Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория личности Б.Г. Ананьева.

Поиск

Потребность «быть личностью»[68]. А. В. Петровский

Запечатлевая, продолжая себя в других членах общества, человек упрочивает свое существование. Обеспечивая посредством активного участия в деятельности свое «инобытие» в других людях, индивид объективно формирует содержание своей потребности в персонализации. Субъективно последняя может выступать в мотивации достижения, притязаний на внимание, славу, дружбу, уважение, положение лидера и может быть или не быть рефлектирована, осознана. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и, что особенно важно, установления доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела. Таким образом, выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять эту общность как целое. Общественная необходимость персонализации очевидна. В противном случае исчезает и становится немыслимой доверительная, интимная связь между людьми, связь между поколениями, где воспитуемый впитывает в себя не только знания, которые ему передаются, но и личность передающего. На определенном этапе жизни общества эта необходимость выступает в виде ценностно закрепленных форм социальной потребности. Потребность «быть личностью», потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность персонализации. Однако удовлетворение потребности, как известно, порождает новую потребность более высокого порядка. Этот процесс не является конечным. Он продолжается либо в расширении объектов персонализации, в появлении новых и новых индивидов, в которых запечатлевается данный субъект, либо в углублении самого процесса, то есть в усилении его присутствия в жизни и деятельности других людей. Реализуя потребность «быть личностью» и перенося себя в другого, индивид осуществляет эту «транспортировку» отнюдь не в безвоздушной среде «общения душ», а в конкретной деятельности, производимой в конкретных социальных общностях. Экспериментальные исследования подтвердили гипотезу, что оптимальные условия для персонализации индивида существуют в группе высшего уровня развития, где персонализация каждого выступает в качестве условия персонализации всех. В группах корпоративного типа, напротив, каждый стремится быть персонализирован за счет деперсонализации других. Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).Личность рассматривается А. В. Петровским (1982) не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.Согласно А.В. Петровскому личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях (сферах), образующих единство:- интраиндивидная - личность как относительно устойчивая совокупность ее «интраиндивидных качеств» - психических свойств, составляющих индивидуальность человека (особенности темперамента и характера, способности, мотивы, направленность личности и т.д.);- интериндивидная - личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где внутригрупповые взаимоотношения и взаимодействия могут трактоваться как личностные характеристики их участников (при этом снимается ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений, либо как феноменов группы, либо как аспектов личности: в данном случае личностное выступает как групповое, а групповое - как личностное);

- метаиндивидная - личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе, за пределами актуального взаимодействия с ними; здесь Человек предстает как субъект смысловых преобразований в интеллектуальной, эмоциональной или мотивационной сфере других личностей.Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

 

4.Концепция персонализации В.А.Петровского: основные положения и метод «отраженной субъектности». Личность рассматривается А. В. Петровским (1982) не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации. Им выделяются три основных процесса:адаптация – как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического; индивидуализация – как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть, становление индивидуальности; интеграция – как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего.Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений Принцип отраженной субъектности — экспериментальный подход к исследованию личности индивида как субъекта идеальной представленности в жизнедеятельности других людей. П. о. с. разработан В. А. Петровским. В отличие от традиционных методов исследования личности, при реализации П. о. с. методики и тесты обращены не к тому индивиду, чья личность фактически интересует экспериментатора, а к другим людям (именуемым в эксперименте испытуемыми) — носителям отраженной субъектности исследуемого индивида. Последний может находиться и вне экспериментальной ситуации, не знать о том, что его изучают. Об этом неизвестно и испытуемым. В соответствии с П. о. с. экспериментатор с помощью соответствующих методик (психосемантических, проективных, личностных опросников и др.) оценивает или измеряет психологические особенности испытуемых. Затем эксперимент продолжается в условиях реального или идеального присутствия Исследуемого Петровский: лич-ть - чел, опред себя через группу, через социум. Потребность в персонификации явл отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.Конц-я персонализации - индивид - субъект межличн отн-ий предст своеобразное ед-во 3 ипостасей сущ-я личности и личностности: 1) отн-но устойч совок-ть интраиндивидных кач-в (мотивы, направленности личности, стр-ра хар-ра лич-ти, особ-ти темперамента, способ-ти); 2) включен-ть индивида в пространство межиндивид связей, где взаимоотн-ия и взаимод-я, возник в группе могут трактоваться как носители лич-ти их участников; 3) «идеал.» представлен-ть индивида в жизнед-ти др людей, в т. ч. за пределами их актуального взаимод-я, как рез-та активно осуществ-х чел смысловых преобразований интеллект. и аффективно-потребностной сфер лич-ти др людей.Ед-во, но не тождество понятий «индивид» и «личность(!!!)Чел именно ч-з деят-ть транслирует свою личностность др, иногда неосознанно удовлетворяя свою социогенную потребность «быть личностью», потребность в персонализации.Персон-я рассм-ся не тол как индивид, но и как обществ потр-ть. «потр-ть индивида быть лич-ю стан-ся усл-м форм-я у др людей способ-ти видеть в нем лич-ть, жизн-но необх д. подд-я ед-ва, общ-ти. М-д отраж субъе-ти - разработка, предст ан-з лич-ти индивида ч-з его идеаль предст-ть в жизнед-ти др людей (в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т.п.). Метод отраженной субъектности позволяет выявить особенности личностного влияния субъекта на осознанное или неосознанное поведение других людей без прямого обращения к мнению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.011 с.)