Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III .Экспериментальные результаты.

Поиск

 

Описание лабораторной установки представляет собой прямоугольную ванну 1 (рисунок 2) с электролитом (водопроводной водой), в которую погружены два электрода 2 и 4. На дно ванны нанесена координатная сетка 3. Для выполнения первой части задания берут два одинаковых электрода в виде небольших металлических колец, для второй части одно из колец заменяют на плоскую металлическую пластинку. Электроды присоединены к источнику постоянного напряжения, установленному внутри лабораторного стенда 6.

 

Рисунок 2. Внешний вид лабораторной установки

Один из электродов подключен через вольтметр 7, к подвижному зонду 5.

Если подать на электроды постоянное напряжение, то между ними возникнет электрическое поле и вольтметр покажет разность потенциалов между электродом и точкой в ванне, в которую помещен зонд . Характеристики и параметры этого поля предстоит исследовать в данной работе.

 

 

Схема лабораторной установки изображена на рисунке 3. Неподвижные электроды ванны и подключены к источнику постоянного напряжения G.

Подвижный электрод-зонд подключен к источнику тока через вольтметр V. При погружении зонда в электролит вольтметр показывает разность потенциалов между неподвижным левым по схеме электродом и подвижным зондом .

Рисунок 3. Схема лабораторной установки

 

Первая часть задания

Исследование электростатического поля между двумя заряженными электродами одинаковой геометрической формы.

 

1. С помощью программы-симулятора исследуем электрическое поле в ванне с двумя круглыми электродами различной полярности.

2. Результаты исследований вносим в Таблицу № 1.

 

Таблица 1. Результаты исследований электрического поля в ванне с двумя круглыми электродами различной полярности

Горизонтальная координата x, см Вертикальная координата y,см Потенциал φ, В
10,00 15,00 5,00
10,00 14,00 5,00
10,00 13,00 5,00
1,00 12,00 6,00
10,00 12,00 5,00
19,00 12,00 4,00
3,35 11,00 6,00
10,00 11,00 5,00
16,60 11,00 4,00
0,05 10,00 7,00
4,20 10,00 6,00
10,00 10,00 5,00
15,80 10,00 4,00
18,00 10,00 3,00
0,60 9,00 9,00
0,80 9,00 10,00
1,60 9,00 9,00
2,10 9,00 8,00
2,90 9,00 7,00
4,60 9,00 6,00
10,00 9,00 5,00
15,40 9,00 4,00
17,00 9,00 3,00
17,90 9,00 2,00
18,80 9,00 1,00
19,00 9,00 0,00
19,40 9,00 1,00
0,20 8,00 10,00
2,15 8,00 9,00
2,50 8,00 8,00
3,15 8,00 7,00
4,70 8,00 6,00
10,00 8,00 5,00
15,30 8,00 4,00
16,90 8,00 3,00
17,50 8,00 2,00
17,90 8,00 1,00
18,20 8,00 0,00
0,40 7,00 9,00
0,90 7,00 10,00
1,60 7,00 9,00
2,10 7,00 8,00
2,85 7,00 7,00
4,55 7,00 6,00
10,00 7,00 5,00
15,40 7,00 4,00
17,10 7,00 3,00
17,90 7,00 2,00
18,40 7,00 1,00
19,10 7,00 0,00
19,40 7,00 1,00
1,75 6,00 7,00
4,20 6,00 6,00
10,00 6,00 5,00
15,90 6,00 4,00
18,10 6,00 3,00
3,30 5,00 6,00
10,00 5,00 5,00
16,70 5,00 4,00
0,85 4,00 6,00
10,00 4,00 5,00
18,70 4,00 4,00
10,00 3,00 5,00
10,00 2,00 5,00
10,00 1,00 5,00

 

3. Используя полученные координаты составляем Рисунок № 4.

Рисунок № 4

 

 

 

4. Зарисовываем эквипотенциальные линии исследуемого поля, соединяя между собой все точки с одинаковыми значениями потенциала. Рисунок № 5

 

Рисунок №5

5. Пользуясь свойством взаимного расположения силовых и эквипотенциальных линий, построим на рисунке № 6 силовые линии исследуемого электрического поля.

Рисунок № 6

 

  1. Задача № 1.

Вычислите по формуле значение напряжённости электрического поля в трёх точках электролитической ванны если.

Вариант Координаты первой точки А Координаты второй точки В Координаты третьей точки С
x, см y, см x, см y, см x, см y, см
8 7 12 10 12 13 12
Потенциал φ, В 5,30 5 4,70

 

Рисунок № 7

 

 

Дано:   Решение: По формуле где x1,x2 – координаты двух точек, лежащих на силовой линии; φ1, φ2 – потенциалы этих точек.   1) вычислим напряженность электрического поля в точке А •Найдем разность потенциалов точек А и В •Расстояние между точками по прямой силовой лини •Вычисляем напряженность в точке А   /м 2) вычислим напряженность электрического поля в точке В •Найдем разность потенциалов точек В и С •Расстояние между точками по прямой силовой лини •Вычисляем напряженность в точке В   3) вычислим напряженность электрического поля в точке С Найдем разность потенциалов точек А и С Расстояние между точками по прямой силовой лини Вычисляем напряженность в точке С /м Ответ: ;  
Найти:  

Задача № 2

Сравните между собой численные значения напряжённости электрического поля в исследуемых точках. Сделайте вывод о соответствии густоты расположения силовых линий и абсолютной величине напряжённости электрического поля.

ВЫВОД:

Исследовано электростатическое поле, созданное двумя электродами два тонких кольца. Графически изображены сечения эквипотенциальных поверхностей (рисунок 7). Видно, что вблизи электродов эквипотенциальные линии принимают форму источника, что позволяет сделать вывод о том, что металлические электроды являются эквипотенциальными поверхностями.

Построены силовые линии электростатического поля, произведены оценки величины напряженности поля в трех точках. Полученные результаты говорят о том, что в областях, где силовые линии расположены гуще, величина напряженности поля больше, что соответствует теоретическим ожиданиям.

 

Задача № 3

Определите направление силовых линий с помощью формулы
и понятия градиента потенциала. Проверьте полученный результат, определив направление силовых линий ещё раз по известной полярности электродов ванны. Сравните полученные результаты и сделайте вывод о справедливости формул связи напряжённости электрического поля с его потенциалом
, или

Определим направление силовых линий с помощью формулы

 

Градиент скалярной функции показывает направление её наиболее быстрого возрастания

• Знак «минус» появляется при выводе формулы из закона сохранения энергии и указывает на необходимость затрат энергии на совершение работы по перемещению заряда в электрическом поле

• Таким образом, силовые линии электрического поля будут направлены в сторону уменьшения его потенциала

• С другой стороны, мы знаем, что силовые линии направлены от положительных зарядов к отрицательным

• Сопоставление этих двух условий позволит нам экспериментально проверить формулу , что и составляет основную цель лабораторной работы

 

Вторая часть задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.149 (0.009 с.)