Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тип личности и взаимодействие С физическим миромСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ставших уже классическими описаниях типов личностной организации, данных Ганнушкиным, Личко, Леонгардом, Кербиковым, приведены определенные стили поведения, характерные для того или иного типа личности. Тип личности проявляется в том числе и в характерном рисунке поведения или стиле взаимодействия с физическим миром. Возбудимые и гипертимные личности, а также экспансивные шизоиды активно вторгаются в физический мир, экспериментируют с объектами, не боятся их поломать, использовать, стремятся преобразовать, выявить новые свойства, проверить их качества в отношениях с другими объектами. Сенситивные шизоиды вследствие их некоторой моторной неловкости и интровертных установок стремятся ограничить свои контакты с объектами мира, сводя их число к необходимому минимуму и создавая привычные наборы вещей. Психастенические личности, переживая повышенную ответственность в том числе и за вещи, которыми они обладают, обращаются с ними бережно, в соответствии с инструкциями и установившимися традициями. Астенические личности, вследствие боязни всего нового, неуверенности в своих способностях, очень осторожны в обращении с вещами, особенно новыми и еще недостаточно освоенными. Такие люди подолгу примеряются к ним, избегают экспериментирования и легко расстраиваются, если их взаимодействие с ними оказывается неудачным или неэффективным. Эпилептоиды, склонные к накопительству и соблюдению тщательного порядка, особенно трепетно относятся к личным вещам, составляющим их собственность, и в том числе к вещам, входящим в сферу их личной профессиональной деятельности. Отношение к ним у таких людей ревнивое, бережное, пользуются они ими только по мере необходимости и испытывают раздражение, если кто-то вторгается без их разрешения в мир их вещей. Истероидные личности часто рассматривают вещи с точки зрения их полезности либо в практическом отношении, например в плане создаваемых ими удобств и личного комфорта, либо в отношении их социального использования с целью самоутверждения и получения общественного признания. Особое внимание они уделяют социальной ценности вещи, например ее происхождению. Общее отношение этих личностей к вещам можно выразить формулой: «Меня должны окружать только те вещи, которые повышают значимость моей личности». Такие люди избегают грязной или тяжелой физической.работы, поэтому контакты с соответствующими предметами они сводят к минимуму. Личности неустойчивого типа в силу их лени и неспособности организовать свою деятельность относятся к вещам небрежно, неаккуратно, чисто потребительски. Вещи разбрасываются, хранятся небрежно, могут образовывать кучи, в которых вперемешку находятся и ценные, нужные вещи, и всякий хлам. Вещи часто оставляются на месте их использования, что создает для этих людей в дальнейшем дополнительные трудности. ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 459 Конформные личности избегают пользоваться вещами нетрадиционным, нестандартным способом. Более того, они могут испытывать враждебность к тем, кто пытается это делать, критиковать и высмеивать их. Однако после того, как новый способ использования вещи становится общепринятым, они его принимают и становятся его приверженцами. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Как уже говорилось выше, для обретения смысла жизни человек должен решить проблему труда и профессионального самоопределения. Вхождение человека в определенный профессиональный мир сопряжено с профессиональным становлением личности. При этом под профессиональным становлением понимается индивидуальный, личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор (Б. Г. Ананьев; А. Г. Асмолов; Е. А. Климов и др.). Основоположник научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления личности Ф. Парсонс (1908) первым сформулировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств. А успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии. В дальнейшем Ш. Бюлер, Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижением определенного уровня личностного развития (цит. по: Романова Е. С, 1992). Психологические теории В теории типов личностей Дж. Холланда (1968) утверждается, что человек выбирает ту профессию, которая соответствует его типу личности. Автор перечисляет шесть типов личности (исследовательский, социальный, предпринимательский, реалистичный, конвенциональный, артистический) и утверждает, что любая профессия может быть описана в пространстве этих типов. А. Адлер считал, что выбор профессии основан на стремлении человека к гиперкомпенсации неудовлетворительных свойств своей личности. Таким образом, человек выбирает именно ту профессию, которая наименее соответствует его индивидуальным особенностям, но может помочь утвердить себя в его собственных глазах. Отчасти такой подход к выбору профессии подтверждается в современных исследованиях (Романова Е. С, 1992). Э. Роу (1956) связывает профессиональное становление человека с характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера принятия и сотрудничества, методы убеждения и поощрения, четкое распределение семейных функций. Сфера искусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение к работе с вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение, непонимание, преобладали методы наказания (автор тот же). 460 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет) В переходный экономический период выбор профессии человека могут определять и те виды специальностей, которые сегодня наиболее востребованы. Можно отметить также все более повышающуюся ценность высшего образования. Несмотря на материальные трудности, связанные с длительной учебой в высшем учебном заведении, конкурс в вузы в последние годы не только не упал, но значительно вырос. По данным Госкомстата России, в 1998 году было выпущено специалистов с высшим образованием 500 тыс. человек, что на 25% больше, чем в 1990 году. При этом специалистов по экономике и управлению, а также выпускников с гуманитарно-социальным образованием было выпущено соответственно втрое и вдвое больше, чем остальных специалистов (Российский статистический ежегодник, 1999). Эти моменты при анализе причин выбора профессий нельзя не учитывать. СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Второй проблемой, решаемой молодыми людьми, является проблема создания собственной семьи. Этот процесс представляет собой не просто инстинктивное стремление разнополых существ навстречу друг другу. Это сложный социально-психологический процесс, в основе которого, по мнению Э. Эриксона, лежит достаточно сформированная духовная зрелость, которая побуждает человека к поиску интимной психологической близости, к единению против изоляции и одиночества (Эриксон Э., 1996). Вступая в самостоятельную жизнь, молодой человек в возрасте 20 лет и старше оказывается один перед лицом огромного и пока малопонятного мира. Для преодоления этого одиночества требуется «родственная душа», «вторая половина». Сексуальная привлекательность при выборе партнера играет, конечно, важную роль, и часто именно она оказывается причиной допущенных при выборе супруга ошибок. Однако духовная и эмоциональная общность, СОЧУВСТВИЕ, СОУЧАСТИЕ оказываются важнее. Неслучайно поэтому в качестве мотивов вступления в брак респонденты называют потребность в том, чтобы «чувствовать себя нужным, заботиться» (36,8%) и «чтобы рядом был человек, который поймет и поддержит в любой жизненной ситуации» (44,6%) (Молодая семья..., 1991). Возрастные нормы
Метаценности семейные (от грвч. meta — между, после) — в данном случае это те ценности, которые сопутствуют и способствуют стабильности семейных отношений и являются производными от нее, например теплота семейных отношений, взаимное уважение, поддержка. в безопасности, уверенности в завтрашнем дне, привязанности, постоянстве окружения, в принадлежности, в общении, заботе, внимании, уважении, признании и высокой оценке. Производными (или мета-ценностями) являются для человека: теплота семейных отношений, ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 461
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.233 (0.006 с.) |