Предмет: «Основы дефектологии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет: «Основы дефектологии»



1ПП, 1зПП

Наименование показателей Отрасль знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
Дневная форма обучения Заочная форма обучения
Количество кредитов – 1,5   Нормативная
Отрасль знаний 0101 «Педагогическое образование»  
Модулей – 2 Направления подготовки6.030103 «Практическая психология» Год подготовки:
Содержательных модулей – 2 1-й 1-й
Индивидуальное научно-исследовательское задание: конспектиование и реферирование литературы; Семестр
Общее количество часов -54 1-й 2-й
Лекции
Кол-во часов в неделю: дневной формы обучения: 4 аудиторных – 5 самостоятельной работы студентов – 10     Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр 16 год. 2год.
Практические, семинарские
12 год. 10 год.
Лабораторные
год. год.
Самостоятельная работа
26 год. 95 год.
Индивидуальные занятия:год.
Вид контроля: экзамен

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель: формирование научной компетенции студентов, приобщение их к научно-исследовательской работе.

Задачи:

- дать представление о науке как составляющей культуры;

- ознакомить с методологией научно-исследовательской работы; сформировать навыки и умения выполнения научно-исследовательской работы.

III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Снижение экономического уровня жизни, ухудшение экологической обстановки привело к резкому снижению физического и психического здоровья нации. Так, по современным данным в 1-11 классах массовых школ только 8,5% детей можно признать гармонически развитыми. Практически здоровых (не имеющих отклонений в здоровье) - 25 -30%. У 40-45% детей выявлены отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям.

Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями входит составной частью в единую государственную систему образования. Современная система специального образования в настоящее время модифицируется в направлении интегрированного и инклюзивного образования с целью более эффективной социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Таких детей в Украине не менее 4,5% от общего количества детского населения, причем эта цифра неуклонно растет, в то же время половина таких детей обучаются в общеобразовательной школе, не имея необходимой социально-психолого-педагогической поддержки.

Курс "Основы дефектологии " направлен на подготовку студентов педагогических факультетов высших учебных заведений недефектологического профиля к работе с детьми, с особыми образовательными потребностями, квалифицированному выявлению таких детей с последующим направлением их на психолого- медико-педагогические консультации с целью уточнения дальнейшей трае к тории их развития. Предполагается изучение наиболее распространенных видов детских дизонтогений (нарушений интеллектуальной и речевой деятельности, слухового и зрительного анализаторов, комплексных дефектов развития, других дефектов развития нарушений опорно-двигательного аппарата, психопатических форм поведения). Анализируются причины возникновения, особенности, способы выявления и коррекции различных видов аномалий.

В результате изучения дисциплины студент должен

ЗНАТЬ:

- основные виды психического дизонтогенеза;

- причины его возникновения;

- структуру дефекта и особенности отклонений в развитии психики таких детей;

- основы дифференциальной диагностики;

- особенности содержания, форм, приемов и методов обучения и воспитания детей каждой группы;

УМЕТЬ:

- выявлять детей с особыми образовательными потребностями;

- на ранних этапах выявлять причины, вызывающие трудности в образовании воспитанников массовых учебно-воспитательных учреждений;

-давать рекомендации родителям таких детей по вопросам обучения и воспитания.

 

IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержательный модуль 1. Общие сведения о дефектологии, как науке.

Тема 1 История развития общественной помощи лицам, с отклонениями в развитии.

Тема 2. Дефектология как наука. Предмет и задачи дефектологии. Понятие "ребенок с особыми образовательными потребностями”. Виды детских аномалий и причины их возникновения. Структура дефекта развития

Содержательный модуль 2. Психологические особенности в картине отдельных нарушении развития у детей

Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Понятие "сурдопедагогика”. Формы и методы обучения детей с нарушениями слуха

Тема 4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Понятие "тифлопедагогика”. Формы и методы обучения детей с нарушениями зрения.

Тема 5. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тема 6. Классификация олигофрении и психолого-педагогическая характеристика детей-олигофренов

Тема 7. Задержка психического развития. Классификация ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Тема 8. Множественные нарушения развития.

Тема 9. Проявления неврозов и психопатий. Их классификация.

Тема 10. Расстройства аутистического спектра

Тема 11. Речевые нарушения. Основные понятия, классификация

Тема 12. Зарубежный опыт специального образования и воспитания.

V. СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА КУРСА

 

  Количество часов
Тема Лекции ПЗ СРС ИР
  ДО 4 НО 4 СП 4 ПП 1 ДО 4 НО 4 СП 4 ПП 1 ДО 4 НО 4 СП 4 ПП 1 ДО 4 НО 4 СП 4 ПП 1
Содержательный модуль 1. Общие сведения о дефектологии, как науке.
Тема1.История развития общественной помощи лицам, с отклонениями в развитии.                                
Тема2. Дефектология как наука. Предмет и задачи дефектологии. Понятие "аномальный ребенок". Виды детских аномалий и причины их возникновения. Структура и особенности процесса аномального развития.                                
Содержательный модуль 2. Психологические особенности в картине отдельных нарушении развития у детей
Тема3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Понятие "сурдопедагогика”. Формы и методы обучения детей с нарушениями слуха.                                
Тема4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Понятие "тифлопедагогика”. Формы и методы обучения детей с нарушениями зрения.                                
Тема 5 Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.                                
Тема 6 Понятие "олигофрения", клинические формы олигофрении. Деменция. Понятие "олигофренопедагогика”.                                
Тема.7. Классификация олигофрении и психолого-педагогическая характеристика детей-олигофренов.                                
Тема 8. Задержка психического развития. Классификация ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.                                
Тема9. Множественные нарушения развития.                                
Тема10. Проявления неврозов и психопатий. Их классификация                                
Тема 11. Речевые нарушения. Понятие, классификация.                                
Тема12.Расстройства аутистического спектра                                
                                 
всего                                

VI. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Семинар 1. Предмет и задачи курса «Основы дефектологии»

1.Становление дефектологии

2.Проблема нормы развития

3.Развитие психики аномальных детей

4.Практические задачи специальной психологии

Литература: 12, 21, 24, 27,37.

 

Семинар 2 Основные категории специальной педагогики

И дефектологии

1.Специфика формирования понятийного аппарата
дисциплины

2.Основные термины специальной педагогики

и психологии

3.Медицинская абилитация и реабилитация

4.Медико-социально-педагогический патронаж

5.Медико-социальная профилактика и ранняя
комплексная помощь

6.Социально-педагогическая помощь лицам

с ограниченными возможностями

Литература: 12, 21, 24, 27,37.

 

 

Семинар 3: Виды детских аномалий и причины их возникновения. Структура дефекта развития.

1. Виды детских аномалий: нарушения зрения, слуха, интеллектуального развития, речевые нарушения, комплексные нарушения рядя функций.

2. Причины возникновения аномалий: экзогенные и эндогенные, врожденные и приобретенные, органические, функциональные, социально-психологические, психоневрологические.

3. Влияние нездорового образа жизни родителей (курение, алкоголизм, наркомания), экологических и наследственных факторов на возникновение аномалий развития у детей.

Литература:

4, 5, 7, 16, 18.

 

 

Семинар 4: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Понятие “сурдопедагогика”. Формы и методы обучения детей с нарушением слуха.

1. Причины, вызывающие нарушения слуха:

- причины и факторы, вызывающие изменения в строении слухового аппарата;

- экзо- и эндогенные факторы патологического влияния на орган слуха плода;

- факторы, негативно влияющие на орган слуха здорового от рождения ребенка в сензитивные периоды развития.

2. Отклонения в развитии ребенка, вызванные нарушением слуха. Группы детей с нарушениями слуха:

- глухие,

- слабослышащие,

- позднооглохшие.

3. Глухие и глухонемые дети; вторичные отклонения в развитии психики, вызванные глухотой. Особенности познавательной деятельности, общения и речи глухих детей.

4. Остаточный слух и его значение для коррекции и адаптации глухих детей.

Позднооглохшие дети, возможности коррекции и компенсации этой группы детей с нарушениями слуха.

5. Тугоухие дети, степени тугоухости. Уровни развития речи при тугоухости. Особенности речевого развития тугоухих детей.

6. Предмет и задачи сурдопедагогики. Учебно-воспитательные учреждения для лиц с недостатками слуха

Литература:

1, 5, 8, 18.

 

Семинар 5: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. Понятие “тифлопедагогика”. Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.

 

1. Предмет и задачи тифлопедагогики.

2. Основы деятельности дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения: направленность педагогической работы, задачи специальной педагогики, типы дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения, особенности комплектации групп.

3. Особенности деятельности школ для слепых и слабовидящих.

4.Содержание, принципы и методы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.

5. Основы формирования и развития у слепых и слабовидящих детей зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки; обучение слепых и слабовидящих специальной графике: задачи и основы

Литература:

1, 5, 8, 18.

 

Семинар № 6. Понятие "олигофрения", клинические формы олигофрении. Деменция.

1.Основные клинические формы олигофрении:

- микроцефалия,

- болезнь Дауна,

- фенилкетонурия,

- олигофрении инфекционного происхождения (рубеолярная, паразитарная формы, олигофрения при врожденном сифилисе),

- гидроцефалия.

- алкогольный синдром плода

2.Этиология, патогенез, особенности физического и психического развития детей с различными клиническими формами олигофрении.

3.Деменция: прогредиентные и непрогредиентные формы.

Литература:

7,10, 12, 16, 17,18,21, 22,32.

 

Семинар № 7 Классификация олигофрении и психолого-педагогическая характеристика детей-олигофренов.

  1. Классификация олигофрении М.С. Певзнер.
  2. Классификация олигофрении по степени выраженности дефекта развития.

Литература:

4, 10, 18, 24, 27, 32, 44.

Семинар № 8. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.

1.Ощущения и восприятия: узость, фрагментарность, инактивность.

2.Развитие речи: характеристика устной речи (словарный запас, грамматический строй, эмоциональная окрашенность). Характеристика письменной речи (дислексия, дисграфия).

3.Причины недоразвития мышления. Конкретность, слабость обобщения, прагматизм мышления, непоследовательность мышления, слабость регулирующей роли мышления, некритичность мышления. Методы исследования мышления.

4.Особенности памяти и внимания умственно отсталых школьников.

Литература:

4, 10, 18, 24, 27, 32, 35, 44.

Семинар 9 Принципы, формы и методы коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.

 

1. Целенаправленность, связь воспитательного процесса с жизнью, учет возрастных, индивидуальных и типологических особенностей детей, системность воспитательного процесса.

2. Принцип коррекционной направленности обучения, сознательности и активности, наглядность, доступность и научность, учет индивидуальных особенностей, дифференцированный подход.

3. Трудовое обучение и воспитание

4. Физическое воспитание

5. Эстетическое воспитание

Патриотическое воспитание

Литература:

4, 10, 18, 19, 24, 27, 32, 34, 35, 44.

 

Семинар № 10. Задержка психического развития. Классификация ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

 

1. Понятие "задержка психического развития" (ЗПР). Отличие ЗПР от умственной отсталости, причины возникновения ЗПР.

2. Основные показатели задержки психического развития. Диагностика задержек психического развития у детей.

3. Значение специальных педагогических и медицинских условий для коррекции ЗПР.

4. Особенности образовательного процесса в школах и классах для детей с ЗПР.

5. Основные требования к процессу

 

Литература:

4, 10, 18, 24, 27, 32, 33, 38, 44.

Семинар 11: Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

1. Виды заболеваний, вызывающих тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата:

- детский церебральный паралич,

- мышечная дистрофия,

- полиомиелит,

- артрогриппоз, травмы, врожденные деформации.

2. Структура дефекта и особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Система воспитания и направленность лечебно-коррекционной и коррекционно-воспитательной работы с детьми данной группы.

Литература:

2, 5, 18, 27, 32, 33, 37, 38.

 

Семинар № 12 Коррекция нарушений речевого развития

1. Понятие "логопедии". Предмет и объект логопедии. Принятие "речевого нарушения", признаки речевого нарушения.

2. Строение и особенности функционирования речевого аппарата:

а). центральный речевой аппарат;

б). проводящие пути;

в) периферический речевой аппарат:

- дыхательный отдел,

- голосообразующий отдел,

- артикуляционный отдел.

3. Процесс формирования речи ребенка в онтогенезе. Значение критических периодов развития речевой функции для возникновения речевых нарушений.

4. Причины возникновения речевых нарушений, классификация причин, вызывающих речевые нарушения (по М.Е.Хватцеву).

5. Классификации речевых нарушений:

- клинико-педагогическая;

- психолого-педагогическая.

Их значение для эффективной организации коррекционной работы.

Литература:

4, 10, 18, 24, 27, 39, 40,41.

Семинар 13. Дети с комплексными нарушениями развития.

 

1. Особенности структуры дефекта и группы детей с комплексными нарушениями развития.

2. Слепоглухонемые дети: причины возникновения и структура дефекта. Влияние слепоглухонемоты на развитие психических функций ребенка. Основные направления коррекционной работы с такими детьми:

3. Дети с объединением сенсорного и интеллектуального дефектов: причины возникновения и особенности структуры дефекта (усугубление одного дефекта другим), особенности психического развития, обусловливающие трудности коррекционной работы с детьми этой группы.

Литература:

5, 10, 17,18, 24, 27, 32,37,44,45.

Семинар14 НЕВРОЗЫ И ПСИХОПАТИИ

ПЛАН:

1. Понятия "реактивного состояния" и "невротической реакции".

2. Причины возникновения неврозов, связанные с конфликтными

переживаниями.

3. Виды неврозов и формы их проявления.

4. Понятие "психопатии", факторы, вызывающие ее

(наследственные, органические, социальные факторы).

5. Органическая и функциональная психопатии.

6. Группа конституциональных психопатий

Литература:

5, 13, 17,18, 32,33,34.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.091 с.)