Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое техническая стандартизация

Поиск

 

 

Рассказ о деталях машин будет неполным, если не упомянуть об их стандартизаций и нормализации.

Как вы думаете, что произойдет, если каждый конструктор и каждый завод начнет придумывать новые размеры резьб, профилей проката, шарикоподшипников, муфт, цепей или даже новую систему оформления чертежей и условных обозначений? Конечно, в таких чертежах не сумеют разобраться работники других предприятий, и завод не сможет получить всех необходимых ему материалов и готовых изделий, не сможет осуществить производственное сотрудничество с другими предприятиями и т. д.

Чтобы этого не случилось, в нашей стране введена система государственных общесоюзных стандартов (ГОСТов), которые ни одно предприятие не вправе нарушить. Стандартизованы все важнейшие конструктивные элементы деталей машин, профили проката (балки, уголки, швеллеры, трубы), размеры шарикоподшипников, стальные канаты, а также чертежная система, условные обозначения и многое другое.

Официальной датой начала государственной стандартизации в СССР считается 15 сентября 1925 г., когда был создан Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны. Первая группа общесоюзных стандартов (на селекционные сорта пшеницы) была утверждена 7 мая 1926 г.

Установлены четыре категории стандартов: ГОСТ— Государственный стандарт Союза ССР, РСТ — республиканский стандарт союзных республик, ОСТ — отраслевой стандарт (по отраслям промышленности, торговли, сельскохозяйственного производства и т. д.), СТП — стандарт предприятий (организаций). ГОСТ имеет силу закона для всех организаций и предприятий нашей страны. Стандартом может служить не только тот или иной документ, но и промышленное изделие, образцовое по составу или свойствам вещество, атлас цветов, какая-либо заданная программа или правило и т. д. Стандартизируют все виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, от сырья до готового изделия, методы испытания и контроля готовых изделий, системы классификации и кодирования продукции, научно-технические термины, различные правила и нормы.

Стандартизация, типизация и унификация узлов машин. 1— дизель; 2 — электродвигатель; 3 — колесная тележка; 4 —шасси автомобиля; 5 — гусеничная тележка; 6 — болотные гусеницы; 7 — прямая лопата; 8 — крановая стрела с крюком; 9 — обратная лопата; 10 — грейфер; 11 — стрела и ковш драглайна; 12 — струг; 13 — засыпатель траншей; 14 —корчеватель; 15 — копер.

По машиностроению и другим видам продукции самых разнообразных отраслей производства стандартами установлены также и «технические условия» на изготовление и прием этой продукции.

Стандарты все время пополняются и обновляются в соответствии с непрерывным ростом и развитием промышленного производства.

В дополнение к стандартизации, проводимой в общегосударственном масштабе, отдельные отрасли производства и заводы могут проводить работы по нормализации деталей машин, технологической оснастке режущего, измерительного инструмента и др. Нормализацией могут быть охвачены элементы, не предусмотренные общегосударственными стандартами. Однако чаще всего заводские нормали представляют собой сокращенную выборку из ГОСТов. Государственными стандартами предусмотрены тысячи типоразмеров крепежных деталей и сотни разных профилей стального проката и труб для всех отраслей народного хозяйства. Но для нужд какого-нибудь одного завода достаточно иметь 200 типоразмеров крепежных деталей и 30 разных профилей стального проката и труб. Завод выпускает нормаль (таблицу), ограничивающую конструктора в выборе крепежных деталей или профилей проката. Такая нормаль не противоречит ГОСТу, но очень облегчает работу по снабжению, увеличивает повторяемость деталей в производстве и тем самым значительно удешевляет стоимость машин.

В переводе с английского «стандарт» означает «норма», «образец», «мерило». В технике стандарт — это образец, эталон, модель, с которыми сопоставляют, сравнивают промышленную продукцию, нормы, требования к чему-либо, правила и т. д. Словом «стандарт» называют и технический документ, устанавливающий важнейшие свойства и показатели качества продукции, ее типы, виды и марки и другие требования, которые подлежат выполнению предприятиями и организациями страны. А сам процесс установления норм и правил и составление этого технического документа называют стандартизацией. Убедиться в исключительной важности и необходимости стандартов можно на примерах из нашей повседневной жизни. Стандарты окружают нас повсюду, они сопровождают каждый наш шаг. Утром, умываясь, мы открываем стандартный водопроводный кран, и в стандартную раковину из труб стандартного диаметра плещет струя воды, очищенной согласно требованиям стандарта. Вечером, ложась спать, мы с помощью стандартного выключателя прерываем в осветительной сети, состоящей из стандартных лампочек, электрический ток, напряжение которого установлено стандартом. Одна из важнейших разновидностей стандартизации — унификация. Она позволяет устранить не оправданное интересами народного хозяйства многообразие видов изделий одинакового назначения. Так, например, было унифицировано производство телевизоров, которые конструируют и собирают из унифицированных однотипных узлов и блоков, что обусловливает взаимозаменяемость деталей. Унификация видов выпускаемых телевизоров способствует снижению трудоемкости их изготовления, повышению качества и надежности. Закрепляя в стандартах требования к качеству продукции, надежности и долговечности различных изделий, государство тем самым управляет уровнем качества, содействует непрерывному совершенствованию и обновлению продукции. Стандарты должны быть перспективными, отражать не только достигнутый уровень техники, но и завтрашний ее день. Только тогда соответствие изделия стандарту становится показателем его высокого качества.

Язык техники

 

 

Мноro делают на заводах разных машин и станков. А ведь машина или станок состоит из различных деталей. Со всех участков завода поступают готовые детали в сборочный цех. Некоторые детали даже привозят за сотни километров с других заводов.

Из деталей собираются узлы, а из узлов — целые машины. Детали «слушаются» сборщиков — точно становятся на свои места, плотно или свободно надеваются на валы, надежно садятся в приготовленные для них гнезда, легко навинчиваются на болты. А как же иначе? Если бы они не подходили друг к другу, невозможно было бы делать машины.

Рабочие и инженеры, которые изготовляют отдельные детали, находятся в разных цехах и даже на разных заводах. Они могут не знать друг друга и не советоваться между собой. В общем деле их направляет и объединяет единый для всех язык техники — язык чертежей. Замысловатые линии, значки и цифры чертежей понятны рабочим и инженерам всего мира. Ведь чертежи выполняются с соблюдением единых правил, знать которые необходимо всем.

Не умея составлять и читать чертежи, невозможно строить машины, дома, мосты, плотины, нельзя даже хорошо понять, как они устроены, нельзя внести в них какое-либо усовершенствование. Даже для того, чтобы построить простейшую модель, надо сперва разобраться в ее чертежах.

Почему же понадобился людям этот специальный язык, почему нельзя обойтись только картинами, которые рисуют художники?

Чтобы построить дом, нужно иметь его чертеж.

Вот перед нами дом. Он изображен так, как его видел художник. Всем ясно — это дом. Но построить его по такому рисунку очень и очень сложно. Мы не знаем истинных размеров стен, окон, дверей здания. Измерить их на рисунке нельзя — линии стен, крыши, окон потеряли на нем параллельность, а их размеры уменьшаются по мере удаления от наблюдателя.

Чтобы построить дом или сделать машину, нужен составленный с соблюдением определенных законов и правил рисунок, из которого были бы видны действительные формы и размеры деталей, из чего они сделаны и как обработаны, их расположение по отношению друг к другу. Это и есть чертеж.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.218 (0.007 с.)