Экономическая сущность региона. Региональная экономическая система. Система функционирования внешнеэкономической сферы региона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность региона. Региональная экономическая система. Система функционирования внешнеэкономической сферы региона.



Экономическая сущность региона. Региональная экономическая система. Система функционирования внешнеэкономической сферы региона.

Экономическая сущность региона

- Региональную экономику можно рассматривать как: отрасль науки, которая изучает территориально-функциональные аспекты экономических отношений.

- это отрасль экономической науки, изучающая совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе.

Региональная экономическая система

- Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества.

- Основными элементами экономической системы являются: социально-экономические отношения, хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Система функционирования внешнеэкономической сферы региона.

- достижение лидирующих позиций в поставках энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта;

- реализацию имеющихся конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;

- усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала;

- создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, превращение России в один из мировых финансовых центров и другие.

*2. Формирование внешнеэкономической стратегии региона.

- предполагает определение сравнительных конкурентных преимуществ региона, развитие существующего экспортного потенциала и его расширение в контексте государственной и региональной экспортной стратегии

- Для создания реальной внешнеэкономической стратегии нужны аналитические данные, характеризующие степень реализации имеющихся местных преимуществ, использование их как факторов преобразования регионального производства и условий жизни населения.

- При этом должна быть учтена реальная оценка минерально-сырьевого потенциала и фонда резервных месторождений, качество научно-производственного потенциала, квалификация профессиональных возможностей различных категорий работников.

3. Механизм управления внешнеэкономическими связями региона.

- внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы: внешняя торговля; международное производственное сотрудничество; инвестиционное сотрудничество; международное научно-техническое сотрудничество; экономическое и техническое содействие; валютно-финансовое сотрудничество.

- Основой управления внешнеэкономическими связями являются исследования и анализ, которые осуществляются для уменьшения неопределенности в процессе принятия решений, расширения или сужения списка рассматриваемых альтернатив, оценки достоинств существующих программ.

4. Зарубежный опыт правового регулирования международных внешнеэкономических связей.

- В странах, проводящих традиционно либеральную экономическую политику, государство воздействует на рынок преимущественно с помощью таможенного тарифа (США) или государственных программ развития хозяйственной структуры (Германия)

- В других странах осуществляются программы активного воздействия на хозяйственную структуру с целью ее приспособления к требованиям мировой экономики, в том числе путем поддержки производств, способных удовлетворять высокие требования современного мирового рынка (Япония, Франция, Италия).

- Российская модель государственного регулирования внешнеэкономических связей:

-В качестве важнейших инструментов такого механизма ныне законодательно закреплены:

импортный таможенный тариф и внутренние налоги на импортные товары; нетарифные методы регулирования вывоза и ввоза (квоты и лицензии, применяемые в ограниченных масштабах, в основном, по соображениям национальной безопасности); технические барьеры в торговле (технические стандарты, санитарные, экологические и другие требования); меры поддержки экспорта (единый курс национальной валюты при расчетах по экспортно-импортным операциям);режим функционирования в стране иностранного капитала; таможенный и валютный контроль.

5. Механизм регулирования международных внешнеэкономических связей субъектов РФ.

- механизм правового регулирования международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации состоит из комплекса правовых средств, используемых в этих целях:

a) Конституционные нормы как основа регулирования

b) Федеральные законы, указы Президента и акты Правительства Российской Федерации, иные акты,

c) Конституции, уставы, а также законы и иные акты субъектов федерации в данной сфере

d) Система международно-правовых актов, относящихся к этой сфере.

6. Правовое регулирование международных внешнеэкономических связей регионов РФ.

- Важнейшим регулятором является Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации” (1995 г.).

- Два его положения имеют особое значение для субъектов федерации:

a) Предложения о заключении международных договоров до их представления Президенту или в Правительство Российской Федерации согласовываются с органами государственной власти соответствующих субъектов федерации

b) На органы государственной власти соответствующих субъектов федерации возложена обязанность обеспечения в пределах их полномочий выполнения международных договоров Российской Федерации(организационные, финансовые и материальные меры, ориентация региональных органов и хозяйствующих субъектов,) тд

7. Сущность протекционизма и либерализма внешней торговли. Торговые барьеры. Типы регионального сотрудничества.

Сущность протекционизма и либерализма внешней торговли

- Политика протекционизма означает осуществление системы мер по защите того или иного сектора экономики или ее в целом от внешних конкурентов через введения импортных пошлин или таможенных тарифов.

- Либерализм (политика свободной торговли, или фритредерство) — это политика на устранение барьеров на пути международного обмена.

Торговые барьеры

- ограничение свободного обмена товарами и услугами между странами через механизмы тарифного и нетарифного регулирования. Торговые барьеры могут принимать разнообразные формы: a) Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности:

Лицензии на импорт и экспорт, Импортные квоты, Торговые субсидии

b) Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности: Добровольные экспортные ограничения, Эмбарго

Экономические функции Приграничный пояс России.

военно-политическая стратегия как основной объект территориального вопроса государства;

– разрыв в уровне развития и неравномерность в экономической, культурной и социальной сферах;

– отбор и выбор, например, с точки зрения иммиграции;

– создание и строительство производства товаров, услуг и рабочих мест;

– культура и способы поведения, которые ведут к снятию или изоляции.

География внешнеторговых связей субъектов РФ: направления и особенности.

-

Слабости Ростовской области

- Миграционная политика

-безработица

- высокая цена продукции

- опасное положение (insecurity)

- коррупция

Динамика, структура и направления внешнеэкономических связей Вашего региона.

Экономическая сущность региона. Региональная экономическая система. Система функционирования внешнеэкономической сферы региона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.009 с.)