Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория личности Б.Г. Ананьева.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Потребность «быть личностью»[68]. А. В. Петровский Запечатлевая, продолжая себя в других членах общества, человек упрочивает свое существование. Обеспечивая посредством активного участия в деятельности свое «инобытие» в других людях, индивид объективно формирует содержание своей потребности в персонализации. Субъективно последняя может выступать в мотивации достижения, притязаний на внимание, славу, дружбу, уважение, положение лидера и может быть или не быть рефлектирована, осознана. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и, что особенно важно, установления доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела. Таким образом, выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять эту общность как целое. Общественная необходимость персонализации очевидна. В противном случае исчезает и становится немыслимой доверительная, интимная связь между людьми, связь между поколениями, где воспитуемый впитывает в себя не только знания, которые ему передаются, но и личность передающего. На определенном этапе жизни общества эта необходимость выступает в виде ценностно закрепленных форм социальной потребности. Потребность «быть личностью», потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность персонализации. Однако удовлетворение потребности, как известно, порождает новую потребность более высокого порядка. Этот процесс не является конечным. Он продолжается либо в расширении объектов персонализации, в появлении новых и новых индивидов, в которых запечатлевается данный субъект, либо в углублении самого процесса, то есть в усилении его присутствия в жизни и деятельности других людей. Реализуя потребность «быть личностью» и перенося себя в другого, индивид осуществляет эту «транспортировку» отнюдь не в безвоздушной среде «общения душ», а в конкретной деятельности, производимой в конкретных социальных общностях. Экспериментальные исследования подтвердили гипотезу, что оптимальные условия для персонализации индивида существуют в группе высшего уровня развития, где персонализация каждого выступает в качестве условия персонализации всех. В группах корпоративного типа, напротив, каждый стремится быть персонализирован за счет деперсонализации других. Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).Личность рассматривается А. В. Петровским (1982) не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.Согласно А.В. Петровскому личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях (сферах), образующих единство:- интраиндивидная - личность как относительно устойчивая совокупность ее «интраиндивидных качеств» - психических свойств, составляющих индивидуальность человека (особенности темперамента и характера, способности, мотивы, направленность личности и т.д.);- интериндивидная - личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где внутригрупповые взаимоотношения и взаимодействия могут трактоваться как личностные характеристики их участников (при этом снимается ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений, либо как феноменов группы, либо как аспектов личности: в данном случае личностное выступает как групповое, а групповое - как личностное); - метаиндивидная - личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе, за пределами актуального взаимодействия с ними; здесь Человек предстает как субъект смысловых преобразований в интеллектуальной, эмоциональной или мотивационной сфере других личностей.Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.
4.Концепция персонализации В.А.Петровского: основные положения и метод «отраженной субъектности». Личность рассматривается А. В. Петровским (1982) не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации. Им выделяются три основных процесса: • адаптация – как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического; • индивидуализация – как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть, становление индивидуальности; • интеграция – как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего.Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений Принцип отраженной субъектности — экспериментальный подход к исследованию личности индивида как субъекта идеальной представленности в жизнедеятельности других людей. П. о. с. разработан В. А. Петровским. В отличие от традиционных методов исследования личности, при реализации П. о. с. методики и тесты обращены не к тому индивиду, чья личность фактически интересует экспериментатора, а к другим людям (именуемым в эксперименте испытуемыми) — носителям отраженной субъектности исследуемого индивида. Последний может находиться и вне экспериментальной ситуации, не знать о том, что его изучают. Об этом неизвестно и испытуемым. В соответствии с П. о. с. экспериментатор с помощью соответствующих методик (психосемантических, проективных, личностных опросников и др.) оценивает или измеряет психологические особенности испытуемых. Затем эксперимент продолжается в условиях реального или идеального присутствия Исследуемого Петровский: лич-ть - чел, опред себя через группу, через социум. Потребность в персонификации явл отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.Конц-я персонализации - индивид - субъект межличн отн-ий предст своеобразное ед-во 3 ипостасей сущ-я личности и личностности: 1) отн-но устойч совок-ть интраиндивидных кач-в (мотивы, направленности личности, стр-ра хар-ра лич-ти, особ-ти темперамента, способ-ти); 2) включен-ть индивида в пространство межиндивид связей, где взаимоотн-ия и взаимод-я, возник в группе могут трактоваться как носители лич-ти их участников; 3) «идеал.» представлен-ть индивида в жизнед-ти др людей, в т. ч. за пределами их актуального взаимод-я, как рез-та активно осуществ-х чел смысловых преобразований интеллект. и аффективно-потребностной сфер лич-ти др людей.Ед-во, но не тождество понятий «индивид» и «личность(!!!)Чел именно ч-з деят-ть транслирует свою личностность др, иногда неосознанно удовлетворяя свою социогенную потребность «быть личностью», потребность в персонализации.Персон-я рассм-ся не тол как индивид, но и как обществ потр-ть. «потр-ть индивида быть лич-ю стан-ся усл-м форм-я у др людей способ-ти видеть в нем лич-ть, жизн-но необх д. подд-я ед-ва, общ-ти. М-д отраж субъе-ти - разработка, предст ан-з лич-ти индивида ч-з его идеаль предст-ть в жизнед-ти др людей (в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т.п.). Метод отраженной субъектности позволяет выявить особенности личностного влияния субъекта на осознанное или неосознанное поведение других людей без прямого обращения к мнению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.011 с.) |