Политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями.



В усл относительной полит-ой и эк стаб-ти, достигнутой в России в начале XXI в., необх пересмотреть слож-ся в 1990-е годы кон­цепцию сотруд-ва с МВФ, Всемирным банком, а также оценить возм-ти расширения сотрудничества с др междунар фин орг-ями. Противостояние 2х систем – капит-ма и соц-ма – препятс-ло участию Советского Союза в МФО. Хотя СССР был одним из 45 уч-ков междун вал-фин конф-ции в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), прав-во не ратифицировало Уставы МВФ и МБРР по идеологическим соображениям в связи с господ-щей ролью США как глав акц-ра данных МФО. Вместе с др гос-вами бывшей социа-ой системы Советский Союз создал спец меж­гос фин институты - Междунар банк эк сотр-ва (МВЭС) и Междун инвест банк (МИБ), интернац статус кот-х был закреплён межправ-ми соглаш-ми, зарегис-ми Секретариатом ООН. Концепция участия Советского Союза в МВЭС и МИБ была ориентирована на решение эк и полит задач, содействие развитию нац эк-ки. Сближение с гл МФО наметилось с началом пе­рестройки в СССР системы централиз планирования. опыт отношений России с МВФ в целом свидетельствует о положительном эффекте, кото­рый принесло вступление в эту организацию, поскольку оно дало возможность получить кредиты для покрытия бюджетного дефицита, а также открыло доступ к другим вне­шним источникам заимствования. В последние годы расширяется сотрудничество России с МФО на основе не только официального членства в них, но и развития договорных отношений и в первую очередь с Европейским инвест банком (ЕИБ) и Северным инвест банком (СИБ). Перспективы развития сот-тва России с ЕИБ прорабатывались с середины 1990-х годов. Построение взаимоотношений России с МФО определяется конкретными историческими и эк ф-рами. В связи с этим комплекс принц-ых установок дан сотр-ва можно разгр-ть на три подсистемы. Во-1-х, глоб пр-пы, опр-щие цель и задачи МФО, и конкрет пр-ы их кре­дитных отношений со странами-членами. Во-вторых, нац стратегии, опр-щие содержание программ сотр-ва и усл-я взаимодействия с МФО. В-3, частные и общ-е интересы, с одной ст – гос-ва-заёмщики, с др рук-во и осн акц-ры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использ-я кредитов, выделяемых, в частности, России, в кач-ве ист-ков полу-я прибыли.


16.Понятие инвест климата. Под ИК пон-т обобщающую хар-ку сов-ти соц, эк, орг-х, правовых и иных услов, опр-щих привлек-ть и целесооб-ть инвес-ния в эк-ку страны. Оц-ка ИК предп-ет учёт:- эк условий (сост-я макроэк среды дин-ки ВВП, нац д-да, объёмов произ-ва промыш прод, инфляции, развитие высокотехн произ-в, полож-я на р-ке труда, ситуация в денеж-кред, фин, бюджет, налоговой, валютной сис-ме; -гос инвест пол-ки (ст-ни гос поддержки иностр инвестиций, возм-ти нац-ции им-ва, участия в междунар д-рах, соблюдения соглашений, преемственности полит-й власти, устой-ти гос институтов и эфф-ти их деят-ти); -нормат-прав базы инвест деят-ти (статуса реглам-щих док-тов и порядка их корр-ки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и та­моженного режима, порядка создания, регистрации деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятель­ностью, урегулирования споров); - информац, фактологического, статистического материала о состоянии различных факторов, опреде­ляющих инвестиционный климат. Благоприятный инвестиционный климат предполагает разумные условия для предпринимательства:

а)приближение правового регулирования к международным стандартам;

б)отказ от зарегулированности;

в)развитие общегражданского законодательства при сокращении императивных норм, развитие контрактного (договорного) права.

 

17. Поиски критериев благоприятного ИК. Возрождение российской экономики и обеспечение её ус­тойчивого социально-ориентированного роста невозможно без внутренних и внешних инвестиций. А привлечь их можно, лишь создав в стране благоприятный инвестиционный климат. Инвестиционный рейтинг может быть основан на гер­манской концепции состояния привлекательности инвести­ционного климата. Количественные и качественные оценки благоприятности инвестиционного климата стран СНГ и Балтии опираются на 20 важнейших критериев, объеди­нённых в четыре основные группы:

а)факторы общественной стабильности (политической,
государственной, межгосударственной, правовой и соц);

б)уровень трансформации экономики (либерализация цен, приватизация собственности, развитие малого и среднего бизнеса, аграрная реформа, формирование рыночной инфраструктуры); в)состояние хозяйственной конъюнктуры (темпы эко­номического роста, инфляции, торгово-платёжный ба­ланс и пр.);

г)степень открытости мировому рынку (демонополизация внешнеэкономических связей, конвертируемость национальной валюты, свобода движения капиталов, льготы для зарубежных фирм и т.д.).

 

18. Статистическая оценка ИК на региональном ур-не. Современный период развития российского общества обуславливает проблемы активизации инвестиционной дея­тельности, направленной на покупательное развитие эко­номики, повышение качества жизни населения страны и его материального благосостояния, снижение межрегиональ­ной дифференциации уровня жизни населения и др.

Комплексная оценка инвестиционного климата направ­лена на решение следующих задач: повышение эффектив­ности использования бюджетных инвестиционных ресурсов, формирование оптимальных территориальных, отраслевых и других направлений инвестиционных потоков, создание более благоприятного инвестиционного климата, стратеги­ческое планирование и формирование инвестиционной по­литики, совершенствование механизмов обоснования и при­влечения инвестиций, снижение степени рисков для инвес­торов и кредиторов. Заинтересованность в этой оценке прежде всего возника­ет у органов государственных инвестиционных институтов, объектов инфраструктур инвестиционного рынка и др. Пред­лагается рассмотреть четыре уровня иерархии статистичес­ких оценок. На первом уровне, как самом низшем по иерар­хии, рассматривают частные оценки, в котором входят аб­солютные или относительные показатели; на втором — обоб­щающие оценки; на третьем — частные интегральные; на четвертом — обобщающая интегральная оценка.

 

 

19. Развитие правового регулирования иностр инвест-я. Состояние инвест сферы в знач мере опр-ся развитием правовых основ гос регул-я инос ин-ций, причём в 2х напр-ях. Это, во-1, соверш-е собственно Росс зак-ва в области междунар инвест сотр-ва, во-2х, заключ-е междун д-ров о поощрении и взаимной защите капиталовл-й. Что касается первого направления, то следует, прежде всего, констатировать: в настоящее время в основном создана система правовых актов, регулирующих инвестици­онную сферу в условиях перехода на рыночные механизмы хозяйствования. Вступили в действие такие основополага­ющие законодательные акты, как ФЗ«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осу­ществляемой в форме капитальных вложений», «О внесе­нии изменений и дополнений в ФЗ«Об ин­вестиционной деятельности, осуществляемой в форме ка­питальных вложений», «О Бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимо­сти)», «О внесении изменений и дополнений в ФЗ«О соглашениях о разделе продукции», «О внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, вытекающих из ФЗ «О со­глашениях о разделе продукции». Важный фактор формирования ИК- предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности госу­дарства резко ограничены. Совершенствованием нормативно-правовой базы в сфе­ре международного инвестиционного сотрудничества зани­маются и регионы России. На начало 2000 г. законодатель­ные акты по вопросам государственной поддержки и сти­мулирования инвестиционной деятельности разработаны в 72 субъектах Российской Федерации. Эти акты направле­ны на защиту прав, интересов и имущества иностранных инвесторов и предусматривают, в частности: 1) формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным кре­дитам; 2) задействование налоговых преференций. В общем, в последнее время на федеральном и регио­нальном уровнях проделана значительная работа по разви­тию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и инос инв не рег-ся зак-ми актами, в связи с чем предстоит интенсифицировать уси­лия, органов закон-ой и испол-ой власти по подготовке и принятию соот-х актов (касающихся концессий и своб эк зон).

 

 

20. ИК в России:

позитивные и негативные ф-ры формир-я, меры улучшения. «Постдефолтная» макроэкономическая ситуация, как известно, в некоторой степени улучилила условия предпри­нимательской, в том числе инвест, деят-ти. Сущес-но снизилась инфляция, сократился бюджетный дефицит, стабилизировалась национальная валюта, начал­ся рост в реальном секторе.

К числу факторов формирования благоприятного инве­стиционного климата относятся охарактеризованные выше шаги по развитию соответствующей правовой базы. К это­му следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касающиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказ-ти н/о. Аналогичную стаб-щую направ-ть имеет и постановление Прав-ва РФ № 1347 от 22 октября 1997 г., коим установлено, что, во-первых, ставки ввозных тамож пошлин на одни и те же товары не могут из­меняться чаще, чем раз в шесть месяцев, причём измене­ния вступают в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования (за исключением случаев сни­жения ставок). Во-2х, единовр изменение ста­вок ввозных таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов или эквивалентного абсолютного значения. В-3х, национальная система соот-щих преференций пересм-ся не чаще, чем один раз в год, а изменения вступают в силу не ранее чем через 90 дней после их официального опубликования. И все же инвестиционный климат в России остаётся в целом неблагоприятным: объём иностранных инвестиций, как уже отмечалось, не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Факторы консервации неблагоприят­ного инвестиционного климата: Это прежде всего значительный внешний долг, состав-щий около 145 млрд. долл. Он даёт огромную нагрузку на бюджет, в котором после погашения годовых платежей по существу не остаётся средств на инвестиции. Др негативный ф-р - поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика.

 

21. История возник-я партнёрства гос-ва и частного бизнеса. В XIX в. в Европе и США частным лицам передав-сь концессии на строит-во железных дорог. Персп-вы получения значит прибылей и готов-ть частного сектора прин-ть на себя риск испол-сь гос-вом для раз-я инфр-ры. Примерно до 1980 г. Фин-е развития инфр-ры, особенно в сферах тран-та, энерг-ки, водоснаб-я, рассм-сь как важн задача гос сектора, реал-ая непоср-но гос п\п. Начиная с 80-х г, набл-ся смена парадигм в пон-ии роли гос-ва - от восприятия его как стр-ры, самост-но оказ-щей общественные услуги, к отношению к нему как к стр-ре, создающей рамочные условия для оказания услуг част лицами и гаран-щей оказ-е этих услуг. С середины 90-х годов во мн странах возраст-т интерес к проектам разв-я инфр-ры, в фи-ии и упр-ии кот-ми уч-ют гос-во и частный бизнес. Несмотря на некот-е «ужесточение» гос упр-я, связ-е в т.ч с критич отнош-ем к моделям партн-ва гос-ва и част сектора, во мн странах Европы был принят ряд мер для поддержки мех-мов такого парт-ва. В др регионах мира набл-ся те же тенденции.

22. Формы гос-частного партн-ва. В совр понимании ГЧП -это институц-ый и организационный альянс между государством и биз­несом в целях реализации национальных и международ­ных, масштабных и локальных, но всегда общественно зна­чимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышлен­ности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. ГЧП имеет широкий спектр различных форм. Это, в первую очередь, разнообразные контракты, которые госу­дарство предоставляет частным компаниям: на выполне­ние работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контрак­ты технической помощи и т.д. Другой формой ГЧП являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, со­оружений, производственного оборудования. Ещё одной широко распространённой в России формой ГЧП являются государственно-частные предприятия. Уча­стие частного сектора в капитале государственного пред­приятия может предполагать акционирование (корпорати-зацию) и создание совмест п\п. наиболее распростр-й за рубежом формой ГЧП при осущ-ии крупных,


капиталоёмких про­ектов являются концессии. Концессия — это система отно­шений между, с одной стороны, государством (концеден-том) и, с другой стороны, частным юридическим или физи­ческим лицом (концессионером), возникающая в результа­те предоставления концедентом концессионеру прав пользо­вания государственной собственностью по договору, за пла- ту и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства.

Концессии — это наиболее развитая, перспективная и комплексная.

 

23. Преимущества и факторы успеха гос-частного парт-ва. Основополагающей целью государства при выполнении проектов государственно-частного партнёрства (ГЧП, Public-Private Partnership — РРР) служит создание большей до­бавленной стоимости для оказания общественных услуг. Эта цель достигается в связи с большей дешевизной обществен­ных услуг, оказываемых частными структурами, обладаю­щими ориентированным на результат менеджментом, со­временными методами планирования и возможностью бо­лее быстро осуществлять инновации и повышать эффек­тивность. Ещё одна цель государства — эффективная пере­дача частному партнёру рисков, связанных с планировани­ем, строительством, финансированием и управлением теку­щей деятельностью того или иного объекта.Кроме того, государство получает выгоду от увеличения связанных с проектом бюджетных доходов, а также от кос­венных эффектов: оживления конъюнктуры инвестиционной привлекательности регионов. Оптимальное структурирова­ние РРР в рамках отдельных проектов создаёт возможности для получения выгод, связанных с такими факторами, как: 1)более быстрая реализация самых важных проектов в области инфраструктуры;

2)ускорение развития регионов;

3)повышение народнохозяйственной эффективности (ча­сто не учитываемой в экономическом анализе);

4)улучшение механизмов и моделей оказания услуг;

5)облегчение бремени, лежащего на государственном управлении;

6)снижение инвестиционных расходов (экономия мо­жет достигать 30 % затрат на инвестиции);

оптимизация структуры финансирования за счёт ис­пользования национальной и (или) международной поддержки и расширения доступа к новым источни­кам финансирования. Мировой опыт реализации РРР позволяет выделить сле­дующие наиболее существенные факторы успеха соответ­ствующих проектов. Политическая и институциональная основа и поддерж­ка проектов РРР. Стабильная политико-правовая среда. Эффективная структура экономики и справедливое рас­пределение возможностей и рисков. Границы и детальное распределение доходов и рисков при РРР.

 

24. Особенности договоров о реализации гос-частного парт-ва. Исходной точкой и движущей силой реализации инфра­структурных проектов на основе модели государственно-ча­стного партнёрства (ГЧП, Public-Private Partnership — РРР) является готовность частных инвесторов принять на себя определённые риски общественного сектора, связанные с ре­шением крайне сложных задач. Договоры о выполнении ана­лизируемых проектов очень трудно стандартизировать, так как они включают множество элементов, нуждающихся в отдельных согласованиях. Договоры о РРР часто представляют собой сложную конструкцию из раз­личных договоров, регулирующих отношения между:

1)инициаторами проекта;

2)проектной компанией и государством;

3)проектной компанией и инициаторами проекта;

4)государством и инициаторами проекта;

5)проектной компанией и внешними поставщиками. Важная составляющая инфраструктурных проектов -структурирование и распределение связанных с ними рис- ков. Они определяются, анализируются, оцениваются и рас­пределяются таким образом, чтобы минимизировать угро­зы для разработки, реализации и/или функционирования проекта. Можно выделить два типа рисков — элементар­ные и глобальные. Распределение рисков — центральная задача состави­телей договора. Одна из новейших тенденций в составлении договоров — включение в них положений о распределении выгод от реа­лизации проектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.017 с.)