Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика методов исследования в возрастной психологии

Поиск

 

1) Наблюдение заключается в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта

2) Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. Естественный эксперимент проводится в привычных условиях

3) Тесты, предполагающие правильный ответ, предполагают выявление уровня знаний или интеллекта. Тесты без правильных ответов предполагают выявление личностных особенностей испытуемого

4) Анализ продуктов деятельности – анализ рисунков, аппликаций, конструирования, музыкального литературного творчества

5) Близнецовый метод исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности; кросс культурный метод предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различных культурах

Категории психологии развития

Проблема развития составляет основание психологии. Развитие есть всеобщий принцип объяснения природы и общества; это необратимое, направленное, закономерное изменение явления. Необратимость, направленность и закономерность есть основные процессуальные характеристики любого развития. Необратимость выступает как отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию в его первоначальном варианте. Направленность реализуется в движении развития от низших форм состояний явлений к высшим. Закономерность проявляется как обязательность существования устойчивых связей между всеми новообразованиями процесса развития. Развитие всегда дает качественные изменения, в ходе его осуществляется переход из одного качественного состояния в другое.

Категория возраста, его критерии

Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.

Абсолютный возраст — возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.

Условный возраст (возраст развития) — определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков.

Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.

Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.

Психологический возраст — определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.

Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Субъективный психологический возраст — переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:

1) кризис новорожденности (до 2 мес.)

2) младенческий возраст (до 1 года)

3) кризис 1 года

4) раннее детство (1-3 года)

5) кризис 3 лет

6) дошкольный возраст (3-7 лет)

7) кризис 7 лет

8) школьный возраст (7-13 лет)

9) кризис 13 лет

10) пубертатный возраст (13-17 лет)

11) кризис 17 лет

Эрик Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:

1) Младенчество (от рождения до 1 года)

2) Раннее детство (1 — 3 лет)

3) Игровой возраст, дошкольный (4 — 6-7 лет)

4) Школьный возраст (7-8 — 12 лет)

5) Юность (13 — 19 лет)

6) Молодость (19-35 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста

7) Взрослость (35-60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками

8) Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Движущие силы, закономерности и механизмы психического развития.

Движущие силы психического развития личности составляют следующие противоречия:

1) между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями

2) духовными запросами и старыми формами деятельности;

3) между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками

Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития.

Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

Основные свойства развития:

1) Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими

2) Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

3) Закономерность – способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей

Общая характеристика младенческого возраста

Ведущая деятельность – эмоциональное общение. Содержанием такого общения является выражение абсолютно бескорыстного положительного отношения к другому. Происходит развитие речи – от вскриков и гуканья до лепета и первых слов

Общая характеристика раннего возраста

Общение ребёнка со взрослыми:

1) Инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям

2) Предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах

3) Доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку

4) Активное использование речи во взаимодействии

5) Чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания

Общая характеристика дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста

Убывание эгоцентризма детской речи

Речь становится орудием общения, орудием мышления и средством перестройки психических процессов. Развивается фонематический слух и осознаётся словесный состав речи

Психологическая готовность к школе

1) Наличие познавательных интересов

2) Стремление занять своё особое место в системе социальных отношений, выполнять важную оцениваемую деятельность – быть школьником

3) Умение обобщать и дифференцировать предметы и явления

4) Развитие речевой сферы

5) Умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по заданию

6) Развивается мелкая моторика – крупные движения рук, ног, всего тела

7) Наличие произвольного внимания и произвольной памяти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.008 с.)