Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение в курс истории отечества.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекционный материал Тема 1. Введение в курс истории отечества. Многообразие, единство и направленность исторического процесса. Особенности российской цивилизации в мировом историческом процессе. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. История как наука. Отличие науки от учебной дисциплины. Историческое сознание и его формы (миф, хроника, наука). Движущие силы истории. Проблема истинности исторического знания. Исторические источники – база исторического познания. Классификация исторических источников: письменные, вещественные, устные, этнографические, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы. Социальные функции истории: научно-познавательная, прогнозирующая, социальной памяти, воспитательная. Методология исторической науки. Концепция всеобщности истории и её марксистский вариант – исторический материализм. Формационный подход. Школа «Анналов» (М. Блок, Л. Февр), история «ментальностей». Цивилизационный подход. Методы исторической науки: общенаучные и специально исторические. Описательно-повествовательный (идеографический) метод. Биографический метод. Сравнительно-исторический метод. Ретроспективный метод. Метод терминологического анализа. Методы математической статистики. Методика исторического исследования. Историография отечественной истории в прошлом и настоящем. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, Н.П. Павлов-Сильванский. Вклад советских историков в историографию. Термины: история, методология исторической науки, историография. Тема 2. Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне до образования государства. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Славянский мир в эпоху Великого переселения народов, основные направления колонизации Восточно-европейской равнины. Проблема этногенеза восточных славян. Восточнославянские племена с древнейших времён. в прошлом и настоящем. кого источника. отечественная Термины: антропогенез, археологическая культура. Тема 3. Начало государственности в русских землях VI – середины XV вв. Восточные славяне в период образования Древнерусского государства в IX – XI вв. «Норманнская теория» и её критика. Политическое устройство Киевской Руси. Князь и дружина. Система управления. Система сбора дани. Порядок наследования «столов». Экономика Киевской Руси. Системы обработки земли. Сельскохозяйственные орудия. Возделываемые культуры. Развитие ремесла и торговли. Торговые пути и предметы торговли. Ранние формы феодальных отношений в русских землях. Социальная структура древнерусского общества. «Русская Правда». Категории свободного и зависимого населения. Городское население. Смерды, холопы, рядовичи, закупы, изгои. Крестьянская община и её функции. Византийско-древнерусские связи. Языческие верования и культы славян. Крещение Руси и распространение христианства. Взаимоотношения с другими государствами. Эволюция восточно-славянской государственности в XI – XII вв. Социально-экономические и политические предпосылки ослабления и распада Киевской Руси. Съезд князей в Любече (1097 г.). Русские земли в XII – первой половине XV вв.: социально-политические изменения. Обособление княжеств. Новгородская феодальная республика. Владимиро-Суздальская Русь. Галицко-Волынская Русь. Междоусобица и попытки иноземной колонизации. Борьба Руси с западным влиянием. Ливонский орден. Крестоносная агрессия. Взаимоотношения России и Швеции в историческом контексте (IX – XVIII вв.). Образование Золотой Орды. Улусы. Монголо-татарское иго (1240-1480 гг.): сущность, исторические оценки, влияние на Русь и её историю. Русские князья, их роль и политическая ориентация. Русь и средневековые государства Европы и Азии.
Термины: государство, вече, городовая волость, вотчина, бояре, Боярская дума, вассалитет.
Тема 4. Образование Московского государства. Русская государственность в XIV – XV вв. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Предпосылки объединения северо-восточных земель. Объединительная политика московских князей и превращение Москвы в политико-экономический, культурный и национальный центр русских земель. Особенности формирования сословной системы в Московской Руси. Взаимоотношения Москвы с другими городскими центрами. Владимир. Тверь. Великое княжество Литовское. Московия и Литва в историческом контексте. Куликовская битва 1380 г. Борьба за упрочение власти великого князя московского. Завершение объединения. Борьба с независимостью Новгорода. Свержение монголо-татарского ига. Иван III (1462-1505 гг.) – «государь всеа Руси». Изменения в системе государственного управления. Особенности развития централизованной власти. Издание первого Судебника (1497 г.). Идейно-политическое обоснование самодержавной власти. Укрепление опоры самодержавия. Московия в XVI в. Социально-экономическое развитие. Российское самодержавие. Государственный и политический строй. Роль церкви. Система сословного представительства. Роль государя и боярства. Внутренняя политика и реформы Ивана IV (1533-1584 гг.). «Избранная рада». Судебник 1550 г. Стоглавый собор 1551 г. Расширение границ государства на восток и запад. Формирование многонационального государства. Ливонская война (1558-1583 гг.). Опричнина (1556-1572 гг.): её историческая роль, значение и последствия. Укрепление самодержавия. Вытеснение родового боярства, «отчины». Служилые помещики. Земельные раздачи. Проблема местничества. Сословно-представительная монархия как форма феодального государства. Боярская Дума. Земские соборы. Приказная система. Термины: приказы, дворянство, поместье, местничество, Избранная рада, Земские соборы, сословно-представительная монархия, заповедные лета. Тема 7. «Просвещенный абсолютизм Екатерины II». Воцарение Екатерины II Великой (1762-1796 гг.). «Просвещённый абсолютизм». Уложенная комиссия (1767-1768 гг.). «Наказ». Административная реформа (1775 г.). Укрепление местного чиновничьего аппарата. Реформа образования. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. Дворянская политика Екатерины II. Крестьянская война Е.И. Пугачёва 1773-1775 гг.: причины и ход. Положение дворянства, крестьян и других сословий. Усиление крепостничества. Протекционистская политика. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Промышленность. Мелкотоварное производство. Типы мануфактур: вотчинная, казённая, купеческая, крестьянская. Экстенсивное сельское хозяйство. Феодальная рента. Имущественное и социальное расслоение крестьянства. Военная политика Петра I. Азовские походы 1695-1696. Северная война 1700-1721 гг. Основание Петербурга. Завоевание выхода в Балтийское море. Участие России в 1756-1763 гг. в Семилетней войне против Пруссии.Военная политика Екатерины II. Русско-турецкие войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Обретение выхода в Чёрное море. Присоединение Крыма (1783 г.). Разделы Польши 1772, 1793, 1795 гг. Термины: просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, секуляризация. Тема 9. Великие реформы Александра II. Сравнительная характеристика исторического пути России и Западной Европы к середине XIX в. Промышленная революция в западноевропейских странах. Отставание России в области социально-экономического и политического развития. Социально-экономические предпосылки системных реформ буржуазно-демократического типа. Начало промышленного переворота. Нерентабельность крепостного труда. Поражение в Крымской войне. Антикрепостнические настроения в обществе. Александр II (1855-1881 гг.) – «царь-освободитель». Манифест 19 февраля 1861 г.: содержание, противоречивость, последствия. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы. Реформы суда (1864 г.), армии, финансовой системы, просвещения, печати. Социальная и историческая значимость реформ. Кризис реформаторского курса «сверху» в конце 1870-х – начале 1880-х гг. и его последствия. Термины: реформа, революция, промышленный переворот, локаут. Лекционный материал Тема 1. Введение в курс истории отечества. Многообразие, единство и направленность исторического процесса. Особенности российской цивилизации в мировом историческом процессе. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. История как наука. Отличие науки от учебной дисциплины. Историческое сознание и его формы (миф, хроника, наука). Движущие силы истории. Проблема истинности исторического знания. Исторические источники – база исторического познания. Классификация исторических источников: письменные, вещественные, устные, этнографические, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы. Социальные функции истории: научно-познавательная, прогнозирующая, социальной памяти, воспитательная. Методология исторической науки. Концепция всеобщности истории и её марксистский вариант – исторический материализм. Формационный подход. Школа «Анналов» (М. Блок, Л. Февр), история «ментальностей». Цивилизационный подход. Методы исторической науки: общенаучные и специально исторические. Описательно-повествовательный (идеографический) метод. Биографический метод. Сравнительно-исторический метод. Ретроспективный метод. Метод терминологического анализа. Методы математической статистики. Методика исторического исследования. Историография отечественной истории в прошлом и настоящем. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, Н.П. Павлов-Сильванский. Вклад советских историков в историографию. Термины: история, методология исторической науки, историография. Тема 2. Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне до образования государства. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Славянский мир в эпоху Великого переселения народов, основные направления колонизации Восточно-европейской равнины. Проблема этногенеза восточных славян. Восточнославянские племена с древнейших времён. в прошлом и настоящем. кого источника. отечественная Термины: антропогенез, археологическая культура.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.007 с.) |