Объект, предмет и задачи экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет и задачи экономической теории.



Объект, предмет и задачи экономической теории.

Объектом эк теории является эк сфера. Эк сфера – подсистема жизнедеятельности, связанная с преобразованием вещ-ва природы в полезность (созидательная деятельность). В основе эк сферы лежат 3 взаимосвязанных технологич системы: ручные, маш и информационные технологии. Субъектом эк сферы является все население. Одни потребляют, а другие создают эк блага.

Предмет. Эк теория является общественной наукой. Это зна­чит, что, как и другие обществ науки, она исследует связи и отношения м/у людьми, поведение человека в обществе. Однако, в отличие от социологии и философии, она рассматривает не обще­ство в целом, а лишь сферу его эк жизни, т. е. эк связи и отношения, эк поведение людей. Если конкретизировать, то эк теория занимается такими во­просами, как организация и регулирование хоз-ва страны, цено­обр-ние, формир-ние ден доходов, безработица, ин­фляция, бедность, неравенство, эк последствия чрез­мерных военных расходов, загр-ние окр.среды и др.

Все эти вопросы являются, однако, отражением главной эк проблемы - проблемы получения достаточного кол-­ва необх-ых людям благ в усл-ях огранич-ти ресурсов, кот могут быть использ-ны для про-ва этих благ.

Предмет экономической теории - это поиск путей эффект-ого использования ограниченных (редких) ресурсов в произ­водстве материальных благ для наиболее полного удовлетворе­ния потребностей людей.

Экономическая теория изучает эк отн-я на раз­ных уровнях.

Микр-ка изучает поведение отдельных фирм, домох-в и отраслей; ситуации,кот возник-т на рынках отдельных товаров.

Макр-ка исследует хоз системы в целом, оперируя обобщающими категориями (например, инфляция) и по­казателями (например, национальный доход).

Задачи: 1) Эк теория должна объяснить окружающ действит-ть 2) Прогностическая функция (что было, что будет) 3) Эк теория лежит в основе разработки эк политики.

Американский ученый А. Маслоу, классифицируя потребности человека, построил пирамиду:

5. потребности в самореализации (потребность в развитии своих способностей и их актив­ном использовании)

4. потребности в уважении (уважение со сто­роны других людей и самоуважение)

3. социальные потребности (потребности в любви, дружбе, общении)

2. потребности в безопасности (защита от вра­гов, болезней)

1. физиологические потребности (еда, одежда, жилье)

Условия существования товарного хозяйства. Общественное разделение труда, направления его развития.

ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО, тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей продуктов осуществляется через куплю-продажу товаров.

Условие существования общественного разделения труда – частная собственность. Общественное разделение труда (ОРТ) – это специализация людей и их групп на выполнение определенных функций в производстве общественных благ. ОРТ – фиксированное, закрепленное за человеком разделение труда (РТ). ОРТ – это форма рационализации производства. Рациональное ведение хозяйства – это кто может лучше сделать, как и где. Виды ОРТ: 1) ручное ОРТ; 2) машинное ОРТ; 3) информационное ОРТ. (Схема)

Эволюция ОРТ: Доиндустриальная стадия: Характеристики РТ: -частное разделение труда ориентировано на продукт; -производит продукт самостоятельно; -главным фактором производства является труд; -интеграция технологической функции в едином технологическом процессе; -труд и его результат – выражение личности; -существует внутренний мотив деятельности; имеет место разделение труда между людьми. Индустриальная стадия: -ориентировано на функциональное РТ; -труд в индустриальном секторе лишается внутренней цели; -внутренний мотив к труду должен быть заменен на внешний (заработная плата, хороший соц. климат, гарантия продвижения – стимул); -главный фактор – капитал (а человек при машине, он частичный работник, а ремесленник знал все до конца); -рост функциональной специализации, это приводит к отделению умственного труда от физического, а это приводит к отделению собственности от трудового процесса. Постиндустриальная стадия: -процессу труда возвращается внутренний мотив(становится более творческим).

3) Понятие частной собственности. Развитие отношений собственности.

Собственность – отношения между людьми, связанные с присвоением ограниченных ресурсов и результатом их присвоения.

Виды собственности:

1) Частная: а)индивидуал б) корпорат2) Гос 3)муниципальная

Гос. собственность – в качестве собственника выступает гос в лице его учреждений.

Частная собственность – собственность граждан или юрид лиц, означающая их исключител права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Частная собственность связана с неравномерным распределением ресурсов между людьми и их группами. Атрибуты собственности – владение, пользование, распоряжение. Доиндустриальная стадия: На ней все эти атрибуты были представлены в одном человеке (атрибуты персонифицированы человеком).

Кардиналистский и ординалистский подходы к измерению полезности. Выявленные предпочтения.

Кардиналисты (колич-я)

Считают, что полезность измерима и вводят единицу полезности – utility (ютиль) и обозначают U.

Для одного потребителя представляет бол ценность, а для другого не представляет никакой ценности. Было доказано что, создать точный измеритель кролич полезности невозможно, и возникла:

Ординалисты. Считают, что оценить можно только общую пользу в категорию “больше” или “меньше”, сама полезность не измерима в каких либо единицах, а просто больше потреблять лучше, чем меньше. А на сколько полезней не известно. Измеримости поддаетсялишь порядок предпочтения наборов благ.

Предпочтения: порядк подход к анализу полезности и спроса явл более совр и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем кол подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусствен ид измерения. Нужно лишь упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности

Основные аксиомы поведения потребителя. (ординалистского подхода аксиомы)

1. Полной упорядоченности предпочтений потребителя

Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (>) безразличия (~)

2. Аксиомы транзитивности

Если A>B>C или A~B>C или A>B~C то A>C гарантирует согласованность предпочтений. Если A~B и B~C то A~C.

3. Ненасыщения

Потребитель всегда предпочитает большее количество любого блага меньшему. (исключение антиблага)

4. Независимости потребителя

Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.

Понятие и свойства кривых безразличия. Предпочтения и кривые безразличия. Предельная норма замены и предельная полезность.

Кривые безразличия – показывают различные комбинации двух товаров имеющих одинаковую полезность для потребителя. Свойства: имеют отрицательный наклон (чем больше товара А тем меньше товара Б); вогнутая форма – их наклон уменьшается по мере движения вниз и вправо Þ отношение предельной П. блага А к предельной П. блага Б уменьшается; они не пересекаются, т.к. потребительские предпочтения обладают свойством транзитивности (если А > Б, а Б > С, то А > С); их можно провести через любой набор товаров. Набор из нескольких кривых безразличия – карта безразличия. Каждая кривая находящаяся дальше от начала координат предполагает большую величину полезности.

Предельная норма замещ MRS: показывает от какого кол-ва ед 1 блага потреби-ль должен отказаться чтобы приобрести доп ед др блага

-ΔX/ΔY=MRSxy=MUx/MUy

Предельная полезность -полезность

извлекаемая из доп ед блага

Карта безразличия представляет собой граф отображение сист предпочтений потребителя.

Предпочтения сформировались,

транзитивны. Потребители предпочитают бол количество любого товара меньшему.

Предпочтения – фактор, воздействующий на выбор конкретных благ отдел потребит.

Изокоста.

Изокоста -линия демонстр-щая комбинации факторов про-ва, кот можно купить за одинаковую общ сумму денег. Линия равн издержек.

Парал прямые. Наклон=-w/r

Наклон выражает относит цены факторов про-ва.

Совместив изокванту и изокосту, можно определить оптимал позицию фирмы. Точка в кот изокванта касается изокосты(но не пересекает)

Означает наиб дешевую по стоим-ти комбинацию факторов, необх-ых для выпуска определ V продукции

TC=wL+rK PL=w PK=r

Эк смысл аналогичен бюдж линии для потребителя

Объект, предмет и задачи экономической теории.

Объектом эк теории является эк сфера. Эк сфера – подсистема жизнедеятельности, связанная с преобразованием вещ-ва природы в полезность (созидательная деятельность). В основе эк сферы лежат 3 взаимосвязанных технологич системы: ручные, маш и информационные технологии. Субъектом эк сферы является все население. Одни потребляют, а другие создают эк блага.

Предмет. Эк теория является общественной наукой. Это зна­чит, что, как и другие обществ науки, она исследует связи и отношения м/у людьми, поведение человека в обществе. Однако, в отличие от социологии и философии, она рассматривает не обще­ство в целом, а лишь сферу его эк жизни, т. е. эк связи и отношения, эк поведение людей. Если конкретизировать, то эк теория занимается такими во­просами, как организация и регулирование хоз-ва страны, цено­обр-ние, формир-ние ден доходов, безработица, ин­фляция, бедность, неравенство, эк последствия чрез­мерных военных расходов, загр-ние окр.среды и др.

Все эти вопросы являются, однако, отражением главной эк проблемы - проблемы получения достаточного кол-­ва необх-ых людям благ в усл-ях огранич-ти ресурсов, кот могут быть использ-ны для про-ва этих благ.

Предмет экономической теории - это поиск путей эффект-ого использования ограниченных (редких) ресурсов в произ­водстве материальных благ для наиболее полного удовлетворе­ния потребностей людей.

Экономическая теория изучает эк отн-я на раз­ных уровнях.

Микр-ка изучает поведение отдельных фирм, домох-в и отраслей; ситуации,кот возник-т на рынках отдельных товаров.

Макр-ка исследует хоз системы в целом, оперируя обобщающими категориями (например, инфляция) и по­казателями (например, национальный доход).

Задачи: 1) Эк теория должна объяснить окружающ действит-ть 2) Прогностическая функция (что было, что будет) 3) Эк теория лежит в основе разработки эк политики.

Американский ученый А. Маслоу, классифицируя потребности человека, построил пирамиду:

5. потребности в самореализации (потребность в развитии своих способностей и их актив­ном использовании)

4. потребности в уважении (уважение со сто­роны других людей и самоуважение)

3. социальные потребности (потребности в любви, дружбе, общении)

2. потребности в безопасности (защита от вра­гов, болезней)

1. физиологические потребности (еда, одежда, жилье)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.013 с.)