Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описательные исследования; установление фактов

Поиск

 

Отделение обоснованных заключений от неподтвержденных предположений стало возможным благодаря применению специальных методов психологического исследования. Понимание сути используемых методов, их сильных и слабых сторон помогает правильно организовать то или иное исследование и критически оценивать получаемые результаты.

Ученый обязан точно формулировать гипотезы; не доверять заявлениям, основанным только на вере и силе авторитета; полагаться исключительно на факты.

Описательные методы позволяют описывать и предсказывать поведение, не вскрывая причин тех или иных его особенностей. К таким методам относятся исследования отдельных случаев, наблюдение, психологические тесты, опросы, а также корреляционные исследования.

Исследования отдельных случаев – это детальные описания отдельных людей. Эти исследования часто используются в клинической практике. Но из-за того что изучаемый человек может оказаться нетипичным представителем всей популяции, исследование явится скорее источником, чем проверкой для построения гипотезы.

При наблюдении предполагается, что исследователь систематически фиксирует поведение, не вмешиваясь в него. Естественное наблюдение проводят для того, чтобы выяснить, как испытуемые ведут себя в естественных условиях. Лабораторное наблюдение позволяет тщательнее осуществлять контроль с использованием специального оборудования. Однако поведение в лабораторных условиях может отличаться от поведения в естественных условиях.

Психологические тесты применяют для определения и оценки различных личностных особенностей. Тест должен быть стандартизированным, валидным и надежным.

Опросы – это всевозможные вопросники и анкеты, в которых людей спрашивают об их отношениях, мнениях и т. д. Проводя опросы, необходимо подобрать такую выборку, которая отражала бы изучаемую генеральную совокупность. В противном случае результаты очень часто бывают искаженными. Надо также иметь в виду, что опрашиваемые лица могут не понимать задаваемые вопросы или по каким-то причинам не давать правдивые ответы.

 

Исследование корреляций: поиск взаимосвязей

 

Описательные исследования, где выясняется, есть ли связь между явлениями, называются корреляционными. Корреляция – это измерение силы положительной или отрицательной связи между двумя переменными. Корреляция не отражает причинных связей между переменными.

Эксперименты дают возможность исследователям контролировать изучаемую ситуацию, манипулировать независимой переменной и оценивать воздействие этих манипуляций на зависимую переменную. Для экспериментальных исследований обычно требуются условия для сравнения, или контрольные условия. Эксперименты позволяют делать выводы о причинах и следствиях, однако в них, как и в лабораторных наблюдениях, создаются искусственные ситуации, которые могут вызвать нетипичное поведение.

Для суммирования данных психологи используют описательную статистику и применяют методы статистического анализа. Критерии значимости показывают, насколько вероятно то, что результаты исследования – следствие случайности. Когда эта вероятность очень низка, то говорят, что результаты статистически значимы. Статистически значимые результаты позволяют психологам делать прогнозы относительно поведения, но в вероятностных результатах не указано, что будет делать конкретный человек в конкретной ситуации. Иногда даже самая лучшая интерпретация не появится, пока гипотезу не проверят более чем одним способом.

Статистическая значимость не всегда свидетельствует о теоретической и практической ценности полученного результата. Варьируемая независимая переменная не может явиться объяснением многих изменений в поведении испытуемых; и наоборот, в отдельных случаях не имеющий высокого уровня значимости результат полезно в дальнейшем проанализировать более подробно. Поэтому иногда психологи предпочитают процедуру, называемую метаанализом, в ходе которой они выясняют, за какое количество вариаций результатов ответственна та или иная независимая переменная.

По этическим соображениям, исследователи должны соблюдать принципы осведомленности людей, заблаговременного предупреждения их о любом риске.

 

Представления древних философов о душе и психике человека

 

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427–347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

По Аристотелю, движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596–1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

 

Основы функции психики

 

Этимологически слово «психика» (лат. анима – дух, душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству. Это – виртуальное сжатие природы, отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира. Оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью. Психика – это «субъективный образ объективного мира».

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, то есть психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), а также психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющие: отражение внешнего мира, полноценную деятельность мозга, а также взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям опыта, способностей и культуры.

Психическое отражение дает возможность правильно воспринимать окружающую действительность. Оно преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.231 (0.008 с.)