Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития мотивационнои сферы в среднем возрасте

Поиск

Большинство людей, вступивших в средний возраст, то есть в период от 40 до 60 лет, вполне осознают, что они уже не молоды. Тем не менее это обстоятельство их нисколько не смущает — они считают, что находятся те­перь «в цвете лет». Их физическая активность несколько снижается, но опыт и знание своих возможностей позволяют им продолжать добиваться успеха в жизни.

Поколение 40-летних людей становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше их по возрасту. Родители ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются (Gould R., 1978). Уверенность в своих силах позволяет им принимать ответственные решения с такой лег­костью, которая раньше была недоступна. Вот почему возрастную катего­рию 40-60-летних иначе называют поколением руководителей. Видимо, этим обусловлено то, что большинство людей, ответственных за принятие решений в правительстве, в организациях, на производстве и в обществе в целом, принадлежит к этой возрастной категории.

Что движет этими людьми, с одной стороны уверенными в себе и достиг­шими определенных результатов в жизни, а с другой стороны — задумыва­ющимися над тем, что половина жизни уже прожита, впереди старость и время уходит?

Двойственность складывающейся ситуации приводит к смене стремле­ния к высоким достижениям, обеспечивающим стабильность и надежность


504 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

Продуктивность — плодотворность и результативность деятельности, отражение сте­пени достижений в различных областях.

Инертность — отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и без­волию в деятельности и застою в достижениях.

Структура мотива — сочетание различных компонентов (интеллектуальных, эмоцио­нальных, волевых и т. д.), которые обусловливают принятие человеком решения.

в третьем десятилетии, на потребность действовать без промедления и тут же получать результат. Побуждающей силой в этот период становятся сло­ва: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас» (Gould R., 1978).

Соответственно изменяется и структура мотива, смещая образующие мотив компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей: реализации своего творческого потенциала на фоне снижения профессио­нальной мобильности и ощущения сужающегося жизненного пространства; необходимости передать что-то следующему поколению, способному оце­нить продуктивность или инертность достигнутых человеком результа­тов; корректировки деятельности с точки зрения возможной стагнации, то есть застоя и упущенных возможностей; заботы о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовки к спокойной и обеспечен­ной жизни в пожилом возрасте. Каждое значительное событие — рожде­ние ребенка, смерть близких людей, перемена работы, развод — заставляет взрослого человека посмотреть на свою жизнь с точки зрения вышедших на первый план потребностей (Sherman, 1987).

МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС

В свете изменений, происходящих в мотивационной сфере человека средних лет (около 45 лет), происходит осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей, когда человек де­лает новую попытку понять, какие из них действительно имеют значение в жизни. Эта переоценка происходит в контексте трех связанных между со­бой миров: личного мира, мира семьи и профессионального мира.

Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд на новое место жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом от

Мотивационный кризис — ситуация смены и/или ослабления мотивов, часто связанная с определенными периодами возрастного развития.

Мотивация достижения — устойчиво проявляемая потребность добиваться успеха в раз­личных видах деятельности.

Мотив власти — стремление человека проводить свою волю вопреки сопротивлению дру­гих людей, в основе этого лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.

Самооценка — оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.


■ 505

ведущего жизненного мотива, его сменой. В то же время мотивационный кризис может быть обусловлен не только критическими событиями в жиз­ни человека, но и ситуациями появившегося выбора в личной и профессио­нальной жизни (предложения новой работы, рождение детей, новая любовь и т. д.).

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС

Как показывают исследования, мотивационный кризис по-разному за­трагивает людей с различными жизненными мотивами. Так, люди, ведо­мые в жизни мотивом власти, всегда в этом возрасте находят сферу для реализации своих целей, тогда как люди, мотивированные на достижения, оказываются в более сложном положении и гораздо острее переживают кризис середины взрослой жизни (Куницына В. Н., 1995).

Вероятно, это обусловлено тем, что мотивация достижения тесно связа­на с такой базовой характеристикой индивида, как его самооценка. Меха­низм мотивации достижения, по определению Дж. Аткинсона,— это «спо­собность испытывать гордость за достигнутое», которая придает человеку уверенность в собственных силах (ФранселлаФ., Баннистер Д., 1987). Дей­ствительно, особенностью людей с выраженным мотивом успешности дея­тельности является высокая самооценка в сочетании с твердой уверен­ностью в своем обаянии. В случаях резкого изменения социальной и жизненной ситуаций в сторону неуспешности уровень самооценки изменя­ется тем сильнее, чем продолжительнее является полоса неудач. Это обсто­ятельство связано с тем, что ситуация достижения, имеющая временную протяженность и складывающаяся из отдельных результатов, оценивается человеком с точки зрения достижения общей конечной цели. Достигнутое к середине жизни, то есть к 40-45 годам, является тем протяженным резуль­татом, который рассматривается человеком как определенный уровень его жизненных достижений. Чем ниже оказывается достигнутое по сравнению с уровнем притязаний и желаемым в период ранней взрослости, тем силь­нее ощущается неудача, снижается самооценка и уровень притязаний, обо­стряя мотивационный кризис даже на фоне внешне планомерного жизнен­ного пути.

С другой стороны, мотивация достижения дает человеку силы справить­ся с трудностями в жизни, поскольку люди, имеющие высокий уровень потребности в достижениях, обладают и соответствующими личностными особенностями. По мнению С. Л. Рубинштейна, свойства характера в ко­нечном итоге являются тем мотивом, который закономерно возникает при сходных обстоятельствах (Рубинштейн С. Я., 1970). Такими свойствами че­ловека с высоким уровнем потребности в достижениях являются:

— настойчивость в достижении своих целей;

— неудовлетворенность достигнутым;

— склонность сильно увлекаться работой;

— стремление в любом случае пережить удовольствие успеха;

— потребность изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел;

— готовность принять помощь и помогать другим в проблемных ситуа­циях, чтобы совместно испытать радость успеха.

Опираясь на свои личностные качества, человек ставит перед собой оче­редные цели, вновь делающие его жизнь значительной и осмысленной.


506 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Смысл жизни — центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.

Экзистенциальный мотивационный вакуум — ощущение утраты ос­новного жизненного мотива — смысла жизни.

Критической точкой мотивационного кризиса является потеря челове­ком центрального жизненного мотива — смысла жизни, что определяется Эрихом Фроммом как преданное посвящение себя чему-то или кому-то (Фромм Э., 1998). Так, человек, потерявший семью или родителей, которые составляли смысл его жизни, оказывается в ситуации бесцельности суще­ствования, потери смысложизненной ориентации. Между тем ощущение утраты смысла (экзистенциальный мотивационный вакуум) является при­чиной невротических расстройств, независящих от пола, возраста, образо­вания, интеллекта, степени дохода, что может произойти практически с любым человеком (Леонтьев Д. А., 1992).

В. Франкл рассматривает это обстоятельство как важное подтверждение своего тезиса о том, что смысл жизни может быть не только потерян, но и найден любым человеком в любое время своей жизни (Франкл В., 1990). При этом чем выше уровень осмысленности жизни человеком, тем ниже мотивация поиска смысложизненных целей. Это объясняется тем, что ос­мысленность жизненного пути предполагает ясное представление человека о своих целях, поступках и желаниях, следовательно, отсутствует сама не­обходимость их поиска.

Исследования

Психологические исследования смысложизненных ориентации взрослых людей в возрасте от 25 до 50 лет показывают, что уровень их удовлетворенности смыслом жизни ниже, чем удов­летворенность жизнью вообще. Основной показатель осмысленности жизни у мужчин среднего возраста оказывается выше, чем у женщин, а у женатых (замужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведенных.

Наличие детей также повышает уровень осмысленности жизни.

Кроме того, была выявлена характерная возрастная динамика осмысленности жизни, мак­симумы ее приходятся на возрастные группы 25-30 лет и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возраст от 30 до 50 лет (Муздыбаев К., 1981).

Основными характеристиками уровня осмысленности человеком жизни являются:

цель, придающая направленность и временную перспективу;

интерес, отражающий эмоциональную насыщенность и наполнен­ность смыслом;

результативность жизни и удовлетворенность самореализацией, свидетельствующие об оценке пройденного отрезка жизни;

локус контроля, показывающий представление о себе как о личнос­ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле;

управляемость жизнью, характеризующая убеждение в том, что че­ловеку дано контролировать свою жизнь.

Данные характеристики уровня осмысленности жизни существенно за­висят от того, насколько человек принимает на себя ответственность за про­исходящие в его жизни события, то есть от уровня его интернальности. По




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.007 с.)