Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Предложение и рынок :типы рыночных структур

Поиск

 

План занятий:

1. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества. Несовершенства конкурентного рынка.

2. Чистая монополия: объем выпуска и цена. Социальный груз монополии.

3. Несовершенная конкуренция: олигополия, монополистическая конкуренция. Показатели монопольной власти.

 

Основные термины и понятия

совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, недобросовестная конкуренция, входные барьеры, абсолютная монополия, естественная монополия, олигополия, кооперированная олигополия, монополистическая конкуренция, дифференцирование товара, избыток производственных мощностей, общественные потери от монополии, индекс Герфиндаля-Гиршмана, индекс Лернера. ценовая дискриминация

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные признаки совершенной конкуренции?

2. Какая существует разница между совершенной и несовершенной конкуренцией?

3. Как определяется степень взаимозаменяемости и взаимозависимости на отраслевых рынках?

4. При каких условиях монополист масимизирует прибыль?

5. Какие потери общественного благосостояния сопровождают монопольный рынок?

6. Возможно ли производство монопольной отраслью конкурентного объема? Каким образом можно этого достичь?

7. Что такое ценовая дискриминация? Какие виды ценовой дискриминации различают в поведении монополиста?

8. В чем проявляется отличие кооперированной олигополии от некооперированной?

9. Что такое монопольная власть и как она измеряется?

10. Что такое дифференциация товара и как она воздействует на спрос потребителя?

 

Примеры решения задач

 

Задание 1. Функция издержек фирмы-монополиста равна TC(Q) = Q2 + 60. Функция спроса на товар фирмы: QD = 30 - 2P. ТС, Р — в тыс.долл., Q — в тыс. шт.Определите объем производства, цену, общую выручку, экономическую прибыль монополиста и его монопольную власть.

Решение:

1) Прибылемаксимизирующий выпуск монополии определим из условия: MR=MC, где

Из функции спроса следует, что P=15-0,5Q MR=15-Q

MR=MC=15-Q=2Q Qmon=5т.шт,Рmon=12,5т.долл

2) Общая выручка определяется из условия TR=P*Q=5*12=60 млн.долл

3) Показатель монопольной власти определяем с помощью индекса А.Лернера (L)

 


Иначе говоря, степень превышения монопольной ценой рыночной цены, установленной на уровне предельных либо средних затрат составляет 20%

Задание 2. Спрос на продукцию фирмы-монополиста имеет вид: Qd=10–P,где Р — в тыс.руб., Q — в тыс. штФункция общих затрат этой фирмы равна ТС=4Q. Каковы чистые потери общества от монополии на данном рынке?

Решение:

Чистые потери общества от монополии («социальный груз монополии») определяются по формуле:

DWL=1/2×DQ×DP

где ×DQ=Qc- Qm сокращение выпуска в условиях монополии

×DP=Рm- Pc –повышение рыночной цены

Параметры равновесия на конкурентном рынке определяем из условия: Р=МС, где MC=TC(q)=4, а

Qd=10–P=6 Qc=6т.шт; Рc=4т.руб

Параметры равновесия на монопольном рынке определяем из условия: MR=МС, где = 10-2Q

10-2Q=4 Qm=3т.шт; Рm=7т.руб.

При этом прибыль фирмы-монополиста составит:

p=Qm×Pm–TC(Qm)=3×7–3×4=9млн.руб.

Чистые потери общества от монополии будут равны:

DWL=1/2×DQ×DP=1/2×3×3=4,5млн.руб.

Как правило, потери общества оказываются равными половине прибыли монополиста.

Задание 3. На рынке спрос равен: , действует 100 фирм, предельные издержки каждой из которых равны . На рынок входит фирма А, которая благодаря преимуществам в издержках (ее средние издержки при постоянной отдаче от масштаба равны 15) становится доминирующей. Какую долю рынка получит данная фирма? Какая цена установится на рынке? Получат ли остальные фирмы прибыль?

Решение:

1) Фирма – аутсайдер ведет себя как конкурент, то есть ориентируется на цену, назначаемую фирмой-лидером. Соответственно, предложение одной фирмы аутсайдера составит:

А предложение всех аутсайдеров будет равно:

2) Фирма – лидер при принятии решения о выпуске, ориентируется на остаточный спрос – тот спрос, который остается на рынке после того, как аутсайдеры продали свой максимальный объем.

Остаточный спрос фирмы – лидера будет равен:

или

3) Предельная выручка фирмы-лидера по остаточному спросу составит: MR=(PQ)'

4) Условие максимизации прибыли фирмы–лидера схоже с аналогичным для монополии:

Þ Þ

где QL — выпуск фирмы-лидера.

5) Равновесная цена на рынке будет определяться по остаточному спросу. Фирма-лидер назначит такую цену, при которой она сможет продать свой оптимальный выпуск. Это и будет цена рынка:

руб.

Подстановка последней в функцию спроса дает

ед.

— совокупный выпуск всех фирм на рынке.

Тогда доля рынка фирмы-лидера составит:

6) Подстановка цены в функцию предложения фирмы-аутсайдера дает

7) Из условия задачи общие издержки фирмы-аутсайдера будут равны:

Тогда прибыль фирмы-аутсайдера составит:

или

Таким образом, фирма – аутсайдер получает положительную прибыль, если выполняется условие, что ее постоянные издержки (FC) меньше 186,05руб.

Задачи для самостоятельного решения

Задание 1. В условиях монополии спрос равен Р=1500-10Q. Общие издержки монополиста составляют ТС=100+10Q2. Какова цена монополиста и каков объем его продаж, если монополист максимизирует прибыль? Если монополист максимизирует совокупную выручку?

Задание 2. Антимонопольный комитет страны установил, что фирма, являющаяся монополией на данном рынке, производит 55 тыс. шт. товара в неделю. При этом ее цена завышена на 10%, а выпуск занижен на 50% по сравнению с условиями свободной конкуренции. Каковы чистые потери благосостояния от монополии на данном рынке, если предельные издержки выпуска составляют 10 тыс. руб.?

Задание 3. На рынке, где спрос равен Qd=3500-100P, действует 100 фирм, Общие издержки каждой из которых равны TC=0,5q2+5q. Положение лидера на данном рынке занимает фирма, средние издержки которой составляют 10 руб..Какую долю рынка получит данная фирма? Какая цена установится на рынке? при каких условиях получат прибыль остальные фирмы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.243 (0.005 с.)