Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сражение при Кадисиййи в 14 году от хиджры
Часть вторая
Правление ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах)(13–23 гг. х.)
Скачать статью в док формате:
http://vk.com/doc195761095_376074553
Читать на сайте:
https://bibliotekaislama2.wordpress.com/2015/03/21/%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%83%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%b0-%d0%b8%d0%b1%d0%bd-%d0%b0%d0%bb%d1%8c-%d1%85%d0%b0%d1%82%d1%82%d0%b0%d0%b1%d0%b0-%d0%b4%d0%b0-%d0%b1/
Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) правил два года и три месяца, после чего он скончался. Своим преемником он назначил ‘Умара ибн аль-Хаттаба, и люди присягнули ему. Абу Бакр считал, что ‘Умар - наиболее подходящая кандидатура. Поэтому он завещал пост халифа ему. ‘Умар правил десять лет. Период правления ‘Умара был наилучшим в жизни мусульман после эпохи посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра. Приход ‘Умара к власти совпал с обострением обстановки в Шаме и битвой при Йармуке. Мусульмане одержали блестящую победу в сражении с византийцами. Такие города, как Дамаск, Хомс, Кыннасрин и Аджнадин были завоёваны, после чего произошло другое грандиозное событие - покорение Иерусалима (Бейт аль-макдис). После этого мусульмане смогли беспрепятственно передвигаться по землям византийцев. Затем ‘Амр ибн аль-‘Ас завоевал Египет, а Са‘д ибн Абу Уаккас направился на восток, в земли персов. Он привёл к ним конницу, и они понесли огромные потери. Позже имело место сражение при Кадисиййи. Мусульманами командовал Са‘д ибн Абу Уаккас. Это была одна из решающих битв. Затем был завоёван Хорасан. Таким образом, во времена ‘Умара очень многие земли были открыты для ислама.
'Умар строго следил за деятельностью своих наместников. Он спрашивал простых людей о том, насколько хорошо наместники выполняют свои обязанности по отношению к ним. Мухаммад ибн Масляма был посланцем ‘Умара и узнавал по его велению о действиях и поведении того или иного наместника.
Известно также, что ‘Умар имел обыкновение выходить по ночам и ходить по городу, чтобы знать, что происходит в его владениях.
‘Умар также заботился о безопасности Медины и принимал соответствующие меры. Он не разрешал самым известным сподвижникам уезжать из города, чтобы при необходимости можно было сразу же обратиться к ним за советом. Шакир "ат-Тарих аль-ислами", (3/21).
'Умар позаботился о распространении справедливости. Посланец хосроя сказал, увидев его спящим под деревом: " Ты правишь справедливо и потому чувствуешь себя в безопасности и спишь спокойно ".
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: " Однажды, когда мы сидели у ‘Умара, он спросил: "Кто из вас помнит слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) об испытаниях и искушениях? ". Я сказал: " Искушение человека, связанное с его женой, имуществом, детьми и соседями, искупляется * молитвой, милостыней, побуждением людей к совершению одобряемого и удержанием от порицаемого ". | * Здесь имеются в виду те случаи, когда человек не смог устоять перед каким-либо из этих искушений и сделал нечто, не одобряемое шариатом, то есть совершил грех. ‘Умар сказал: " Я имею в виду не это, а смуту, которая будет подобна бушующему морю ". Я сказал: " Она не повредит тебе, о повелитель верующих, поистине, ты отделён от неё запертой дверью ". ‘Умар спросил: " Эта дверь будет сломана или открыта? ". Я ответил: " Она будет сломана ". ‘Умар сказал: " Значит, после этого её уже никогда не закроют! "".
Хузайфу спросили: " Знал ли ‘Умар, о какой двери идёт речь? ". Он ответил: " Он знал это так же хорошо, как и то, что ночь предшествует утру, потому что хадис этот я пересказал ему в точности, без ошибок ". Люди побоялись спросить Хузайфу о том, что же это за дверь, и попросили Масрука сделать это. Он спросил: " Кто же является этой дверью? ". Хузайфа ответил: " Эта дверь - сам ‘Умар ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 7096; Муслим, (№144/231).
Сломанная дверь - это гибель ‘Умара от руки огнепоклонника Абу Люлюа.
Глава первая
Краткая биография ‘Умара ибн аль-Хаттаба да будет доволен им Аллах!
Его звали ‘Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн ‘Абду-ль-‘Узза ибн Рийах ибн ‘Абдуллах ибн Курт ибн Разах ибн ‘Ади ибн Ка‘б ибн Люайй ибн Галиб ибн Фихр аль-‘Адуи аль-Кураши. Абу Ну‘айм аль-Асфахани "Марифат ас-Сахаба", (1/190).
У него было несколько жён:
1. Зейнаб бинт Мазун.
2. Муляйка бинт Джаруль.
3. Умм Хаким бинт аль-Харис.
4. ‘Атика бинт Зейд.
5. Умм Кульсум бинт ‘Али ибн Абу Талиб.
6. Джамиля бинт ‘Асым.
7. Кариба бинт Абу Умаййа.У ‘Умара было много детей.
Сыновья: Зейд-старший, Зейд-младший, ‘Асым, ‘Абдуллах, ‘Абду-р-Рахман - старший, ‘Абду-р-Рахман - средний ‘Абду-р-Рахман - младший, ‘Убайдуллах, Ийад.
Дочери: Хафса, Рукаййа, Зейнаб и Фатыма.
Ибн Мас‘уд сказал: " С тех пор как ‘Умар принял ислам, мы обрели могущество ". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", №№ 3684, 3863. ‘Умар принял ислам после сорока одного мужчины и одиннадцати женщин в 6 году от хиджры.
Ибн ‘Аббас рассказывал: " После того, как покойного ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) положили на его ложе, обступившие его люди обращались к Аллаху с мольбами за него, восхваляли ‘Умара и совершали по нему заупокойную молитву, пока тело не подняли. Я тоже находился среди них, как вдруг какой-то человек взял меня за плечо сзади. Я повернулся к нему, и оказалось, что это ‘Али (да будет доволен им Аллах), который сказал: "Да помилует его Аллах!", а потом добавил: "Среди тех, кого ты после себя оставил, нет человека, дела которого я хотел бы иметь в запасе, когда встречу Аллаха, больше дел, совершённых тобой! Клянусь Аллахом, я всегда считал, что Аллах поместит тебя вместе с двумя твоими товарищами, ибо я столько раз слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) говорит: " Мы вместе с Абу Бакром и ‘Умаром пришли ", " Мы вместе с Абу Бакром и ‘Умаром вошли ", " Мы вместе с Абу Бакром и ‘Умаром вышли """. Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3685; Муслим, № 2389.
Достоинства ‘Умара ибн аль-Хаттаба. 1. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " Поистине, среди живших до вас общин были люди, вдохновляемые Всевышним, если в моей общине такие и есть, то это ‘Умар ибн аль-Хаттаб ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3689; Муслим, № 2398. 2. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт: " Однажды, когда мы находились в обществе посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), он сказал: " Во сне я увидел, что нахожусь в Раю, где встретил женщину, совершавшую омовение рядом с каким-то дворцом. Я спросил: "Кому принадлежит этот дворец?". Мне ответили: "‘Умару ибн аль-Хаттабу", а потом я вспомнил о его ревности и поспешно удалился оттуда ". Услышав это, ‘Умар заплакал и сказал: "Могу ли я ревновать, по отношению к тебе, о посланник Аллаха?!" ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3680; Муслим, № 2394. 3. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды, когда пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом поднялись на гору Ухуд, она задрожала, и он сказал: " Остановись, Ухуд, ибо, поистине, на тебе - пророк, правдивейший (сыддик) и два мученика ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3697; Муслим № 2394. 4. Са‘д ибн Абу Уаккас передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " О Ибн аль-Хаттаб! Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, когда Шайтан встречает тебя на дороге, он непременно сворачивает на другую дорогу ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3683; Муслим № 2396.
У ‘Умара была интересная особенность - его мнение не раз совпадало с решением Всевышнего Аллаха.
‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: " Мои желания совпали с волей моего Господа в трёх случаях. Однажды я сказал: "О посланник Аллаха, а не избрать ли нам для молитвы место Ибрахима?", - после чего был ниспослан аят, в котором говорилось:
" Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы " Сура 2 "Корова", аят 125
Что же касается аята о хиджабе, то однажды я сказал: "О посланник Аллаха, не велишь ли ты прикрываться твоим жёнам, ведь с ними разговаривают и благочестивые, и порочные!", - после чего был ниспослан аят о покрывале. Третий случай связан с тем, что однажды всех жён посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) охватила ревность к нему, и я сказал им:
" Если он разведётся с вами, то, может быть, его Господь даст ему взамен вас, жён лучше вас " Сура 66 "Запрещение", аят 5
Потом этот аят был ниспослан Всевышним ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 402; Муслим № 2399.
Настало время упомянуть о кончине ‘Умара (да будет доволен им Аллах). Его убил огнепоклонник-перс Абу Люлюа. Он два раза ударил его отравленным кинжалом, когда тот совершал утреннюю молитву с людьми. Узнав о том, кто именно нанёс ему смертельный удар, ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: " Хвала Аллаху, Который не сделал моим убийцей мусульманина, который вёл бы со мной спор пред Аллахом, приводя в качестве довода земные поклоны, которые он совершал Ему! ". Ибн Абу Шейба "аль-Муасаннаф", № 37074.
Глава вторая
Важнейшие события в период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах!
Часть вторая
Правление ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах)(13–23 гг. х.)
Скачать статью в док формате:
http://vk.com/doc195761095_376074553
Читать на сайте:
https://bibliotekaislama2.wordpress.com/2015/03/21/%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%83%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%b0-%d0%b8%d0%b1%d0%bd-%d0%b0%d0%bb%d1%8c-%d1%85%d0%b0%d1%82%d1%82%d0%b0%d0%b1%d0%b0-%d0%b4%d0%b0-%d0%b1/
Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) правил два года и три месяца, после чего он скончался. Своим преемником он назначил ‘Умара ибн аль-Хаттаба, и люди присягнули ему. Абу Бакр считал, что ‘Умар - наиболее подходящая кандидатура. Поэтому он завещал пост халифа ему. ‘Умар правил десять лет. Период правления ‘Умара был наилучшим в жизни мусульман после эпохи посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра. Приход ‘Умара к власти совпал с обострением обстановки в Шаме и битвой при Йармуке. Мусульмане одержали блестящую победу в сражении с византийцами. Такие города, как Дамаск, Хомс, Кыннасрин и Аджнадин были завоёваны, после чего произошло другое грандиозное событие - покорение Иерусалима (Бейт аль-макдис). После этого мусульмане смогли беспрепятственно передвигаться по землям византийцев. Затем ‘Амр ибн аль-‘Ас завоевал Египет, а Са‘д ибн Абу Уаккас направился на восток, в земли персов. Он привёл к ним конницу, и они понесли огромные потери. Позже имело место сражение при Кадисиййи. Мусульманами командовал Са‘д ибн Абу Уаккас. Это была одна из решающих битв. Затем был завоёван Хорасан. Таким образом, во времена ‘Умара очень многие земли были открыты для ислама.
'Умар строго следил за деятельностью своих наместников. Он спрашивал простых людей о том, насколько хорошо наместники выполняют свои обязанности по отношению к ним. Мухаммад ибн Масляма был посланцем ‘Умара и узнавал по его велению о действиях и поведении того или иного наместника.
Известно также, что ‘Умар имел обыкновение выходить по ночам и ходить по городу, чтобы знать, что происходит в его владениях.
‘Умар также заботился о безопасности Медины и принимал соответствующие меры. Он не разрешал самым известным сподвижникам уезжать из города, чтобы при необходимости можно было сразу же обратиться к ним за советом. Шакир "ат-Тарих аль-ислами", (3/21).
'Умар позаботился о распространении справедливости. Посланец хосроя сказал, увидев его спящим под деревом: " Ты правишь справедливо и потому чувствуешь себя в безопасности и спишь спокойно ".
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: " Однажды, когда мы сидели у ‘Умара, он спросил: "Кто из вас помнит слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) об испытаниях и искушениях? ". Я сказал: " Искушение человека, связанное с его женой, имуществом, детьми и соседями, искупляется * молитвой, милостыней, побуждением людей к совершению одобряемого и удержанием от порицаемого ". | * Здесь имеются в виду те случаи, когда человек не смог устоять перед каким-либо из этих искушений и сделал нечто, не одобряемое шариатом, то есть совершил грех. ‘Умар сказал: " Я имею в виду не это, а смуту, которая будет подобна бушующему морю ". Я сказал: " Она не повредит тебе, о повелитель верующих, поистине, ты отделён от неё запертой дверью ". ‘Умар спросил: " Эта дверь будет сломана или открыта? ". Я ответил: " Она будет сломана ". ‘Умар сказал: " Значит, после этого её уже никогда не закроют! "".
Хузайфу спросили: " Знал ли ‘Умар, о какой двери идёт речь? ". Он ответил: " Он знал это так же хорошо, как и то, что ночь предшествует утру, потому что хадис этот я пересказал ему в точности, без ошибок ". Люди побоялись спросить Хузайфу о том, что же это за дверь, и попросили Масрука сделать это. Он спросил: " Кто же является этой дверью? ". Хузайфа ответил: " Эта дверь - сам ‘Умар ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 7096; Муслим, (№144/231).
Сломанная дверь - это гибель ‘Умара от руки огнепоклонника Абу Люлюа.
Глава первая
Краткая биография ‘Умара ибн аль-Хаттаба да будет доволен им Аллах!
Его звали ‘Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн ‘Абду-ль-‘Узза ибн Рийах ибн ‘Абдуллах ибн Курт ибн Разах ибн ‘Ади ибн Ка‘б ибн Люайй ибн Галиб ибн Фихр аль-‘Адуи аль-Кураши. Абу Ну‘айм аль-Асфахани "Марифат ас-Сахаба", (1/190).
У него было несколько жён:
1. Зейнаб бинт Мазун.
2. Муляйка бинт Джаруль.
3. Умм Хаким бинт аль-Харис.
4. ‘Атика бинт Зейд.
5. Умм Кульсум бинт ‘Али ибн Абу Талиб.
6. Джамиля бинт ‘Асым.
7. Кариба бинт Абу Умаййа.У ‘Умара было много детей.
Сыновья: Зейд-старший, Зейд-младший, ‘Асым, ‘Абдуллах, ‘Абду-р-Рахман - старший, ‘Абду-р-Рахман - средний ‘Абду-р-Рахман - младший, ‘Убайдуллах, Ийад.
Дочери: Хафса, Рукаййа, Зейнаб и Фатыма.
Ибн Мас‘уд сказал: " С тех пор как ‘Умар принял ислам, мы обрели могущество ". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", №№ 3684, 3863. ‘Умар принял ислам после сорока одного мужчины и одиннадцати женщин в 6 году от хиджры.
Ибн ‘Аббас рассказывал: " После того, как покойного ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) положили на его ложе, обступившие его люди обращались к Аллаху с мольбами за него, восхваляли ‘Умара и совершали по нему заупокойную молитву, пока тело не подняли. Я тоже находился среди них, как вдруг какой-то человек взял меня за плечо сзади. Я повернулся к нему, и оказалось, что это ‘Али (да будет доволен им Аллах), который сказал: "Да помилует его Аллах!", а потом добавил: "Среди тех, кого ты после себя оставил, нет человека, дела которого я хотел бы иметь в запасе, когда встречу Аллаха, больше дел, совершённых тобой! Клянусь Аллахом, я всегда считал, что Аллах поместит тебя вместе с двумя твоими товарищами, ибо я столько раз слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) говорит: " Мы вместе с Абу Бакром и ‘Умаром пришли ", " Мы вместе с Абу Бакром и ‘Умаром вошли ", " Мы вместе с Абу Бакром и ‘Умаром вышли """. Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3685; Муслим, № 2389.
Достоинства ‘Умара ибн аль-Хаттаба. 1. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " Поистине, среди живших до вас общин были люди, вдохновляемые Всевышним, если в моей общине такие и есть, то это ‘Умар ибн аль-Хаттаб ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3689; Муслим, № 2398. 2. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт: " Однажды, когда мы находились в обществе посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), он сказал: " Во сне я увидел, что нахожусь в Раю, где встретил женщину, совершавшую омовение рядом с каким-то дворцом. Я спросил: "Кому принадлежит этот дворец?". Мне ответили: "‘Умару ибн аль-Хаттабу", а потом я вспомнил о его ревности и поспешно удалился оттуда ". Услышав это, ‘Умар заплакал и сказал: "Могу ли я ревновать, по отношению к тебе, о посланник Аллаха?!" ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3680; Муслим, № 2394. 3. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды, когда пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом поднялись на гору Ухуд, она задрожала, и он сказал: " Остановись, Ухуд, ибо, поистине, на тебе - пророк, правдивейший (сыддик) и два мученика ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3697; Муслим № 2394. 4. Са‘д ибн Абу Уаккас передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " О Ибн аль-Хаттаб! Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, когда Шайтан встречает тебя на дороге, он непременно сворачивает на другую дорогу ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3683; Муслим № 2396.
У ‘Умара была интересная особенность - его мнение не раз совпадало с решением Всевышнего Аллаха.
‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: " Мои желания совпали с волей моего Господа в трёх случаях. Однажды я сказал: "О посланник Аллаха, а не избрать ли нам для молитвы место Ибрахима?", - после чего был ниспослан аят, в котором говорилось:
" Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы " Сура 2 "Корова", аят 125
Что же касается аята о хиджабе, то однажды я сказал: "О посланник Аллаха, не велишь ли ты прикрываться твоим жёнам, ведь с ними разговаривают и благочестивые, и порочные!", - после чего был ниспослан аят о покрывале. Третий случай связан с тем, что однажды всех жён посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) охватила ревность к нему, и я сказал им:
" Если он разведётся с вами, то, может быть, его Господь даст ему взамен вас, жён лучше вас " Сура 66 "Запрещение", аят 5
Потом этот аят был ниспослан Всевышним ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 402; Муслим № 2399.
Настало время упомянуть о кончине ‘Умара (да будет доволен им Аллах). Его убил огнепоклонник-перс Абу Люлюа. Он два раза ударил его отравленным кинжалом, когда тот совершал утреннюю молитву с людьми. Узнав о том, кто именно нанёс ему смертельный удар, ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: " Хвала Аллаху, Который не сделал моим убийцей мусульманина, который вёл бы со мной спор пред Аллахом, приводя в качестве довода земные поклоны, которые он совершал Ему! ". Ибн Абу Шейба "аль-Муасаннаф", № 37074.
Глава вторая
Важнейшие события в период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах!
Сражение при Кадисиййи в 14 году от хиджры
Когда ‘Умар (да будет доволен им Аллах) собрал войско, чтобы предпринять поход на Ирак, он вышел из Медины, оставив в ней ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) своим заместителем, однако ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф сказал ему: " Я боюсь, что если с тобой что-то случится, мусульмане в других уголках земли ослабнут и я считаю, что ты должен послать кого-нибудь вместо себя, а сам вернуться в Медину ". ‘Умар и другие сподвижники согласились с мнением ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа. ‘Умар спросил: " Но кого, по-твоему, следует послать? ". Он сказал: " Смелого льва - Са‘да ибн Абу Уаккаса ". ‘Умар согласился с предложенной кандидатурой, и Са‘д отправился в Ирак в сопровождении четырёх (а по другим данным шести) тысяч воинов. ‘Умар сказал: " Клянусь Аллахом, я нанесу удар неарабским королям - вождями арабов! ". И он велел Са’ду выбрать командующих для каждого племени и договориться собраться в Кадисиййе. В составе войско было более трёхсот сподвижников, в том числе и семьдесят участников битвы при Бадре. С ними были и семьсот сыновей сподвижников. Персы же объединились вокруг Рустума. У него было восьмидесятитысячное войско, а по другим данным оно было даже более многочисленным. У них было тридцать три слона. Са‘д послал к нему Риб‘и ибн ‘Амира. Когда тот пришёл к персидскому военачальнику, разодетый Рустум восседал на золотом ложе, а вокруг были настелены ковры и лежали расшитые золотом подушки. Риб‘и приехал на своём коне, в простой одежде с мечом и щитом. А на голове его был шлем. Он подъехал к ковру и проехал по нему на своём неказистом коне, затем спешился и привязал коня к подушкам. Персы сделали ему знак снять оружие, однако он сказал: " Если бы я пришёл к вам сам, я бы сделал это по вашему приказу. Однако это вы позвали меня и, либо вы оставите меня как есть, либо я просто уйду ". Рустум велел им оставить его как есть. Затем Риб‘и направился к Рустуму, опираясь на своё копьё и намеренно делая маленькие шаги, чтобы испортить ковры, по которым проходил. Рустум спросил: " Что привело вас сюда? ". Риб‘и ответил: " Аллах привёл нас сюда. Он послал нас, чтобы мы вывели тех, кого Он желает, из поклонения себе подобным к поклонению Аллаху, из тесноты мира к простору его, из несправедливости религий к справедливости ислама. Он направил Своего посланника к Своим творениям со Своей религией, и кто примет её, от того примем и мы, оставив в покое его и его землю, а кто откажется, с тем мы будем сражаться до обещанного Аллахом ". Рустум спросил: " А что обещал Аллах? ". Он ответил: " Рай для тех, кто погибнет, сражаясь с мешающими распространению Его религии, и победу тем, кто останется в живых ". Рустам сказал: " Мы выслушали вас. Готовы ли вы подождать, пока мы обдумаем ваши слова? ". Риб‘и сказал: " Да. Сколько вам нужно? День? Два? ". Рустум сказал: " Нет. Столько, чтоб хватило, чтобы написать мудрым людям и предводителям нашего народа и получить от них ответ ". Риб‘и сказал: " Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел нам не давать врагам на раздумье больше трёх дней. Мы даём вам три дня. Подумай, и по прошествии трёх дней ты должен выбрать одно из трёх [то есть: ислам, джизйу или сражение]". Рустум спросил: " Ты их господин? ". Он ответил: " Нет. Однако мусульмане подобны единому телу, одни - от других, и тот, кто ниже, может быть покровителем и защитником для того, кто выше его ". Сказав это, он удалился. Оставшись наедине со своими товарищами, Рустум сказал им: " Вы когда-нибудь слышали что-нибудь подобное словам этого человека? ". Они же в ответ выказали своё презрение и пренебрежительное отношение к посланцу мусульман, сказав: " Не дай Бог тебе склониться к тому, что он говорит, и оставить свою религию в угоду этому псу. Разве ты не видишь, как он одет?! ". Тогда Рустум сказал: " Горе вам! Поистине, я смотрю на мнение, слова и поведение. Арабы никогда не заботились об одежде и еде, но уделяли много внимания благородству происхождения! ".
Ибн Касир (да помилует его Аллах) пишет: " Сражение при Кадисиййи было поистине великим, и не было в Ираке более удивительного сражения. Когда ряды уже стояли напротив друг друга, Са‘д, у которого начался ишиас (боль в спине), а всё его тело покрылось фурункулами, не смог сесть в седло. Он остался в крепости. Лёжа грудью на подушке, он наблюдал за происходящим сверху и оттуда командовал. А контролировать происходящее непосредственно на поле боя он поручил Халиду ибн Урфуте ". Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", событие 14 г.х. (7/44).
Когда сражение началось, командующие с обеих сторон подбадривали воинов и побуждали их сражаться как можно лучше. В этом сражении отличились многие доблестные воины, например, аль-Ка‘ка‘ ибн ‘Амр, ‘Амр ибн Мадий Кариб, Джарир ибн ‘Абдуллах аль-Баджали, Халид ибн Урфута, Дырар ибн аль-Хаттаб и Туляйха аль-Асади. Сражение продолжалось три дня. Сначала мусульмане истребили слонов и убили лучников, которые сидели на них. А потом поднялся сильный ветер, который сорвал шатры персов с места. Мусульмане одержали победу. Рустум попытался сбежать на своей мулице, но мусульмане настигли его и убили. Ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк", событие 14 г.х.
|