Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наболевшие мысли о детском здоровье (1988 г.)

Поиск

Известного ученого, основателя возрастной физиологии, профессора Илью Аркадьевича Аршавского можно по праву назвать рыцарем детства. В недавние времена, получившие сейчас название застойных, не переставал он бить тревогу. С детской медициной неладно. Благополучная статистика, мягко говоря, не точна. Повторял и повторял: здоровье детей — первоочередная государственная задача. Сегодня профессор Аршавский — гость нашей редакции.

Почему сегодня проблема детского здоровья оказалась такой острой? Все больше молодых женщин, которые не в состоянии нормально выносить и родить ребенка. Больная мама — больной ребенок. Здоровье будущего поколения становится серьезной социальной проблемой, порождает крайне тяжелые демографические последствия. Не только количественные, но и качественные. Больше десяти процентов малышей ежегодно рождаются со слабыми защитными реакциями, недоразвитой нервной системой. Около 80 процентов — аллергики...

Я помню, сколько заслуженных добрых слов получали раньше врачи-педиатры. Вся их жизнь была в живом общении с детьми: наблюдали своих маленьких пациентов с рождения, знали особенности каждого. А что сейчас? Зайдем в детскую поликлинику. На прием у врача отведены минуты. Что он успеет? Отчитаться в медицинской карте, наскоро выписать рецепт, порой и ребенка не осмотрит. А рецепты — в основном на антибиотики. На борьбу с детскими болезнями брошена у нас так называемая интенсивная терапия, в основе которой лекарства, чаще всего те же антибиотики, в раннем возрасте зачастую просто противопоказанные. Значит, вместо пользы — вред. С первых шагов ребенок утрачивает естественную способность противостоять болезням, самовосстанавливаться, поправляться. Так сами мы подрываем защитные механизмы организма. Незнание других, не лекарственных методов лечения, заставляет докторов прибегать к таким оглушительным мерам.

Сложившаяся ситуация приводит к высокой заболеваемости, повышению детской смертности. Многие родители, разуверившись в педиатрии, решили взять здоровье своих детей в собственные руки. Но им не хватает медицинской культуры, знаний; нужна грамотная помощь. Нам надо научить так растить и воспитывать ребенка, чтобы исключить возможность его заболевания вообще.

В 1980 году Всемирная Организация Здравоохранения сделала обязательным для всех стран метод раннего вскармливания грудью матери через двадцать минут после рождения. А этот метод был предложен нами... тридцать пять лет назад. В нашей стране он так и не внесен до сих пор. Малыша начинают кормить в лучшем случае через сутки после рождения. И что же?

Утрачивается естественная иммунобиологическая устойчивость. Дети становятся незрелыми и из-за совершенно недопустимых гигиенических условий в родильных домах, не учитывающих особенности физиологии новорожденных. Я имею в виду обязательную выдачу лекарства после рождения и в особенности позднее начало кормления грудью матери. Даже рожденный физиологически зрелым ребенок может обрести черты незрелости, подхватить аллергию — печальную привилегию современного человека. Следующая, чреватая последствиями, «норма» — обязательные прививки, хотя некоторым ребятишкам они просто противопоказаны. Неудачи и попытки объяснить все беды наследственностью, как это сейчас делается, несостоятельны. В действительности на долю генетической патологии приходится всегр лишь пять-семь процентов детей, а число рождающихся зрелыми не превышает сейчас десяти-пятнадцати процентов!

Значит ли, что с такой ситуацией надо смириться? Конечно, нет. Она может и должна быть как можно скорее изменена.

Повторяю, надо торопиться. Незрелость, как я уже говорил, основа для болезней не только в ранние, но и в зрелые годы. Предотвратить ее — значит реально и резко сократить заболеваемость. Благодаря физической активности увеличиваются энергетические резервы организма. Такая активность повышает иммунитет и тем самым исключает возможность заболеть. Обогащаясь энергией,, мы приобретаем способность проявлять новую активность, ранее недоступную. Это относится не только к мышечной, но и к интеллектуальной работе. Подвижность обеспечивает организму устойчивость, укрепляет его.

А что сегодня? Изнеженные, перекормленные дети, через меру — обилие и комфорт. Тут, как мы показали в экспериментах, снижается исследовательский инстинкт, потенциально заложенный у каждого, подавляются творческие способности, что называется, на корню и порой необратимо. Зато созданы все условия для воспитания лени, безволия и бессилия, а значит, болезней. Каждый ребенок, в этом я убежден, без исключения каждый, таит в себе творческие способности. Но их надо развивать. Для того, чтобы они проявились, нужны активность и здоровье.

Да, я за аскетизм в известном смысле, за такую систему воспитания, значит, и организации среды ребенка, которая побуждает его к активным исследовательским связям с миром.

Беседу вела В. ЖМАКИНА,

Москва, Учительская газета,

14 мая 1988 г.

P.S. С тех пор прошло много лет, а «воз и ныне там»...

Приложение № 5

Первая Международная конференция «Акушерство духа»

Москва, апрель 1997 г.

Мишель Оден

«Новая научная трактовка древних посланий на рубеже 2000 года».

Отрывки из лекций*. Перевод с англ. М. Ошурков.

Из первой лекции:

Роль интеллекта (неокортекса) в процессе родов.**

Когда женщина рожает, ее мозг активен. Но не весь мозг работает как железа, а лишь нижние отделы мозга, архаическая, примитивная часть мозга. Это та часть мозга, которая у нас общая со всеми остальными млекопитающими. Это такие структуры мозга, как гипоталамус, гипофиз, шишковидная железа, — вот что активно в тот момент, когда женщина рожает. Если вы представите себе женщину во время родов с точки зрения современного физиолога, вы увидите прежде всего эту архаическую часть мозга, активно вырабатывающую гормоны...

...Препятствием во время родов является именно развитый интеллект, развитая кора головного мозга — неокортекс. И как же преодолеть это препятствие? Мы снова обращаемся к посланиям древних времен. Вы найдете там ключ, который поможет преодолеть это препятствие: надо снижать активность интеллекта. Мы должны принять тот факт, что мы — млекопитающие. Ключ к загадке в том, что дева Мария рожала Иисуса в яслях, в хлеву. Нужно принять это послание, послание о смирении перед собственной природой.

В ситуации родов у нас активна часть мозга, общая с другими млекопитающими. Мы должны принять то, что мы — животные, и на этот период избавиться от активности интеллекта...

* Полностью лекции можно прочитать в книге: М. Оден «Что мы еще не знаем о рождении и происхождении человека». М., «Волшебный ребенок», 2001.

** Названия отрывков даны Л. А..Никитиной.

Когда женщина рожает одна, и когда все идет так, как надо, возникает такое опущение, будто эта женщина отправилась на другую планету. Она отрезает, отсекает себя от этого мира, она не отдает себе отчета в том, что происходит, она забывает все, что она прочитала в книгах, все, чему ее учили, она в этот момент совершает некое внутреннее путешествие. И вот когда женщина в таком состоянии отправляется на другую планету, как мы это можем перевести на современный научный язык? Это значит, что она сокращает, сводит на нет активность неокортекса. И вот это сокращение активности неокортекса является важнейшим аспектом физиологии родов для человека как биологического вида. Когда этот факт был понят, стало проще принять и объяснить, что и любая стимуляция неокортекса будет тормозить процесс родов, будет препятствовать процессу родов.

Проблема теперь в том, чтобы выяснить, какие именно факторы вызывают активность коры. Они, вообще-то, хорошо известны. Например, мы знаем, что деятельность коры стимулируют слова. Когда мы общаемся с помощью слов, мы пропускаем это все через неокортекс и заставляем его работать. Это значит, что когда у женщины роды, мы должны очень внимательно и осторожно обходиться со словами. Мы должны заботиться о том, чтобы не задавать точных вопросов. Представьте себе, в разгаре легко идущих родов, все идет хорошо, женщина в коленно-локтевой позиции, в темном углу, — и вдруг кто-то спрашивает у нее: «Слушай, какой номер твоего телефона?» Это стимулирует кору, и есть риск, что это прервет схватки. И еще один фактор, стимулирующий активность коры, — это яркий свет.

Это означает, что в процессе родов очень важна граница между притушенным светом и ярким светом. Это еще один фактор, который стимулирует активность коры.

Еще один фактор заключается в том, что мы чувствуем, когда за нами наблюдают. И это также можно изучить, выявить научным путем. Один французский доктор написал статью на эту тему, как мы воспринимаем, когда кто-то стоит от нас в двух метрах, в пяти метрах и наблюдает за нами. Но главное заключается в том, что если мы чувствуем, что за нами наблюдают, это стимулирует нашу кору, что вполне понятно. Например, сейчас я смотрю на вас, и из-за того, что я смотрю на вас, все в этой комнате постараются взглянуть, на кого же я смотрю. Ваше ощущение себя, ваше восприятие себя меняется. Вы не знаете, куда девать руки, куда себя девать, вы пытаетесь поправить прическу, сесть поудобнее, — кора вашего мозга стимулирована. Что же это означает? Это означает, что очень важно, чтобы в процессе родов женщина не чувствовала, что за ней наблюдают, чтобы она чувствовала себя в безопасности. Если мы подумаем об остальных млекопитающих, чья кора не так развита, как наша, — у всех у них есть поведенческая стратегия прятаться во время родов, они скрываются, чтобы за ними не наблюдали. Эти стереотипы, эти стратегии различаются у разных видов, но цель всегда одна и та же. Например, крысы — животные, которые активны ночью, рожают днем. Лошади, которые активны днем, рожают ночью. Горные козлы отправляются в самые недоступные места, чтобы рожать. И наши ближайшие родственники шимпанзе на время родов отделяются от стада. То есть, это приоритет среди всех млекопитающих — быть скрытым, ненаблюдаемым во время родов.

Есть еще один важный фактор, который стимулирует кору: любая ситуация, которая связана с повышением уровня адреналина. Адреналин — это тот гормон, который мы вырабатываем, когда чувствуем себя в опасности, когда мы готовимся встретить физическую угрозу, когда нам нужно быть внимательным, нужно быть настороже, начеку. И это также стимулирует нашу кору. Но когда в крови повышен уровень адреналина, роды не могут идти нормально. Что же необходимо для того, чтобы поддерживать низкий уровень адреналина? Что необходимо для того, чтобы роды шли нормально? Для родов необходим низкий уровень адреналина, а для этого необходимо чувствовать себя в безопасности. Итак, чувство безопасности — это еще один базовый элемент для успешных родов. И если мы взглянем на поведение женщин во время родов по всему земному шару во все века, мы обнаружим, что во всех случаях действует один и тот же стереотип, одна и та же стратегия поведения. Во-первых, они все стремятся рожать своего ребенка как можно ближе к своей матери. Для них важно было узнать, что их мать где-то недалеко, поблизости, — или же... подмена, кто-то, кто заменяет для них мать в большой семье: бабушка или тетя, или же человек, заменяющий фигуру матери, пожилая женщина, с которой вы чувствуете себя в безопасности. И здесь коренится вся традиция акушерства, женщин-повитух.

Повитуха изначально — это материнская фигура, и прототип того человека, с которым в данной ситуации вы чувствуете себя в безопасности, — это ваша мать. Это очень важное заключение, к которому мы пришли в конце этого столетия. Вы знаете, что есть страны, где акушерки, повитухи полностью исчезли. Например, в США, в Канаде. И теперь понимают, что это была ошибка. Теперь понимают, что наилучшее разрешение перинатального периода происходит в тех странах, где количество акушерок уже превышает количество врачей. Вот теперь они хотят выяснить, где же можно достать акушерок, повитух. Этот вопрос сейчас достаточно актуален. И очень важно понять, что изначально фигура повитухи — это фигура матери. Например, в Америке это сейчас достаточно трудно понять. Они совершали достаточно много ошибок, эти ошибки можно отследить по их словарю, по тем словам, которые они употребляют. Например, они называют акушера, того человека, который присутствует при родовспоможении, тем же словом, что и тренера. Но в любом случае нужно сказать, что фигура повитухи, акушерки очень важна.

Итак, как вы видите, даже говоря на языке современной физиологии, мы вновь обнаруживаем очень простые роли, очень простые действия, которые помогают нам сделать процесс родов наиболее легким и безопасным. Эти роли очень просты, мы должны очень внимательно и осторожно обходиться с тем миром, в котором мы живем: надо быть очень осторожным с ярким светом, позаботиться о том, чтобы женщина, которая рожает, не чувствовала себя под наблюдением, не боялась, что на нее глазеют; это значит, что есть большая разница между акушером-гинекологом, который стоит прямо перед роженицей, и акушеркой, которая сидит и наблюдает из-за угла.

Из третьей лекции:

Надо ли бояться инфекций?

Когда несколько лет назад я был в Москве и посещал различные роддома, я понял, что русские акушеры и гинекологи жутко боятся микробов, боятся инфекций. Причем, в роддомах действительно масса инфицированных. И очень легко объяснить, почему. Потому что есть кое-что, чего врачи не понимают. Они не понимают, что когда ребенок появляется на свет, ему крайне необходимо быть зараженным микрофлорой и микрофауной своей матери. Я, например, обнаружил, что они мажут соски кормящей матери каким-то антисептиком, чтобы таким образом защитить новорожденного от микробов его собственной матери, и это ужасная ошибка. Эта ошибка означает, что они совершенно не понимают того, что происходит с ребенком непосредственно после родов. Так давайте же суммируем то, что они должны знать.

Первое, что им следует помнить, — новорожденный ребенок полностью свободен от микробов. Когда ребенок появляется на свет, у него нет болезнетворных микробов ни на коже, ни на слизистых, ни в кишечнике, — нигде. А через несколько часов на нем будут миллиарды микробов повсюду. Это неотъемлемый факт, сопровождающий любое рождение, любое появление на свет. Родиться — означает войти в мир микробов, это первая вещь, которую следует помнить.

Второй важный момент: когда ребенок рождается, в его крови те же антитела, что и у матери. Есть антитела, которые называются IGG, они проникают сквозь плаценту. И уровень этих антител в крови ребенка и матери абсолютно одинаков. Так что, хотя ребенок и свободен от микробов, для его организма существуют знакомые, дружественные микробы, те микробы, которые живут в организме матери. При близком контакте матери и ребенка непосредственно после родов эти дружественные микробы занимают место незнакомых микробов, тех, которые незнакомы организму матери, незнакомы и недружественны организму ребенка и представляют потенциальную опасность.

И тут нужно объяснить третий пункт, третью вещь, которая прекрасно известна бактериологам. Дело в том, что когда какой-то организм, какое-то место свободно от микробов, первый микроб, который оккупирует эту территорию, станет правителем этой территории. И если мы будем иметь в виду все эти три момента, вы поймете важнейшую вещь: когда ребенок появляется на свет, жизненно важный вопрос, какой микроб первым оккупирует территорию его организма. И наша задача — сделать так, чтобы ребенок был заражен микробами матери. С бактериологической точки зрения мы можем сказать, что ребенку сразу после родов крайне нужен контакт с одним-един-ственным человеком, а именно — с собственной матерью. Это единственный человек на свете, с которым у него общие антитела. Это просто напоминание о хорошо известном факте. Но это явно не очень хорошо понимается русскими акушерами-педиатрами. Если вы это поймете, вы сумеете предотвратить многие-многие детские инфекции, вы сможете избавиться от фобий, от страха перед микробами, исходящими от матери. Ребенок нуждается в этих инфекциях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.008 с.)