Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика методов исследования в возрастной психологии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) Наблюдение заключается в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта 2) Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. Естественный эксперимент проводится в привычных условиях 3) Тесты, предполагающие правильный ответ, предполагают выявление уровня знаний или интеллекта. Тесты без правильных ответов предполагают выявление личностных особенностей испытуемого 4) Анализ продуктов деятельности – анализ рисунков, аппликаций, конструирования, музыкального литературного творчества 5) Близнецовый метод исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности; кросс культурный метод предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различных культурах Категории психологии развития Проблема развития составляет основание психологии. Развитие есть всеобщий принцип объяснения природы и общества; это необратимое, направленное, закономерное изменение явления. Необратимость, направленность и закономерность есть основные процессуальные характеристики любого развития. Необратимость выступает как отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию в его первоначальном варианте. Направленность реализуется в движении развития от низших форм состояний явлений к высшим. Закономерность проявляется как обязательность существования устойчивых связей между всеми новообразованиями процесса развития. Развитие всегда дает качественные изменения, в ходе его осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. Категория возраста, его критерии Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей. Абсолютный возраст — возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Условный возраст (возраст развития) — определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков. Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста. Психологический возраст — определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников. Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Субъективный психологический возраст — переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому: 1) кризис новорожденности (до 2 мес.) 2) младенческий возраст (до 1 года) 3) кризис 1 года 4) раннее детство (1-3 года) 5) кризис 3 лет 6) дошкольный возраст (3-7 лет) 7) кризис 7 лет 8) школьный возраст (7-13 лет) 9) кризис 13 лет 10) пубертатный возраст (13-17 лет) 11) кризис 17 лет Эрик Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту: 1) Младенчество (от рождения до 1 года) 2) Раннее детство (1 — 3 лет) 3) Игровой возраст, дошкольный (4 — 6-7 лет) 4) Школьный возраст (7-8 — 12 лет) 5) Юность (13 — 19 лет) 6) Молодость (19-35 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста 7) Взрослость (35-60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками 8) Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась Движущие силы, закономерности и механизмы психического развития. Движущие силы психического развития личности составляют следующие противоречия: 1) между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями 2) духовными запросами и старыми формами деятельности; 3) между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. Основные свойства развития: 1) Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими 2) Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. 3) Закономерность – способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей Общая характеристика младенческого возраста Ведущая деятельность – эмоциональное общение. Содержанием такого общения является выражение абсолютно бескорыстного положительного отношения к другому. Происходит развитие речи – от вскриков и гуканья до лепета и первых слов Общая характеристика раннего возраста Общение ребёнка со взрослыми: 1) Инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям 2) Предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах 3) Доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку 4) Активное использование речи во взаимодействии 5) Чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания Общая характеристика дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста Убывание эгоцентризма детской речи Речь становится орудием общения, орудием мышления и средством перестройки психических процессов. Развивается фонематический слух и осознаётся словесный состав речи Психологическая готовность к школе 1) Наличие познавательных интересов 2) Стремление занять своё особое место в системе социальных отношений, выполнять важную оцениваемую деятельность – быть школьником 3) Умение обобщать и дифференцировать предметы и явления 4) Развитие речевой сферы 5) Умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по заданию 6) Развивается мелкая моторика – крупные движения рук, ног, всего тела 7) Наличие произвольного внимания и произвольной памяти
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.008 с.) |