Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказание о бракосочетании (к главам 63—67). (стр. 107—117)

Поиск

1. Т. е. вместе с Юдхиштхирой, Бхимасеной, Накулой и Сахадевой.

2. Т. е. Бхишму.

3. Т. е. Ашваттхамана.

4. Т. е. Юдхиштхира, носящий мнимое имя Канка во время службы при дворе царя Вираты.

5. Свастика (svastika) — мистический знак в виде креста с равными, загнутыми под прямым углом концами, который служит религиозным символом у народов Индии и др. Этимологически слово «свастика» является производным от восклицания svasti — букв. «хорошо есть» (su + asti).

6. С трубами и горнами,... при возвещении победы(nandi-vadyah... turya-vadyah)

— так, согласно толкованию Нилакантхи:

naudi-vadyah — mangala-vadyani, turya-vadya —

jaya-vadyani.

7. Сын Дхармы ( dharmapulra) — Юдхиштхира, рожденный матерью

Кунти от бога Дхармы, выступает всюду в Махабхарате как воплощение закона и справедливости на земле.

8. Т. е. Уттара, сын царя Вираты.

9. Т. е. кауравов, которые увели скот царя Вираты.

10. Т. е. Карна, сын Викартаны (Солнца).

11. Сосуд из белой меди ( patram kansyam) — см. также русский

перевод: Махабхарата. Кн. вторая. Сабхапарва, или Книга о собрании. Пер. с санскрита и комм. В. И. Кальянова (отв. ред. акад. АН ЛитССР Б. А. Ларин). Изд. АН СССР, М.—Л., 1962 (серия «Литературные памятники»), стр. 91.

12. Т. е. Юдхиштхира, род которого восходит к древнему предку Куру.

13. Согласно религиозным представлениям индийцев, проклятие брахмана или мудреца-подвижника обладает страшною силой: оно способно привести в трепет не только земных владык, но даже и самих богов, которые силою изреченного на них проклятия могут быть сброшены со своих мест и обессилены. Подобные представления говорят о том, что еще древние индийцы (как и греки) хорошо понимали и верили в силу и торжество человеческого разума, коему были подчинены благополучие и существование самих богов.

14. Т. е. Юдхиштхиру.

15. Т. е. Судешны, супруги царя Вираты.

16. Разрушительный огонь при гибели мира (kalagni из kala + agni) — согласно космологическим представлениям индийцев, мир, или Вселенная, претерпевает циклически три состояния. (См. прим. 155 на стр. 188).

17. Вришни (vrsni) — название общины или рода ядавов, где, согласно преданиям, родился Кришна. Такое название идет от имени Вришни (Vrsni), потомка Яду, который принадлежал к Лунной династии и был предком Кришны.

18. Или: подобный Держащему громовую стрелу (vajrahasta-nib-bah) — здесь vajrahasta есть сложное слово типа Bahuvrihi, которое буквально означает «с громовой стрелой в руке» и соответствует другому сложному слову типа Upapadasamasa: vajrabhrt, имеющему значение «носитель громовой стрелы» (т. е. Громодержец) — эпитет бога Индры.

19. Т. е. Крипу.

20. Т. е. Ашваттхамана.

21. Т. е. Карну.

22. Когда yad, местоим. относит. — здесь yad мы рассматриваем как самостоятельно стоящее в середине шлоки, вне связи с tat в следующей

шлоке.

23. Т. е. одежды Крипы, Карны и других воинов, кроме Бхишмы, которые под действием чудесного оружия Арджуны находились в бессознательном состоянии. (См.: Виратапарва, гл. 61, шлоки 12—18, стр. 104).

24. Т. е. вместе с Уттарой.

25. Как (ослепительный) блеск полуденного солнца (suryasya

iva udyatah prabha) — букв. «как блеск поднявшегося (т. е. находящегося в вышине, в зените) солнца». Мы здесь переводим udyatah — определение к солнцу (suryasa) — «полуденного солнца», а к pradha («блеск») добавляем в скобках определение «ослепительный».

26. Владыка богатств (dhanecvara)— эпитет бога богатств Куберы, который в индийской мифологии почитается хранителем сокровищ Индры.

27. Хранители земли (mahipala), т. е. властители земли, цари, владыки.

28. Снатака, снатаки (snataka) — букв. «окунувшийся», «искупавшийся», духовный сан, даваемый брахману, который после окончания своего учения совершил омовение, т. е. священный обряд, завершивший его обучение.

29. Т. е. вместе с Шакуни, дядей Дурьйодханы (Суйодханы).

30. Гандхамадана (gandhamadana) — букв. «опьяняющий ароматом, благоуханием», древнее название части горной цепи Рудра-Хималаи в Гарвале, которая находится северо-восточнее Бадринатха.

31. Кродхаваша (krodhavaca)— букв. «одержимые гневом, название

разряда злых демонов, или ракшасов, в индийской мифологии.

32. Т. е. для Драупади.

33. Т. е. Накулы и Сахадевы.

34. Сына Панду (pandavasya), т. е. пандаву; по-видимому, Юдхиштхиру, как явствует также из дальнейшего изложения.

35. Вместе с казною и войском (sa-danda-kocam) — в нашем переводе мы исходим из текста Артхашастры Каутильи (I, 4/3):

taya svapaksam parapaksam ca vacikaroti kogadandabhyam,

т. е. «при помощи его (т. е. учения о хозяйстве, — В. К.) царь подчиняет себе сторонников и врагов через казну и войско» (Артхашастра, стр. 19). Рой понимает danda как «скипетр» и переводит «together with the sceptre and treasury».

36. Наилучший из... и первейший из рода Бхараты (matsya-bharata-sattamau), т. е. имеется в виду царь Матсья и Арджуна, как явствует иа дальнейшего повествования (Виратапарва, гл. 67, шл. 12). Однако вместо Арджуны может подразумеваться и царь Юдхиштхира, поскольку слова эти вложены в уста

Арджуны, для которого авторитет и воля Юдхиштхиры как старшего брата непререкаемы.

37. Абхиманью (abhimanyu) — сын Арджуны от его второй супруги

Субхадры и отец Парикшита, отца Джанамеджайи, которому повествуется Махабхарата. Абхиманью впоследствии был убит палицей сыном Духшасаны.

38. Племянник (по сестре) (svasriyah) — букв. «сестрин сын». Мать Абхиманью Субхадра была родной сестрой Васудевы (Кришны), поэтому Абхиманью приходился последнему племянником.

39. Т. е. Кришне.

40. Упаплавья (upaplavya) — букв. «подверженный набегам», то же, что и Вирата (Virata), главный город царства Вираты, столица царя матсьев. На месте древней Упаплавьи, как предполагают, стоит ныне город Вират, или Байрат, который находится по соседству с Джайпуром, в 194 км южнее Дели.

41. Джанардана (janardana) — букв. «возмущающий, возбуждающий людей», эпитет Кришны.

42. Дашархи (dacarhah) — потомки Дашарха (Daсarha), т. е. ядавы, к которым принадлежал также и Кришна. (См. прим. 30 на стр. 164).

43. Анарта (anartah) — название народности, населявшей, по-видимому, область нынешнего Северного Гуджарата, где столицей был город Анарттапура, или, возможно, область нынешнего Гуджарата и часть Мальвы.

44. Каши (Касi) — древнее название Бенареса, расположенного на Ганге, одного из семи священных городов Индии. Каши — название страны, в которой Бенарес был столицей. Царь Каши (kaciraja), т. e. правитель страны Каши.

45. Шайбья ( caibya) — потомок легендарного царя Шиби. Последний, как рассказывают мифы, спас бога Агни в образе голубя от Индры, принявшего вид ястреба, для чего он пожертвовал частью своих мускулов, равной весу голубя.

46. Акшаухини (aksauhini) — большое объединенное войско, состоящее из четырех родов (caturanga): слонов, колесниц, конницы и пехотинцев. Согласно самой Махабхарате, в состав акшаухини входят 21 807 слонов и столько же колесниц, 65 610 коней и 109 350 пехотинцев. (См.: Махабхарата. Кн. первая. Адипарва. Пер. с санскрита и прим. В. И. Кальянова. Под ред. акад. А. П. Баранникова. Изд. АН СССР, М.—Л., 1950 (серия «Литературные памятники»), «тр. 25).

47. Яджнясена (yajnasena) — имя царя Друпады, отца Драупади-Кришны. {См. прим. 61 и 73 на стр. 166, 167).

48. Шикхандин (cikhandin) — сын царя Друпады. Согласно легендам, Шикхандин родился девочкой, но потом некий полубог с ним обменялся полом, и он стал юношей. Во время великой битвы, когда происходил поединок между Бхишмой и Арджуной, последний оказался не в силах победить своего противника, и тогда он выставил впереди себя Шикхандина. Но Бхишма отказался применить против него оружие, так как продолжал видеть в нем женщину. Благородством и нерешительностью Бхишмы воспользовался Арджуна и пронзил его множеством стрел.

49. Дхриштадьюмна ( dhrstadyumna) — сын царя Друпады и брат Драупади, могучий воин-герой, сражавшийся во время великой битвы на стороне пандавов.

50. Халаюдха (halayudha) — букв. «вооруженный плугом», или же

haladhara — «плугоносец», наиболее распространенный эпитет Баларамы, старшего брата Кришны.

51. Критаварман ( krtavarman) — сын Хридики (Hrdika) из рода ядавов, воин-герой, сражавшийся во время великой битвы на стороне кауравов. В числе трех воинов, оставшихся в живых, он ночью совершил кровавое нападение на спящий лагерь пандавов.

52. Ююдхана ( yuyudhana) — букв. «усердно сражающийся», эпитет

Сатьяки (Satyaki), сына или потомка Сатьяка (Satyaka). Ююдхана, или Сатьяки, принадлежал к роду ядавов и во время великой битвы сражался на стороне пандавов в качестве возницы Кришны.

53. Анадхришти и Акрура, Самба и Нишатха. — Анадхришти ( anadhrsti) — сын Уграсены, царя Матхуры (совр. Муттра в области Агра), полководец ядавов. Акрура ( akrura) — букв. «нежестокий», «лишенный жестокости»,

имя ядавы — друга и дяди Кришны. Самба (samba) — ядава, сын Кришны от супруги Джамбавати. Нишатха (nicatha) — герой из рода Вришни, или ядавов, сын Баларамы.

54. Т. е. вместе с Субхадрой.

55. Андхаки (andhakah) — знаменитый род, который обычно упоминается в эпосе наряду с другим родом — вришни, или вришниями (vrsnayah).

Оба рода восходят к предкам Андхака и его брата Вришни — внуков Кроштри и сыновей Юдхаджита из рода ядавов.

56. Бходжи ( bhojah) — название древнего рода, населявшего области

у подножия горы Виндхья.

57. Т. е. Драупади.

58. Т. е. для своего сына Абхиманью.

59. Ачьюта ( acyuta) — букв. «непреклонный», «нетленный», эпитет

Вишну, или Кришны.

60. Т. е. Упаплавья, столица царства Вираты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.42.247 (0.008 с.)