеющим краткосрочные проблемы по удовлетворению потребностей в зарубежных платежах и пытается добиться полной конвертируемости среди валют своих стран-членов согласно системе гибких обменных курсов, действующих с 1973 года.

Всемирный банк предоставляет займы только развивающимся странам или странам с переходной экономикой, в то время, как любые страны-члены (богатые и бедные) могут привлечь услуги и ресурсы МВФ.

ВТО

См. вопрос №22

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году.
ВТО - это одновременно и организация, и комплекс правовых документов, определяющих права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют:
1. Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года.
2. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).
3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.101 с.)