Тема 1. Введение в курс истории отечества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в курс истории отечества.



Лекционный материал

Тема 1. Введение в курс истории отечества.

Многообразие, единство и направленность исторического процесса. Особенности российской цивилизации в мировом историческом процессе. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

История как наука. Отличие науки от учебной дисциплины. Историческое сознание и его формы (миф, хроника, наука).

Движущие силы истории. Проблема истинности исторического знания.

Исторические источники – база исторического познания. Классификация исторических источников: письменные, вещественные, устные, этнографические, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы.

Социальные функции истории: научно-познавательная, прогнозирующая, социальной памяти, воспитательная.

Методология исторической науки. Концепция всеобщности истории и её марксистский вариант – исторический материализм. Формационный подход. Школа «Анналов» (М. Блок, Л. Февр), история «ментальностей». Цивилизационный подход. Методы исторической науки: общенаучные и специально исторические. Описательно-повествовательный (идеографический) метод. Биографический метод. Сравнительно-исторический метод. Ретроспективный метод. Метод терминологического анализа. Методы математической статистики. Методика исторического исследования.

Историография отечественной истории в прошлом и настоящем. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, Н.П. Павлов-Сильванский. Вклад советских историков в историографию.

Термины: история, методология исторической науки, историография.

Тема 2. Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне до образования государства.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Славянский мир в эпоху Великого переселения народов, основные направления колонизации Восточно-европейской равнины. Проблема этногенеза восточных славян. Восточнославянские племена с древнейших времён. в прошлом и настоящем. кого источника. отечественная

Термины: антропогенез, археологическая культура.

Тема 3. Начало государственности в русских землях VI – середины XV вв.

Восточные славяне в период образования Древнерусского государства в IX – XI вв. «Норманнская теория» и её критика. Политическое устройство Киевской Руси. Князь и дружина. Система управления. Система сбора дани. Порядок наследования «столов».

Экономика Киевской Руси. Системы обработки земли. Сельскохозяйственные орудия. Возделываемые культуры. Развитие ремесла и торговли. Торговые пути и предметы торговли. Ранние формы феодальных отношений в русских землях.

Социальная структура древнерусского общества. «Русская Правда». Категории свободного и зависимого населения. Городское население. Смерды, холопы, рядовичи, закупы, изгои. Крестьянская община и её функции.

Византийско-древнерусские связи. Языческие верования и культы славян. Крещение Руси и распространение христианства. Взаимоотношения с другими государствами.

Эволюция восточно-славянской государственности в XI – XII вв. Социально-экономические и политические предпосылки ослабления и распада Киевской Руси. Съезд князей в Любече (1097 г.).

Русские земли в XII – первой половине XV вв.: социально-политические изменения. Обособление княжеств. Новгородская феодальная республика. Владимиро-Суздальская Русь. Галицко-Волынская Русь. Междоусобица и попытки иноземной колонизации.

Борьба Руси с западным влиянием. Ливонский орден. Крестоносная агрессия. Взаимоотношения России и Швеции в историческом контексте (IX – XVIII вв.).

Образование Золотой Орды. Улусы. Монголо-татарское иго (1240-1480 гг.): сущность, исторические оценки, влияние на Русь и её историю. Русские князья, их роль и политическая ориентация. Русь и средневековые государства Европы и Азии.

 

Термины: государство, вече, городовая волость, вотчина, бояре, Боярская дума, вассалитет.

 

Тема 4. Образование Московского государства.

Русская государственность в XIV – XV вв. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Предпосылки объединения северо-восточных земель. Объединительная политика московских князей и превращение Москвы в политико-экономический, культурный и национальный центр русских земель.

Особенности формирования сословной системы в Московской Руси. Взаимоотношения Москвы с другими городскими центрами. Владимир. Тверь.

Великое княжество Литовское. Московия и Литва в историческом контексте. Куликовская битва 1380 г. Борьба за упрочение власти великого князя московского.

Завершение объединения. Борьба с независимостью Новгорода. Свержение монголо-татарского ига. Иван III (1462-1505 гг.) – «государь всеа Руси». Изменения в системе государственного управления. Особенности развития централизованной власти. Издание первого Судебника (1497 г.). Идейно-политическое обоснование самодержавной власти. Укрепление опоры самодержавия.

Московия в XVI в. Социально-экономическое развитие. Российское самодержавие. Государственный и политический строй. Роль церкви. Система сословного представительства. Роль государя и боярства.

Внутренняя политика и реформы Ивана IV (1533-1584 гг.). «Избранная рада». Судебник 1550 г. Стоглавый собор 1551 г. Расширение границ государства на восток и запад. Формирование многонационального государства. Ливонская война (1558-1583 гг.). Опричнина (1556-1572 гг.): её историческая роль, значение и последствия. Укрепление самодержавия. Вытеснение родового боярства, «отчины». Служилые помещики. Земельные раздачи. Проблема местничества.

Сословно-представительная монархия как форма феодального государства. Боярская Дума. Земские соборы. Приказная система.

Термины: приказы, дворянство, поместье, местничество, Избранная рада, Земские соборы, сословно-представительная монархия, заповедные лета.

Тема 7. «Просвещенный абсолютизм Екатерины II».

Воцарение Екатерины II Великой (1762-1796 гг.). «Просвещённый абсолютизм». Уложенная комиссия (1767-1768 гг.). «Наказ».

Административная реформа (1775 г.). Укрепление местного чиновничьего аппарата. Реформа образования. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. Дворянская политика Екатерины II. Крестьянская война Е.И. Пугачёва 1773-1775 гг.: причины и ход. Положение дворянства, крестьян и других сословий. Усиление крепостничества. Протекционистская политика.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Промышленность. Мелкотоварное производство. Типы мануфактур: вотчинная, казённая, купеческая, крестьянская. Экстенсивное сельское хозяйство. Феодальная рента. Имущественное и социальное расслоение крестьянства.

Военная политика Петра I. Азовские походы 1695-1696. Северная война 1700-1721 гг. Основание Петербурга. Завоевание выхода в Балтийское море. Участие России в 1756-1763 гг. в Семилетней войне против Пруссии.Военная политика Екатерины II. Русско-турецкие войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Обретение выхода в Чёрное море. Присоединение Крыма (1783 г.). Разделы Польши 1772, 1793, 1795 гг.

Термины: просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, секуляризация.

Тема 9. Великие реформы Александра II.

Сравнительная характеристика исторического пути России и Западной Европы к середине XIX в. Промышленная революция в западноевропейских странах. Отставание России в области социально-экономического и политического развития.

Социально-экономические предпосылки системных реформ буржуазно-демократического типа. Начало промышленного переворота. Нерентабельность крепостного труда. Поражение в Крымской войне. Антикрепостнические настроения в обществе. Александр II (1855-1881 гг.) – «царь-освободитель». Манифест 19 февраля 1861 г.: содержание, противоречивость, последствия. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы. Реформы суда (1864 г.), армии, финансовой системы, просвещения, печати. Социальная и историческая значимость реформ. Кризис реформаторского курса «сверху» в конце 1870-х – начале 1880-х гг. и его последствия.

Термины: реформа, революция, промышленный переворот, локаут.

Лекционный материал

Тема 1. Введение в курс истории отечества.

Многообразие, единство и направленность исторического процесса. Особенности российской цивилизации в мировом историческом процессе. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

История как наука. Отличие науки от учебной дисциплины. Историческое сознание и его формы (миф, хроника, наука).

Движущие силы истории. Проблема истинности исторического знания.

Исторические источники – база исторического познания. Классификация исторических источников: письменные, вещественные, устные, этнографические, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы.

Социальные функции истории: научно-познавательная, прогнозирующая, социальной памяти, воспитательная.

Методология исторической науки. Концепция всеобщности истории и её марксистский вариант – исторический материализм. Формационный подход. Школа «Анналов» (М. Блок, Л. Февр), история «ментальностей». Цивилизационный подход. Методы исторической науки: общенаучные и специально исторические. Описательно-повествовательный (идеографический) метод. Биографический метод. Сравнительно-исторический метод. Ретроспективный метод. Метод терминологического анализа. Методы математической статистики. Методика исторического исследования.

Историография отечественной истории в прошлом и настоящем. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, Н.П. Павлов-Сильванский. Вклад советских историков в историографию.

Термины: история, методология исторической науки, историография.

Тема 2. Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне до образования государства.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Славянский мир в эпоху Великого переселения народов, основные направления колонизации Восточно-европейской равнины. Проблема этногенеза восточных славян. Восточнославянские племена с древнейших времён. в прошлом и настоящем. кого источника. отечественная

Термины: антропогенез, археологическая культура.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.162.26 (0.01 с.)